Сделай Сам Свою Работу на 5

Менеджер посмотрел на пачку купонов на мате- ринскую одежду, детскую мебель – действительно, они были адресованы дочери рассерженного мужчины. Ме- неджер принес свои извинения.





Через несколько дней он позвонил мужчине, что- бы еще раз извиниться. По телефону голос отца звучал растерянно. «Знаете, я серьезно поговорил с дочерью, и выяснилось, что в моем доме происходило то, о чем я совершенно не догадывался. Она рожает в августе. При- мите мои извинения».

Поэтому Target поставил перед отделом прогнозной аналитики задачу: определить, какая из покупательниц ждет ребенка до того, как это станет очевидно. Проана- лизировав покупательские привычки беременных жен-


Глава 3 БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ

 

щин, аналитиками была разработана система прогнози- рования беременности.

Представим себе ситуацию: молодая женщина захо- дит в магазин и покупает лосьон с кокосовым маслом, сумку для прогулок и ярко-голубой плед. Программное обеспечение в Target выдаст свой вердикт: вероятность беременности этой покупательницы – 87%. Данные по- ступают маркетологам, и теперь Target начнет формиро- вать ее привычки и управлять ими: пришлет ей купон со скидкой на детскую кроватку, присыпку, детские буты- лочки и т.д. Причем это будет выглядеть ненавязчиво, чтобы не вызвать волну негодования за «шпионаж»: скидки на товары для детей помещаются среди скидок на другие товары.



«Подталкивание» («Надж») представляет собой ис- пользование поведенческих стереотипов, психофизио- логических реакций и Больших Данных для целенаправ- ленной коррекции поведения тех или иных конкретных социальных, имущественных, возрастных и т.п. групп. Для коррекции поведения используется открытый Кур- том Левиным канальный, или тоннельный эффект. Вы- бор тех или иных факторов воздействия, которые обе- спечивают реализацию этого эффекта, осуществляется на основе предсказательной аналитики и Больших Дан- ных. В бизнесе это используется для увеличения продаж. А в политике, например, для прямого воздействия на электоральное поведение, как во время последних пре- зидентских выборов в США.

Прежде чем применить свою технологию на госу- дарственном уровне, К. Санстейн и Р. Талер опробовали ее в экспериментальном порядке. Известно, что чипсы, булочки и шоколадки вредны для растущего детского ор- ганизма. Также не секрет, что, в общем и целом, школь- ники скорее возьмут на обед пакет вредных чипсов, чем полезный овощной салат. И любые прямые запреты ока- жутся недейственными, и будут обойдены. Между тем,




Елена Ларина, Владимир Овчинский

КИБЕРВОЙНЫ XXI ВЕКА. ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ РОССИИ

 

известно, что выбор потребителей зависит от того, как расположены продукты на полках магазина. Попробуйте заставить школьников есть фрукты вместо чипсов. Не- возможно? Можно. Главное, правильно использовать лень и поведенческие стереотипы.

Так, почему бы не воспользоваться этим обстоятель- ством, и не разложить в школьных кафетериях фрукты и салаты на уровне глаз школьников, а чипсы и булочки – в самых дальних углах, на нижних и верхних полках при- лавков, куда надо нагибаться и подтягиваться. Когда К. Санстейн и Р. Талер провели массовые эксперименты в школах Вашингтона, Нового Орлеана, Сиэтла и Колам- буса, оказалось, что в поединке между ленью и вожде- лением в значительном числе случаев победила лень. В течение трех месяцев более половины школьников отка- зались от чипсов, и перешли на салаты, фрукты и другое полезное питание.

Затем работа была перенесена в онлайн. Р. Талер стал консультантом британского правительства и при помощи «подталкивания» вывел из тупика застопорив- шуюся пенсионную реформу в стране. Великобритания, подобно другим странам, столкнулась с растущим дефи- цитом в пенсионной системе и была вынуждена перей- ти к накопительной системе начисления пенсий. Однако, получив свободу выбора, значительная часть граждан не стала откладывать на старость, и проблема еще больше обострилась. Тогда по предложению созданной прави- тельством поведенческой команды во главе с Р. Талером, после анализа Больших Данных была сформулирована рекомендация. Суть ее состояла в том, что компании должны автоматически включать работников в накопи- тельную пенсионную схему, предоставив им право при желании отказаться от нее. Англичане решали, какой пенсионный план выбрать, при помощи портала пенси- онной реформы.




Глава 3 БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ

 

До рекомендаций Р. Талера человек должен был сначала прочитать длинные рекомендации, написанные не всегда понятным для простого человека языком, а за- тем самостоятельно поставить галочку против выбран- ного варианта. Р. Талер предложил изменить ситуацию. Место рекомендаций заняли короткие, изложенные ясным слогом разъяснения плюсов и минусов каждого варианта, а галочку человек доложен был ставить, если он отказывался от накопительного варианта и выбирал другой из нескольких предложенных. Накопительный вариант стал выбором по умолчанию. Казалось бы, и в первом, и во втором случае за гражданами оставалась свобода выбора. Но с практической реализацией реко- мендаций Р. Талера число граждан, перешедших на на- копительную схему, значительно возросло. Лишний раз подтвердилось, что поведение человека зависит не толь- ко от самой по себе дилеммы выбора, а и оттого, как она формулируется и в каких условиях реализуется.

Летом 2013 года объявлено, что команды по ис- пользованию «Надж» создаются в большинстве мини- стерств США, связанных с социальными вопросами. На них возложена задача «подталкивания» американцев к правильным с точки зрения правительства решениям не на основе объяснений, а путем использования поведен- ческих стереотипов, привычек и психофизиологических реакций. При этом американские СМИ высказали подо- зрение, что команды «Надж» создаются и в других, в том числе, разведывательных ведомствах. Однако их финан- сирование реализуется через секретные статьи бюдже- та, и поэтому их существование не афишируется.

Профессионалы «Надж», развивая поведенческую политику, исходят из нескольких основных принципов:

1. Для решения своих поведенческих проблем люди нуждаются во вмешательстве третьих лиц. Наилучшим кандидатом на эту роль является государство.


Елена Ларина, Владимир Овчинский

КИБЕРВОЙНЫ XXI ВЕКА. ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ РОССИИ

 

2. Эксперты, изучая то влияние, которое в реальной жизни оказывают на благосостояние те или иные акты выбора, принимают от имени индивидов решения луч- ше тех, на которые индивиды способны сами.

3. Любые стимулирующие схемы, которые возла- гают на людей ответственность за последствия их про- шлых действий, неэффективны. Вместо них необходи- мы схемы, которые немедленно вознаграждают или наказывают людей за будущие последствия их текущих действий – последствия, которые сами они неспособны осознать и учесть.

4. С точки зрения политики то, как люди ощущают себя в обществе, важнее того, что они желают, или того, что они делают.

Фактически, сегодня в Великобритании и США реа- лизуется концепция подлинного Большого Брата. На уровне государственной политики реализуется принцип: правительство лучше знает, что хорошо, а что плохо для людей, и поэтому вправе незаметно подталкивать их к тем решениям, которые оно считает правильными. Клю- чевую роль в этой технологии играют Большие Данные. Именно Большие Данные позволяют как угодно, в зави- симости от поставленной задачи проводить классифика- цию групп и ситуаций, осуществлять анализ и прогноз, а главное, искать тоннельные или канальные факторы, обеспечивающие нужное поведение целевых групп в конкретных ситуациях. И, наконец, в режиме онлайн от- слеживать эффективность подталкивания.

В отличие от многих других технологий, «Надж» не слишком широко рекламируется. Можно говорить о том, что правительства стараются сохранить полную монополию на эту технологию, не допустить ее широко- го распространения в коммерческом секторе. Б. Обама как-то даже назвал группу специалистов по «Надж», под- готовленную К. Санстейном, бихевиористской командой мечты, способной решать важнейшие государственные


Глава 3 БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ

 

задачи. Кстати, эта команда сыграла заметную роль во второй президентской кампании Б. Обамы на выборах 2012 года.

Следует подчеркнуть, что в ходе практического при- менения технологии «подталкивания», как в Велико- британии, так и в США осуществлялась не выборочное, а практически поголовное наблюдение при помощи са- мого изощренного интернет-инструментария, насколько применение «Надж» осознается населением. Выясни- лось, что действие этой технологии практически не осо- знается.

Стоит отметить, что при наличии соответствующих Больших Данных нет никаких ограничений для исполь- зования технологии «Надж» не только в отношении граждан собственной страны, но и населения любых государств мира. При наличии соответствующих Боль- ших Данных «Надж» может рассматриваться как сверх- эффективное информационно-психологическое ору- жие следующего поколения. Хотя, с учетом принципов и технологий, на которых построена система «Надж», более точным является не привычное наименование информационно-психологического оружия, а скорее от- несение технологии «подталкивания» к поведенческому оружию, базирующемуся на Больших Данных, достиже- ниях объективной психологии и нейронауках.

 

О чем умолчал Э. Сноуден

В любой спецоперации все прямо и косвенно причастные акторы стремятся реализовать собственные цели. Не является исключением и эпопея Э. Сноудена. Вполне очевидно, что Э. Сноуден хотел раскрыть глаза американскому и мировому общественному мнению на незаконные методы деятельности АНБ, тотальную слеж- ку и прослушку. В то же время нельзя не отметить, что большая часть разоблачений Э. Сноудена, при всей их сенсационности, не открыла чего-то нового для экспер-


Елена Ларина, Владимир Овчинский

КИБЕРВОЙНЫ XXI ВЕКА. ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ РОССИИ

 

тов и специалистов в сфере разведки. Практически все, о чем поведал Э. Сноуден, было известно до него. Хотя и без деталей, подробностей, названий конкретных про- грамм, размеров ассигнованных сумм и т.п. Конечно же, эти детали перевели предположения экспертов из раз- ряда гипотез в сферу конкретных фактов и документиро- ванных мнений.

Однако интересно посмотреть, каких разделов кос- нулись разоблачения Э. Сноудена. В основном речь шла о нарушении приватности не только иностранцев, но и граждан США, прослушивании телефонных разговоров не только рядовых американцев, но и глав стран – союз- ников США, контроле со стороны АНБ за финансовыми транзакциями, осуществляемым по самым разнообраз- ным потокам, программам развития кибервооружений и т.п. Все это произвело чрезвычайно большое впечатле- ние и имеет до сих пор серьезные последствия как для престижа США, так и для межгосударственных отноше- ний. Несомненно, это сказалось и на доходах компаний, упомянутых в разоблачениях Э. Сноудена.

Тем не менее, есть устойчивое впечатление, что АНБ использовало эпопею Э. Сноудена, уж коль скоро она произошла, как стандартную операцию прикрытия в от- ношении действительно главной, до сих пор тщательно скрываемой задачи, решаемой Агентством Националь- ной Безопасности и другими государственными структу- рами США при его содействии. Речь идет о разработке и практическом использовании технологий управления групповым и массовым поведением в других странах мира, как в странах-союзниках, так и противниках Соеди- ненных Штатов Америки.

Нетрудно заметить, что в материалах Э. Сноудена во- обще не содержится информация на эту тему и соответ- ственно может возникнуть предположение, что тезис об управлении групповым поведением сколь угодно боль- шой размерности имеет отношение не к фактическому


Глава 3 БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ

 

положению дел, а к конспирологии. Причем, конспиро- логии, понимаемой не в смысле научного, фактологиче- ского расследования, а в традиционной трактовке, как измышления незрелого ума и порождения неустойчи- вой психики.

На сегодняшний день существует достаточно боль- шое количество имеющихся в открытой печати, а также в специализированных публикациях данных и фактов, подтверждающих высказанный выше тезис о переходе США к скрытому управлению поведением.

Первое. Начать, несомненно, надо с наиболее на- глядного, что называется материализованного свиде- тельства практической постановки задачи управления поведением. Речь идет о только что отстроенном, осна- щенном и выводимом на расчетную мощность циклопи- ческом центре АНБ в штате Юта. Понятно, что для целей шпионажа, радиоэлектронной разведки, криптографии и проч. требуется гигантский объем хранилищ данных. Однако, для них не нужно хранилище объемом в один йоттабайт, которое расположено в новом Дата-центре в штате Юта. Чтобы наглядно понять, о чем идет речь, отметим, что весь ежегодный интернет-трафик, включая собственно интернет, интернет вещей и проч. приближа- ется в настоящее время к одному зеттабайту. Тем самым в Юте имеется хранилище для 100-летнего мирового интернет-трафика. Однако размерность сразу умень- шается в том случае, если не просто хранить трафик, т.е. данные всех типов, а обрабатывать их различными способами, для чего представлять данные в виде самых различных классификаций. Иными словами, не для чего иного, как для интеллектуального анализа сверхбольших объемов данных такое хранилище просто не нужно.

Второе. В США, в отличие от других стран, еще в 1994 г. была создана специальная широкополосная сеть для совместного межведомственного использования ре- сурсов (аппаратных и программных) суперкомпьютеров.


Елена Ларина, Владимир Овчинский

КИБЕРВОЙНЫ XXI ВЕКА. ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ РОССИИ

 

Фактически в Соединенных Штатах в отличие от других стран суперкомпьютерная сеть не разделена ведом- ственными и корпоративными барьерами, а функциони- рует как единое целое. Более того, в начале нулевых го- дов американцы договорились с Великобританией, что к этой сети подключаются и британские суперкомпьютеры. Это весьма важно, поскольку согласно международным оценкам, лидером по эффективности использования су- перкомпьютеров в секретных проектах выступает имен- но Великобритания. Данных по этой сети нигде нет, но различного рода косвенные расчеты позволяют утверж- дать, что мощность этой сети составит от половины, до двух третей суммарной мощности всех 500 суперком- пьютеров, входящих в настоящее время в мировой рей- тинг. Наиболее мощные суперкомпьютеры, входящие в сеть, принадлежат АНБ, Министерству энергетики США, британской разведке и американским университетам, тесно работающим с военно-разведывательным ком- плексом. С 2014 года общее руководство сети осущест- вляет Киберкомандование США.

Третье. За последние четыре года Соединенные Штаты истратили несколько сот миллионов долларов на разработку программ интеллектуального анализа не просто Больших, а сверхбольших массивов данных. При- мечательно следующее обстоятельство. В коммерче- ском секторе для анализа Больших Данных в основном используются методы математической статистики. В то же время, анализируя гранты таких агентств, как DARPA и IARPA, можно увидеть, что средства затрачивались на разработку программ по анализу и прогнозированию на основе Больших Данных, базирующихся на принци- пиально новых разделах математики, типа теории кате- горий и функторов, на системах распознавания образов, нейронных вычислениях и так называемом глубоком машинном обучении. Все эти методы на порядки пре- восходят с точки зрения выявления нетривиальных за-


Глава 3 БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ

 

висимостей и связей, мощности и точности прогнозиро- вания, методы стандартной математической статистики, которые описываются как основной инструмент во всей специализированной литературе по Большим Данным.

Четвертое. Последние годы в США предпринимают- ся организационные и законодательные меры по обе- спечению потребностей разведсообщества Большими Данными. Прежде всего, следует иметь в виду, что само по себе Агентство Национальной Безопасности является обладателем крупнейших массивов Больших Данных, которые оно получает в результате своей шпионской де- ятельности, о которой мир сегодня неплохо осведомлен благодаря разоблачениям Э. Сноудена.

Гораздо менее известна организация FSD. В перево- де на русский она может быть названа Службой Феде- ральных Данных. Главным ее назначением является кон- центрация данных об американцах, которые собирают практически все федеральные ведомства, министерства, агентства и т.п. Без преувеличения можно сказать, что не в одной стране мира нет такой подробной базы данных на своих граждан, как в Соединенных Штатах, и содер- жится эта база не в АНБ, а в неприметной организации с указанным выше названием. При этом надо иметь в виду, что в данную организацию дополнительно стека- ются все данные из страховых компаний, банков, пенси- онных фондов, авиакомпаний и т.п. под американской юрисдикцией. Соответственно, если те или иные люди застрахованы в американской компании, обслуживают- ся американскими банками или банками, имеющими корреспондентские счета в американских банках, лета- ли американскими авиалиниями или используют аме- риканские кредитные карты, типа Visa, American Express и т.д., то все их данных также попадают в эту организа- цию, а оттуда – в Центр Больших Данных АНБ.

Э. Сноуден не просто рассказал, а даже показал на слайдах связь с АНБ крупнейших интернет-компаний


Елена Ларина, Владимир Овчинский

КИБЕРВОЙНЫ XXI ВЕКА. ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ РОССИИ

 

и телекоммуникационных гигантов. В результате прои- зошел большой скандал. Компании сначала протесто- вали, затем сообщили, что вносят соответствующие тре- бования в Конгресс США о том, чтобы прекратить прак- тику использования их данных в интересах АНБ. Однако от публики, и даже большинства экспертов укрылось крайне важное обстоятельство. Речь в протестах идет о персональных данных, т.е. данных, по которым можно идентифицировать пользователя как Ивана Ивановича Иванова, либо Джона Смита Третьего и т.п.

Большие же Данные – это не персональные данные. В принципе, персональные данные могут быть Больши- ми Данными, а могут и не быть. Более того, для техно- логий Больших Данных сама по себе идентификация конкретного человека не важна и не интересна, потому что связи и закономерности, выявляемые при помощи Больших Данных, имеют статистический характер, а не касаются судьбы конкретного индивидуума. Про Боль- шие Данные речь в разоблачениях Э. Сноудена вообще не шла.

Практически все крупнейшие провайдеры Боль- ших Данных, а ими являются Google, Facebook, Twitter, Amazon, eBay и т.п., имеют американскую юрисдикцию. Между тем, в антитеррористическом законе США, име- нуемом как «Акт 2001 года, сплачивающий и укрепляю- щий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспре- пятствования ему» и Указе №13603 от 16 марта 2012 г. подписанном Президентом Б. Обамой, озаглавленном

«О готовности ресурсов национальной обороны» четко прописаны обязанности американских компаний с точки зрения национальной обороны.

В число этих обязанностей входит предоставление данных, потребных для выполнения задач националь- ной обороны. Известно, что Большие Данные подпадают под юрисдикцию этих указов. Причем, если в отношении


Глава 3 БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ

 

персональных данных вообще и американцев в частно- сти предусмотрены некоторые ограничения, связанные с необходимостью решений Секретного Суда для полу- чения таких данных, то Большие обезличенные Данные должны предоставляться что называется в рабочем по- рядке по требованию.

Важно, что такие данные должны предоставлять не только американские компании – провайдеры Больших Данных, либо брокеры данных, но и компании, которые котируются на американском биржевом рынке. Послед- ние два обстоятельства нуждаются в некотором поясне- нии. В Соединенных Штатах существует целый ряд круп- нейших компаний, которые покупают данные по всему миру у других, как правило, у торговых компаний и пере- продают их транснациональным корпорациям для целе- вого, или как его еще называют таргетированного марке- тинга, и т.п. В их числе Acxiom, Experian, Epsilon и т.п.

Кроме того, практически все крупные международ- ные интернет-компании котируются на NYSE, либо на Nasdaq. Соответственно, и эти компании при получении запроса под угрозой лишения листинга также должны передавать обезличенные Большие Данные американ- скому правительству, а иными словами АНБ. При этом то, что они могут иметь иную юрисдикцию и действовать в далеких от Америки регионах, не является препятстви- ем для этих обязательств.

Подытоживая можно сказать, что АНБ сегодня име- ет доступ к подавляющему большинству Больших Дан- ных, имеющихся в мире. Некоторые высказывают точку зрения, что исключением является Китай. Однако другая часть специалистов не без основания полагает, что и ки- тайские Большие Данные в немалой степени оказыва- ются в США через американских и британских брокеров данных.

Пятое. В течение последних полутора лет в Соеди- ненных Штатах прошел целый ряд научных конферен-


Елена Ларина, Владимир Овчинский

КИБЕРВОЙНЫ XXI ВЕКА. ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ РОССИИ

 

ций, круглых столов и заседаний, инициированных теми или иными «думающими танками», среди кото- рых выделяется Институт сложности в Санта-Фе. В этих мероприятиях участвовали ведущие исследователи и разработчики в сфере Больших Данных, руководители департаментов поведенческого маркетинга и таргетиро- ванной рекламы, специалисты в сфере прогнозирования на основе Больших Данных – с одной стороны, и высо- копоставленные правительственные чиновники, пред- ставители разведывательного сообщества и члены бри- танской и американской правительственных программ

«Надж» – с другой. Например, на одной из такого рода конференций с основным докладом Strategic potential of big data for National Security выступила исполнительный директор IARPA Катарина Марш.

Как правило, в большинстве такого рода мероприя- тий принимали участие один из ближайших советни- ков Б. Обамы, участник группы по реформе АНБ Касс Санстейн, Ричард Талер, его соавтор по книге «Надж» и Алекс Пентланд. Алекс Пентланд недавно включен жур- налом «Форбс» в число семи самых влиятельных иссле- дователей в области информационных технологий. Он руководит несколькими лабораториями в знаменитом МТИ, входит в число советников нескольких компаний из списка Форчун-500, консультирует правительство США.

Чтобы понять, о чем шла речь на этих мероприятиях, достаточно процитировать одну из статей Алекса Пент- ланда. «Я уверен, что значение Больших Данных состоит в том, что они дают информацию о поведении людей, а не об их убеждениях... Понятие Больших Данных и наука о сетях находятся за гранью обычных подходов к про- ектированию социальных структур... Адам Смит и Карл Маркс ошибались, или, по меньшей мере, предлагали только половинчатые решения. Почему? Потому что они строили свои теории на основе усредненных понятий рынка и классов. И хотя, безусловно, рассуждение в таких


Глава 3 БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ

 

терминах тоже может быть полезным, однако очевидно, что социальные феномены на деле состоят из миллио- нов мелких транзакций между индивидами. Существуют отдельные примеры межличностных взаимодействий, которые не просто не укладываются в усредненные па- раметры, а являются причиной социальных вспышек и потрясений, таких как Арабская весна. Придется снизой- ти до этих мельчайших примеров, этих микропримеров, потому что они позволяют понять социальное устройство вне усредненных показателей. Мы вступаем в новую эру социальной физики, где решающий исход будет зависеть от самых мелких деталей, от таких мелочей, как ты да я... Сам факт того, что мы теперь сможем отслеживать дина- мику социальных взаимодействий и их происхождение, что мы больше не будем ограничены усредненными показателями, такими как рыночные индексы, вызыва- ет во мне трепет. Мы будем способны предсказывать и управлять поведением рынков и возникновением рево- люций».

На этих конференциях родился пока еще не полу- чивший широкого признания термин hidden power, или

«невидимая сила».

Вполне очевидно, что представленные факты но- сят комплиментарный, т.е. дополняющий друг друга характер и показывают целостную картину завершаю- щего этапа создания технологической системы управ- ления групповым и массовым поведением любой раз- мерности в иностранных государствах для реализации интересов США или наднациональной финансово- корпоратократической элиты.

Итогом такого управления должно стать превра- щение субъектов мировой политики, экономики и т.п. в объекты, находящиеся под внешним, невосприни- маемым руководящим воздействием. Для того, чтобы этого не случилось, необходимо в крайне сжатые сроки осуществить комплекс весьма интеллектуалоемких, вы-


Елена Ларина, Владимир Овчинский

КИБЕРВОЙНЫ XXI ВЕКА. ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ РОССИИ

 

сокотехнологичных мер, подкрепленных целым рядом обеспечивающих мероприятий, требующих затрат ре- сурсов и принятия новых юридических актов на государ- ственном уровне.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.