Система целей организации
В направлении траекторий своего движения (развития) организация формулирует целевые установки, как долгосрочные результаты, которые стремиться достичь организация для осуществления своей миссии. Это цели высшего порядка, которые чаще в литературе называют стратегическими.
Стратегические цели, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик и являются наиболее значимыми ориентирами деятельности в пространствах постановки ключевых целей.
Стратегические цели, которые ставит производственная организация для создания и удержания конкурентных преимуществ, так или иначе связаны с прибылью. Все прочие цели рано или поздно будут отодвинуты экономическим субъектом на второй план и выступят лишь средством достижения прибыльности, поскольку последняя обусловливает сам факт существования (выживания, процветания) фирмы.
Производственная организация сама должна определиться в критерии прибыльности при выработке главной цели, учитывая, что наибольшей способностью к расширенному воспроизводству, обеспечивающему рост его благосостояния, обладают предприятия, обеспечивающие общую тенденцию получения наибольшей величины нормы прибыли на вложенный капитал. Это означает и тенденцию увеличения массы прибыли с учетом долговременной перспективы.
Целенаправленное планирование начинается с устремлений руководства, отражающих их уровень притязаний, а сущностная основа его состоит из трех взаимосвязанных частей:
а) учет возможностей функционирования и развития организации на основе анализа внешней среды (риски, возможности);
б) учет внутренних резервов на основе анализа ресурсов (сильные, слабые стороны);
в) учет ожиданий связанных групп (собственники, акционеры, местные органы власти, менеджмент организации).
Так стратегические цели компании «Nike» были сформулированы следующим образом :
- утвердить и усилить позиции компании как производителя спортивных принадлежностей номер один в Америке, уделяя особое внимание следующим основным видам спорта, нужды которых удовлетворяет компания: бег, баскетбол, теннис, футбол, бейсбол; а также таким товарам как детская спортивная обувь;
- занять прочные позиции на новых динамичных рынках :туристического инвентаря, велосипедов;
- развиваться на рынке спортивного инвентаря для взрослых американцев;
- интенсифицировать усилия компании по производству товаров для нужд женщин;
- двигаться в направлении расширения числа обслуживаемых международных рынков;
повышать прибыльность за счет управления запасами и улучшения качества продукции.
Целевые установки создают контур для выработки главной цели производственной организации, установления ключевых целей по важнейшим её функциональным подсистемам, выбора стратегий как средства их достижения. Чем эффективнее работает организация, тем больше денег она зарабатывает, поэтому если она формулирует свою главную цель в категории прибыли, результат удовлетворяет и саму организацию, и её работников и отвечает интересам связанных групп.
Наиболее полную классификацию целей дает В.Р. Веснин:
- по степени важности для организации цели разделяются на стратегические и тактические;
- исходя из периода времени, необходимого для их реализации, цели разделяются на долгосрочные (свыше трех лет), среднесрочные (от года до трех лет) и краткосрочные (до одного года);
- по сфере реализации цели делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные;
- по степени формализации - количественные и качественные цели;
- по уровню иерархии - общие и специфические.
- по масштабу охвата, автор добавил бы еще общефирменные, внутрифирменные, групповые и индивидуальные.
При этом общие цели, отражающие концепцию развития организации как системы в целом, можно назвать внешними (в данном случае внешние цели и общефирменные цели - понятие идентичное). Внутренние цели - цели оптимизации потенциала организации. В связи с этим в литературе широко используется понятие внешней и внутренней эффективности.
Цели в формальной структуре имеют своим аналогом ценности в неформальной, поэтому выбор миссии, которая должна создавать и объединять индивидуальные идеалы всех участников организации в единый эталон ценностей, значение которого очень велико, является важным этапом организационного проектирования.
Цель - главный системообразующий фактор, который определяет все основные аспекты строения и деятельности организации. Без цели нельзя строить конкретное управление и определять критерии его эффективности.
Разработка системы целей, ориентирующих организующие структуры всех уровней на эффективность их функционирования, осуществляется в соответствии с той целью, которая ставится перед предприятием как целостной системой.
Требования к постановке целей хорошо известны. Цели должны содержать количественную характеристику требуемого результата, необходимую для подтверждения факта её достижения и иметь сроки исполнения. Разработка системы целей, ориентирующих организационные структуры всех уровней на эффективное их функционирование, осуществляется в соответствии с той главной целью, которая ставится перед предприятием как целостной системой.
Количественные характеристики содержательно сформулированной главной цели через декомпозицию её по функциональному признаку в локальные формирует совокупность ключевых целей, определяющих эффективность деятельности подсистем (элементов) опять же с учетом функциональной специфики, что в свою очередь позволяет конкретизировать их в системе экономических показателей и перевести содержательно сформулированные цели в область реального практического управления. Характер функциональной специализации организационных структур, их тип и назначение должны согласовываться со структурой экономических объектов и отвечать их целевой ориентации. Именно на этом этапе увязывается структура целей и финансовая структура. Стратегические программы действий конкретизируются в системе тактических планов. Управление хозяйственной деятельностью и управление развитием предполагают и разные типы планирования. Первое, в сущности - оперативное управление, основная задача которого - концентрация усилий на относительно обособленных объектах экономической деятельности, которые и определяют её конечные результаты. Собственно оперативное управление имеет дело не с целями, а показателями, характеризующими состояние и «поведение» наиболее важных для хозяйственной организации экономических объектов, позволяющих планировать, контролировать и регулировать их деятельность.
Цель как конкретный ориентир деятельности на плановый горизонт должна иметь:
* содержание (чего я хочу достичь);
* объём (сколько я хочу достичь);
* временные ограничения (когда я хочу достичь).
Производственная организация ставит перед собой ряд целей, но все они так или иначе связаны с главной целью - прибылью и определяются в конечном счете её уровнем. Главная цель в категории прибыли выступает как результат увязки ресурсов предприятия с требованиями рынка и синтезирует все экономические интересы предприятия: и увеличение объёма выпуска и повышения качества изделий, и снижение издержек, и достижение индивидуальных целей, что является основой их успешного согласования.
Предприятие само должно определиться в критерии прибыльности при выработке главной цели, учитывая, что наибольшей способностью к расширенному воспроизводству обладают предприятия, обеспечивающие общую тенденцию получения наибольшей величины нормы прибыли на вложенный капитал. Это означает и тенденцию увеличения массы прибыли с учетом долговременной перспективы.
Построение дерева целей
На рисунках 10, 11 представлено дерево целей организации.
Декомпозиция главной цели в локальные формирует совокупность ключевых целей, определяющих эффективность деятельности предприятия, что в свою очередь позволяет конкретизировать их в системе экономических показателей. Для производственных организаций в качестве относительно самостоятельных функциональных подсистем можно выделить следующие блоки:
· коммерческий блок, включающий отделы маркетинга; сбыта, материально-технического снабжения и комплектации);
· блок научно-технического развития;
· технико-технологический блок, включающий отделы главного механика, главного энергетика, главного технолога и др;
· производственное управление и диспетчирование;
· финансовый блок, включающий финансовый отдел, бухгалтерию, планово-экономический отдел, отдел труда и заработной платы;
· управление персоналом.
Как правило, цели этих подсистем и образуют I уровень декомпозиции. В целях упрощения задачи при построении дерева целей ключевые цели системы можно формулировать как целевую ориентацию функционального блока, в результате чего элементы функциональных подсистем (II уровень декомпозиции) получают свои целевые установки. Для небольших предприятий ряд подсистем объединяется в единый блок, со своей целевой ориентацией.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рисунок 10- Базовое дерево целей системы управления организацией
Стратегический выбор
Планирование стратегических альтернатив развития
В соответствии с циклом развития предприятия руководство может выбрать одну из следующих основных стратегий:
а) стратегия роста - основная стратегия, выражающая стремление к росту объёмов продукции, прибыли, капитала.
б) стратегия стабилизации- стратегия деятельности предприятия в условиях нестабильности объёма продаж и доходов, как реакция на внешнее давление со стороны внешней среды. Достижение стабильности дохода и увеличение прибыльности обеспечивается построением стратегически эффективной организации.
в) стратегия выживания- чисто оборонительная стратегия применяется в случае полного расстройства экономической деятельности предприятия, в состоянии, близком к банкротству. Организация стремится повысить свою эффективность путем совершенствования производственных процессов и структур, усиления контроля над использованием ресурсов, отказа от бюрократических форм поведения.
Стратегия роста включает четыре базовых стратегии:
- концентрированный рост;
- интегрированный рост,
- диверсифицированный рост;
- стратегия целенаправленного сокращения.
Основной интерес в стратегическом менеджменте представляет стратегия роста, которая, в свою очередь, включает четыре базовых стратегии: концентрированного и интегрированного роста, диверсифицированного роста и стратегия целенаправленного сокращения.
Стратегии роста (стратегии развития) предполагают изменения: продукта, рынка, отрасли, положения фирмы внутри отрасли, технологии.
Различают внешний и внутренний рост фирмы.
Виды стратегий фирмы
Таблица 8 - Виды стратегии фирмы
корпоративная стратегия (организационная, портфельная)
|
стратегия развития корпорации
|
что есть наш бизнес?
|
конкурентная, деловая стратегия
| стратегические
хозяйственные подразделения
| как добиться конкурентного преимущества?
|
функциональная стратегия
|
функциональные
направления
| как оптимально использовать материальные и людские ресурсы?
|
операционная стратегия
|
операционный уровень
|
как повысить производительность?
|
Конкурентные стратегии фирмы:
1. Фокусирование на сегменте;
2. Лидерство в издержках
3. Дифференциация
Это стратегии функционировании.
Выбор конкурентной стратегии осуществляется на базе его конкурентных преимуществ. Удачно выбранная конкурентная стратегия позволяет зарабатывать организации прибыль.
Функциональные стратегии фирмы (поддерживают конкурентную):
-маркетинговая стратегия;
- финансовая стратегия;
- производственная стратегия;
- стратегия управления персоналом;
- стратегия экономической безопасности и др.
Корпоративные стратегии – это стратегии инвестирования. Развитие всегда требует привлечения собственных и заемных средств, которые вкладываются в новые объекты, реконструкцию старых, приспосабливая их к новым технологиям, к производству новых товаров или услуг.
Корпоративные стратегии:
- концентрированный рост (четыре стратегии, описываются матрицей «продукт-рынок»);
- интегрированный рост;
- диверсифицированный рост;
- стратегия целенаправленного сокращения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|