Матричный анализ деятельности фирмы
В стратегическом планировании используется ряд аналитических моделей, на основе которых принимаются стратегические решения. Наиболее известной из них является матрица Бостонской консультационной группы (матрица БКГ). В основе матрицы лежит модель жизненного цикла товара. Матрица концентрируется на положительных и отрицательных денежных потоках, которые ассоциируются с различными бизнес-единицами компании. Каждая бизнес-единица попадает в один из квадратов матрицы в соответствии с темпом роста отрасли, в которой работает бизнес-единица, и относительной долей рынка.
Темпы роста рынка
| высокая
высокие
|
«Звезда»
|
«Знак вопроса»
| низкая
низкие
|
«Дойная корова»
|
«Собака»
|
|
| высокая
| низкая
|
|
| Относительная доля рынка
|
Рисунок 12- Сравнительная доля рынка
Модель ориентирована на перераспределение финансовых потоков из бизнес-областей, порождающих денежную массу в бизнес области с высоким потенциалом отдачи инвестиций в будущем.
Стратегия концентрированного роста
Стратегии концентрированного роста разрабатываются для первых двух позиций и обеспечиваются либо изменением продукта и (или) рынка. Они связаны с конкурентоспособностью фирмы и ее товаров, уровнем научно-технического и ресурсного потенциала фирмы.
Концентрация -это процесс, направленный на увеличение фирмой объема выпуска продукции (услуг). От степени концентрации производства в значительной степени зависят экономические показатели работы фирмы: себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др.
Стратегии концентрированного роста хорошо «накладываются» на кривую жизненного цикла товара.
Размер фирмы зависит от ряда факторов и, прежде всего, от характера ее деятельности, уровня конкуренции на рынке и масштаба рынка. Увеличение объема выпуска продукции приводит к увеличению затрат фирмы. В качестве первого шага планирования стратегических альтернатив используется матрица «продукт - рынок».
Продукты
Рынки
| Существующие товары
| Новые товары
| Существующие рынки
| 1. Более глубокое
проникновение на рынок
| 3. Разработка нового
товара
| Новые рынки
| 2. Расширение границ
рынка
| 4. Новый товар на новом рынке
|
Рисунок - 13. Матрица стратегий «продукт- рынок»
Реализация стратегий связана с определенным риском и расходами. Если принимать за Х стоимость реализации стратегии «более глубокое проникновение на рынок», то издержки для реализации других стратегий больше этой величины в 4-16 раз, что хорошо иллюстрирует таблица 6.
Таблица 8 - Соотношение риска и расходов по реализации стратегий
Номер стратегии
| Вероятность успеха, в %
| Расходы
|
|
| 1 х Х
|
|
| 4 х Х
|
|
| 8 х Х
|
|
| 12 х Х - 16 х Х
|
Выбор стратегии зависит от ресурсов предприятия и готовности к риску. Разработка стратегий № 1и № 2 имеет смысл только для конкурентоспособного товара, стратегий №3 и № 4 для неконкурентоспособного товара и при наличии ресурсного потенциала фирмы.
Стратегии интегрированного и дифференцированного роста
Интеграция – объединение.
Под дифференцированной фирмой (согласно концепции Т. Коно) понимается коммерческая организация, в которой на один продукт приходится менее 70% продаж.
Типы стратегий и средства их реализации приведены в таблице 6.
Таблица 9- Стратегические альтернативы развития
№
п/п
| Базовые
стратегии
| Конкретные
типы
стратегий
| Характеристики
элементов
| Средства реализации
|
|
|
|
|
| I
| Стратегии концентрированного роста
| 1. Стратегия усиления позиций на рынке
| Продукт - старый
Рынок - старый
Внутри отрасли
| Фирма делает все, чтобы с данным товаром на данном рынке завоевать лучшие позиции:
а) стимулирование увеличения объёма потребления (реклама, стимулирование сбыта и т.д.);
б) увеличение сферы применения продукта и, следовательно, увеличение объёма потребления;
в) разработка более привлекательных вариантов изделия без существенных изменений.
| 2. Стратегия
развития рынка
| Продукт - старый
Рынок - новый
Внутри отрасли
| Фирма ищет новые рынки:
а) Проникновение в другие сегменты за счет лучшего качества, чем продававшийся там товар, или лучшей системы его продажи (распределения);
б) Географическая экспансия, как выход на новые рынки за счет:
· развития рынка через организацию сети торговых представителей или открытия своих представительств;
· организации своей производственной деятельности на новых территориях, что расширяет и границы сбыта.
| 3. Стратегия
разработки
нового товара
| Продукт - новый
Рынок - старый
Внутри отрасли
| Фирма начинает производство нового товара, который реализуется на уже освоенных рынках.
Разработка новых товаров осуществляется в отделах НИОКР или проектно-целевых группах. Новые товары могут быть подлинными инновациями (новые на рынке); квази- новые продукты (связанные со старыми); Me-too продукты (новые только для предприятия).
| 4. Стратегия дифференциации товара
| Продукт - новый
Рынок - новый
Внутри отрасли
|
Новый товар реализуется на новых рынках
|
|
|
|
|
| II
| Стратегии интегрированного роста
Стратегии диверсифи-цированного роста
1.Стратегия целенаправленного сокращения
| 1.Интеграция
на основе
кооперации
| Продукт - старый
новый
Рынок - старый
новый
Внутри отрасли и вне ее
| Соглашение о сотрудничестве без доли участия:
· исследовательский консорциум;
· патентная лицензирование;
· система договорных отношений в распределении продукции и услуг;
· разработка и совместное производство продукции и др.
| 2. Интеграция на основе концентрации
| Фирма расширяется за счет добавления новых структур. Обязательное стартовое условие - наличие сильного бизнеса. Рамочное условие - изменение положения внутри отрасли. Средство реализации -приобретение собственности.
| а) Стратегия
обратной
вертикальной интеграции
| Укрепление связей по цепочке добавленной стоимости
| Усиление контроля над поставщиками (создание зависимых и дочерних предприятий) или поглощение поставщика.
| б) Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции
| Усиление контроля над системами распределения и продажи (создание зависимых и дочерних предприятий) или поглощение посредника.
| в) Стратегия горизонтальной интеграции
| Продукт - старый
новый
Рынок - старый
новый
Внутри отрасли
| Усиление контроля над предприятиями, производящими аналогичную продукцию (создание зависимых и дочерних предприятий) или поглощение их. Предприятие может купить какую-то фирму целиком вместе с патентом или лицензией на производство нужного продукта.
| III
| Стратегия диверсифицированного роста
| 1.Стратегия концентричной (центрированной) диверсификации
| Продукт - новый
Рынок - старый
Выход за рамки отрасли за счет внутреннего развития
| Стратегия реализуется, если фирма не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.
Существующее производство остается основным, а новое возникает на базе исследования его дополнительных возможностей (автомобильное предприятие производит мотоциклы).
|
| 2. Стратегия горизонтальной диверсификации
| Продукт - новый
Рынок - старый
Выход за рамки отрасли
| Новая продукция технологически не связана с существующей, но ориентированная на потребителя основного продукта, как правило, это - продукт, сопутствующий существующему.
|
| 3. Стратегия конгломератной диверсификации
| Продукт - новый
Рынок - новый
Выход за рамки отрасли
| Новая продукция технологически не связана с существующей и реализуется на новом рынке.
| | | | | | |
|
|
|
|
| IV
| Стратегия
целенаправленного
сокращения
| 1. Стратегия ликвидации
| Предприятие (подразделение) ликвидируется.
| 2. Стратегия «сбора урожая»
| Максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта и продолжающееся сокращение производства (если бизнес сразу прибыльно продать не возможно).
| 3. Стратегия сокращения (отделения)
| Закрытие или продажа одного из подразделений (отсечение лишнего):
а) производство плохо сочетается;
б) необходимость получения средств для развития более перспективных направлений (покрытия убытков)
| 4. Переориентация
| Переориентация существующего производства на более перспективное
|
Стратегический план развития предприятия
Стратегический план предприятия обычно включает следующие разделы:
1. Видение и миссия предприятия
2. Цели и задачи предприятия
3. Стратегии предприятия (базовые, конкурентные, функциональные)
4. Наиболее значимые проекты
5. Капиталовложения и ресурсное распределение
6. Планирование неожиданностей (формирование резервных стратегий, «систем быстрого реагирования)
7. Приложения (расчеты, справки и другая деловая информация), в том числе:
· объем годовых продаж по группам продуктов;
· годовая прибыль и убытки по подразделениям;
· программа ежегодных капитальных затрат;
· годовые денежные потоки (финансовый план).
Д. Хасси, исходя из своего практического опыта, определил ряд вопросов, ответы на которые позволяют проверить, нет ли стратегическом плане элементарных ошибок:
· является ли стратегия определенной и четко сформулированной;
· приняты ли во внимание конкуренты;
· соответствует ли это реальному положению на рынке;
· является ли уровень риска приемлемым;
· увеличивает ли стратегия стоимость для акционеров;
· соответствует ли стратегия корпоративной компетенции и ресурсам;
· соответствует ли структура компании ее стратегии;
· соответствуют ли стратегии временные горизонты
Таблица 9 - План развития предприятия
Сроки
проведения
|
Разделы плана
| Ответственный за
разработку
| Оценка стратегических капвложений
|
мощности
|
стратегия
|
потенциал
|
|
|
|
|
|
| План исследования и разработок новых видов продукции (услуг).
|
|
|
|
|
|
| План приобретения прав владения и план слияний.
|
|
|
|
|
|
| План диверсификации.
|
|
|
|
|
|
| Ликвидационный план.
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | |
Литература
Рекомендуемая основная и дополнительная литература
а) основная литература
1. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник.: – М.: ИНФРА – М, 2014.
2. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2014.
3. Виханский О.С. Стратегическое правление: Учебник.: – М.: Гардарика, 2009.
4. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учеб. пособие. – М.: Проспект, 2014.
5. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации: учеб. Пособие. – М.: Дело, 2008.
6. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. – М.: Юрайт 2013
7. Кандалинцев В.Г. Сбалансированное управление предприятием: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2010.
8. Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций Инфра-М, 2014.
9. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Юрайт, 2014.
10.Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011.
11.Носова Н.С. Конкурентная стратегия компании, или маркетинговые методы конкурентной борьбы – М.: Дашков и Ко , Саратов: ЩЩЩ «Анлейс», 2013.
12.Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. /Под ред. Петрова А.Н. – СПб.: Питер, 2008.
13. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент – СПб: Питер, 2010.
б) дополнительная литература:
1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. Пер. с анг. СПб, Питер, 2007.
2. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики /Пер. с анг. – М.: Дело, 1996.
3. Ламбер Жан-Жак. Менеджмент ориентированный на рынок /Пер.с англ.. – СПб, Питер, 2008.
4. Финкельштейн С. Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций: анализ и практические выводы / Пер. с англ. – М. Альпина Бизнес Букс, 2006.
5. Траут Дж, Ривкинс С. Новое позиционирование. Все о бизнес-стратегии №1 в мире. /Пер. с англ. СПб, Питер. 2007.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|