Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации





1. На первых лекции и семинаре следует показать особенности
криминологии не только как юридической дисциплины, но и как
социолого-правовой. При этом социологическая составляющая вы­
ступает определяющей в темах «Причины и условия преступности»
и «Личность преступника». Знание социальной психологии и соци­
альной психиатрии весьма значимо для исследования личности пре­
ступников.

Студентам надлежит знать о соотношении криминологии и де-'шктологии. Последняя изучает состояние, детерминанты, способы предупреждения предпреступных правонарушений (например, мел­кого хулиганства, незаконного предпринимательства, дорожно-транспортных происшествий).

Для подготовки к семинару целесообразно непосредственно на некции дать задание найти статьи Уголовного, Уголовно-процессу­ального и Уголовно-исполнительного кодексов, которые имеют к риминолого-профилактическую направленность.

2. По вопросу о системе криминологии надо обратить внима­ние на несовпадение системы Особенной части УК РФ с системой Особенной части криминологии. Классификация преступлений по разделам и главам Кодекса не вполне совпадает с системой анализа мидов преступности. Студентов надо ознакомить с новыми направ-чениями в российской криминологии, например семейной, пени­тенциарной, политической, экономической и др., и предложить дать им оценку.



3. История криминологии из-за нехватки академических часов освещается кратко. Изложение надо строить исходя из двух крите­риев периодизации: социально-экономического и политического развития России, СССР, Российской Федерации в XX и начале XXI в. и периодизации собственно криминологии. Дореволюцион­ный этап характеризуется отсутствием самостоятельной науки и учебной дисциплины «криминология» и одновременно наличием иесьма прогрессивной и развитой уголовной статистики. Это позво­ляло объективно представлять состояние преступности. Надо под-


36 • Раздел I. Общая часть


Гема 1. Понятие, предмет, задачи и история отечественной криминологии • 37


 


черкнуть, что в 20-е годы XX в. началось бурное развитие отечест­венной криминологии, в частности создан Государственный инсти­тут по изучению преступности и преступника. Следует ознакомить студентов с проходившими в то время острыми дискуссиями о при­чинах преступности и личности преступника и дать представление о том, почему в конце 30-х годов криминология как наука перестала существовать. Надлежит рассказать, что в начале 60-х годов крими­нология уже как самостоятельная наука и дисциплина пережила свое возрождение и ее дальнейшее развитие было активным. В част­ности, студенты должны знать о работе над теоретическими основа­ми криминологии в 70-х годах, отмеченной Государственной пре­мией СССР.



В современный период для российской криминологии актуаль­но проведение научно-практических экспертиз законов и норматив­ных актов, так или иначе обеспечивающих противостояние пре­ступности. Начиная с первых лекций и семинаров, нужно подчер­кивать практическое, прикладное значение криминологии.

1. Криминология— это социолого-правовая, междисциплинар­ная наука, учебная дисциплина и комплексная отрасль профилакти­ческого законодательства.

Вопрос о понятии и природе криминологии как общественной, юридической либо естественной дисциплине продолжает оставаться дискуссионным в отечественной и зарубежной науке. Англосаксон­ская школа криминологии считает ее отраслью социологии и пото­му преподается она в социологических, а не в юридических коллед­жах. Континентальная доктрина рассматривает криминологию как междисциплинарную между общественными и естественными нау­ками. В итальянской науке акцент делается на биологическую сто­рону криминологии, во французской — на клиническую, связанную с психологическими и психическими аномалиями. В Германии кон­курируют два направления — биологическое и социологическое с преобладанием последнего.



В начале 1960-х годов в СССР при восстановлении криминоло­гии первый отечественный учебник по криминологии признавал ее исключительно правовой наукой и дисциплиной, частью уголовно­го права.

Организация Объединенных Наций, как можно судить по про­блематике конгрессов, семинаров, совещаний по криминологии, рассматривает ее как социологическую и юридическую комплекс­ную дисциплину, включающую проблемы уголовного и уголов­но-исполнительного права.

Отстраненность криминологии от права послужила причиной возникновения одного дискутируемого в российской криминологии вопроса, а именно: существует ли криминолого-профилактическое


икоподательство? Учитывая зарубежный опыт (в 1970 г. в США мпсрвые была принята Программа по предупреждению организо-впнной преступности, а затем криминолого-профилактические ком­плексные программы начали создаваться и в других странах — на­пример, в Италии в 1980 г. была принята Программа борьбы с кор­рупцией), ответ должен быть положительным.

Уставы о предупреждении преступлений были известны законо­дательству еще царской России (они издавались в 1857, 1876 и др. тдах). Планы и программы профилактики преступлений принима­лись в 80-х годах в СССР.

Попытки создать подобное законодательство предпринимались и » современной России. В частности, Государственная Дума РФ приняла федеральные законы о борьбе с организованной преступ­ностью и коррупцией. Последний был одобрен и Советом Федера­ции. Однако они не вступили в силу из-за вето, наложенного прези­дентом Б. Н. Ельциным.

Предметкриминологии составляют четыре основные категории: I) преступность; 2) личность преступника; 3) причины и условия преступности; 4) предупреждение преступности.

Смежными для криминологии науками выступают уголовное право, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право, государственное, гражданское, административное, налоговое, тамо­женное и торговое право, правовая статистика. Среди неюридиче-ских наук — социология, экономика, психология, психиатрия, де­мография, статистика.

2. Задачикриминологии определяются ее предметом и приро­дой.

Первая задача криминологии, как и всякой науки, аналитиче­ская:исследование состояния преступности в целом и по категори­ям преступлений (организованной, экономической, насильственной преступности), личности преступника, причин и условий преступ­ности, ее системы и эффективности предупреждения.

Результаты криминологического анализа регулярно представля­ются правоохранительными органами в федеральные, региональные и местные органы власти и управления. Они позволяют определить степень обеспеченности безопасности граждан и организаций и оценить эффективность борьбы с преступностью и правонаруше­ниями.

Вторая задача, также вытекающая из общих функций на­ук, — прогностическая.Криминология на основании анализа зако­номерностей и тенденций изменений преступлений, их субъектов, обострения социальных противоречий, результативности борьбы с преступностью высказывает обоснованные предположения о воз­можном развитии криминологических явлений.


38 • Раздел I. Общая часть


Тема 1. Понятие, предмет, задачи и история отечественной криминологии • 39


 


Третья задача — всемерная практизация криминологии,т. е. вне­дрение ее рекомендаций в законотворческую и правоприменитель­ную деятельность. Ученые-криминологи предлагают проекты профи­лактических актов в виде, например, федеральных и местных про­грамм предупреждения преступности, законов о предупреждении правонарушений несовершеннолетних, осуществляют криминологи­ческую экспертизу нормативных актов, прежде всего уголовно-право­вых, уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных. Так, Всероссийская криминологическая ассоциация представляла в пар­ламент два заключения экспертизы по проектам УК РФ 1996 г. Ныне эта функция криминологии получила закрепление в Положении об Общественной палате.

Для органов власти и правоохранительных органов криминоло­гия разрабатывает рекомендации по интенсификации борьбы с пре­ступностью.

Наконец, четвертая задача — международная.Российские кри­минологи участвуют в международных конгрессах, семинарах, съез­дах, посвященных разработке скоординированных мер по противо­стоянию преступности по линии ООН, Интерпола, ОБСЕ и т. д.

Первоочередными задачами являются интенсификация преду­преждения терроризма, насильственной и вооруженной преступно­сти, организованной преступности, преступности экономической направленности, коррупции, преступлений несовершеннолетних, криминального наркотизма.

3. Возникновение криминологии как самостоятельной науки относят к середине XIX в. и связывают с появлением работ Ч. Лом-брозо (1835—1909 гг.) и итальянских исследователей Топинарда и Гарофало. Последние в 1885 г. опубликовали монографию под на­званием «Криминология».

Прогрессивная криминологическая концепция связывала при­чины преступности с противоречиями, возникающими в обществе. Для выявления социальных факторов преступности широко приме­нялись статистические (например, в работах Кетле), а также социо­логические методы, использованные, в частности, в работе Ф. Эн­гельса «Положение рабочего класса в Англии» (данное исследова­ние принято считать первым фундаментальным марксистским криминологическим анализом преступности в капиталистическом обществе XIX в.). Зарубежное марксистское направление получило «второе дыхание» в 70-х гг. XX в. в трудах «новых криминологов» сначала в Англии, затем в США.

В России до октября 1917 г. криминология как самостоятельная наука не существовала, а развивалась в рамках уголовного права главным образом представителями социологической школы и преж­де всего профессором М. Н. Гернетом. Он внес весомый вклад


и развитие советской криминологии 1920-х годов многочисленными i рудами о состоянии преступности в СССР.

Значительное место занимал анализ преступности и ее причин в учебниках по уголовному праву А. Н. Трайнина, А. А. Пионтковско-н) и других авторов в 20-х годах истекшего столетия.

Советская криминология начиналась как практическое направ-непие уголовной статистики. При ЦСУ РСФСР, затем СССР, при i уоернских судах функционировали отделы моральной статистики, изучавшие преступность, ее причины, личность преступников. Поя-пился первый отечественный институт по изучению преступности и преступников, который на четырех языках (русском, английском, немецком и французском) издавал полноценные статистические об-юры о состоянии преступности в СССР вплоть до 1935 г.

После 1935 г. криминология, как и советская социология, пере­стала существовать. Исследования проводились фрагментарно и под i рифом «секретно».

Возрождение криминологии произошло в конце 1950-х — нача­ле 1960-х годов. В мае 1963 г. был создан Всесоюзный институт по i пучению причин и разработке мер предупреждения преступности. I! 1963 г. на юридическом факультете МГУ впервые прочитан об­щий курс по криминологии и составлена первая учебная программа.

В начале 1990-х годов появилось криминолого-профилактиче-i кое нормотворчество в виде федеральных программ и законов <> борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а также бы л и проведены криминологические экспертизы проектов УК.

В этот же период появились открытые публикации уголовной статистики, которые придали новый импульс развитию отечествен­ной криминологии. В последнем десятилетии XX столетия издано (юлыиое количество учебников по данной дисциплине. Проводятся конференции и семинары на базе Российской криминологической ассоциации. Проблемы противостояния преступности обсуждаются и Государственной Думе и Совете Федерации. Им уделяется особое ипимание в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному (обранию. Представители криминологической науки были отме­чены Государственной премией СССР в 1983 г. (И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, А. Б. Сахаров, А. М. Яковлев). I! 1999 г. Государственной премии РФ удостоен В. В. Лунеев за мо­нографию «Преступность XX века».

Глубокий системный кризис в стране не мог не отразиться на состоянии криминологии. Финансовые трудности затормозили пре­жде многочисленные криминологические исследования.

Со второй половины 90-х годов активизировалось сотрудничест­во с американскими криминологами. Американо-российские цен­тры изучения организованной преступности функционировали и Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Владиво-


40 • Раздел I. Общая часть


Тема 2. Методика криминологических исследований • 41


 


стоке, Саратове. Вышли в свет сборник статей «Изучение организо­ванной преступности: российско-американский диалог», ежеквар­тальные криминологические альманахи «Организованная преступ­ность, терроризм и коррупция». В Государственной Думе и Совете Федерации проводились парламентские слушания по проблемам торговли детьми, легализации незаконно добытых денежных средств и коррупции.

В настоящее время на первый план выходит разработка государ­ственной концепции противостояния терроризму, коррупции, эко­номической преступности и преступлений несовершеннолетних.

Контрольные вопросы

1. Какова природа криминологии: это общественная, юридиче­ская или естественная наука?

2. Что представляет собой предмет криминологии и каково его отличие от предмета уголовного права?

3. Что такое деликтология (девиантология) и ее практическое значение?

4. В чем сходство и различия предмета российской и американ­ской криминологии?

5. Каково значение криминологии?

6. Перечислите современные задачи отечественной криминоло­гии.

7. Назовите основные этапы развития криминологии.

8. Охарактеризуйте новые направления российской кримино­логии.

9. Каково практическое значение криминологии?

Практикум

1. Сопоставьте определения криминологии и ее предмета в рос­сийских и зарубежных учебниках 2000-2004 гг. и дайте им оценку в форме деловой игры — дискуссии сторонников различных точек зрения.

2. Проанализируйте Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. о внесении изменений и дополнений в УК РФ и комментарии к не­му и определите степень криминологической обоснованности поло­жений данной реформы.

3. Проведите анонимное анкетирование студентов пятого курса юридического факультета МГУ по следующим вопросам.

1. Понравились ли вам лекции по криминологии:

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

2. Достаточные ли знания дали вам семинары по криминоло­
гии:


а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

3. Пригодятся ли вам криминологические познания в будущей практической работе:

а) в прокуратуре;

б) на следствии;

в) в судах арбитражной, обшей юрисдикции; на государствен­
ной службе;

г) в коммерческих, частных или государственных и других орга­
низациях.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.