Понятие «ключевой (корневой) компетенции» (КК) и ее сущность
Чем более уникальными являются ресурсы, которыми обладает фирма, тем большую выгоду (ренту) она потенциально может получить от их использования.
Ресурсы – факторы, использующиеся в производстве товаров и услуг фирмы.
Выделяют:
☻ финансовые;
☻ материальные;
☻ нематериальные;
☻ человеческие;
☻ организационные ресурсы.
К финансовым ресурсам относят:
☻ собственный капитал;
☻ заемный капитал;
☻ нераспределенную прибыль.
Материальные ресурсы (физические активы) включают:
☻ движимое и недвижимое имущество;
☻ здания и сооружения;
☻ машины и оборудование.
Нематериальные ресурсы (неосязаемые активы) включают:
☻ торговые марки;
☻ патенты;
☻ базы данных;
☻ и т.д.
Человеческие ресурсы складываются из:
☻ опыта;
☻ знаний персонала;
☻ квалификации персонала;
☻ способности вырабатывать суждения;
☻ способности принимать риски.
Организационные ресурсы:
☻ лидер;
☻ структура;
☻ организационная культура.
В настоящее время признается, что важнейшим условием функционирования фирмы являются не просто ресурсы, а компетенции.
Компетенции – это знания и умения для получения, использования и воспроизводства ресурсов.
Компетенции отличаются от ресурсов тем, что они развиваются во времени использования. Чем больше используются компетенции, тем труднее их воспроизвести конкурентам.
Ключевая компетенция – неотъемлемая часть стратегического менеджмента. КК формируется из некоторой совокупности компетенций. Лишь благодаря им организации могут участвовать в определенного рода предпринимательской деятельности.
Ключевая компетенция – это отличительная особенность, свойство или ряд свойств, специфичных именно для конкретной организации, наличие которых позволяет производить товары качеством выше среднего и использовать свои компетенции более эффективно.
Ключевые компетенции имеют три основные характеристики:
☻ они должны представлять особую ценность для потребителя;
☻ их сложно воспроизвести фирмам-конкурентам;
☻ они могут быть применены к действиям фирмы на различных рынках.
В самом общем виде корневые компетенции состоят из трех взаимосвязанных частей:
☻ ноу-хау;
☻ систем, поддерживающих надежность процессов производства и сбыта;
☻ особых внешних контактов и связей
Ноу-хау – это знания и умения. Применяемые фирмой в том или ином процессе производства и управления и неизвестные ее конкурентам. Т.е. это не обязательно технологические ноу-хау. Не менее важны знания и умения в таких областях как финансы, маркетинг, управление персоналом.
В последнее время появились термины: «ноу-вай» (know-why) и «ноу-ху» (know-who).
Если «ноу-хау» относятся все-таки к знаниям в области технологий, то «ноу-вау» - способы получения и должного использования данных знаний. Сами «ноу-вау» коренятся чаще всего именно в особенностях подбора уникальных кадров «ноу-ху».
Системы, поддерживающие надежность процессов производства и сбыта. Надежность процессов обеспечивает стабильность качества и минимизирует отклонения в ходе производства и реализации продукции.
Особые внешние контакты и связи снижают трансакционные издержки фирмы.
Выбор ключевых компетенций – сложный процесс, содержащий рассмотрение многих аспектов в комплексе.
Компания должна рассматривать себя как «цепочку создания ценностей» для потребителя и на этой основе стараться дифференцироваться от других «игроков» рынка.
Самой общей оценкой наличия корневых компетенций является общая репутация фирмы (так называемый гудвилл).
Конструкция корпоративной репутации базируется на присущих ей ценностях. Поэтому в США многие компании просто пользуются критериями журнала «Fortune», на основании которых составляется список «500 лучших компаний», а именно:
→ Качество менеджмента;
→ Качество продукта;
→ Способность привлекать и удерживать квалифицированные кадры;
→ Финансовая устойчивость;
→ Эффективное использование корпоративных активов;
→ Долгосрочная инвестиционная привлекательность;
→ Склонность к использованию новых технологий;
→ Ответственное отношение к обществу и окружающей среде.
В Азии многие компании используют критерии, предложенные журналом «Far Eastern Economic Review» для определения 200 самых уважаемых компаний, а именно:
→ Качество товаров и услуг;
→ Способность менеджеров учитывать долгосрочные перспективы;
→ Использование новых технологий для удовлетворения нужд потребителей
→ Финансовая устойчивость;
→ Пример для подражания со стороны других компаний.
Таблица 3 – Структура корневых компетенций отдельных компаний
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|