Сделай Сам Свою Работу на 5

Тематика для развития речи





Наш класс, наша школа(22 ч). Название и назначение пред­метов, находящихся в классе. Название личных учебных вещей, игрушек. Правила поведения во время занятий (правильно сидеть за партой, внимательно слушать объяснения учителя и ответы уча­щихся, не мешать товарищам отвечать на вопросы, ответственно относиться к учебе, поручениям, просьбам).

Имена товарищей по классу, имя, отчество учителя, воспитате­ля. Приветствие старших. Дружеские, приветливые взаимоотноше­ния между детьми.

Знакомство со школой. Расположение классов и других помеще­ний (учительская, спальни, столовая, библиотека и др.).

Режим дня. Элементарные правила личной гигиены: уход за те­лом, волосами, зубами, одеждой, обувью. Название частей тела, предметов ухода за телом.

Режим питания. Столовая. Умение правильно сидеть за столом и пользоваться столовым прибором, экономно относиться к про­дуктам питания, особенно к хлебу. Название чайной и столовой посуды, продуктов питания.

Режим сна. Спальня. Название мебели, спальных принадлеж­ностей, белья и одежды.

Бережное отношение к вещам: к одежде, учебникам, книгам, игрушкам^ школьному оборудованию и др.



Осень(16 ч). Характерные признаки осени: похолодание, из­менение окраски листьев, травы, листопад. Наблюдения за по­годой.

Фрукты, овощи, ягоды, знакомые учащимся. Домашние животные и их детеныши. Названия 2—3 животных « тех действий, которые они совершают. Различение действий.

Участие в работе на пришкольном участке: уборка сухих листь-в, веток, помощь взрослым в осенних посадках растений, в уборке урожая. Уход за комнатными растениями. Названия 2—3 растений.

Экскурсии на пришкольный участок, огород, в зоопарк.

Наш город (село) (18 ч). Название города (села), где живут1 ученики, где находится школа. Знание 2—3 предприятий (завод фабрика и т. д. — в городе; ферма, оранжерея — в селе) и куль­турно-просветительных учреждений (кинотеатр, библиотека и др. Транспорт. Автобус, трамвай, троллейбус, метро. Названия не­которых профессий, связанных с транспортом. Правила поведе­ния детей в транспорте.

Улица. Правила перехода через улицу. Поведение на улице.

Зима (16 ч). Характерные признаки: мороз, снежный покров, замерзание водоемов, внешний вид растений. Наблюдения за пого­дой. Названия предметов зимней одежды, обуви. Зимние развле­чения детей. (Названия некоторых видов спорта.) Труд людей. Зимние работы.



Праздник елки.

Птицы ближайшего окружения (воробьи, вороны, синицы и др.), их названия, подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

Наш дом (14 ч). Мое имя, фамилия.

Мои родные (состав семьи). Члены семьи, их имена, занятия. Употребление ласкательных имен членов семьи. Уважение к труду взрослых, Выполнение посильных поручений в семье.

Весна (15 ч). Характерные признаки: потепление, таяние снега, распускание почек и листьев на деревьях, появление зеленой тра­вы, прилет птиц.

Сад и огород. Труд человека в саду и огороде весной. Посадка кустарников, деревьев, вскапывание грядок, клумб. Посильная по­мощь детей. Названия некоторых видов цветов и плодовых деревьев, некоторых фруктов и овощей. Посадка лука, бобов, наблюде­ния за ними.

Родная страна (29 ч). Наша Родина—Союз Советских Социа­листических Республик. Москва — главный город нашей страны. Красная площадь. Мавзолей В. И. Ленина. Забота партии и пра­вительства о советском народе, о детях.

Советские праздники и знаменательные даты. Участие детей в подготовке праздничных утренников.

ПРОИЗНОШЕНИЕ (84 ч)

Подготовительный период

Индивидуальные занятия

I. Обследование учащихся.

II. Формирование навыков правильного произношения и разли­чения звуков.

1. Развитие моторики артикуляционного аппарата в соответ­ствии с индивидуальными затруднениями учащихся. Для детей с выраженным нарушением подвижности речевого аппарата проводятся упражнения, развивающие мышцы лица; для с врожденными расщелинами губы и нёба —упражнения, напрвленные на развитие правильного дыхания, подвижности мягкого нёба и.т.д.



2. Уточнение произношения звуков. Гласные звуки [а], [у], [и], [о], [э], [ы] и их сочетания. Различение гласных звуков.

Выработка точной координации движений речевого аппарата при образовании согласных звуков [п], [т], [м], [в], [н], [к], [ф], [х], в зависимости от индивидуальных возможностей учащих­ся Различение согласных звуков.

3 Выработка движений, необходимых для правильного произ­ношения звуков [i], [с], [с'], [з], [з'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [г], [г'].

4. Коррекция неправильно произносимых звуков в соответ­ствии с индивидуальными затруднениями детей.

5. Преодоление затруднений, связанных с произношнием слов сложного слогового состава и предложений (на материале пра­вильно произносимых звуков).

Четкое произнесение слогов и сочетаний: уа, иау, та, ат, тат, атпа; слоговых рядов с ускорением темпа и изменением последо­вательности или структуры слогов: и-а-у,.., у-а-и..., та-та-ка..., ка-ка-та..., па-та..., пта и т, д.

Восприятие и воспроизведение слоговых рядов с различным ударением: та-та-та; та-та-та; та-та-та.

Заучивание рифмованных потешек (Бом-бом-бом, вот мой дом). Усвоение слов следующего слогового состава: Тома, мак, па­нама, каток, ветка, танк; постепенное включение трехсложных слов (валенки, самолет) и со стечением согласных в начале слова (стакан, плита).

6. Преодоление затруднений в анализе и синтезе звукового со­става слов. 29

7. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся в фор­мировании грамматического строя речи.

Фронтальные занятия (48 ч)

I- Формирование навыков произношения звуков и развитие фо­нематического восприятия.

Развитие моторики артикуляционного аппарата. Закрепление правильного произношения и различения звуков:

1) не требующих коррекции: [а], ;[о], [y], [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х], [э] (12 ч); дифференциация [к] — [х] (1ч);

2) требующих коррекции: [и], [л'], [м'], [к'], [п'], [в'], [н'], [ф'] в сочетаниях типа ми, ме и в конце слога (8ч); дифференциация [в]-[ф] (2 ч); [i]с']-[э'] (2 ч); [ь|, [б'] (2 ч); дифференциацНя 1б]-[б'] (2ч), [п]-[б] (Зч);

3) различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний от! прочих ([у] от [а], [о], [ы], [и], [э]; па от ма, ка, ва; са от за! ца, тя, ша и т. д.). Различение звуков в составе слова;

4) развитие внимания, памяти; запоминание 3—4 инструкций выполнения действия, повторение в заданной последовательности слоговых рядов (no-no; ка-жа; ус-ас-ос; спа; ста и т. д.), запоми­нание в заданной последовательности 3—4 слов различного и сход­ного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата; липа, ленА та, лимон, малина; венок, каток, моток и т. д.).

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.

Произнесение слогов открытых: па; обратных и закрытых: aп, пап; со стечением 2 согласных: авт, фта и сочетания из них: ту-та-ты; ап-та; сто-ста-сты и т. д.

Четкое и слитное произнесение односложных, двухсложных и трехсложных слов различного слогового состава с правильным ударением.

Различение односложных, двухсложных и трехсложных слов по количеству слогов, повторение слоговых рядов с выделением удар­ных слогов.

III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

Выделение начального, ударного гласного из слов (Оля, ут­ка). Определение последовательности гласного в ряду из 2—3 гласных: [а], [у];[а], [и], [у].

Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего со­гласного из слов (кот).

Выделение слогообразующего гласного из слов мох, пух и т. д.

Анализ и синтез прямых слогов са, су. Выделение первого со-гластюго и словообразующего гласного из слов сани, совы и т. п.

Звуковой анализ слов суп, нос и т. п. (составление схем).

Членение слов на слоги, составление слоговой схемы однослож­ного, двухсложного и трехсложного слова.

Звуко-слоговой анализ слов сова, косы и т. п. (составление схем).

Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «слог». Усвоение слогообразующей роли гласных.

Примечание. В подготовительный период обучения упраж­нениям, направленным на анализ и синтез звукового состава слова, отводится по 12—15 минут из каждого урока произношения.

Букварный период обучения

Индивидуальные занятия

1. Формирование навыков правильного произношения и разли­чения звуков.

Развитие моторики артикуляционного аппарата, выработка движений необходимых для правильного произнесения звуков [л], [ш], [р], [р'], [ж]

Коррекция звуков [л], [ш], [р], [р'], [ц], [ч], [щ].

Первоначальное закрепление поставленных звуков ( в составе слогов, предложений, текстов).

2 Преодоление затруднении, связанных с произнесением слов сложного слогового состава и предложений на следующем материале: слоги и сочетания типа сас, сапа, пла; с оппозиционными звуками (шос); всевозможные слоговые ряды с ускорением темпа и изменением последовательности звуков в ряду: со-со-шо-со-шо..., шо-шо-со-шо-со..., шта-шта..., тша-тша... и т. п.; воспроизведение счоговых рядов с различным ударением.

Правильное произношение двухсложных и трехсложных слов с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозицион­ных звуков (телефон, спасибо, солнышко) и отдельных четырех­сложных, употребление заученных слов в составе предложений, текстов.

3. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся, свя­занных с анализом и синтезом звукового состава речи, чтением, письмом.

4. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся в фор­мировании грамматического строя речи.

 

Фронтальные занятия (36 ч)

 

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фо­нематического восприятия.

1) Развитие моторики артикуляционного аппарата.

Закрепление правильного произношения и различения звуков

[т'], [д], [д'] (3 ч); '[д]-|д'] (2 ч); [т]-[д] (3 ч); [г], [г'], (2 ч); [г]- [г'] (2 ч); [к]-[г] (3 ч); [л], [л]-[л'], [ш] (6ч); [с]-[ш] (3 ч); [ж], [ш]-[ж], [з]-[ж] (6 ч); [р],[р'] (2ч); [р]-[р'], [л]-[р] (4ч).

Развитие навыка правильного произношения изученных мяг­ких звуков в сочетании с гласными (ти, те, тю, тя, те) и в конце слова (ать). Выделение мягкого согласного из состава слова.

2) Развитие фонематического восприятия, умения отличать ус­военные звуки от прочих ([з] от [с], [ж] — [з]; [б] от [п] и т. д.); Различение и выделение из состава доступных по структуре слов Усвоенные звуки, звонкие, глухие, твердые и мягкие; запоминание 3-4 инструкций доступной сложности (возьми три кубика, один оложи на стол, другой —под стол, третий —за шкаф); повторение в данной последовательности слогового ряда, состоящего из трех-четырех сочетаний (спа-зба-спа, пло-плу-пла-плы).

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

Усвоение произношения слогов различной сложности и сочетаний (см. раздел «Индивидуальные занятия»).

Развитие навыка четкого и правильного произношения звуков в словах указанной сложности (см. раздел «Индивидуальные занятия»). Четкое произношение окончания слова в связи с изменением его формы. Выделение ударного слова в даух-трехсложных словах, составление схемы двухсложного слова с обозначением места ударения.

Включение заученных слов в предложения и тексты.

 

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ(69 ч)

 

Подготовка к письму(12 ч)

 

Добукварный период

 

Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся: восприятие и воспроизведение несложных комбинаций из прямых линий и фигур (квадрат, треугольник и т. д.) путем подбора дубли­катов и составления фигур из разноцветных палочек. Развитие мелкой мускулатуры рук (рисование на бумаге карандашом и красками прямых, волнистых и ломаных линий в разных направлениях). Рисование замкнутых форм (круги, четырех­угольники).

Обводка и штриховка цветным карандашом простых фигур. Раскраска простых фигур из прямых и закругленных линий. Рисо­вание бордюра. Письмо основных элементов прописных букв.

 

Обучение чтению и письму (57 ч)

 

Букварный период

 

Буквы а, у, м, х, о (по 1 ч); с, п, к, в, т, н, ы (по 2 ч).

Членение слов на слоги и звуки, соединение звуков в слоги й слова; слогообразующая роль гласных.

Составление слов типа мак, Тома из букв разрезной азбуки предварительным анализом. Слоговое чтение. Соотнесение прочи­танного слова с предметом. Письмо букв, слогов и слов. Заглавная буква в именах и кличках.

Преобразование слов указанного типа (сом сон; сор-сыр; сон —нос; ма — мак; ма мама).

Членение предложений на слова. Составление простейших предложений без изменения форм слова из букв разрезной азбуки, их чтение и письмо. Заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Буквы з, л (по 4 ч); э (I ч); и (3 ч). Дифференциация ы - и (2 ч); буквы ш, б, р, ж, д, е (в начале слова и в положении после. согласной) (по 4 ч).

Составление из букв разрезной азбуки после предварительного анализа слов, состоящих из прямых и закрытых слогов (канава, кусок, полка); слов, включающих слоги с мягкими звуками (липа, купали, мешок); слов, содержащих слоги со стечением согласных. (волк, школа) Преобразование слов (мишка — мушка мышка; рот – крот).Составление предложений из слов указанной сложности. Слоговое чтение вслух слов указанной сложности, предложений и коротких текстов. Соблюдение правильного, ударения и пауз на точках при чтении.

Ответы на вопросы по прочитанному.

Письмо изученных строчных и заглавных букв, списывание отдельных слов и предложений с рукописного и печатного текста.

Проверка написанною при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из 3—4 таких слов (с предварительным анализом).

Правописание жи; ши.

Перенос слов.

Практическое применение правил о большой букве в именал людей, о написании предложений (большая буква в начале, точ­ка—в конце предложения).

Постепенное обучение осознанному правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове (сначала разделенном на произ носительиые единицы в рамках слога, а затем без специальных вспомогательных помет), места ударения в нем (по знаку ударения).

Чтение с паузами и интонациями, соответствующими знакам препинания в конце простого предложения и в середине при перечислении однородных членов.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

 

Чистописание

Письмо строчных букв и их соединений: 1) у, п, т, к, и, ш, р; 2) м, ы, л; 3) с, а; 4) в, е; 5) х, з, э, ж.

Письмо заглавных букв: 1) А, М, Л, И, Ш; 2) X, О, С, 3, Э, Е;3) У, К, В, Н, Ж, Р; 4) П,Т.

Постепенное ускорение темпа письма.

 

Словарь

 

Ворона, корова, лопата, машина, молоко, сахар, сорока.

 

Основные требованияк знаниям и умениям учащихся

 

Учащиеся должны уметь:

понимать простейшие обращения, просьбы, приказания, поручения, адресованные одному или всем ученикам, слова и фразы необходимые в учебной и бытовой деятельности;

правильно употреблять в самостоятельной речи слова, обозначающие предметы, действия, признаки и качества, наглядно им воспринятые;

соотносить употребляемые слова с обозначаемыми предметами и явлениями;

выражать названия одного предмета и группы однородных предметов;

практически распределять названия предметов по родовым признакам;

практически пользоваться вопросами кто? что? что делает? что делал(а)? что будет делать? какой? какая? какое? куда? где? чем? у кого? и правильно отвеча на них;

четко и правильно произносить все сохранные и вновь поставленные звуки изолированно, в словах и предложениях, различать их на слух;

четко и правильно, с соблюдением ударения, произносить двух и трехсложные слова, четко произносить окончания слов при изменении формы слова;

пользоваться в речи простым предложением, устанавливать по вопросам связь между словами в предложении;

различать и выделять из состава доступных по структуре слов усвоенные звуки, устанавливать их порядок в анализируемом слове, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие твердые;

читать по слогам ориентировочно 15 слов в минуту и складывать из букв разрезной азбуки слова, предложения, короткие тексты, состоящие из пройденных по программе букв;

правильно списывать пройденные прописные и заглавные буквы, слова, состоящие из этих букв, и необходимые тексты;

написать отдельные слова и предложения под диктовку (с предварительным анализом);

слушать небольшую сказку, загадку, потешку, стихотворения рассказ;

вести короткий диалог, отвечать и задавать вопросы: кто это? что это? что делает? что делают? что делал (а)? что будет делать? кому? куда? г д е? к а к о й(ая)? сколько?.

сообщить о своем самочувствии, о состоянии своих вещей одежды, обуви, об учебных принадлежностях, пользоваться вежливой формой обращения; строить краткое связное высказывание (3—5 предложений).

Учащиеся должны знать:

наизусть 4—5 стихотворений, потешек, скороговорок.

I КЛАСС

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ(128 ч)

Работа над словом

Понимание и употребление в речи слов, выражающих поручения, приказания. Слова — названия предметов, действий, признаков предметов, признаков действий, время действий, с которыми дети постоянно сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с природой, общественными явлениями. Понимание обобщающих значений слов. Один предмет в разных ситуациях (щетка зубная, для чистки одежды, обуви, для подметания полов; складывать циф­ры, одежду, учебные вещи).

Понимание и правильное употребление слов со значением уменьшительности-ласкательности, увеличительности (существи­тельные с суффиксами -ик, -ок, -к, -чек, -очк, -ечк, -иц); слов, обозначающих животных (существительные с суффикевм -онок, -енок); лиц по роду их деятельности (существительные с суффик­сами -ист, -щик, -чик, -ниц(а), -тедь, -арь); движение, признаки предметов по цвоту, форме, величине, вкусу, весу, температурным свойствам, качеству и противоположных им по значению (твер­дый мягкий); признаки действия (быстро, весело, хорошо); время действия (утром, вечером, сегодня).

Выделение и название частей отдельных предметов. Распреде­ление названий предметов по группам. Знание и употребление видовых и родовых обозначений.

Выработка умений пользоваться словом и правильной грамма­тической формой в зависимости от ее значения в составе пред­ложений.

 

Работа над предложением

Понимание и употребление побудительных предложений, по-вествователышх нераспространенных и распространенных предло­жений (состоящих из 3—5 членов предложения). Составление предложений по моделям: простое предложение с глаголами в на­стоящем и прошедшем времени в единственном числе. Выделение предмета и действия по вопросам кто? что? что делает? что делал? и различение этих вопросов (о предмете, о действии или сотоянии). Различение вопросов кто? что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном; вопросов что делает? что делал? как вопросов о действии, выраженном в настоящем или прошедшем времени.

Образование формы множественного числа существительных ( с окончанием –ы (-и), -а (-я) и глаголов (настоящего и лрошедшего времени).

Составление и употребление простых предложений с существительными и глаголами в единственном и множественном числе.

 

Выделение грамматических признаков рода существителы в словосочетаниях с числительным и местоимением. Практическое овладение значением и способами употребления в предложении родовыми признаками существительных с глаголами прошедшего времени.

Составление и употребление в речи предложений (трех_- пятичленных) со словосочетаниями, обозначающими переходнодность действия на предмет (моет чашку, пол). Различение окончания формы винительного падежа в зависимости от рода существительных и обозначения одушевленности и неодушевленности (видит мальчика, девочку).

Орудие или средства действия (рисует карандашом, подметает метлой). Различение окончания творительного падежа в зависимости от рода существительного.

Пространственные отношения в значении направления и мест: действия. Словосочетания глагола с существительным в винительном падеже с предлогами в, на, под (поставил в (на, под) стол; положил в (на, под) книгу); в предложном падеже с предлогами в, на (лежит в столе, на столе); в творительном падеже с предлогами под, над, за(спрятался под (за) кустом); в родитель­ном падеже с предлогами из, с, от, около в значении места, откуда совершается действие (вышел из дома, сошёл с поезда, отъехал от магазина, стоит около киоска); в дательном падеже с предло­гом кв значении лица или места, к которому направлено действие (подошёл к товарищу); в творительном падеже с предлогом cв значении совместности или сопровождения (идёт с мамой); в, дательном падеже в значении адресата.

Словосочетание существительного в родительном падеже с предлогом у, и без предлога в значении принадлежности предмета или его отрицания (у козы, нет козы).

Выделение из предложений слов, обозначающих признаки предметов, по вопросам. Распространение словосочетаний и пред­ложений по вопросам какой? какая? какое? какие? Согла­сование прилагательного с существительным в именительном, ви­нительном и творительном падежах единственного и множествен­ного числа.

Практическое усвоение предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения (глаголы в настоящем, лрошеда шем и будущем времени).

Сочетание местоимений с глаголами 1-го, 2-го лица. Сочетания числительного с существительным. Количественные отношения ипризнаки предмета по счету.

Связная речь

 

Понимание вопросов, выработка умений кратко и полно отве­чать на них, используя побудительные, вопросительные и повест­вовательные предложения. Точное формулирование вопросов учениками.

 

Развитие умения слушать рассказ учителя и товарищей, а также читаемый текст. Воспроизведение содержания текста, сказки по иллюстрации. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным, или последующих.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков,повторения и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серди картинок определенного количества предложений (4—6), объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Описание предмета по цвету, размеру, назначению.

Устные высказывания (с помощью учителя) о простых случаях собственной жизни по аналогии с прочитанным, о событиях в школе, дома, полученных сведениях из календаря погоды, на экскурсии, по сюжету, предложенному учителем.

Понимание, что такое текст, выделение его особенноетей — цельности и связности.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихо­творений, потешек, песенок, считалок.

Речевая этика. Понимание и использование предложений, вы­ражающих приветствие, благодарность, извинение, просьбу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.