|
Система частей речи современного русского языка
Современное представление о частях речи формировалось в течение длительного времени, можно сказать, на протяжении всего развития науки о грамматическом строе русского языка. Начиная с «Российской грамматики» М. В. Ломоносова (первого научного описания русского языка) и кончая академическими грамматиками 1970 и 1980 годов час- ти речи являются объектом лингвистического описания. К настоящему времени определена номенклатура частей речи, которая включает сле- дующие понятия: существительные, прилагательные, числительные, ме- стоимения, наречия, категория состояния (предикативы), глагол, при- частие, деепричастие, модальные слова, предлоги, союзы, частицы, связка, междометия, звукоподражания. Однако количество частей речи в разных работах, в том числе и учебной литературе, неодинаково. Это объясняется тем, что упомянутые выше синкретические разряды лексем и словоформ при частеречной характеристике получают разную интер- претацию.
Представление о частях речи как классах, полученных на основе со- вокупности признаков, закрепилось и стало широко принятым после работ В. В. Виноградова.
В. В. Виноградов, опираясь на предшествующий опыт и в первую очередь на идеи А. А. Шахматова (Синтаксис русского языка)
и Л. В. Щербы (статья «О частях речи в русском языке») утвердил комп- лексный подход к распределению слов по частям речи, показал необхо- димость разностороннего анализа слова при его частеречной характе- ристике.
Система частей речи, описанная В. В. Виноградовым в книге «Рус- ский язык», принимается за основу в большинстве современных морфо- логических описаний современного русского языка.
На первом этапе классификации частей речи можно выделить че- тыре семантико-грамматических типа слов: самостоятельные части ре- чи (или знаменательные, полнозначные слова), служебные части речи (которые В. В. Виноградов вслед за Л. В. Щербой называл частицами, употребляя при этом слово частица и в другом смысле, а именно для обозначения отдельной служебной части речи), модальные слова и меж- дометия, к которьм примыкают звукоподражания.
Самостоятельные слова 1) выражают понятия, 2) морфемно оформ- лены (имеют модели словоизменения и морфологические способы обра- зования), 3) являются членами предложения и образуют синтаксические связи, 4) самостоятельные слова в принципе не могут быть даны закры- тыми списками.
Служебные слова 1) не выражают понятий. Их значение формиру- ется на синтаксической основе, а не на основе номинативной знаковой функции. Например, предлог с имеет значение пространственного от- ношения, если сочетается с Р. п. (с горы), сопоставительное значение, ес- ли сочетается с В. п. (с орех), значение совместности — с Т. п. (с родите- лями); союз чтобы имеет значение цели, когда присоединяет целевое придаточное предложение, и не имеет этого значения, если присоединя- ет придаточное изъяснительное (просил, чтобы пришел); 2) не имеют морфологических форм и не образуются морфологическими способами;
3) не бывают членами предложения и не образуют синтаксических свя- зей, хотя и используются, подобно морфеме, в качестве языкового сред- ства выражения синтаксических отношений; 4) служебные слова могут
быть даны закрытыми списками.
Модальные слова по признакам, обозначенным цифрами 2, 3, 4, похожи на служебные части речи (В. В. Виноградов отмечал близость модальных слов к некоторьм модальным частицам), но они отличают- ся от служебных слов характером своего лексического значения. «Мо- дальные слова, — писал В. В. Виноградов, — определяют точку зрения говорящего субъекта на отношение речи к действительности или на вы- бор и функции отдельных выражений в составе речи» ".В связи с этим можно отметить, что особенностью семантики большинства модальных слов является то, что они представляют собой свернутые предложения
н В. В. Виноградов. Русский язык. 1972. С. 568. 21
модусного характера: по-моему = я думаю, полагаю, считаю, может быть = я допускаю, кажется = я предполагаю и т. д.
Лексическое значение модальных слов свидетельствует о том, что в русском языке на основе синтаксической функции вводности форми- руется особый тип лексической семантики. «Модальные слова лежат как бы в иной грамматической и субъективно-стилистической плоско- сти по сравнению со всеми другими элементами высказывания» (В. В. Виноградов) 12.
Междометия и звукоподражания образуют особый и очень специ- фический тип слов, находящийся на периферии частеречной системы языка. Они не выражают понятий. Междометия являются знаками эмо- ций, а звукоподражательные слова имитируют, изображают звуки. Л. В. Щерба, назвав междометия «неясной и туманной категорией», сводил их формальный, т. е. категориальный, признак к «полной син- таксической обособленности, отсутствию каких бы то ни было связей с предшествующими и последующими элементами в потоке речи» 13.
При определении границ четвертого семантико-грамматического класса слов надо иметь в виду, что В. В. Виноградов термин междоме- тие употребляет расширительно, обозначая им разные (периферийные) группы слов, объединенных тем, что у них нет 1) понятийной семанти- ки, 2) определенной грамматической оформленности.
Дальнейшее разбиение частей речи проводится внутри выделенных четырех типов и в каждом типе осуществляется на разных основаниях.
Модальные слова, междометия и звукоподражания разделяются на группы только по лексическому значению.
§ 13. Состав самостоятельных частей речи
Самостоятельные слова делятся на части речи с учетом их семанти- ки, морфологических форм, структурно-словообразовательных особен- ностей, синтаксических функций и синтаксических связей. Можно выде- лить (с разной степенью обоснованности) такие самостоятельные (или знаменательные) части речи: существительные, прилагательные, числи- тельные, наречия, местоимения, глагол.
Во многих грамматиках вслед за Л. В. Щербой и В. В. Виноградо- вым выделяется еще одна самостоятельная часть речи — категория со- стояния или предикативы. При этом есть широкое и узкое понимание этой части речи. В первом случае в категорию состояния включают все
12 Там же.
13 Л. В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 67
лексемы, которые, не будучи глаголами, употребляются только в роли сказуемого: рад, должен, обязан, нельзя, можно, впору, наготове, нет (У нее нет собаки) и т. п. Во втором случае состав слов ограничивается функцией сказуемого в безличном предложении, причем к безличным относят и те предложения, в которых один главный член выражен ин- финитивом: нельзя молчать, можно договориться, трудно понять, (на улице) тепло, солнечно, сыро, холодно, (мне) некогда и т. п.
Грамматическими признаками категории состояния считаются се- мантика состояния и употребление в позиции при связке. При узком по- нимании к этому прибавляется признак неизменяемости.
О категории состояния существует большая специальная литерату- ра, в которой обосновывается выделение ее как части речи. Существует также неоспоримый факт: в языке есть не-глаголы, «взявшие на себя функцию глагола» быть сказуемым. Тем не менее выделение категории состояния в качестве отдельной части речи до сих пор очень проблема- тично. Есть основания понятие предикатива (категории состояния) со- относить с синтаксической функцией неглагольных словоформ. Эти ос- нования следующие:
1) предикативов, которые не были бы омонимичны словоформам других частей речи, в языке немного;
2) позиция при связке с точки зрения разграничения частей речи не обладает дифференцирующим свойством. Она не может быть замещена только финитной формой глагола и беспредложным винительным паде- жом со значением объекта. Употребление при связке не изменяет часте- речной принадлежности словоформы. Например, при связке может сто- ять инфинитив: Все старание господина Голядкина было (каково?) как можно плотнее закутаться в шинель (Достоевский), но от этого он не перестает быть глаголом. Краткие прилагательные, регулярно употреб- ляемые в функции именного сказуемого, сохраняют связь с лексически- ми значениями полных форм. При связке может оказаться междометие, не изменив при этом своей частеречной принадлежности: Стихи — черт знает что такое! Работа — тьфу! (ср. с позицией подлежащего:
каждая словоформа, употребленная в этой позиции, приобретает ка- кой-нибудь признак существительного);
3) позиция при связке не создает условий для формирования значе- ния состояния как особого типа категориальной семантики. В целом со связкой сочетаются словоформы с признаковым значением. Одни и те же словоформы с одним и тем же признаковым значением могут упот- ребляться как при связке, так и в других синтаксических местах (при су- ществительном, при глаголе: В соседней комнате тихо; Ветер тихо ко- лышет ветки берез. Категориальная семантика, выделяемая для всех са- мостоятельных частей речи, в категории состояния по существу отсутст- вует. Многие лингвисты (Е. И. Воинова, Е. М. Галкина-Федорук,
Г. А. Золотова, И. И. Мещанинов, В. Н. Мигирин, И. П. Распопов) от- мечают лексико -семантическую неоднородность предикативов, кото- рые «могут обозначать и состояние как таковое, и разного рода отно- шения — модальные, пространственные, временные» 14.
В. В. Виноградов, описывая разные типы лексического значения в слове, отметил, что позиция именного сказуемого способствует разви- тию в слове оценочной семантики (предикативно-оценочный тип значе- ния), что обычно не приводит к образованию омонимов. Слова загляде- нье (шляпка — загляденье) и объеденье (пирожки — обьеденъе) В. В. Ви- ноградов называет существительными.
По наблюдениям Е. И. Воиновой и Г. А. Золотовой, среди слов, от- носимых к категории состояния, большой массив образуют оценочные единицы, которые скорее соответствуют кратким прилагательным, чем наречиям. Оценочные предикативы отличаются от лексем со значением состояния и конструктивно-синтаксическими свойствами, они выража- ют оценку по отношению к действию, названному инфинитивом, при этом часто, как показала Г. А. Золотова, не могут быть использованы в качестве наречного определения того же самого действия: можно ска- зать Жаловаться грешно, гулять полезно, учиться интересно, но не гово- рят *0н учился интересно, Он полезно гулял, *0н грешно жаловался. Раз- делив категорию состояния на три группы: слова на -о со значением со- стояния лица или среды, слова со значением оценки, слова с модальным значением, и, оценив роль каждой группы в организации предложения, Г. А. Золотова пришла к общему выводу о том, что эти группы не мо- гут относиться к одному и тому же лексико-грамматическому классу 15;
4) неизменяемые предикативы, не имеющие омонимов в других час- тях речи, т. е. лексемы, являющиеся формальной основой категории со- стояния (нельзя, надо, жаль, некогда, можно) выражают не состояние, а модальную оценку;
5) состав словоформ в предложениях типа Грех было не помочь. По- ра было открывать собрание не означает утраты 16 существительными их грамматических свойств, так как связка здесь условно согласуется с инфинитивом, занимающим позицию независимого главного члеыа„„ Ср. с Читать вслух по вечерам было его обязанностью. Оценочное значе- ние в существительных связано с обязательным выбором именительно- го падежа, но это наблюдается и в других случаях выражения оценоч-
И. П. Распопов, А. М. Ломов. Основы русской грамматики. Воронеж, 1984. С. 157.
15 Г. А. Зопотоеа. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982. С. 279. Г. А. Золотова предложила наряду с «категорией состояния» выделять еще один лексикограмматический разряд (т. е. часть речи) «категорию оценки», для чего вряд ли существуют морфологические основания.
16 Противоположное мнение см. Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. 1989. С. 520.
но-предикативной семантики субстантивов Маша была такая ворона, Ты не герой, а шляпа).
Наконец, отметим, что Л. В. Щерба, предложивший термин кате- гория состояния и впервые относительно подробно описавший ее (1928г., статья «О частях речи в русском языке»), очевидно, был не очень уверен в правильности своего мнения. Во всяком случае он писал:
«Может быть, мы имеем здесь дело с особой категорией состоя- ния...» 17.
В заключение нужно отметить, что непризнание для категории со- стояния частеречного статуса, приводит к необходимости выделять в не- глаголах отдельные лексемы, не имеющие первичной (основной) часте- речной функции. Например, таким словом оказывается лексема жаль, которая регулярно употребляется предикативно: И знаю я, что все— и пылкая любовь, И пышные мечты пройдут и охладятся Иль к бездне приведут... Но с ними жаль расстаться! (Майков). (В MAC отмечено употребление жаль в роли вводного слова Пленять — то здесь, жаль, некого (Тургенев). Слово жаль относят к предикативным наречиям.
Примечание. Причастия и деепричастия в приведенном перечне само- стоятельных слов объединены в одну часть речи с собственно гла-
голом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|