|
Современной торговой организации
В системе продажи товаров управление занимает определяющее место, так как является регулятором процессов сбыта товаров и реализации продукции. Характер и эффективность процесса продажи товаров или услуг обуславливается уровнем организации его управления. Основные задачи управления выступает обеспечение наиболее эффективного использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, создание предпосылок для всемерного повышения эффективности продаж.
Процесс управления можно представить с помощью схемы, изображенной на рисунке 18. Здесь под субъектом управления понимается система выработки управляющих воздействий (или управляющая система), а под объектом управления - система, на которую направлены указанные воздействия (или управляемая система).
Рис. 18. Общая схема процесса управления организацией
Процесс управления в общем случае протекает в условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней среды и, в этой связи, характеризуется различной степенью неопределенности. К внешней среде относятся многочисленные факторы, оказывающие влияние на объект и субъект управления извне: экономическая и политическая среда, социальные, культурные, природные и другие условия. К факторам внутренней среды, применительно к управлению предприятием, - его финансовое положение, техническое состояние, уровень профессионализма заведующих магазинов и рядовых продавцов, морально-психологический климат в коллективе и др.
Единство и взаимосвязь составных частей процесса управления обеспечивается за счет использования важнейшего элемента системы - обратной связи. Информация о состоянии управляемого объекта по каналу обратной связи поступает в управляющую систему, позволяя ей тем самым определять отклонения от заданного результата и вносить необходимые коррективы в процесс управления.
На основе общей схемы процесса управления торговой организации можно сделать два важных вывода. Во-первых, контроль в ней должен осуществляться непрерывно, вследствие чего будет он реализовываться на протяжении всей управленческой деятельности, включая ее завершающий этап. Во-вторых, контроль не только логически завершает процесс управления, начатый выработкой целей и задач, но также является началом для принятия новых управленческих решений.
При решении вопросов планирования деятельности торговой сети необходимо опираться на глубокий анализ внешней среды, конъюнктуры рынков, а также всесторонний анализ финансового состояния самой сети для изучения ее потенциальных возможностей. При этом в процесс планирования должны быть вовлечены все уровни управления - от менеджеров отдельных функциональных подразделений до руководителя торговой организации.
Исключительно важной функцией управления является организация, т. е. распределение и координация трудовых функций, необходимых для достижения поставленных целей. От того, как организована структура управления торговой сети, каковы отношения между руководителем и подчиненными, во многом зависит эффективность ее деятельности.
Постоянно меняющиеся рыночные условия, усиление конкуренции, усложнение технологий продаж, укрупнение торговых учреждений требуют применения адаптивных организационных структур, которые по сравнению со структурами функционального типа легче приспосабливаются к нестабильным условиям внешней среды. Важной особенностью адаптивных организационных структур является то, что они основаны на разделении труда не по функциональному признаку, а в совокупности взаимосвязанных элементов. Организуясь, таким образом, торговая организация сосредоточивает основное внимание на определенных группах клиентов, что позволяет ей с максимальной эффективностью удовлетворять их целевые запросы.
По мере развития сети магазинов, их укрупнения для обеспечения управляемости головной организации необходимо решительно отказываться от строгой централизации в принятии управленческих решений путем делегирования прав и полномочий работникам низшего звена. Децентрализация управленческих функций способствует существенному росту их эффективности, вместе с тем, значительно повышает требования к организации самого процесса управления и особенно к усилению внутреннего контроля.
Несмотря на то, что изменение организационной структуры любого торгового предприятия, а тем более крупного - весьма сложный и болезненный процесс, данное обстоятельство не должно служить препятствием для перехода к новым, более прогрессивным организационным структурам. Использование устаревших организационных моделей неизбежно ведет к потере эффективности, и может привести, в конечном счете, к банкротству.
Решение задач совершенствования системы управления торговой сети требует также особого внимания к повышению эффективности функционирования каждого объекта управления. Это должно осуществляться за счет совершенствования управления финансами, персоналом сети, информационными потоками и т. д. В то же время здесь важно осознавать опасность однобокого, несбалансированного подхода к управлению оборотным капиталом торговой сети, операциями по привлечению и обороту ресурсов, в этой связи необходимо уделять особое внимание организации четкой координации действий на всех участках торговой деятельности (рис. 19).
Рис. 19. Основные направления совершенствования управления
Торговая сеть не сможет успешно развиваться, если не будет обеспечивать расширение ассортиментного перечня товаров, позволяющего наращивать ресурсную базу, привлекать новых клиентов, сохранять прочные позиции в конкурентном окружении. При этом необходимо помнить, что закуп новых продуктов требует глубокой, системной проработки маркетингового продвижения их на рынке.
Тот факт, что основная часть торговых организаций не уделяет должного внимания разработке системы стратегического планирования своей деятельности, приводит к тому, что магазины сети работают в соответствии с собственными представлениями о стратегии, в результате чего нередко возникают конфликты, даже в определении задач и приоритетов. Для подобных торговых сетей неэффективность деятельности объясняется также тем, что органы их управления не могут сконцентрировать силы коллектива на реализации выработанной стратегии. Успешное развитие хозяйствующего субъекта любой организационно-правовой формы в условиях конкурентного окружения во многом зависит от уровня разработки обоснованных и осмысленных стратегий, которые через реализацию тщательно разработанных и формализованных процедур управления должны воплощаться в жизнь.
Следующим аспектом совершенствования системы управления торговой организации является грамотное управление персоналом.
Искусство управления, как и всякий другой вид творчества, обязательно имеет в своей основе талант, оригинальность и самобытность личности. Талант руководителя проявляется в его яркой индивидуальности, нестандартности, в его особом образе мышления и широком кругозоре. Но любое воздействие одного человека на другого должно осуществляться с гуманной целью, с полным пониманием силы своего умения и ответственности за свои действия перед обществом, поэтому руководителю всегда нужно помнить, что каждый человек – это личность (рис. 20).
Рис. 20. Виды потенциалов личности человека
В рамках управления персоналом торговой организации необходимо уделять особое внимание решению вопросов подбора квалифицированных кадров, оценки качества их работы, обеспечению необходимой мотивации их труда, подготовке и переподготовке менеджеров и продавцов сети. Важнейший из принципов управления персоналом состоит в том, что руководитель только тогда обеспечит успех в торговой деятельности, когда сумеет привести своих сотрудников к их личным успехам и достижениям через реализацию целей организации.
Одна из проблем, которую торговые организации должны своевременно решать, заключается в необходимости отстранять отдельных менеджеров от должности за низкое качество управления или нечестность в связи с возникновением конфликта интересов. Политика в отношении этики и конфликта интересов должна четко определять действия, которые необходимо предпринимать в случае нарушения этического кодекса. В контрактах по найму персонала должны быть четко сформулированы полномочия исполнительных органов торговой организации, в соответствии с которыми им предоставляется законное право отстранять от должности ответственных лиц в связи с возникновением конфликта интересов.
В торговой сети должна быть разработана эффективная система повышения квалификации персонала, предоставляющая ее сотрудникам возможность профессионального роста. Программы профессионального роста работающих в организации должны включать обязательное теоретическое обучение в сочетании с практической деятельностью, возможность обучения с отрывом от работы и последующим возвращением в торговую организацию, периоды обязательной стажировки в качестве специалистов в различных отделах магазинов, в их филиалах.
Серьезное внимание должно уделяться развитию информационных систем, обеспечивающих процесс управления информацией, необходимой для эффективного управления торговой деятельностью. Управленческие информационные системы должны на качественно новом интеллектуальном и техническом уровне решать задачу интеграции протекающих в торговой сети разрозненных процессов в единую логически стройную систему, обеспечивающую комплексной информацией все звенья управленческого аппарата сети для более полной реализации всех управленческих функций, включая функцию внутриорганизационного контроля.
Совершенствование системы управления торговой организации должно осуществляться также через реализацию системы контроллинга, являющейся, как показывает опыт экономически развитых стран, эффективным инструментом управления деятельностью предприятий, основывающейся на конкретных условиях рынка, учитывающей его неопределенность, стихийный характер, резкие изменения. Контроллинг интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему, в которой четко определяются цели и принципы управления, способы их реализации в торговой сети [12, с. 64].
Наконец, говоря о системе управления торговой организации, важно особо подчеркнуть, что совершенствование управления должно осуществляться с позиций системного подхода. В соответствии с этим подходом управление рассматривается как взаимодействие множества взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, обладающих определенными свойствами. В частном случае управление как система представляется в виде процесса взаимодействия субъекта и объекта управления, в котором реализуются идеи субъекта управления. Применительно к управлению торговой организации указанное взаимодействие есть не что иное, как совокупность и непрерывная последовательность целенаправленных и взаимосвязанных действий менеджеров по реализации управленческих функций, управлению товарооборотом торговой организации, ее персоналом, ориентированного на достижение поставленных целей, и т. п.
Таким образом, основными направлениями совершенствования системы управления современной торговой организации являются своевременная обратная связь, наличие адаптивной организационной структуры, применение стратегического планирования, умение делегирования прав и полномочий работникам низшего звена; наращивание ресурсной базы, грамотное управление персоналом, жесткая политика в отношении этики и конфликта интересов, разработанная эффективная система повышения квалификации персонала, развитие информационных систем, реализация системы контроллинга, а также системный подход к применению вышеперечисленных направлений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|