Тема 5. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИИ И ПРЕСТУПНОСТИ (ПОНЯТИЯ)
1. Понятие и система причин и условий преступлений и преступности.
2. Причины и условия преступлений и преступности.
1. Методологией познания причин и условий преступности и преступлений служат законы детерминизма, единства и борьбы противоположностей, историзма и системности. Философия называет »)олее тридцати видов детерминации. Детерминанта (от лат. ilcterminare — определять) — фактор (явление, предмет материального либо духовного мира), который определяет появление другого фактора, именуемого последствием.
Криминологическая детерминация в основном использует три иида связей — причинную, обусловливающую и функциональную.
70 • Раздел I. Общая часть
Тема 5. Причины и условия преступлений и преступности (понятия) • 71
Причина сама порождает следствие. Причинная связь есть связь генетическая.
Условие — явление, которое формирует причину или создает возможность ее действия. Эта связь с последствием является обусловливающей.
При функциональной связи явлений изменение в одном ряду явлений вызывает изменения в другом ряду. Примером функциональной зависимости является корреляционная зависимость. Статистическая корреляция измеряется количественно от 0 до 1 (теснота корреляции). Нулевая зависимость свидетельствует об отсутствии взаимодействия исследуемых статистических рядов. Близкая или равная единице связь может означать причинно-следственную и обусловливающую детерминацию. Распространенной ошибкой в криминологии является отождествление корреляции с причинно-обусловливающей связью.
Детерминанты в криминологии по содержанию всегда социальны:социально-психологические, социально-экономические, правовые и проч.
Причины и условия преступности и преступлений — это система негативных для данного общества и государства явлений, детерминирующих преступления и преступность как свое следствие.
2. Классификацияпричин и условий преступности и преступле ний проводится по многим критериям. По уровнюразличают при чины и условия преступности в целом (они иногда именуются об щими причинами), причины и условия отдельных групп преступле ний — организованных, несовершеннолетних лиц, неосторожных и проч. (они исследуются в Особенной части криминологии) и, нако нец, причины и условия конкретных преступлений, которые явля ются компонентами (элементами) подсистем групп преступлений и общей системы преступности.
По содержаниюпричины и условия дифференцируются по характеру социальной негативности на психологические, экономические, правовые, бытовые и др. Причины преступности и преступлений имеют социально-психологическоесодержание. Содержание условий — самое разнообразное:социально-психологическое, экономическое, социальное, правовое, организационное, бытовое и проч.
По близости к преступности и преступлениям выделяют уело- I вия непосредственные и опосредованные, ближайшие и отдаленные. В механизме причинно-следственной связи существенную роль играют внутренние и внешние противоречия, возникающие внутри общества и государства или при взаимодействии их с внешним миром.
3. В соответствии с социально-психологической природой причин преступности и преступлений источником деяния служат криминогенные потребности, интересы и мотивация личности, общ-
нос Iей, общества.Мотивация одновременно принадлежит и психологии личности и причине ее поведения. Мотивация — суть система криминогенных мотивов, которая побуждает лицо к преступному поведению. Она активизирует такое поведение, пока оно не ивершается общественно опасным последствием. Криминогенная но начала деяния, а затем воплощающаяся в нем криминальная мотивация есть причина всех без исключения преступлений, вклю-чая неосторожные. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 73 УПК РФ мотивы преступления подлежат установлению как обстоятельства, подлежащие доказыванию в каждом уголовном деле. Никакая, даже самая жстремально-криминогенная внешняя ситуация, никогда не может сама по себе, минуя мотивацию и вину лица, причинить преступный вред.
4. Криминогенные условия принято подразделять на две груп пы: условия, способствующие совершению преступлений (так назы ваемые ситуационные условия), и условия, формирующие крими ногенную мотивацию. Они, конечно, взаимодействуют на информа ционном уровне. Ситуационным условием, например, является • > i сутствие охраны на фабрике, что способствует формированию ко рыстно-безответственного отношения к сохранности производимой продукции.
По механизму обусловливания преступлений ситуационные условия преступлений могут быть, в свою очередь, нейтральными, способствующими или препятствующими совершению преступле-11 и и.
Ситуационные криминогенные условия более конкретны, при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел более фиксируемы. Их возможно устранить по представлениям прокуроров и определениям судов. Психологические условия, формирующие личность и ее мотивацию, более отдалены от факта преступления и гораздо труднее подвергаются четкому профилактическому воздействию. Тем не менее выявление и тех и других условий преступлений и реагирование на них необходимо (что на практике де-нается прка чрезвычайно слабо).
5. Причины и условия конкретных преступлений составляют элементы системы преступности и ее подсистем — видов преступно сти, например несовершеннолетних, организованной, насильствен ной и т. д.
Причины преступности носят криминогенный социально-психологическийхарактер: потребности, интересы и мотивация общества в целом и соответствующих общностей. В. Н. Кудрявцев назвал их шире — «нравами»:«взгляды и нормы поведения (в том числе рели-i иозные, правовые, моральные), отношения между людьми, типы человеческих характеров, преобладающие ценности, потребности
72 • Раздел 1. Общая часть
Тема 5. Причины и условия преступлений и преступности (понятия) • 73
и интересы»1. Причина любого человеческого поведения, в том числе преступного, заключена в его доминирующей системе потребностей, ценностей, интересов, мотивации. На уровне подсистем преступности она выражается в мотивации, порождающей соответствующие виды преступлений — корыстных, должностных и проч.
Данные о криминогенной социальной мотивации, поскольку официальная уголовная статистика их не фиксирует в виде отдельного показателя, выводятся, во-первых, из статистики видов преступности и преступников, во-вторых, из обобщений следственной и судебной практики, в-третьих, из научных исследований, в-четвертых, из сообщений СМИ.
Ныне основная криминогенная мотивация в России выглядит так: до 85% — корыстная, в том числе корыстно-насильственная мотивация, до 10% — агрессивная в разной степени межличностной конфликтности, до 5% — мотивация профессионального и гражданского пренебрежения к требованиям технической, транспортной, экологической, бытовой безопасности.
В последнее десятилетие, когда под видом реформ произошел криминальный передел собственности («грабительский капитализм»), закономерно последовало мощное «окорыстливание» мотивации преступных деяний. Корысть стала источником появления «трех китов» российской экономики: преступности экономической направленности, организованной преступности и коррупции. Она вызвала к жизни ранее крайне редкие преступления, такие как убийства по найму, захват заложников, похищение человека, терроризм, торговля людьми, хищение радиоактивных материалов.
Условия преступности, как и условия ее элементов — преступлений, также целесообразно классифицировать на две группы: социально-психологические, духовные криминогенные детерминанты и условия, способствующие совершению преступности. Первые суть психологические, культурные, идеологические, политические условия, формирующие криминализацию сознания и психологию общества и общностей. Вторые носят самый разнообразный характер и их можно объединить в три взаимосвязанные укрупненные группы — духовные, организационно-управленческие и правовые.
На лекции и семинарах понятиям и классификации причин и условий преступности и преступлений, охватываемых родовым понятием «криминогенные детерминанты», надлежит уделять особое внимание. Тема трудная, в криминологической литературе, включая учебники, высказываются весьма противоречивые суждения. К примеру, причинами преступности признается само по себе взаимодействие криминогенных детерминант, при котором не различаются
1 Кудрявцев В. Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002. С. 16; см. также рецензию Кузнецовой Н. Ф. // Уголовное право. 2003. № 2.
криминогенные причины и условия. Последние якобы могут меняться местами. Отрицается бинарность (двухзвенность) причин и следствий, она заменяется причинной цепью и причинной сетью. Причины совершения преступлений и преступности смешиваются с причинами существования преступности, историческими корнями преступности и проч.
Важно не просто разобраться в системе криминогенных детерминант, но прояснить их практическое значение для криминологической профилактики. Содержание причин и условий определяет стратегию и тактику, а также механизм системы профилактики. Так, устранение социально-психологических, духовных, идеологических причин и условий преступлений и преступности потребует долговременных и серьезных усилий общества и государства по декриминализации психологии общества в жизни, очевидно, не одного поколения его граждан.
Духовная криминализация общества, общностей, личности не может быть просто заблокирована или тем более устранена. Здесь декриминализация должна осуществляться по механизму замещения криминогенных ценностей просоциальными или как минимум непреступными социальными потребностями, моральными ценностями, интересами, мотивацией. Пока более двух десятилетий в России идеологи всех политических ориентации безуспешно ищут «национальную идею», выплеснув с водой ребенка в виде социалистических и православных ценностей, в одночасье перескочив из административно-командного социализма в криминальный капитализм, духовные криминогенные детерминанты будут процветать.
Организационно-управленческие и правовые криминогенные условия не передаются в столь долговременном и глубинном профилактическом воздействии на преступность, они по крайней мере не потребуют духовного обновления поколений. Многие из них поддаются заблокированию, нейтрализации и даже устранению, например путем издания антикриминальных законов и подзаконных актов и создания эффективной системы социально-правового контроля за их неуклонным исполнением.
К сожалению, социально-классовый раскол российского общества в 90-х годах прошлого столетия отнюдь не способствует его духовному единению в направлении декриминализации. Криминал-капиталисты за единичными исключениями не несут уголовной ответственности за свои тяжкие и особо тяжкие экономические преступления. В местах лишения свободы почти 100% осужденных принадлежат к низшим по доходам слоям населения либо рецидивистам. За десятилетия не без помощи СМИ создан новый для России «Моральный кодекс строителя капитализма». Какие этические ценности он рекомендует, можно заключить по их критике, например, в «Своде нравственных принципов и правил в хозяйствова-
74 • Раздел I. Общая часть
Тема 5. Причины и условия преступлений и преступности (понятия) • 75
нии», разработанном в начале 2004 г. экспертами Русской православной церкви и Торгово-промышленной палатой РФ. В нем, в частности, говорится: «Богатство само по себе не благословение и не наказание. Это прежде всего испытание и ответственность. Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее использования распределяются справедливо и ответственно вкладываются в социальную стабильность».
Развитие российского общества в последнее десятилетие по правилам, когда «богатые становятся еще богаче, а бедные — беднее», привело к заметному «окорыстливанию» правонарушений, прежде всего коррупционных, со стороны представителей ранее по преимуществу законопослушного среднего класса — учителей, врачей, фармацевтов, преподавателей вузов (в 2004 г. вузы заняли первое место по коррупции).
Контрольные вопросы
1. Дайте понятие причин и условий преступности и преступлений.
2. Определите различие между криминальными и некриминальными детерминантами преступности и преступления.
3. Каково содержание и механизм действия причин преступности?
4. Какова доминирующая мотивация преступности?
5. Дайте понятие криминогенных условий, их классификацию.
6. Каковы виды классификаций криминогенных детерминант (причин и условий преступности)?
7. Проанализируйте дискуссионные вопросы о понятии причин и условий преступности в криминологической литературе.
Практикум
1. Какое из приведенных суждений представляется вам наиболее правильным и почему:
а) в основе причин преступности лежат определенные эконо мические факторы;
б) причинами преступности прежде всего являются дефекты общественного сознания;
в) причины преступности коренятся в индивидуальном созна нии части граждан;
г) в обществе нет социальных корней преступности, и причины преступных проявлений следует искать в явлениях иного порядка;
д) в обществе нет причин преступности, речь должна идти только об условиях, способствующих проявлению пережитков про шлого в сознании людей;
е) причинами преступности являются негативные воздействия микросреды: школы, семьи, производственного и ближайшего бытового окружения.
2. Укажите, какие из приведенного ниже перечня детерминант могут быть криминогенными, нейтральными или антикриминоген ными:
— несоответствие между возможностями человека и психофизиологическими нагрузками, порождаемыми современными условиями жизни;
— несоответствие между количеством людей, получающих среднее образование, и числом реально поступающих в вузы;
— нарушение правил торговли спиртными напитками;
— повышение уровня правосознания людей;
— увеличение количества свободного времени трудящихся;
— расширение масштабов и темпов жилищного строительства;
— значительное увеличение автомобильного парка страны;
— снижение потребления спиртных напитков на душу населения;
— увеличение уровня доходов тех или иных социальных групп населения;
— увеличение числа лиц, употребляющих наркотики, токсические вещества;
— повышение уровня материальной обеспеченности трудящихся;
— рост численности населения крупных городов;
— повышение общеобразовательного и культурного уровня населения страны;
— расширение культурных связей с зарубежными странами (кино, туризм, спорт, искусство и т. д.);
— миграция сельского населения;
— снижение уровня рождаемости;
— значительное преобладание женского населения над мужским в отдельных крупных городах;
— отрицательное воздействие СМИ;
— активное участие населения в управлении государством;
— стирание различий между городом и селом;
— коррупция в правоохранительных органах и в судах;
— повышение уровня нравственности и трудового воспитания подрастающего поколения;
— дальнейшее совершенствование уголовного законодательства в направлении его гуманизации;
— отсутствие воспитательной работы в семье.
3. Сгруппируйте приводимые ниже факторы, оказывающие влияние на совершение преступлений, по следующим основаниям:
1) по уровню влияния: на преступность в целом, на совершение конкретных преступлений;
76 • Раздел I. Общая часть
Гема 6. Причины и условия преступности в России в конце XX и начале XXI вв. • 77
2) по содержанию: детерминанты социально-психологического, социально-экономического, идеологического, организационного (в том числе правового), иного характера.
Попытайтесь классифицировать их как: а) причины преступности (преступлений); б) условия преступности (преступлений):
— плотность народонаселения, его миграция;
— дефекты в сфере управления;
— раскрываемость преступлений;
— слабость допреступного предупреждения правонарушений и аморального поведения;
— изменения уголовного законодательства;
— дефектность правосознания;
— «омоложение» структуры населения;
— недостатки воспитания в семье, школе, трудовом коллективе;
— стяжательство, паразитизм, тунеядство, эгоизм и цинизм;
— бедность, нищета;
— злоупотребление свободой;
— противоречие между потребностями членов общества и имеющимися материальными средствами для их удовлетворения;
— пьянство, алкоголизм, токсикомания, употребление наркотиков;
— нарушение принципов неотвратимости ответственности, индивидуализации наказания;
— недостатки в организации и осуществлении профилактики правонарушений;
— отрицательные последствия научно-технического прогресса;
— бытовые, семейные и трудовые конфликты;
— уменьшение возможностей социально-правового за поведением личности вследствие процессов урбанизации, миграции, ослабления традиционных связей внутри социальных групп населения.
4. На семинарах следует регулярно разбирать причины и условия преступлений на материалах «громких» уголовных дел, обсуждаемых в СМИ и обществе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|