Тематика для развития речи
Наш класс, наша школа(22 ч). Название и назначение предметов, находящихся в классе. Название личных учебных вещей, игрушек. Правила поведения во время занятий (правильно сидеть за партой, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не мешать товарищам отвечать на вопросы, ответственно относиться к учебе, поручениям, просьбам).
Имена товарищей по классу, имя, отчество учителя, воспитателя. Приветствие старших. Дружеские, приветливые взаимоотношения между детьми.
Знакомство со школой. Расположение классов и других помещений (учительская, спальни, столовая, библиотека и др.).
Режим дня. Элементарные правила личной гигиены: уход за телом, волосами, зубами, одеждой, обувью. Название частей тела, предметов ухода за телом.
Режим питания. Столовая. Умение правильно сидеть за столом и пользоваться столовым прибором, экономно относиться к продуктам питания, особенно к хлебу. Название чайной и столовой посуды, продуктов питания.
Режим сна. Спальня. Название мебели, спальных принадлежностей, белья и одежды.
Бережное отношение к вещам: к одежде, учебникам, книгам, игрушкам^ школьному оборудованию и др.
Осень(16 ч). Характерные признаки осени: похолодание, изменение окраски листьев, травы, листопад. Наблюдения за погодой.
Фрукты, овощи, ягоды, знакомые учащимся. Домашние животные и их детеныши. Названия 2—3 животных « тех действий, которые они совершают. Различение действий.
Участие в работе на пришкольном участке: уборка сухих листь-в, веток, помощь взрослым в осенних посадках растений, в уборке урожая. Уход за комнатными растениями. Названия 2—3 растений.
Экскурсии на пришкольный участок, огород, в зоопарк.
Наш город (село) (18 ч). Название города (села), где живут1 ученики, где находится школа. Знание 2—3 предприятий (завод фабрика и т. д. — в городе; ферма, оранжерея — в селе) и культурно-просветительных учреждений (кинотеатр, библиотека и др. Транспорт. Автобус, трамвай, троллейбус, метро. Названия некоторых профессий, связанных с транспортом. Правила поведения детей в транспорте.
Улица. Правила перехода через улицу. Поведение на улице.
Зима (16 ч). Характерные признаки: мороз, снежный покров, замерзание водоемов, внешний вид растений. Наблюдения за погодой. Названия предметов зимней одежды, обуви. Зимние развлечения детей. (Названия некоторых видов спорта.) Труд людей. Зимние работы.
Праздник елки.
Птицы ближайшего окружения (воробьи, вороны, синицы и др.), их названия, подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.
Наш дом (14 ч). Мое имя, фамилия.
Мои родные (состав семьи). Члены семьи, их имена, занятия. Употребление ласкательных имен членов семьи. Уважение к труду взрослых, Выполнение посильных поручений в семье.
Весна (15 ч). Характерные признаки: потепление, таяние снега, распускание почек и листьев на деревьях, появление зеленой травы, прилет птиц.
Сад и огород. Труд человека в саду и огороде весной. Посадка кустарников, деревьев, вскапывание грядок, клумб. Посильная помощь детей. Названия некоторых видов цветов и плодовых деревьев, некоторых фруктов и овощей. Посадка лука, бобов, наблюдения за ними.
Родная страна (29 ч). Наша Родина—Союз Советских Социалистических Республик. Москва — главный город нашей страны. Красная площадь. Мавзолей В. И. Ленина. Забота партии и правительства о советском народе, о детях.
Советские праздники и знаменательные даты. Участие детей в подготовке праздничных утренников.
ПРОИЗНОШЕНИЕ (84 ч)
Подготовительный период
Индивидуальные занятия
I. Обследование учащихся.
II. Формирование навыков правильного произношения и различения звуков.
1. Развитие моторики артикуляционного аппарата в соответствии с индивидуальными затруднениями учащихся. Для детей с выраженным нарушением подвижности речевого аппарата проводятся упражнения, развивающие мышцы лица; для с врожденными расщелинами губы и нёба —упражнения, напрвленные на развитие правильного дыхания, подвижности мягкого нёба и.т.д.
2. Уточнение произношения звуков. Гласные звуки [а], [у], [и], [о], [э], [ы] и их сочетания. Различение гласных звуков.
Выработка точной координации движений речевого аппарата при образовании согласных звуков [п], [т], [м], [в], [н], [к], [ф], [х], в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся Различение согласных звуков.
3 Выработка движений, необходимых для правильного произношения звуков [i], [с], [с'], [з], [з'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [г], [г'].
4. Коррекция неправильно произносимых звуков в соответствии с индивидуальными затруднениями детей.
5. Преодоление затруднений, связанных с произношнием слов сложного слогового состава и предложений (на материале правильно произносимых звуков).
Четкое произнесение слогов и сочетаний: уа, иау, та, ат, тат, атпа; слоговых рядов с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-а-у,.., у-а-и..., та-та-ка..., ка-ка-та..., па-та..., пта и т, д.
Восприятие и воспроизведение слоговых рядов с различным ударением: та-та-та; та-та-та; та-та-та.
Заучивание рифмованных потешек (Бом-бом-бом, вот мой дом). Усвоение слов следующего слогового состава: Тома, мак, панама, каток, ветка, танк; постепенное включение трехсложных слов (валенки, самолет) и со стечением согласных в начале слова (стакан, плита).
6. Преодоление затруднений в анализе и синтезе звукового состава слов. 29
7. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся в формировании грамматического строя речи.
Фронтальные занятия (48 ч)
I- Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
Развитие моторики артикуляционного аппарата. Закрепление правильного произношения и различения звуков:
1) не требующих коррекции: [а], ;[о], [y], [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х], [э] (12 ч); дифференциация [к] — [х] (1ч);
2) требующих коррекции: [и], [л'], [м'], [к'], [п'], [в'], [н'], [ф'] в сочетаниях типа ми, ме и в конце слога (8ч); дифференциация [в]-[ф] (2 ч); [i]с']-[э'] (2 ч); [ь|, [б'] (2 ч); дифференциацНя 1б]-[б'] (2ч), [п]-[б] (Зч);
3) различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний от! прочих ([у] от [а], [о], [ы], [и], [э]; па от ма, ка, ва; са от за! ца, тя, ша и т. д.). Различение звуков в составе слова;
4) развитие внимания, памяти; запоминание 3—4 инструкций выполнения действия, повторение в заданной последовательности слоговых рядов (no-no; ка-жа; ус-ас-ос; спа; ста и т. д.), запоминание в заданной последовательности 3—4 слов различного и сходного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата; липа, ленА та, лимон, малина; венок, каток, моток и т. д.).
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.
Произнесение слогов открытых: па; обратных и закрытых: aп, пап; со стечением 2 согласных: авт, фта и сочетания из них: ту-та-ты; ап-та; сто-ста-сты и т. д.
Четкое и слитное произнесение односложных, двухсложных и трехсложных слов различного слогового состава с правильным ударением.
Различение односложных, двухсложных и трехсложных слов по количеству слогов, повторение слоговых рядов с выделением ударных слогов.
III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
Выделение начального, ударного гласного из слов (Оля, утка). Определение последовательности гласного в ряду из 2—3 гласных: [а], [у];[а], [и], [у].
Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот).
Выделение слогообразующего гласного из слов мох, пух и т. д.
Анализ и синтез прямых слогов са, су. Выделение первого со-гластюго и словообразующего гласного из слов сани, совы и т. п.
Звуковой анализ слов суп, нос и т. п. (составление схем).
Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двухсложного и трехсложного слова.
Звуко-слоговой анализ слов сова, косы и т. п. (составление схем).
Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «слог». Усвоение слогообразующей роли гласных.
Примечание. В подготовительный период обучения упражнениям, направленным на анализ и синтез звукового состава слова, отводится по 12—15 минут из каждого урока произношения.
Букварный период обучения
Индивидуальные занятия
1. Формирование навыков правильного произношения и различения звуков.
Развитие моторики артикуляционного аппарата, выработка движений необходимых для правильного произнесения звуков [л], [ш], [р], [р'], [ж]
Коррекция звуков [л], [ш], [р], [р'], [ц], [ч], [щ].
Первоначальное закрепление поставленных звуков ( в составе слогов, предложений, текстов).
2 Преодоление затруднении, связанных с произнесением слов сложного слогового состава и предложений на следующем материале: слоги и сочетания типа сас, сапа, пла; с оппозиционными звуками (шос); всевозможные слоговые ряды с ускорением темпа и изменением последовательности звуков в ряду: со-со-шо-со-шо..., шо-шо-со-шо-со..., шта-шта..., тша-тша... и т. п.; воспроизведение счоговых рядов с различным ударением.
Правильное произношение двухсложных и трехсложных слов с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (телефон, спасибо, солнышко) и отдельных четырехсложных, употребление заученных слов в составе предложений, текстов.
3. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся, связанных с анализом и синтезом звукового состава речи, чтением, письмом.
4. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся в формировании грамматического строя речи.
Фронтальные занятия (36 ч)
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
1) Развитие моторики артикуляционного аппарата.
Закрепление правильного произношения и различения звуков
[т'], [д], [д'] (3 ч); '[д]-|д'] (2 ч); [т]-[д] (3 ч); [г], [г'], (2 ч); [г]- [г'] (2 ч); [к]-[г] (3 ч); [л], [л]-[л'], [ш] (6ч); [с]-[ш] (3 ч); [ж], [ш]-[ж], [з]-[ж] (6 ч); [р],[р'] (2ч); [р]-[р'], [л]-[р] (4ч).
Развитие навыка правильного произношения изученных мягких звуков в сочетании с гласными (ти, те, тю, тя, те) и в конце слова (ать). Выделение мягкого согласного из состава слова.
2) Развитие фонематического восприятия, умения отличать усвоенные звуки от прочих ([з] от [с], [ж] — [з]; [б] от [п] и т. д.); Различение и выделение из состава доступных по структуре слов Усвоенные звуки, звонкие, глухие, твердые и мягкие; запоминание 3-4 инструкций доступной сложности (возьми три кубика, один оложи на стол, другой —под стол, третий —за шкаф); повторение в данной последовательности слогового ряда, состоящего из трех-четырех сочетаний (спа-зба-спа, пло-плу-пла-плы).
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
Усвоение произношения слогов различной сложности и сочетаний (см. раздел «Индивидуальные занятия»).
Развитие навыка четкого и правильного произношения звуков в словах указанной сложности (см. раздел «Индивидуальные занятия»). Четкое произношение окончания слова в связи с изменением его формы. Выделение ударного слова в даух-трехсложных словах, составление схемы двухсложного слова с обозначением места ударения.
Включение заученных слов в предложения и тексты.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ(69 ч)
Подготовка к письму(12 ч)
Добукварный период
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся: восприятие и воспроизведение несложных комбинаций из прямых линий и фигур (квадрат, треугольник и т. д.) путем подбора дубликатов и составления фигур из разноцветных палочек. Развитие мелкой мускулатуры рук (рисование на бумаге карандашом и красками прямых, волнистых и ломаных линий в разных направлениях). Рисование замкнутых форм (круги, четырехугольники).
Обводка и штриховка цветным карандашом простых фигур. Раскраска простых фигур из прямых и закругленных линий. Рисование бордюра. Письмо основных элементов прописных букв.
Обучение чтению и письму (57 ч)
Букварный период
Буквы а, у, м, х, о (по 1 ч); с, п, к, в, т, н, ы (по 2 ч).
Членение слов на слоги и звуки, соединение звуков в слоги й слова; слогообразующая роль гласных.
Составление слов типа мак, Тома из букв разрезной азбуки предварительным анализом. Слоговое чтение. Соотнесение прочитанного слова с предметом. Письмо букв, слогов и слов. Заглавная буква в именах и кличках.
Преобразование слов указанного типа (сом — сон; сор-сыр; сон —нос; ма — мак; ма — мама).
Членение предложений на слова. Составление простейших предложений без изменения форм слова из букв разрезной азбуки, их чтение и письмо. Заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Буквы з, л (по 4 ч); э (I ч); и (3 ч). Дифференциация ы - и (2 ч); буквы ш, б, р, ж, д, е (в начале слова и в положении после. согласной) (по 4 ч).
Составление из букв разрезной азбуки после предварительного анализа слов, состоящих из прямых и закрытых слогов (канава, кусок, полка); слов, включающих слоги с мягкими звуками (липа, купали, мешок); слов, содержащих слоги со стечением согласных. (волк, школа) Преобразование слов (мишка — мушка — мышка; рот – крот).Составление предложений из слов указанной сложности. Слоговое чтение вслух слов указанной сложности, предложений и коротких текстов. Соблюдение правильного, ударения и пауз на точках при чтении.
Ответы на вопросы по прочитанному.
Письмо изученных строчных и заглавных букв, списывание отдельных слов и предложений с рукописного и печатного текста.
Проверка написанною при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из 3—4 таких слов (с предварительным анализом).
Правописание жи; ши.
Перенос слов.
Практическое применение правил о большой букве в именал людей, о написании предложений (большая буква в начале, точка—в конце предложения).
Постепенное обучение осознанному правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове (сначала разделенном на произ носительиые единицы в рамках слога, а затем без специальных вспомогательных помет), места ударения в нем (по знаку ударения).
Чтение с паузами и интонациями, соответствующими знакам препинания в конце простого предложения и в середине при перечислении однородных членов.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Чистописание
Письмо строчных букв и их соединений: 1) у, п, т, к, и, ш, р; 2) м, ы, л; 3) с, а; 4) в, е; 5) х, з, э, ж.
Письмо заглавных букв: 1) А, М, Л, И, Ш; 2) X, О, С, 3, Э, Е;3) У, К, В, Н, Ж, Р; 4) П,Т.
Постепенное ускорение темпа письма.
Словарь
Ворона, корова, лопата, машина, молоко, сахар, сорока.
Основные требованияк знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
понимать простейшие обращения, просьбы, приказания, поручения, адресованные одному или всем ученикам, слова и фразы необходимые в учебной и бытовой деятельности;
правильно употреблять в самостоятельной речи слова, обозначающие предметы, действия, признаки и качества, наглядно им воспринятые;
соотносить употребляемые слова с обозначаемыми предметами и явлениями;
выражать названия одного предмета и группы однородных предметов;
практически распределять названия предметов по родовым признакам;
практически пользоваться вопросами кто? что? что делает? что делал(а)? что будет делать? какой? какая? какое? куда? где? чем? у кого? и правильно отвеча на них;
четко и правильно произносить все сохранные и вновь поставленные звуки изолированно, в словах и предложениях, различать их на слух;
четко и правильно, с соблюдением ударения, произносить двух и трехсложные слова, четко произносить окончания слов при изменении формы слова;
пользоваться в речи простым предложением, устанавливать по вопросам связь между словами в предложении;
различать и выделять из состава доступных по структуре слов усвоенные звуки, устанавливать их порядок в анализируемом слове, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие твердые;
читать по слогам ориентировочно 15 слов в минуту и складывать из букв разрезной азбуки слова, предложения, короткие тексты, состоящие из пройденных по программе букв;
правильно списывать пройденные прописные и заглавные буквы, слова, состоящие из этих букв, и необходимые тексты;
написать отдельные слова и предложения под диктовку (с предварительным анализом);
слушать небольшую сказку, загадку, потешку, стихотворения рассказ;
вести короткий диалог, отвечать и задавать вопросы: кто это? что это? что делает? что делают? что делал (а)? что будет делать? кому? куда? г д е? к а к о й(ая)? сколько?.
сообщить о своем самочувствии, о состоянии своих вещей одежды, обуви, об учебных принадлежностях, пользоваться вежливой формой обращения; строить краткое связное высказывание (3—5 предложений).
Учащиеся должны знать:
наизусть 4—5 стихотворений, потешек, скороговорок.
I КЛАСС
РАЗВИТИЕ РЕЧИ(128 ч)
Работа над словом
Понимание и употребление в речи слов, выражающих поручения, приказания. Слова — названия предметов, действий, признаков предметов, признаков действий, время действий, с которыми дети постоянно сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с природой, общественными явлениями. Понимание обобщающих значений слов. Один предмет в разных ситуациях (щетка — зубная, для чистки одежды, обуви, для подметания полов; складывать — цифры, одежду, учебные вещи).
Понимание и правильное употребление слов со значением уменьшительности-ласкательности, увеличительности (существительные с суффиксами -ик, -ок, -к, -чек, -очк, -ечк, -иц); слов, обозначающих животных (существительные с суффикевм -онок, -енок); лиц по роду их деятельности (существительные с суффиксами -ист, -щик, -чик, -ниц(а), -тедь, -арь); движение, признаки предметов по цвоту, форме, величине, вкусу, весу, температурным свойствам, качеству и противоположных им по значению (твердый — мягкий); признаки действия (быстро, весело, хорошо); время действия (утром, вечером, сегодня).
Выделение и название частей отдельных предметов. Распределение названий предметов по группам. Знание и употребление видовых и родовых обозначений.
Выработка умений пользоваться словом и правильной грамматической формой в зависимости от ее значения в составе предложений.
Работа над предложением
Понимание и употребление побудительных предложений, по-вествователышх нераспространенных и распространенных предложений (состоящих из 3—5 членов предложения). Составление предложений по моделям: простое предложение с глаголами в настоящем и прошедшем времени в единственном числе. Выделение предмета и действия по вопросам кто? что? что делает? что делал? и различение этих вопросов (о предмете, о действии или сотоянии). Различение вопросов кто? что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном; вопросов что делает? что делал? как вопросов о действии, выраженном в настоящем или прошедшем времени.
Образование формы множественного числа существительных ( с окончанием –ы (-и), -а (-я) и глаголов (настоящего и лрошедшего времени).
Составление и употребление простых предложений с существительными и глаголами в единственном и множественном числе.
Выделение грамматических признаков рода существителы в словосочетаниях с числительным и местоимением. Практическое овладение значением и способами употребления в предложении родовыми признаками существительных с глаголами прошедшего времени.
Составление и употребление в речи предложений (трех_- пятичленных) со словосочетаниями, обозначающими переходнодность действия на предмет (моет чашку, пол). Различение окончания формы винительного падежа в зависимости от рода существительных и обозначения одушевленности и неодушевленности (видит мальчика, девочку).
Орудие или средства действия (рисует карандашом, подметает метлой). Различение окончания творительного падежа в зависимости от рода существительного.
Пространственные отношения в значении направления и мест: действия. Словосочетания глагола с существительным в винительном падеже с предлогами в, на, под (поставил в (на, под) стол; положил в (на, под) книгу); в предложном падеже с предлогами в, на (лежит в столе, на столе); в творительном падеже с предлогами под, над, за(спрятался под (за) кустом); в родительном падеже с предлогами из, с, от, около в значении места, откуда совершается действие (вышел из дома, сошёл с поезда, отъехал от магазина, стоит около киоска); в дательном падеже с предлогом кв значении лица или места, к которому направлено действие (подошёл к товарищу); в творительном падеже с предлогом cв значении совместности или сопровождения (идёт с мамой); в, дательном падеже в значении адресата.
Словосочетание существительного в родительном падеже с предлогом у, и без предлога в значении принадлежности предмета или его отрицания (у козы, нет козы).
Выделение из предложений слов, обозначающих признаки предметов, по вопросам. Распространение словосочетаний и предложений по вопросам какой? какая? какое? какие? Согласование прилагательного с существительным в именительном, винительном и творительном падежах единственного и множественного числа.
Практическое усвоение предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения (глаголы в настоящем, лрошеда шем и будущем времени).
Сочетание местоимений с глаголами 1-го, 2-го лица. Сочетания числительного с существительным. Количественные отношения ипризнаки предмета по счету.
Связная речь
Понимание вопросов, выработка умений кратко и полно отвечать на них, используя побудительные, вопросительные и повествовательные предложения. Точное формулирование вопросов учениками.
Развитие умения слушать рассказ учителя и товарищей, а также читаемый текст. Воспроизведение содержания текста, сказки по иллюстрации. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным, или последующих.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков,повторения и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серди картинок определенного количества предложений (4—6), объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Описание предмета по цвету, размеру, назначению.
Устные высказывания (с помощью учителя) о простых случаях собственной жизни по аналогии с прочитанным, о событиях в школе, дома, полученных сведениях из календаря погоды, на экскурсии, по сюжету, предложенному учителем.
Понимание, что такое текст, выделение его особенноетей — цельности и связности.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок.
Речевая этика. Понимание и использование предложений, выражающих приветствие, благодарность, извинение, просьбу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|