Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ





(результаты исследований школы Л.С. Выготского)

ГЛАВА I

ТЕОРИЯ Л. С. ВЫГОТСКОГО

О ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

 

Многие проблемы развивающего образования могут успешно разрабатываться на основе фундаментальных междисциплинарных понятий, среди которых наиболее существенное значение имеют деятельность, идеальное, сознание, мышление, личность человека. Большую роль играют общие представления о его психическом развитии, о развитии тех сфер, которые фиксируются перечисленными понятиями. Содержание этих понятий и представлений кратко описано в предыдущих частях книги. Мы также изложили, опираясь на основные положения научной школы Л.С. Выготского, свое истолкование связи образования (обучения и воспитания) с психическим развитием. Вместе с тем целесообразно более развернуто рассказать о реальном вкладе отдельных представителей этой школы в теорию и практику развивающего образования. Это позволит читателям уточнить и расширить свое понимание теоретических основ и эволюции основных взглядов школы Л.С. Выготского. Руководствуясь этой идеей, мы проанализируем ее вклад в теорию психического развития человека, которая тесно связана с идеями Л.С. Выготского о культурно-исторической природе этого процесса.



Исторические предпосылки

культурно-исторической теории[599]

 

Лев Семенович Выготский (1896-1934) - один из крупнейших психологов первой половины XX столетия. Став известным ученым еще при жизни, он и сейчас, спустя более 60 лет после смерти, остается лидером большой школы отечест-

венных психологов и оказывает существенное влияние на всю мировую психологию.

Л.С. Выготский прожил в науке недолго, но интенсивно, ярко и плодотворно. Он работал в самых разных областях психологии: ему принадлежат талантливо выполненные труды по методологии и истории психологии, по общей, возрастной и педагогической психологии, по психологии искусства, по дефектологии и клинической нейрологии[600]. И каждая из этих областей испытала на себе благотворное влияние его смелых оригинальных идей. Но есть одна область, в которой были сконцентрированы его научные интересы,— это развитие сознания человека, развитие его психики. Ему принадлежит фундаментальная теория психического развития человека, до сих пор имеющая серьезное практическое значение для его воспитания и обучения.



Кратко изложим жизненный путь Л.С. Выготского. Родился он 5 (17) ноября 1896 г. в г. Орше в семье служащего. Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет народного университета А.Л. Шанявского. Затем работал преподавателем в Гомеле. С 1924 г. Л.С. Выготский начал работать в Московском институте психологии, в основанном им Московском институте дефектологии, позднее читал курсы лекций в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Скончался он в Москве в возрасте 38 лет 11 июня 1934 г.

В годы своей научной деятельности Л.С. Выготский сплотил вокруг себя многих молодых ученых, которые в последующем составили крупнейшую в отечественной психологии научную школу. В нее входили такие психологи, как А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, Д.Б. Эльконин и др. Эти ученые разработали собственные, ныне широко известные психологические теории, которые вместе с тем имеют единое основание, созданное в свое время Л.С. Выготским. Сейчас во многих странах работают уже ученики его учеников. Сохраняя их наследие, они стремятся углубить и видоизменить в соответствии с современными требованиями главные идеи основоположника своей научной школы.

Прежде чем перейти к содержанию этих идей, необходимо затронуть один вопрос, который сейчас почти не обсуждается. Принято считать, что творчество Л.С. Выготского в истории психологии — это особый "феномен", поскольку появившийся в науке неизвестный молодой человек сразу осуществил глубокую критику ее фундаментальных положений и тут же противопоставил им ряд серьезных теоретических идей, экспериментальная разработка которых открыла в психологии новые горизонты. На наш взгляд, "феномен Выготского" имеет под собой совокупность своеобразных причин, которые и объясняют его историческую закономерность.



Взгляды Л.С. Выготского складывались в революционные годы и отразили в себе научно-социальные идеи того времени, связанные с пониманием важнейших сил человека, закономерностей их исторического развития. Такое понимание было представлено в диалектико-материалистической философии, и Л.С. Выготский сделал ее основой своего мировоззрения. Это обстоятельство можно выразить словами современного американского философа и историка науки Ст. Тулмина, который писал: "Это была философия, которая вооружила его, дала ему базис для интеграции таких наук, как психология развития, клиническая нейрология, культурная антропология, психология искусства. Это то, чем сейчас мы, психологи Запада, должны заняться всерьез"[601].

Л.С. Выготский еще в студенческие годы серьезно изучал историю философии (он хорошо знал классическую немецкую философию и философию марксизма). Имея исключительные способности, он первоначально работал одновременно в нескольких гуманитарных сферах ( в литературоведении, театроведении, в психологии искусства, в педагогической психологии). В гомельский период своей жизни он изучал труды по физиологии и психологии поведения, работы по физиологии нервной системы. Поэтому, обратившись к исследованию проблем психологии, он находился на уровне современного ему гуманитарного и естественнонаучного знания. Отметим, что в последние годы своей жизни он углубленно интересовался физиологией и медициной, занимался вопросами нейрологии.

Именно разносторонность познаний, имевшихся у Л.С. Выготского, позволила ему создать такую психологическую теорию, которая своими корнями связана с русской культурой и наукой первых десятилетий XX века. Л.С. Выготский — правомочный и законный представитель важнейшего во многих отношениях периода в истории нашей отечественной культуры и науки. Приведем несколько примеров, чтобы лучше понять и почувствовать атмосферу поисков и созидания, в которой жил и работал Л.С. Выготский.

Так, представления о знаково-символической основе сознания, развивавшиеся Л.С. Выготским, связаны с теорией и практикой русского символизма, наиболее ярко проявившегося в поэзии, живописи, театре и киноискусстве. Символизм выступил как оппозиция натурализму в искусстве, что отчетливо видно в трудах и стихах А. Белого, А. Блока, О. Мандельштама, Б. Пастернака и многих других, в трудах и спектаклях В. Мейерхольда, С. Эйзенштейна. У Л.С. Выготского — великолепного знатока искусства — эта оппозиция приняла форму научного протеста против натурализма в психологии.

Ключевой для теории Л.С. Выготского и его школы стала проблема развития психики. Замечательные идеи в этой области выдвигали русские современники Л.С. Выготского — эволюционисты-биологи ВА. Вагнер и А.Н. Северцев. Первый настаивал на том, что у психологии должны быть значительно более тесные связи с общей биологией, теорией эволюции, и высказывал опасения по поводу того, что слишком тесные связи психологии с физиологией могут деформировать психологическую науку, направить поиски по ложному следу (сейчас мы можем сказать, что эти опасения не были лишены оснований). АН. Северцев обратился к психической реальности для объяснения эволюционного процесса, считая, что психика является фактором эволюции. Этому соответствует положение Л.С. Выготского о том, что биологическое значение психики — необходимое условие научной психологии[602].

В те же годы начало формироваться новое антигомеостати-ческое направление и в самой физиологии. Это прежде всего относится к работам АА. Ухтомского и НА. Бернштейна. Эти ученые установили, что имеется особый класс функциональных, а не анатомо-морфологических органов индивида. К числу таких органов относятся доминанта, интегральный образ, движение и т.д. Сейчас это направление исследований в физиологии получило наименование физиологии активности[603]. Оно вполне соответствует идее Л.С. Выготского о том, что для развития психологии важна не столько физиологическая психология, сколько психологическая физиология (ее не следует смешивать с классической психофизиологией органов чувств). Сам Л.С. Выготский рассматривал высшие психические функции как функциональные системы или органы индивида. Отметим, что в настоящее время происходит все более тесное сближение физиологии активности, разрабатываемой последователями НА. Бернштейна, и психологической теории деятельности, развиваемой школой Л.С. Выготского.

Большое место в научных исканиях Л.С. Выготского занимали проблемы мышления и речи, а также происхождения и функций сознания. В этих областях работали такие замечательные русские ученые, как Г.Г. Шпет, Н.Я. Марр, М.М. Бахтин. Все они изучали происхождение языка, справедливо считая его основой сознания. Г.Г. Шпет был одним из первых, кто развивал представления о функциональной структуре слова, выделяя в нем внешнюю и внутреннюю формы, и подчеркивал роль взаимопереходов между ними. Н.Я. Марр прослеживал генезис языка и связывал его происхождение с осуществлением предметно-практических действий, а также со знаковыми (жестово-кинетическими) формами отображения и выражения этих действий. М.М. Бахтин развивал идеи диалогизма и полифоничности сознания.

Указанные исследователи, несомненно, оказали значительное влияние на развитие идей Л.С. Выготского о формировании человеческого сознания. Именно в его трудах мы находим проблему внешнего и внутреннего, идею связи действий и знаков, представления о том, что бытийные и знаковые слои сознания генетически предшествуют собственно рефлексивным его слоям, и, наконец, понимание диалогизма и полифоничности сознания.

Со многими из названных представителей культуры и науки Л.С. Выготский был знаком лично (с некоторыми из них дружен), других знал по публикациям. Освещая этот культурный фон его жизни, мы менее всего хотим быть поняты таким образом, что он просто заимствовал ряд идей у своих предшественников и современников. Разумеется, было и это. В науке иначе и не бывает. Но нам важно показать дух времени и атмосферу исканий данной эпохи, заострив внимание на том, что проблематика деятельности и сознания человека занимала тогда многих выдающихся представителей науки и культуры. Каждый из них был глубоко оригинален в создании своего исследовательского направления и только теперь, зная ретроспективу и современное состояние этих направлений, мы видим, насколько глубоки были связи между ними. Но при всей их близости М.М. Бахтин остается М.М. Бахтиным, НА. Бернштейн - НА. Бернштейном, а Л.С. Выготский — Л.С. Выготским. Задача продумывания и понимания этих связей и возможного синтеза идей, развитых в области деятельности и сознания человека выдающимися представителями искусства, философии, языкознания, литературоведения, физиологии, эволюционной биологии и психологии,- это интереснейшая задача нынешних историков науки. Мы указали на общекультурные и общенаучные корни психологической теории Л.С. Выготского, связанные с нашей отечественной традицией. Однако в старой России психология была развита значительно меньше, чем на Западе. Это особенно справедливо по отношению к экспериментальной психологии. Л.С. Выготский, придя в психологию, начал энергично осваивать опыт мировой психологической науки. Это освоение трансформировалось в творческую переработку теорий бихевиоризма, гештальтпсихологии, функциональной и описательной психологии, генетической психологии, французской социологической школы и фрейдизма. Полученные результаты публиковались Л.С. Выготским в предисловиях к русским изданиям книг западных психологов, в историко-критических очерках, а также в фундаментальной работе "Исторический смысл психологического кризиса", вышедшей в свет уже после смерти ученого[604]. Его критика различных теорий всегда была конструктивной. Л.С. Выготский внимательно и бережно относился к фактическому, экспериментальному материалу, накопленному в различных направлениях и школах западной и русской психологической науки.

Но Л.С. Выготский не был собирателем фактов. Он смотрел на них сквозь призму собственной концепции, которую, правда, никогда не считал завершенной. Благодаря такому отношению к фактам ему удавалось переосмысливать огромный материал и представлять его в стройной системе в лекциях, статьях и книгах. Разумеется, такая работа не могла быть выполнена, если бы у него не было четких методологических ориентиров. Л.С. Выготский был не только психологом-теоретиком и психологом-экспериментатором, но и методологом психологии. Марксистский диалектический метод познания стал основой его психологической теории; но эту теорию он строил, опираясь на тщательное изучение развития психики человека, на анализ и обобщение большого фактического материала, собранного отечественными и зарубежными учеными.

Необходимо также отметить, что Л.С. Выготский внес вклад не только в психологию, но и в общую методологию науки. Мы имеем в виду его представления о системном строении сознания, которые он сформулировал еще до начала так называемого системного движения в науке, связываемого обычно с именем Л. фон Берталанфи. Во многих работах Л.С. Выготского изложена сущность целостного подхода к сознанию человека, при этом принцип целостности он соединил с идеей развития.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.