Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы исследования системы управления (организации)





Торгового предприятия

 

При анализе деятельности торгового предприятия используют различные методы исследования систем управления. Они определяются в каждом конкретном случае, и используются в зависимости от целей и задач торговой организации. Применение системы методов позволяет взглянуть на объект исследования со всех сторон, что помогает избегать просчетов в будущем, либо снизить риск их возникновения до минимума.

Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы (рис. 11):

- методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов;

- методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов);

- комплексированные методы [19, с. 36].

Первая группа - методы, основанные на выявлении и обобщении мне-

ний опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод «мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», морфологические методы и ряд других методов [5, с. 280].



Рис. 11. - Классификация методов исследования систем управления

 

Вторая группа - методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:

- аналитические (включают методы классической математики - интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);

- статистические (включают теоретические разделы математики - математическую статистику, теорию вероятностей - и направления прикладной математики, использующие стохастические представления - теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

- теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);



- графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).

К третьей группе относятся комплексированные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов [14, с. 137].

На рисунке 12 представлена схема предметной области исследования системы управления в настоящее время (рис. 12).

Рис. 12. Структура исследования систем управления

 

На рисунке 12 показан развитый арсенал методов исследования систем управления, используя данные методы можно добиться построения модели системы управления, провести оценку и диагностику состояния системы управления, расчет характеристик системы управления, постановку диагноза, выявление и устранение организационных проблем, что будет составлять методологию исследований систем управления.

Необходимо отметить такой немаловажный факт, как то, что исследование систем управления имеет главной целью разработку именно долгосрочных нацеленных на перспективу мероприятий по совершенствованию организации, структуры, методов моделей управления, что должно быть осуществлено на основе системного похода, а полученные результаты станут основой для перестройки существующей системы управления. При исследовании в организации должны учитывать, что каждый элемент системы преобразует поступающее на него внешнее воздействие (связь от другого элемента) в выходное воздействие, которое поступает на следующий элемент системы (рис. 13).



Рис. 13. Модель исследования путем оценки системы управления

 

Процесс исследования систем управления предприятием имеет последовательные этапы [31, с. 195]:

1. Выделение объекта исследования (фирма, подразделение).

2. Определение цели исследования.

3. Выделение управляющих и характеристических переменных.

4. Определение функций, подлежащих анализу.

5. Определение критериев оценки результатов исследования.

6. Определение критериев оценки предлагаемых решений по улучшению управления.

В зависимости от уровня изучаемой проблемы, целей, задач исследования исследование систем управления отражает глобальный (системный, междисциплинарный, исследуются с помощью общенаучных методов) или локальный характер (проблемы небольшого масштаба с выраженной спецификой, исследуются с помощью частнонаучных методов).

В современном менеджменте выделяют существование четырех групп методов исследования систем управления [16, с. 77]:

1. Практические методы исследования систем управления: логические; графические; социологические; параметрические; факторный анализ; экспертный анализ; имитационное моделирование; рефлексивные методы исследования; тестирование системы управления.

2. Общая методология: системный анализ; гипотезы и концепции; диалектический подход; приемы построения исследовательских процедур.

3. Планирование и организация исследования системы управления: постановка цели и структуризация цели; планирование исследования; анализ чувствительности; организация процесса исследования.

4. Оценка результатов исследования, диагностика состояния системы управления: расчет показателей эффективности системы управления; организация экономической и организационной диагностики.

В применении методов исследования можно отметить на такую особенность исследования, что оно не только функция современного менеджмента, а также стиль функционирования и определенный тип по организации деятельности персонала всей системы управления предприятия, при этом исследование выступает как основная функция, подход управления, которое может обеспечить как качество управленческих решений, так и средство возможного

совершенствования.

Также можно выделить основные принципы, которые должны соблюдать все подсистемы системы управления предприятия при формировании, развитии и функционировании, а также при проведении исследования системы управления предприятия [1, с. 32]:

- принцип государственной законности системы менеджмента организации;

- принцип правовой регламентации при создании, функционировании и развитии внутри организации;

- принцип единства теории практики управления; принципы унификации элементов;

- принцип специализации, универсализации всех процессов управления; принцип целостности субъекта и объекта управления;

- принцип многовариантности управленческого решения;

- принцип устойчивости по отношению к внешней среде;

- принцип мобильности (адаптируемости) процесса;

- принцип автоматизации управления;

- принцип развития системы менеджмента.

В процессе проведения исследования и анализа системы управления предприятия изучается состояние закупочной и сбытовой деятельности торгового предприятия, система управления и организационная структура предприятия, особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка и другие важные его аспекты деятельности.

Таким образом, наибольшее применение при анализе системы управления торгового предприятия в настоящее время получили следующие методы исследования: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления; комплексированные методы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.