|
Стали пятничные молитвы и обращения мулл.
Коммуникационный фактор социальных сетей, без- условно, присутствовал. Более того, как было выявлено и по результатам мониторинга, и по результатам поле- вых исследований, он нарастал по мере развития собы- тий. Т.е. на первом этапе коммуникация шла в основном вживую и через банальные телефоны, но дальше все чаще стали использоваться платформа Twitter и соци- альные сети.
Наиболее заметную роль социальные сети сыграли в части информационного освещения событий в араб- ском мире и во всемирном медийном пространстве. Результаты исследования убедительно показали, что со- общения в Twitter и социальных сетях оставляла ничтож- но малая часть участников событий. В их число входили, прежде всего, агитаторы, или ангажированные блогге- ры. Кроме того, среди них было немало и тех, кто писал то, что думал, или выкладывал видео, которые реально снимал. При этом именно сообщения ангажированных блоггеров в значительной степени использовались ми- ровыми онлайн СМИ всех форматов и формировали ин- формационные потоки. Частично здесь имел место фак- тор целенаправленного использования фрагментарной информации в целях манипулирования общественным мнением. Но главным, по мнению исследователей из Гарварда, было то, что именно такая технология форми- рования новостей встроена в производственные процес- сы мировых интернет- и офлайн-СМИ. Т.е. так произошло не только потому, что кто-то целенаправленно занимал- ся манипуляциями, но и потому, что это соответствовало отработанным технологиям подачи новостей в режиме нон-стоп.
Широко обсуждаются результаты промежуточных исследований Института анализа социальных и полити- ческих конфликтов Джорджтаунского университета. Этот университет является одной из ведущих «фабрик мыс-
Елена Ларина, Владимир Овчинский
КИБЕРВОЙНЫ XXI ВЕКА. ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ РОССИИ
ли», обслуживающих, прежде всего, Госдепартамент и Со- вет национальной безопасности. Институт вот уже девять лет ведет тему «Квазитолпа в политических событиях».
Еще в прошлом веке Г. Лебон написал свою знаме- нитую работу о толпе. В ней сформулировано и клас- сическое понимание толпы, как большого, в каком-то смысле даже избыточного количества людей, оказавше- гося в определенное время в конкретном месте. Квази- толпа отличается от толпы тем, что представляет собой толпу, которая собралась не случайно из-за стечения тех или иных обстоятельств, либо объективных процессов, а была собрана сознательно, либо собралась в результате каких-то общественных процессов.
Уникальность этого исследования состоит в том, что феномен квазитолпы изучался не только на материале арабского мира, но и Западной Европы, конкретно, со- бытий в Лондоне, Париже, Берлине в последние годы, США («Оккупай Уолл-стрит»). В результате исследова- ний, которые велись с привлечением специалистов из МТИ и Северо-Западного института, выяснились очень интересные вещи. Для каждой из стран имеется свой критический порог численного состава квазитолпы, ког- да она начинает играть активную роль в политических, социальных и экономических процессах, прежде всего, на региональном, городском и территориальном уровнях. Этот порог зависит от численности населения в ключевых городах, культурных особенностей, национального тем- перамента и компьютерной вооруженности населения.
В исследовании установлено, что квазитолпа пре- вращается в своего рода устойчивый субъект действия, способный собираться с определенной периодичностью при выполнении условий, связанных с ее структурным составом. Конкретно речь идет о следующем. Ранее счи- талось, что в квазитолпе четко выделяются три группы участников. Это «заводилы», выступающие организато- рами квазитолпы и первыми выходящие на площади и
Глава 3 БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ
улицы. Вторая – «регулярные бойцы». Это – участники квазитолпы, склонные к жесткому противодействию с властью и органами правопорядка, как правило, беру- щие на себя основной удар при попытках сдержать или рассеять квазитолпу. Третья – «примкнувшие». Это те, кто откликается на призыв заводил, и является массов- кой для бойцов. Впервые структура квазитолпы была рас- крыта исследователями из Лондонской школы экономики на примере анализа движения британских футбольных болельщиков – ультрас в 70-е годы прошлого века.
Проведенные в последние годы исследования за- ставили посмотреть на квазитолпу несколько по-иному. Квазитолпа понимается не как простое объединение большого числа людей, а как единое целое, состоящее из людей и групп, объединенных сильными, слабыми и очень слабыми связями. Выяснилось, если в квазитолпе не менее 7-15% людей принадлежат к группам, внутри которых имеются сильные связи, то это необходимый но недостаточный фактор превращения квазитолпы в ре- альный фактор действия. Что это за группы? Это не орга- низаторы квазитолпы, а люди, которые влились в нее не поодиночке, а группами, которые тесно взаимодейству- ют в реале и общаются в виртуале. Эти группы становятся центрами притяжения и стабилизации квазитолпы. Они же в значительной степени втягивают в себя понемногу остальных членов квазитолпы. Про эти группы было из- вестно и раньше.
А вот третий компонент квазитолпы четко выделен впервые. Выяснилось, что в квазитолпе, которой удалось стать субъектом действия, обязательно присутствовали микрогруппы, выполняющие роль катализаторов. Их численность должна составлять от 2 до 5% от общего чис- ла участников квазитолпы. Это люди, которые наиболее активно ведут себя в квазитолпе, а также оказываются первыми при любых конфликтах и столкновениях. Было бы упрощением, как показали результаты исследований,
Елена Ларина, Владимир Овчинский
КИБЕРВОЙНЫ XXI ВЕКА. ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ РОССИИ
всех их без исключения относить к провокаторам. Конеч- но, провокаторы в ряде случаев составляют большинство этой группы, но немалая часть людей, попавших в ука- занную категорию – это участники квазитолпы, которые по своим личностным и социально-психологическим ха- рактеристикам, культурным стереотипам и возрастным особенностям склонны к импульсивным действиям, имеют низкий порог сдерживания страхом и т.п. Иссле- дованиям этой категории в России длительное время с успехом занимается д.ф.н. И. Сундиев. Очень интересно, что согласно анализу института, эта группа в значитель- ной степени формируется и рекрутируется в социальных сетях. По численности они ничтожны, но последствия их деятельности очень велики. И это не удивительно, по- скольку динамика квазитолпы – это чисто синергетиче- ский процесс. При таких процессах даже малые измене- ния могут привести к очень большим последствиям.
Имеется много свидетельств, что для того, чтобы квазитолпа превратилась в субъект действия, одних про- цессов самоорганизации недостаточно. Должно присут- ствовать внешнее управление со стороны тех, кто сам ни в коем случае не участвует в квазитолпе, а обеспечивает своего рода логистику, финансирование и т.п. Проще го- воря, каждому кукольному театру нужен свой Карабас- Барабас. Хотя в реальности обычно действует не инди- видуальный, а коллективный Карабас.
Значительный интерес вызвала недавняя работа Парижского центра изучения социальных, этнических и межконфессиональных конфликтов о взаимоотношени- ях виртуальных и реальных социальных сетей и групп в конфликтных ситуациях. Исследование имело целью вы- яснить вопрос, какие именно виртуальные группы бы- стрее всего самоорганизуются в конфликтных ситуациях и способны к согласованным действиям. В качестве ма- териалов были использованы данные по беспорядкам в Париже, событиям прошлого года в Тунисе, футбольным
Глава 3 БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ
беспорядкам в центральной Германии. Было выделено три типа групп: полностью виртуальные группы, которые до событий не имели между собой никаких контактов в реале, смешанные группы, где часть людей взаимодей- ствовала в реале и все взаимодействовали в социальных сетях и, наконец, реальные группы, все члены которых многократно пересекались и взаимодействовали в ре- альном мире.
К некоторому удивлению исследователей выясни- лось, что наибольшей способностью к самоорганизации обладают не реальные, как это предполагалось до сих пор, а смешанные группы. Под самоорганизацией име- лась в виду способность людей на месте события быстро идентифицировать себя как единое целое и, кроме того, увеличивать численность группы за счет включения в нее других участников конфликтов или беспорядков. Оказалось, что реальные группы быстрее всех переходят к действиям, но с трудом коммуницируют с толпой на месте конфликтов или беспорядков. В то же время сме- шанные группы немногим уступали реальным группам в скорости перехода к тем или иным активным действиям, намного превосходят их по способности вбирать в себя неорганизованных участников конфликтов и беспоряд- ков и просто людей, оказавшихся в это время в соответ- ствующем месте.
Далее исследователи выяснили, что во всех странах наблюдения в смешанных группах наиболее авторитет- ные их члены связаны между собой не только виртуаль- ными, но и реальными взаимодействиями. При этом число участников смешанной группы, имеющих устойчи- вые реальные взаимодействия, колеблется, как правило, в интервале от 10 до 25% от общей численности группы. Международный центр практик краудсорсинга при стихийных бедствиях опубликовал данные аналитики, которую они провели по отражению в социальных сетях и Twitter наводнения в Новом Орлеане, землетрясения
Елена Ларина, Владимир Овчинский
КИБЕРВОЙНЫ XXI ВЕКА. ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ РОССИИ
на Гаити, катастрофы вокруг Фукусимы и наводнений в результате разливов Красной реки.
Аналитику для центра вели специалисты Универси- тета И. Лойолы, который, кстати, является поставщиком кадров для разведсообщества, при поддержке лабора- тории аналитических методов обработки неструктури- рованный информации Стэндфордского университета. Было выявлено два новых неожиданных и технологиче- ски очень интересных обстоятельства.
Во-первых, оказалось, что социальные сети имеют различную пропускную способность в зависимости от оценочной окрашенности информации. Давно и хоро- шо известно, что наиболее рейтинговыми передачами на телевидении оказываются различного рода шоу, со- ревнования и т.п., имеющие, несомненно, положитель- ную окрашенность, несущие позитивные эмоции. В со- циальных сетях, напротив, скорость распространения и широта охвата негативной информации в 2-2,6 раза превышает аналогичные показатели для позитивных но- востей и сообщений. Данные цифры получены впервые и естественно в ближайшее время будут осмыслены и с военных, и с политических, и с коммерческих позиций.
Во-вторых, выяснилось, что люди, оказавшиеся в зоне стихийных бедствий, как это не удивительно, ис- пользуют социальные платформы и социальные сети достаточно неожиданным образом. До проведения ис- следований и эксперты, и практики были убеждены, что социальные платформы и сети в зонах бедствия и экс- траординарных событий используются, прежде всего, для того, чтобы подать призывы о помощи, просигнали- зировать властям или добровольческим организациям о необходимости предпринять усилия для спасения тех, кто выходит с соответствующими сообщениями. Ока- залось, что такие сообщения составляют по различным регионам от 27 до 38% от общего числа осмысленных со- общений. При этом наибольший удельный вес призывов
Глава 3 БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ
o помощи имел место на Гаити и при разливах Красной реки. Наименьший – в Японии.
Самыми распространенными сообщениями, на ко- торые приходилось от 40 до 52% от общего количества осмысленных сообщений составили твиты и записи в со- циальных сетях, которые имели своей целью сообщить родным и близким о своем местоположении и самочув- ствии и наладить с ними эффективное взаимодействие. Фактически речь идет о том, что эти сообщения име- ли своей целью запустить процессы самоорганизации групп, находящихся в зонах стихийных бедствий. Причем, состав этих групп входили люди, как правило, имеющие тесные связи в реале, либо устойчивое взаимодействие в виртуале. В общем, оказалось, что старая и вечно мо- лодая фраза из еще советского фильма: «Спасение уто- пающих – дело рук самих утопающих» как нельзя лучше отображает реалии вне зависимости от географической локализации. Наконец, третью группу сообщений соста- вила информация о состоянии инфраструктуры в зонах стихийных бедствий. Как показал дальнейший анализ, эта информация по всем проанализированным районам оказалась на порядки более точной, чем передаваемая в то же время в онлайн режиме информация со стороны государственных и других официальных структур.
Недавно известный американский социолог и пси- холог П. Голвиттцер опубликовал переиздание книги
«Символическая самореализация». В ней впервые на суд экспертов и практиков были представлены резуль- таты более чем семилетних экспериментов, характери- зующих взаимоотношения между высказанными наме- рениями и практически реализованными действиями. Исследования охватили почти 50 тыс. человек в Амери- ке, Европе и Азии. Вне зависимости от региона, культур- ной принадлежности и возраста, выяснилось, что те, кто хранил свои намерения при себе, были более склонны
Елена Ларина, Владимир Овчинский
КИБЕРВОЙНЫ XXI ВЕКА. ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ РОССИИ
их достигать, чем те, кто оглашал их и при этом получал высокую оценку от других.
Профессор психологии Нью-Йоркского университета П. Голвиттцер выяснил, что намерение, будучи высказан- ным и оцененным, формирует самооценку человека и снижает побудительные мотивы к практическим после- дующим действиям. Поскольку профессор начал свои эксперименты еще в 1982 г., в доинтернетную эру, ему удалось посмотреть на динамику расхождений между намерениями и действиями во времени. Он выяснил, что это расхождение стремительно нарастает и строго коррелируется с повышением доступности интернета и распространением социальных сетей. Отсюда П. Гол- виттцер сделал вывод, что социальные сети имеют еще один неожиданный аспект. Для значительной части на- селения они выступают как своеобразная машина «за- балтывания», блокирования действий за счет коммуни- кации и одобрения со стороны сообщества высказанной точки зрения. Получив одобрение, люди в некоторой степени теряют побудительные мотивы для осуществле- ния практических, подчас связанных с риском или не- приятностями действий.
Как явствует из материалов проведенных в послед- нее время конференций с участием ведущих американ- ских и британских исследователей, политиков, военных, представителей разведывательного сообщества, бизне- са сложилась четкая точка зрения, что любыми социаль- ными сетями, сообществами и группами можно эффек- тивно управлять, если знать закономерности формиро- вания и динамики, а также характеристики групп любых масштабов и структур. На страницах ведущих американ- ских СМИ мелькает применительно к синтезу технологий Больших Данных и сетевых исследований эпитет «новая ракетная наука». На американском политическом сленге
«новая ракетная наука» – это сфера науки и технологий, способная обеспечить максимальные разрушительные
Глава 3 БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ
и созидательные эффекты, а также имеющая двойное применение, и в военной, и в гражданской областях.
В этой связи хотели бы отметить следующее. Вряд ли стоит ожидать в ближайшие годы появления обобщен- ного труда, типа известных работ Д. Шарпа и Д. Ная. По сути, речь идет о полусекретных разработках. Однако, в силу особенностей финансирования американской нау- ки, практически все значимые результаты исследований публикуются в открытой печати, как правило, в платных научных журналах, размещенных в так называемом «не- видимом» интернете. В этой связи важнейшей практиче- ской задачей является каждодневный мониторинг таких публикаций, их своевременная оценка, классификация, включение новых методов в общесистемный арсенал цифровых социумных вооружений и опережающая раз- работка средств борьбы с новыми угрозами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|