Сущность стратегического управления
Стратегическое управление определяет, что должна делать организация в настоящем, чтобы достичь желаемой цели в будущем, исходя из меняющихся условий внешней и внутренней сред функционирования предприятия.
Термин стратегическое управление и стратегический менеджмент рассматриваются как идентичные, что не совсем верно. Сущностью стратегического управления является разработка и поддержание четко сформулированной и сконцентрированной стратегии. В основе стратегического менеджмента всегда находится человеческий фактор, который является главным средством и условием разработки и реализации стратегии.
Процесс стратегического управления можно разделить на три фазы:
☻ стратегическое планирование;
☻ стратегическая организация;
☻ стратегический контроль и регулирование. На каждой из фаз решаются относительно самостоятельные задачи управления.
Стратегическое управление – это управление организацией, которое
☻ опирается на человеческий потенциал как основу организации;
☻ ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;
☻ осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.
Основное внимание уделяется воспроизводственной функции, как основы обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ фирмы.
Эффективность функционирования организации ставится в прямую зависимость от умения ее адаптироваться к условиям внешней среды. Эффективность развития - в зависимость от перспектив взаимодействия организации с внешней средой в будущем.
Особое внимание уделяется совокупности стратегических ресурсов: контроль стратегических ресурсов позволяет снизить зависимость организации от внешней среды и, прежде всего от организацёий, располагающих необходимыми для нее ресурсами.
Для современного управления организацией актуальной проблемой является одновременное применение двух режимов управления – стратегического и оперативного, в основе которых лежат противоположные стили организационного поведения: приростный и предпринимательский.
Стратегическое управление – это в первую очередь предпринимательская деятельность. Предпринимательский подход ориентирован на постоянный поиск возможностей для роста фирмы и, прежде всего, связанных с инновациями. Стратегическое управления нацелено на изменения, является гибким и не использует жесткие структуры.
Для оперативного управления характерен приростный стиль организационного поведения. Оно устойчиво к изменениям, нацелено на высокую эффективность.
Таблица 3 - Отличие стратегического управления от оперативного
Характеристика
| Оперативное управление
| Стратегическое управление
|
|
|
| Смысл существования фирмы
| Организация существует для быстрого получения прибыли от реализации производимых товаров, услуг
| Выживание в долгосрочной перспективе посредством сбалансированных отношений с внешней средой
| Концентрация внимания
| Поиск путей более эффективного использования ресурсов, имеющихся внутри организации
| Усиление конкурентоспособности посредством поиска новых возможностей во внешней среде и адаптации к происходящим в ней изменениям
| Стиль организационного поведения
| Приростный
| Предпринимательский
|
|
|
| Фактор времени
| Ориентация на краткосрочный (текущий) период времени
| Ориентация на долгосрочную перспективу
| Управление персоналом
| Взгляд на работников как на простых исполнителей работ и функций (расходный ресурс)
| Взгляд на работников как на основу развития организации, ее главную ценность и источник благополучия (ключевой ресурс)
| Отношение
к риску
| Минимизация риска
| Сознательный риск
| Оценка эффективности
| Эффективность оценивается в терминах прибыли и рациональности использования производственного потенциала
| Эффективность оценивается через способность организации своевременно реагировать на новые запросы рынка и изменяться в соответствие с изменениями во внешней среде.
| Современная концепция управления под управлением понимает не воздействие, а взаимодействие, взаимовлияние, что заставляет основное внимание уделять перспективному развитию каждого работника. При этом регуляция деятельности личности происходит за счет совместных действий и отношений. Такая организация получила название «обучающейся».
1.3. Сущность стратегического планирования
Сущностную основу стратегического управления составляет стратегическое планирование.
Стратегия (от греческого strategia) – искусство развертывания войск в бою (искусство или наука быть полководцем).
Стратегия – это заранее спланированная реакция организации на изменения внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.
Стратегия – средство достижения конечного результата, но стратегия – это скорее заявление о направлении деятельности, а не подробные, шаг за шагом, планы действий.
Направление задается четырьмя выборами:
☻ сферы деятельности: рынков, которые предлагается обслуживать, и потребительских сегментов, которые необходимо заполучить;
☻ преимущества: позицией, которая отличает данный бизнес от конкурентов;
☻ доступа: коммуникациями и каналами дистрибуции, применяемыми для выхода на заданный рынок;
☻ видов деятельности:
☻ адаптация стратегии к возникающим угрозам.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений руководства организации, которые позволяют ей быть максимально адаптивной к внешней среде (достигать своих целей).
Под адаптацией понимают все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. В сферу планирования подключается планирование стратегии, как средства достижения цели.
Процесс стратегического планирования, охватывая различные временные горизонты, определяет траекторию развития экономической организации. Его сущностью является моделирование будущих изменений хозяйственной организации и её среды с точки зрения некоего желаемого состояния и координации действий всех элементов системы для достижения этого желаемого состояния. Именно стратегия устанавливает направление деятельности организации: рост, стабилизация, сокращение или комбинация вариантов; определение типа конкурентного преимущества, решение о конкретных товарах и рынках.
Фред Р. Дэвид «Выбираемые стратегии должны эффективно капитализировать сильные стороны фирмы, обеспечить преодоление ее слабых сторон, извлечение преимуществ из благоприятных внешних условий и успешное отклонение от внешних опасностей».
И. Ансофф «Стратегия – это системный подход, обеспечивающий сложной организации сбалансированность и общее направление роста».
С. Левицки «Стратегия – это набор документов и концепций, формирующих план будущего организации».
А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд «Стратегия компании – это комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей. Стратегия означает выбор компанией пути развития, рынков, методов конкуренции и ведения бизнеса».
Минцберг определяет понятие стратегии через так называемому комбинацию 5-ти «П»:
стратегия - план действий
стратегия – прикрытие,т.е. действия, нацеленные на то, чтобы перехитрить своих противников;
стратегия – порядокдействий, т.е. план может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;
стратегия – позицияв окружающей среде, т.е. связь со своим окружением;
стратегия – перспектива,т.е. видение того состояния, к которому надо стремиться.
П. Дойль: « Стратегия – это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках. Следовательно, стратегия устанавливает направления деятельности предприятия, в какие конкретно товары и рынки компания направляет денежные и трудовые ресурсы, а также как именно это будет сделано, то есть каким образом будет организована работа по формированию потребительских предпочтений в данных областях».
Оксфордский словарь бизнеса определяет стратегию на основе комплекса действий менеджеров: «Стратегия бизнеса включает все аспекты производственной деятельности сверху вниз:
а) постановку целей: определение общих целей фирмы (например, увеличение отдачи от инвестиций или доходов на акцию);
б) выбор стратегических направлений: принятие решений о том, какими видами бизнеса фирма будет заниматься и где, например, продолжить текущую деятельность, сократить инвестиции в них, и/или диверсифицировать деятельность с переходом на новые рынки;
в) выбор модели роста: принять решение для каждой сферы бизнеса, какой вид роста бизнеса для нее подходит в наибольшей степени (например, внутренний рост или внешний рост, на основе слияний /поглощений);
г) стратегия конкуренции: принять решение на основе оценки сильных и слабых сторон фирмы и потребностей клиентов о выборе лучших средств для формирования конкурентных преимуществ;
д) функциональная ответственность: обеспечить эффективные и координированные усилия различных функциональных подразделений: маркетинг, производство, др, посредством менеджмента.
Стратегическое планирование это:
☻ поиск адекватной имеющимся ресурсам рыночной ниши и разработка стратегии функционирования в ней со старым продуктом;
☻ развитие нового бизнеса, что требует особого внимания к созданию инновационного потенциала организации;
☻ расширение производственной организации за счет добавления новых структур (интеграция на основе концентрации);
☻ диверсификация деятельности;
☻ создание системы всеобъемлющего контроля для рационального приобретения и размещения ресурсов;
☻ формирование системы профессиональной подготовки, переподготовки и продвижения кадров;
☻ создание благоприятного социально-психологического климата.
Предприятие само определяется в приоритетах при выборе подходов к планирования и, если отсутствие финансового и инновационного потенциалов не позволяют ему разрабатывать новые виды бизнеса, осуществлять стратегии интегрированного и диверсифицированного роста, то все остальные подходы хотя бы способствуют выживанию.
Стратегический план носит концептуальный характер. Главным в стратегическом планировании является определение стратегии взаимодействия с внешней средой, а временной (плановый) горизонт определяется возможностью построения достоверной модели взаимодействия с ней.
Формальный результат → стратегический план и детализирующие его тактические планы (планы текущей деятельности).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|