Сделай Сам Свою Работу на 5

Современное состояние коррупционной преступности





Несмотря на противодействие со стороны государства, принятие различных профилактических, предупредительных и карательных мер, современная коррупция охватывает все новые и новые сферы жизнедеятельности, негативно сказываясь прежде всего на политической устойчивости и экономической безопасности страны, подрывая их изнутри и создавая реальную угрозу национальной безопасности.

В качестве новых областей влияния коррумпированные лица, которые, объединяясь в организованные преступные сообщества, выбирают прежде всего сферы с нестабильной правовой основой, ослабленной правоохранительной защищенностью и территории с многонациональным населением и длительной историей неразрешенных конфликтов.

По заключению экспертов, объем коррупционного рынка составляет 240-316 млрд. долларов, а средний размер взятки чиновникам вырос с 10 до 130 тыс. долларов. Однако положение дел ухудшается, несмотря на то, что некоторых чиновников привлекают к уголовной ответственности. По данным Генерального прокурора России, из всего класса российских чиновников около 90% коррумпировано.

Статистика МВД России свидетельствует, что число высокопоставленных должностных лиц, ранее недоступных правосудию, растет. При этом до лишения свободы доходит лишь в каждом 10-м случае, а остальные осужденные за коррупцию отделываются мягким наказанием.



Сегодня отмечается увеличение масштабов коррупционной преступности в правоохранительной системе, что разрушает правовые основы общества, дискредитирует исполнительную власть в целом, разлагает общественную мораль и нравственность, наносит реальный ущерб личности и государству.

Несмотря на некоторое повышение результативности в выявлении коррупционных преступлений, принимаемые меры по борьбе с проявле­ниями коррупции неадекватны общественной опасности и распростра­ненности этого явления.

Судебная практика по делам о преступлениях, совершенных должностными лицами, в том числе о взяточничестве, представляется чрезмерно либеральной. Выявление должностных преступлений указанного вида представляет особую сложность, их латентность очень высока.

В 2005 году международная антикоррупционная организация Transparency International обнародовала новые расчеты индекса восприятия коррупции. Расчеты, которые организация делает ежегодно, показывают, что в России уровень коррупции на протяжении нескольких лет оставался практически постоянным, однако в последнее время имеет устойчивую тенденцию к росту.



Индекс восприятия коррупции отражает мнения предпринимателей и специалистов, как временно работающих в стране, так и живущих в ней. В 2005 г. из 159 стран России по величине индекса (2,4) оказалось на 126-м месте, между Нигером и Съерра-Леоне (2002 г. - 71-е место, между Индией и Танзанией, 2001 г. - 79-е место, в 2000 г. - 82-е).

23 сентября 2008 г. международная НПО по борьбе с коррупцией Transparency International опубликовала доклад, согласно которому Россия занимает 147 место (из 180) в мире по индексу восприятия коррупции. Таким образом, Российская Федерация оказалась на одном уровне с Бангладеш. Кенией и Сирией. Причем, согласно TI, Россия опустилась на четыре места в рейтинге по сравнению с 2007 г.

«Фонд «Индем» оценивает сумму взяток, которые предприниматели тратят на подкуп чиновников, в 33,5 миллиарда долларов, а бытовую коррупцию - в три миллиарда долларов. Из возбужденных в 2008 г. уголовных дел против лиц, уличенных в коррупции, 757 (почти четверть) - субъекты с особым правовым статусом. Это следователи, прокуроры, адвокаты, судьи, депутаты законодательных органов муниципального и регионального уровней.

Коррупцию нередко отождествляют с простым взяточничеством, не придавая значения тому, что коррумпированное лицо выполняет не разовые поручения преступной организации, а состоит у нее на службе. Причем формы коррумпированных связей постоянно совершенствуются.



О масштабах и всевластии коррупционной преступности, помимо бесчисленных фактов, которые можно перечислять до бесконечности, свидетельствует формирование в России коррупционных сетей.

Средства, получаемые в результате экспорта нефти, газа, металлов, функционирования транспорта, связи, энергетики, лесного хозяйства, от оптовой торговли и финансирования оборонных заказов, Вооруженных Сил и т.п., распределяются по коррупционным сетям.

В состав коррупционных сетей входят:

группы государственных чиновников, обеспечивающих соответствующие решения;

коммерческие и финансовые структуры, реализующие полу­чаемые выгоды, льготы, доходы;

силовое прикрытие («крыша») со стороны представителей органов МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговой полиции и иных «силовиков».

В результате построения мощных коррупционных сетей на высоком и «самом высоком» уровнях «низовая коррупция» оказалась оторванной от них и продолжает существовать за счет поборов с населения.

Различают «белую» (общепринятую), «серую» (отчасти осуждаемую) и «черную» (осуждаемую и законом, и обществом) коррупцию. Российская коррупция все больше и больше «светлеет», т.е. становится повседневной обычной. Возрастает толерантность по отношению к ней.

Коррупционная преступность традиционно преследует экономические и политические цели, является средством борьбы за экономическое господство и политическую власть и направлена, в первую очередь, против экономических, социальных и политических институтов общества. За последнее десятилетие сфера угроз, исходящих от национальной и транснациональной коррупции, заметно расширилась. В нее стали включаться угрозы социального и политического характера, в том числе угрозы территориальной целостности страны. Результаты самых резонансных коррупционных скандалов свидетельствуют о том, что одним из негативных последствий таких действий является ослабление национальной валюты, снижение инвестиционной привлекательности государства, а также общее снижение уровня развития национальной экономики. Экономика государства в условиях постиндустриального общества с превалирующим финансовым сектором становится весьма чувствительной к любым негативным воздействиям, особенно вызванным коррупционной деятельностью.

Кроме того, коррупционная преступность находит поддержку в самом обществе, которое, довольствуясь сиюминутными выгодами, подрывает основы своего существования. Это наиболее ярко проявляется в странах с переходной экономикой, к числу которых может быть отнесена и Россия, в которой проблемы бедности и безработицы остаются нерешенными.

В большинстве случаев коррупционные процессы обусловлены экономическими интересами тех или иных слоев общества, социальных групп или отдельных лиц. Их коррупционная деятельность направлена именно на противоправное обогащение или получение требуемых экономических результатов. В последние годы значительно увеличились доходная и расходная части федерального бюджета России, объемы внешних и внутренних инвестиций. Следствием этого стало увеличение финансовых потоков, являющихся объектом внимания как различных коммерческих структур, так и части чиновничьего аппарата, совместно стремящихся к быстрой и легкой наживе. Единство интересов в данном случае выступает в роли одного из основных факторов, стимулирующих возникновение и развитие коррупционных связей власти и бизнеса.

Современная коррупционная преступность представляет собой множество разветвленных структур, которые не только осуществляют противоправную деятельность, но и включаются в международные механизмы теневой экономики. Некоторые коррумпированные организации превратились фактически в сетевые структуры и способны не только полностью профинансировать свою деятельность, но и накапливать финансовые ресурсы для ее расширения, финансирования научных исследований, направленных на разработку схем преступной деятельности в коррупционных целях.

Коррупционная преступность как часть всей преступности связана с другими ее видами, хотя не каждый акт коррупции является преступлением (например, мелкие поборы). Но это не просто взаимосвязь и взаимовлияние - коррупция активно способствует другим преступлениям. Можно проследить следующие связи между коррупцией и преступностью:

коррупция и организованная преступность: взятки и подкуп наряду с шантажом и запугиванием помогают преступным организациям проникнуть в легальный бизнес и политику, избежать привлечения их членов к уголовной ответственности, безнаказанно совершать преступления в течение многих лет; организованная преступность не может существовать без коррупции;

коррупция и экологическая преступность: за взятки дается, например, разрешение на ведение хозяйственной или иной деятельности, невзирая на ущерб, который может быть причинен природной среде;

коррупция и налоговая преступность: коррумпированные чиновники берут взятки, чтобы не взыскивать налоги или взыскивать их в значительно меньших объемах;

коррупция и таможенная преступность: таможенные чинов­ники берут взятки, чтобы снизить размеры таможенных сборов;

коррупция, присвоения и растраты: взяткодатели иногда заимствуют необходимые суммы из денег, которые находятся в их распоряжении в силу служебного (должностного) положения; с помощью взяток могут избежать ответственности те, кто совершает присвоения и растраты;

коррупция и неосторожная преступность: например, за взятки получают разрешения использовать материал, не подходящий для строительства ни по каким нормативам; в итоге жилой дом или иное сооружение рушится, гибнут люди;

коррупция, связанная с другими видами преступлений, например с совершаемыми в сфере экономической деятельности.

Статистические данные свидетельствуют не только о глобальном росте динамики коррупционной преступности, но и о негативных процессах, связанных с небольшой долей привлечения виновных к ответственности. К уголовной ответственности привлекаются, как правило, коррупционеры низшего и, в крайнем случае, среднего уровня.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.