Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие «ключевой (корневой) компетенции» (КК) и ее сущность

Чем более уникальными являются ресурсы, которыми обладает фирма, тем большую выгоду (ренту) она потенциально может получить от их использования.

Ресурсы – факторы, использующиеся в производстве товаров и услуг фирмы.

Выделяют:

☻ финансовые;

☻ материальные;

☻ нематериальные;

☻ человеческие;

☻ организационные ресурсы.

 

К финансовым ресурсам относят:

☻ собственный капитал;

☻ заемный капитал;

☻ нераспределенную прибыль.

 

Материальные ресурсы (физические активы) включают:

☻ движимое и недвижимое имущество;

☻ здания и сооружения;

☻ машины и оборудование.

 

Нематериальные ресурсы (неосязаемые активы) включают:

☻ торговые марки;

☻ патенты;

☻ базы данных;

☻ и т.д.

 

Человеческие ресурсы складываются из:

☻ опыта;

☻ знаний персонала;

☻ квалификации персонала;

☻ способности вырабатывать суждения;

☻ способности принимать риски.

 

Организационные ресурсы:

☻ лидер;

☻ структура;

☻ организационная культура.

 

 
 

 

В настоящее время признается, что важнейшим условием функционирования фирмы являются не просто ресурсы, а компетенции.

Компетенции – это знания и умения для получения, использования и воспроизводства ресурсов.

Компетенции отличаются от ресурсов тем, что они развиваются во времени использования. Чем больше используются компетенции, тем труднее их воспроизвести конкурентам.

Ключевая компетенция – неотъемлемая часть стратегического менеджмента. КК формируется из некоторой совокупности компетенций. Лишь благодаря им организации могут участвовать в определенного рода предпринимательской деятельности.

Ключевая компетенция – это отличительная особенность, свойство или ряд свойств, специфичных именно для конкретной организации, наличие которых позволяет производить товары качеством выше среднего и использовать свои компетенции более эффективно.

 

Ключевые компетенции имеют три основные характеристики:



☻ они должны представлять особую ценность для потребителя;

☻ их сложно воспроизвести фирмам-конкурентам;

☻ они могут быть применены к действиям фирмы на различных рынках.

 

В самом общем виде корневые компетенции состоят из трех взаимосвязанных частей:

☻ ноу-хау;

☻ систем, поддерживающих надежность процессов производства и сбыта;

☻ особых внешних контактов и связей

 

Ноу-хау – это знания и умения. Применяемые фирмой в том или ином процессе производства и управления и неизвестные ее конкурентам. Т.е. это не обязательно технологические ноу-хау. Не менее важны знания и умения в таких областях как финансы, маркетинг, управление персоналом.

В последнее время появились термины: «ноу-вай» (know-why) и «ноу-ху» (know-who).

Если «ноу-хау» относятся все-таки к знаниям в области технологий, то «ноу-вау» - способы получения и должного использования данных знаний. Сами «ноу-вау» коренятся чаще всего именно в особенностях подбора уникальных кадров «ноу-ху».

 

Системы, поддерживающие надежность процессов производства и сбыта. Надежность процессов обеспечивает стабильность качества и минимизирует отклонения в ходе производства и реализации продукции.

 

Особые внешние контакты и связи снижают трансакционные издержки фирмы.

Выбор ключевых компетенций – сложный процесс, содержащий рассмотрение многих аспектов в комплексе.

Компания должна рассматривать себя как «цепочку создания ценностей» для потребителя и на этой основе стараться дифференцироваться от других «игроков» рынка.

 

Самой общей оценкой наличия корневых компетенций является общая репутация фирмы (так называемый гудвилл).

 

Конструкция корпоративной репутации базируется на присущих ей ценностях. Поэтому в США многие компании просто пользуются критериями журнала «Fortune», на основании которых составляется список «500 лучших компаний», а именно:

→ Качество менеджмента;

→ Качество продукта;

→ Способность привлекать и удерживать квалифицированные кадры;

→ Финансовая устойчивость;

→ Эффективное использование корпоративных активов;

→ Долгосрочная инвестиционная привлекательность;

→ Склонность к использованию новых технологий;

→ Ответственное отношение к обществу и окружающей среде.

 

В Азии многие компании используют критерии, предложенные журналом «Far Eastern Economic Review» для определения 200 самых уважаемых компаний, а именно:

→ Качество товаров и услуг;

→ Способность менеджеров учитывать долгосрочные перспективы;

→ Использование новых технологий для удовлетворения нужд потребителей

→ Финансовая устойчивость;

→ Пример для подражания со стороны других компаний.

 

 

Таблица 3 – Структура корневых компетенций отдельных компаний



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.