Обстоятельства, способствующие организованной, рецидивной преступности и их профилактика.
Наибольшее криминогенное значение для России, оказавшее существенное влияние на становление и развитие организованной преступности, имели следующие направления экономических реформ, осуществляемых в 90-е годы прошлого века: либерализация цен; приватизация; либерализация внешнеэкономической деятельности; фактический отказ государства от регулирования экономических отношений.
Реализация этих мероприятий привела к такой социальной обстановке в стране, которая характеризовалась:
ухудшением экономической ситуации, повлекшим прогрессирующее снижение уровня жизни основной части населения;
свертыванием государством социальных программ, сокращением финансирования социальной сферы;
ростом и углублением масштабных социальных конфликтов в результате резкого и необоснованного расслоения населения по имущественному признаку;
укреплением позиций теневой экономики;
активным внедрением в социальную практику криминальных методов регулирования общественных, прежде всего хозяйственных отношений;
значительным коррумпированием государственного аппарата; глубокими деформациями правового и нравственного сознания населения;
укрепляющимся неверием людей в способность органов государственной власти решить возникающие проблемы и стремлением значительного слоя населения использовать для получения средств любые, в том числе и незаконные пути решения;
сокращением рабочих мест, приведшим к формированию новых слоев населения с высоким криминогенным потенциалом;
формированием нового слоя собственников и предпринимателей за счет дельцов теневой экономики;
стиранием граней между преступным посягательством на государственную собственность и предпринимательской инициативой;
не всегда законным накоплением капитала. Значительная доля собственности перешла к криминальным структурам либо к лицам, связанным с криминалитетом.
Сложившиеся в стране социально-экономические условия способствуют активизации встречных негативных процессов - с одной стороны, внедрения преступных капиталов в легальную экономику, а с другой - ухода в «теневую» экономику легальных предпринимателей. В результате в бизнесе возникла широкая сеть криминально ориентированных хозяйствующих субъектов, в деятельности которых грань между легальным предпринимательством и преступной деятельностью в сфере экономики приобретает весьма условный и расплывчатый характер. Теневые экономические отношения приобретают все больший размах, предпринимательская деятельность уходит в теневую сферу, разрастается экономическая преступность.
Особую остроту приобретает угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности. Криминальная экономика - это специфический способ хозяйствования, при котором определенная, относительно небольшая группа лиц получает сверхдоходы, доходы от преступной деятельности, используя в этих целях пробелы и недостатки в законодательстве. Противоправное поведение субъектов хозяйствования становится условием их существования.
Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности.
Основными направлениями борьбы с организованной преступностью являются:
1. Устранение, минимизация и компенсация экономических, политических, правовых, нравственных, культурных и духовных факторов терроризма, политического и религиозного экстремизма; обеспечение необратимости ответственности участников террористических и экстремистских ОПФ.
2. Устранение и минимизация факторов, способствующих росту объемов и общественной опасности организованной коррупции в высших органах государственной власти, правоохранительных и судебных органах, агентствах и службах, занимающихся распределением бюджетных средств в сфере здравоохранения, образования, науки и культуры; обеспечение неотвратимости ответственности участников ОПФ, имеющих в своем составе лиц, занимающих должности, предусмотренные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ.
3. Устранение и минимизация факторов, способствующих росту объемов и общественной опасности кадровой коррупции в аппаратах высших органов государственной власти.
4. Устранение и минимизация факторов, способствующих незаконному обороту ядерных материалов и технологий.
5. Устранение и минимизация факторов, способствующих росту объемов и общественной опасности организованного преступного оборота предметов, изъятых из свободного обращения, включая незаконный оборот оружия, наркотических средств и психотропных веществ.
6. Устранение и минимизация факторов, способствующих появлению новых форм криминального обмана в кредитно-финансовой сфере; обеспечение неотвратимости ответственности участников ОПФ, совершающих преступления в финансовой сфере.
7. Устранение и минимизация факторов, способствующих росту объемов и общественной опасности организованного незаконного завладения доступом к использованию невозобновляемых природных ресурсов.
8. Устранение и минимизация факторов, способствующих появлению новых видов, росту объемов и общественной опасности организованных форм незаконного оборота интеллектуальной собственности.
Анализ особенностей современной криминальной ситуации в России свидетельствует о том, что экономическая преступность в значительной мере влияет на общий уровень преступности, провоцируя заказные убийства, взрывы, поджоги, другие насильственные действия, связанные с перераспределением собственности, установлением и переделом сфер влияния.
Теневой финансовый капитал является экономической основой (базисом) Среди детерминант рецидивной преступности выделяют две группы факторов: первичные и вторичные. Первичные факторы инициируют начало преступной карьеры, вторичные - обусловливают рецидив.
Причины неоднократного совершения преступлений лицами, чья преступная деятельность оставалась без надлежащего реагирования правоохранительных органов, группируются вокруг такого мощнейшего криминогенного фактора, как безнаказанность.
Безнаказанность, в свою очередь, обусловлена недостаточной эффективностью работы правоохранительных органов (низкий уровень выявления, раскрываемости преступлений и невысокая результативность в розыске и задержании преступников). А низкая эффективность правоохранительной деятельности связана с недостаточным обеспечением соответствующих структур, низким уровнем подготовки кадров и неадекватной оплатой труда.
Необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, необоснованное прекращение уголовного дела нередко оказываются результатом перегрузки следственных работников, неспособности их справиться с валом уголовных дел. В отдельных случаях уголовные дела необоснованно прекращаются и преступники остаются безнаказанными в связи с неспособностью следователей добыть достаточно доказательств для привлечения виновных к уголовной ответственности.
Наиболее весомы в системе рецидивоопасных причин и условий нарушения законности при исполнении наказания, главным образом в виде лишения свободы (пенитенциарные причины и условия рецидива). Укажем прежде всего на распространенность совершения преступлений и правонарушений в колониях осужденными.
Не менее, а более значимы нарушения законности, допускаемые сотрудниками этих учреждений. Таковы невмешательство в преступные «разборки» среди осужденных, насилия в отношении так называемых отвергнутых, предвзятость во взысканиях и поощрениях осужденных, неправомерные связи с родственниками и близкими осужденных, вследствие чего в колонии приникает большое количество запрещенных к передаче предметов (наркотики, алкоголь, карты, оружие и др.), попытки наводить дисциплину в «зоне» руками преступных главарей («авторитетов») и пр.
Следующая группа причин и условий криминального рецидивизма - постпенитенциарная,т.е. в период после отбытия наказания. Совершению от 30 до 60% случаев рецидивных преступлений в первый год после оставления колоний способствуют ошибки судов и администрации колоний в практике условно-досрочного освобождения не исправившихся осужденных, отсутствие системы их адаптации и реабилитации, слабость административного надзора, развал наблюдательных комиссий органов местного самоуправления, разрушение существовавшего с 1956 г. механизма трудоустройства освобожденных из мест лишения свободы по налогово-льготным квотам на предприятиях.
Криминальному рецидивизму способствуют частые, не всегда обоснованные и мало прогнозируемые амнистии.
Весьма значимым фактором постпенитенциарного рецидива является нарушение социальных связей. На фоне экономического и социального кризиса, безработицы, обнищания населения криминогенная роль этих факторов очень велика.
Профилактика рецидивной преступности заключается в целенаправленной деятельности по выявлению, изучению и устранению причин и условий, способствующих повторному совершению преступлений. В профилактике рецидивной преступности основная роль принадлежит органам внутренних дел, в систему которых входят и учреждения, исполняющие уголовное наказание. Среди органов, занимающихся профилактикой указанных преступлений, выступают законодатели, органы власти субъектов федерации и местные органы самоуправления, общественность и частные лица.
В профилактике рецидивной преступности различают два вида: пенитенциарную и постпенитенциарную. Пенитенциарной называют профилактику совершения новых преступлений в период отбывания наказания, а постпенитенциарной - после отбытия человеком наказания.
Специфика пенитенциарной профилактики заключается в том, что она вторична и следует за наказанием. Профилактика в период отбывания наказания, когда основным выступает искупление вины, несение тягот, лишений, сопряжена с большими трудностями, так как необходимо сочетание различных средств воздействия. Изоляция преступника от общества эффективна как адекватный ответ на его преступление, только как кара, и неэффективна как средство исправления. Нейтрализация и смягчение этого объективного изъяна лишения свободы - одна из основных задач пенитенциарной профилактики.
Нетрадиционным методом индивидуальной профилактики рецидива, является использование автобиографического материала. Специалист по терапии или социальной работе (психолог, психиатр, социолог, криминолог) просит осужденного написать свою автобиографию, которая дает возможность преступнику с помощью консультаций специалиста взглянуть на свое прошлое другими глазами. Воссоздание событий прошлого позволяет ему по-другому воспринимать мир, понять, что на самом деле он не был «отвергнутым», что его негативное представление о себе самом не соответствует действительности, что можно по-иному оценить ту роль, которую играли в его жизни те или иные люди. Иногда осужденные могут обмениваться автобиографиями и критиковать друг друга. Автобиография особенно полезна для групповых занятий, когда один человек рассказывает историю своей жизни, а группа обсуждает ее. Реалистическая оценка рецидивистом событий прошлого может существенно повлиять на его мировоззрение и поведение в будущем.
Самостоятельным видом профилактики рецидивной преступности является постпенитенциарная профилактика. Наиболее профилактически значимо трудовое и бытовое устройство лиц, отбывших наказание. Старые административные методы трудоустройства ранее судимых отмерли, а новые, экономические создаются пока еще недостаточно решительно.
К постпенитенциарной профилактике относится проблема наказания за повторное совершение преступления. Естественно, что оно должно быть выше, чем за первое преступление, чтобы угроза повышенным наказанием сама по себе имела превентивную нагрузку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|