Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация как объект управления





Организацию принято рассматривать как важнейшую характеристику всякой системы, отличающейся внутренней упорядоченностью частей. Важнейшими признаками организации являются - совместная деятельность людей, объединенных общими интересами, стремящихся к достижению как личных, так и общеорганизационных целей.

Причины объединения людей в организации очевидны. Без решения организационных вопросов процесс управления невозможен. Разрозненная деятельность лимитируется личными способностями каждого, тогда как взаимодействие людей благоприятствует становлению организации как единого целого, многократно умножающего ее творческий потенциал путем наилучшего использования всех ресурсов.

Суть организации как специфической функции управления состоит в том, чтобы создать сеть организационных отношений, обеспечивающих целостность управляемой системы, эффективное взаимодействие ее компонентов, целесообразные отношения координации и субординации между ними (рис. 1).

Функция организации предполагает формирование управляющей системы, способной направленно воздействовать на управляемую систему, с тем чтобы, используя наиболее эффективные методы и средства, добиться выполнения поставленных задач. При этом формируются каналы связи, обеспечивающие беспрепятственную циркуляцию информации от субъекта к объекту и обратно (каналы прямой и обратной связи) [15, с. 31].



Всякая организация характеризуется наличием динамичных и сложных социальных образований, в которых люди осуществляют совместную деятельность для достижения коллективных и индивидуальных целей. В рамках таких образований между индивидами и социальными группами с жестко закрепленными социальными статусами и ролями, разделением труда формируются определенные социальные отношения. При кооперировании потенциал работников возрастает многократно, и в ходе совместной деятельности они успешнее добиваются поставленных целей. Получается специфический эффект синергии - повышение эффективности работы через совмещение усилий.

 

Рис. 1. Система управления организации

 

В свете сказанного организация предстает как социальная группа, структура которой основана на разделении труда, специфического для каждой отдельной организации. Кооперация действий отдельных членов организации является сознательной и предсказуемой. Структура связей между ее членами и между отдельными частями может направленно создаваться и перестраиваться. Отсюда следует понимание организации как социального образования, которое сознательно конструируется и реконструируется для достижения заданных специфических целей. Важно также отметить, что любая организация может рассматриваться как открытая или закрытая система [6, с. 26].



Кроме того, любая организация может быть формальной или неформальной. Формальная организация представляет собой кооперацию людей, отличающуюся целенаправленностью и предсказуемостью действий, упорядоченностью. В неформальной же организации не ставится осознанной цели, хотя ее деятельность может способствовать достижению общих результатов. Важнейшее значение в возникновении неформальной организации имеют динамичные личные отношения. Несмотря на спонтанность, такие группы способны выдвигать из своей среды лидера. Руководство во всех случаях должно иметь в виду, что наряду с формальной может существовать, также, и неформальная организация. При этом следует, зная о существовании последней, стараться не вступать с ней в конфликт, а, напротив, использовать ее при руководстве коллективом.

Организации помимо разделения на - формальные и неформальные, делятся на простые и сложные, в зависимости от того, сколько целей она имеет. Цели всякой организации включают в себя преобразование ресурсов для достижения результата. Ресурсы, используемые организацией: люди; капитал; материальные ресурсы; технологии и информация.



Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Задача организации отражается в таких целях как рентабельность и производительность. В подразделениях так же, как и во всей организации, необходима выработка целей.

Для того чтобы получить прибыль, предприятия должны сформулировать цели в следующих областях [29, с. 45]:

- доля рынка;

- разработка и реализация продукции;

- качество услуг;

- подготовка и отбор руководителей;

- социальная ответственность.

Цели бывают:

- долгосрочные (3-5 лет);

- среднесрочные (1-3 года);

- краткосрочные (до года).

Общую структуру организации представляет совокупность всех производственных, непроизводственных (по обслуживанию работников и членов их семей) и управленческих подразделений предприятия. Типовая общая структура промышленного предприятия приведена на рис. 2.

 

Рис. 2. Типовая организационная структура управления

 

Любая организация имеет организационную структуру, и в зависимости от того, какие проблемы решаются на том или ином ее уровне, можно выделить соответствующие уровни управления: в малой - как минимум, два (руководящий и оперативный); в средних и крупных - не менее четырех (руководящий, стратегический, тактический и оперативный). На каждом из этих уровней протекают свои внутриуровневые процессы (рис. 3). Управление всеми этими процессами осуществляется, как правило, по вертикали.

На происходящие процессы внутри организации влияет факторы внешней среды, которые включают в себя [21, с. 39]:

- экономические условия;

- потребителей;

- законодательство;

- конкурентов;

- общественные взгляды и т.п.

Рис. 3. Схема уровней управления и процессов в организации

 

Во всякой организации различаются ее внутренняя и внешняя среда.

Люди – это важный элемент внутренней среды и как человеческая переменная включает в себя три аспекта

- поведение отдельных людей;

- поведение людей в группах;

- поведение человека в роли руководителя.

Взаимоотношения этих сред отражают связи организации с внешним миром, являющиеся показателем ее жизнеспособности (рис. 4).

Во внутренней среде - возникают проблемы, которые могут породить изменения в ее положении. Устаревает оборудование, сокращаются запасы материальных ценностей, возможно постепенное обесценение профессионального потенциала кадров - все это и многое другое нуждается в пополнении и обновлении, в скоординированном использовании [33, с. 97].

Внешняя среда организации характерна высокой динамичностью и непрерывным, часто малопредсказуемым изменением экономической и социальной ситуации. На положение организации влияют взаимоотношения с заказчиками и клиентами, котировки акций на фондовых рынках, движение рыночных цен, подвижки в сфере кредитования, ухудшение (улучшение) условий реализации продукции (услуг). В одних случаях создаются благоприятные условия, а в других - дополнительные трудности и ограничения [18, с. 72].

 

Рис. 4. Факторы внешнейивнутреннейсреды, влияющие на деятельность

компании

 

При прочих равных условиях наиболее рациональные взаимоотношения присущи открытым системам с хорошо развитыми обратными связями, тогда как в закрытых системах внешние связи ограниченны и неполноценны. Это в существенной мере отражает то обстоятельство, что наша страна все еще не достигла постиндустриальной стадии своего развития. Только на этой стадии становятся возможными открытые организации без ограничений, с соответствующей таможенной политикой, с перспективами привлечения крупных инвестиций, масштабными инновационными проектами в пределах экономической безопасности государства. Изменения, происходящие как во внутренней, так и особенно во внешней среде, могут потребовать адекватного изменения ориентиров развития и хозяйственной стратегии организации.

Таким образом, организация- это форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры, призванная выполнять определенные функции и решать поставленные задачи. Имеет самые различные размеры и характеристики, в зависимости от ее целевого назначения, правового статуса, отношения к прибыли и проч.

Организацияв современных условиях - одна из организационных структур, которая в силу обладания определенными признаками и свойствами рассматривается как открытая социально-экономическая система, динамически взаимодействующая с внешним окружением (поставщиками, потребителями, правительством и другими организациями).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.