Методические рекомендации
1. На первых лекции и семинаре следует показать особенности криминологии не только как юридической дисциплины, но и как социолого-правовой. При этом социологическая составляющая вы ступает определяющей в темах «Причины и условия преступности» и «Личность преступника». Знание социальной психологии и соци альной психиатрии весьма значимо для исследования личности пре ступников.
Студентам надлежит знать о соотношении криминологии и де-'шктологии. Последняя изучает состояние, детерминанты, способы предупреждения предпреступных правонарушений (например, мелкого хулиганства, незаконного предпринимательства, дорожно-транспортных происшествий).
Для подготовки к семинару целесообразно непосредственно на некции дать задание найти статьи Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, которые имеют к риминолого-профилактическую направленность.
2. По вопросу о системе криминологии надо обратить внимание на несовпадение системы Особенной части УК РФ с системой Особенной части криминологии. Классификация преступлений по разделам и главам Кодекса не вполне совпадает с системой анализа мидов преступности. Студентов надо ознакомить с новыми направ-чениями в российской криминологии, например семейной, пенитенциарной, политической, экономической и др., и предложить дать им оценку.
3. История криминологии из-за нехватки академических часов освещается кратко. Изложение надо строить исходя из двух критериев периодизации: социально-экономического и политического развития России, СССР, Российской Федерации в XX и начале XXI в. и периодизации собственно криминологии. Дореволюционный этап характеризуется отсутствием самостоятельной науки и учебной дисциплины «криминология» и одновременно наличием иесьма прогрессивной и развитой уголовной статистики. Это позволяло объективно представлять состояние преступности. Надо под-
36 • Раздел I. Общая часть
Гема 1. Понятие, предмет, задачи и история отечественной криминологии • 37
черкнуть, что в 20-е годы XX в. началось бурное развитие отечественной криминологии, в частности создан Государственный институт по изучению преступности и преступника. Следует ознакомить студентов с проходившими в то время острыми дискуссиями о причинах преступности и личности преступника и дать представление о том, почему в конце 30-х годов криминология как наука перестала существовать. Надлежит рассказать, что в начале 60-х годов криминология уже как самостоятельная наука и дисциплина пережила свое возрождение и ее дальнейшее развитие было активным. В частности, студенты должны знать о работе над теоретическими основами криминологии в 70-х годах, отмеченной Государственной премией СССР.
В современный период для российской криминологии актуально проведение научно-практических экспертиз законов и нормативных актов, так или иначе обеспечивающих противостояние преступности. Начиная с первых лекций и семинаров, нужно подчеркивать практическое, прикладное значение криминологии.
1. Криминология— это социолого-правовая, междисциплинарная наука, учебная дисциплина и комплексная отрасль профилактического законодательства.
Вопрос о понятии и природе криминологии как общественной, юридической либо естественной дисциплине продолжает оставаться дискуссионным в отечественной и зарубежной науке. Англосаксонская школа криминологии считает ее отраслью социологии и потому преподается она в социологических, а не в юридических колледжах. Континентальная доктрина рассматривает криминологию как междисциплинарную между общественными и естественными науками. В итальянской науке акцент делается на биологическую сторону криминологии, во французской — на клиническую, связанную с психологическими и психическими аномалиями. В Германии конкурируют два направления — биологическое и социологическое с преобладанием последнего.
В начале 1960-х годов в СССР при восстановлении криминологии первый отечественный учебник по криминологии признавал ее исключительно правовой наукой и дисциплиной, частью уголовного права.
Организация Объединенных Наций, как можно судить по проблематике конгрессов, семинаров, совещаний по криминологии, рассматривает ее как социологическую и юридическую комплексную дисциплину, включающую проблемы уголовного и уголовно-исполнительного права.
Отстраненность криминологии от права послужила причиной возникновения одного дискутируемого в российской криминологии вопроса, а именно: существует ли криминолого-профилактическое
икоподательство? Учитывая зарубежный опыт (в 1970 г. в США мпсрвые была принята Программа по предупреждению организо-впнной преступности, а затем криминолого-профилактические комплексные программы начали создаваться и в других странах — например, в Италии в 1980 г. была принята Программа борьбы с коррупцией), ответ должен быть положительным.
Уставы о предупреждении преступлений были известны законодательству еще царской России (они издавались в 1857, 1876 и др. тдах). Планы и программы профилактики преступлений принимались в 80-х годах в СССР.
Попытки создать подобное законодательство предпринимались и » современной России. В частности, Государственная Дума РФ приняла федеральные законы о борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Последний был одобрен и Советом Федерации. Однако они не вступили в силу из-за вето, наложенного президентом Б. Н. Ельциным.
Предметкриминологии составляют четыре основные категории: I) преступность; 2) личность преступника; 3) причины и условия преступности; 4) предупреждение преступности.
Смежными для криминологии науками выступают уголовное право, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право, государственное, гражданское, административное, налоговое, таможенное и торговое право, правовая статистика. Среди неюридиче-ских наук — социология, экономика, психология, психиатрия, демография, статистика.
2. Задачикриминологии определяются ее предметом и природой.
Первая задача криминологии, как и всякой науки, аналитическая:исследование состояния преступности в целом и по категориям преступлений (организованной, экономической, насильственной преступности), личности преступника, причин и условий преступности, ее системы и эффективности предупреждения.
Результаты криминологического анализа регулярно представляются правоохранительными органами в федеральные, региональные и местные органы власти и управления. Они позволяют определить степень обеспеченности безопасности граждан и организаций и оценить эффективность борьбы с преступностью и правонарушениями.
Вторая задача, также вытекающая из общих функций наук, — прогностическая.Криминология на основании анализа закономерностей и тенденций изменений преступлений, их субъектов, обострения социальных противоречий, результативности борьбы с преступностью высказывает обоснованные предположения о возможном развитии криминологических явлений.
38 • Раздел I. Общая часть
Тема 1. Понятие, предмет, задачи и история отечественной криминологии • 39
Третья задача — всемерная практизация криминологии,т. е. внедрение ее рекомендаций в законотворческую и правоприменительную деятельность. Ученые-криминологи предлагают проекты профилактических актов в виде, например, федеральных и местных программ предупреждения преступности, законов о предупреждении правонарушений несовершеннолетних, осуществляют криминологическую экспертизу нормативных актов, прежде всего уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных. Так, Всероссийская криминологическая ассоциация представляла в парламент два заключения экспертизы по проектам УК РФ 1996 г. Ныне эта функция криминологии получила закрепление в Положении об Общественной палате.
Для органов власти и правоохранительных органов криминология разрабатывает рекомендации по интенсификации борьбы с преступностью.
Наконец, четвертая задача — международная.Российские криминологи участвуют в международных конгрессах, семинарах, съездах, посвященных разработке скоординированных мер по противостоянию преступности по линии ООН, Интерпола, ОБСЕ и т. д.
Первоочередными задачами являются интенсификация предупреждения терроризма, насильственной и вооруженной преступности, организованной преступности, преступности экономической направленности, коррупции, преступлений несовершеннолетних, криминального наркотизма.
3. Возникновение криминологии как самостоятельной науки относят к середине XIX в. и связывают с появлением работ Ч. Лом-брозо (1835—1909 гг.) и итальянских исследователей Топинарда и Гарофало. Последние в 1885 г. опубликовали монографию под названием «Криминология».
Прогрессивная криминологическая концепция связывала причины преступности с противоречиями, возникающими в обществе. Для выявления социальных факторов преступности широко применялись статистические (например, в работах Кетле), а также социологические методы, использованные, в частности, в работе Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (данное исследование принято считать первым фундаментальным марксистским криминологическим анализом преступности в капиталистическом обществе XIX в.). Зарубежное марксистское направление получило «второе дыхание» в 70-х гг. XX в. в трудах «новых криминологов» сначала в Англии, затем в США.
В России до октября 1917 г. криминология как самостоятельная наука не существовала, а развивалась в рамках уголовного права главным образом представителями социологической школы и прежде всего профессором М. Н. Гернетом. Он внес весомый вклад
и развитие советской криминологии 1920-х годов многочисленными i рудами о состоянии преступности в СССР.
Значительное место занимал анализ преступности и ее причин в учебниках по уголовному праву А. Н. Трайнина, А. А. Пионтковско-н) и других авторов в 20-х годах истекшего столетия.
Советская криминология начиналась как практическое направ-непие уголовной статистики. При ЦСУ РСФСР, затем СССР, при i уоернских судах функционировали отделы моральной статистики, изучавшие преступность, ее причины, личность преступников. Поя-пился первый отечественный институт по изучению преступности и преступников, который на четырех языках (русском, английском, немецком и французском) издавал полноценные статистические об-юры о состоянии преступности в СССР вплоть до 1935 г.
После 1935 г. криминология, как и советская социология, перестала существовать. Исследования проводились фрагментарно и под i рифом «секретно».
Возрождение криминологии произошло в конце 1950-х — начале 1960-х годов. В мае 1963 г. был создан Всесоюзный институт по i пучению причин и разработке мер предупреждения преступности. I! 1963 г. на юридическом факультете МГУ впервые прочитан общий курс по криминологии и составлена первая учебная программа.
В начале 1990-х годов появилось криминолого-профилактиче-i кое нормотворчество в виде федеральных программ и законов <> борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а также бы л и проведены криминологические экспертизы проектов УК.
В этот же период появились открытые публикации уголовной статистики, которые придали новый импульс развитию отечественной криминологии. В последнем десятилетии XX столетия издано (юлыиое количество учебников по данной дисциплине. Проводятся конференции и семинары на базе Российской криминологической ассоциации. Проблемы противостояния преступности обсуждаются и Государственной Думе и Совете Федерации. Им уделяется особое ипимание в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному (обранию. Представители криминологической науки были отмечены Государственной премией СССР в 1983 г. (И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, А. Б. Сахаров, А. М. Яковлев). I! 1999 г. Государственной премии РФ удостоен В. В. Лунеев за монографию «Преступность XX века».
Глубокий системный кризис в стране не мог не отразиться на состоянии криминологии. Финансовые трудности затормозили прежде многочисленные криминологические исследования.
Со второй половины 90-х годов активизировалось сотрудничество с американскими криминологами. Американо-российские центры изучения организованной преступности функционировали и Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Владиво-
40 • Раздел I. Общая часть
Тема 2. Методика криминологических исследований • 41
стоке, Саратове. Вышли в свет сборник статей «Изучение организованной преступности: российско-американский диалог», ежеквартальные криминологические альманахи «Организованная преступность, терроризм и коррупция». В Государственной Думе и Совете Федерации проводились парламентские слушания по проблемам торговли детьми, легализации незаконно добытых денежных средств и коррупции.
В настоящее время на первый план выходит разработка государственной концепции противостояния терроризму, коррупции, экономической преступности и преступлений несовершеннолетних.
Контрольные вопросы
1. Какова природа криминологии: это общественная, юридическая или естественная наука?
2. Что представляет собой предмет криминологии и каково его отличие от предмета уголовного права?
3. Что такое деликтология (девиантология) и ее практическое значение?
4. В чем сходство и различия предмета российской и американской криминологии?
5. Каково значение криминологии?
6. Перечислите современные задачи отечественной криминологии.
7. Назовите основные этапы развития криминологии.
8. Охарактеризуйте новые направления российской криминологии.
9. Каково практическое значение криминологии?
Практикум
1. Сопоставьте определения криминологии и ее предмета в российских и зарубежных учебниках 2000-2004 гг. и дайте им оценку в форме деловой игры — дискуссии сторонников различных точек зрения.
2. Проанализируйте Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. о внесении изменений и дополнений в УК РФ и комментарии к нему и определите степень криминологической обоснованности положений данной реформы.
3. Проведите анонимное анкетирование студентов пятого курса юридического факультета МГУ по следующим вопросам.
1. Понравились ли вам лекции по криминологии:
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
2. Достаточные ли знания дали вам семинары по криминоло гии:
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
3. Пригодятся ли вам криминологические познания в будущей практической работе:
а) в прокуратуре;
б) на следствии;
в) в судах арбитражной, обшей юрисдикции; на государствен ной службе;
г) в коммерческих, частных или государственных и других орга низациях.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|