Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы криминализации и декриминализации

Криминологические принципы

Принцип достаточности общественной опасности деяния

Криминализовано может быть деяние, которые является достаточно общественно опасным.

Критерии определения степени общественной опасности разрабатываются со времен зарождения в обществе уголовно-правовых запретов. Как никому не удалось дать универсального понятия «человек», так и с «общественной опасностью» состоят дела. Причина в том, что общественная опасность – динамичное по содержанию понятие. Это понятие имеет характерные особенности применительно к каждому конкретному периоду времени. Очень часто законодатель пытается формализовать понятие общественной опасности, чтобы избежать произвола в осуществлении правоприменительной практике. Но чаще всего степень общественной опасности устанавливается на основе здравого смысла (в зависимости от вреда, прецедентности, объект уголовно-правовой охраны).

Принцип относительной распространенности деяния

Деяние подлежит криминализации, если оно представляет собой единичный факт, а явление, представляющее определенный вид человеческой деятельности и несущее в себе характер прецедента. Такое деяние должно быть относительно распространенным. Криминализация единичных поступков невозможна, так как уголовное право обладает регулятивными возможностями в отношении определенного типа человеческого поведения и содержит в себе правила общего характера, рассчитанное не на единичное, а на неоднократное применение. Деяние, подлежащее криминализации, не может быть ни всеобщим, ни широко распространенным, так как оно перестает быть деянием, отклоняющимся от социальных норм; уголовно правовая норма практически не будет действовать, так как с такими деяниями не справятся органы уголовной юстиции.

Принцип уголовно-политического соответствия

Означает, что криминализация (декриминализация) должны соответствовать общему направлению уголовной политики, иначе уголовно-правовая норма работать не будет. В настоящее время уголовная политика в России ориентирована на охрану складывающихся рыночных отношений. В этой связи логичной становится мера ответственности за частно-предпринимательскую коммерческую и посредническую деятельности.



Принцип возможности воздействия на определенный вид поведения с помощью уголовно правового запрета

Противодействие некоторым видам социально-отклоняющегося поведения с помощью уголовного закона невозможно в отдельных случаях (это такие явления, как наркомания, алкоголизм – наркоманов около 2,5 миллионов; но чтобы их лечить, нужно строить заведения принудительного лечения).

Принцип невозможности воздействия на определенный вид общественно опасного поведения другими, неуголовно-правовыми средствами

Другие – правовые и неправовые средства. Правовые средства – отсутствие эффективных норм в других отраслях права (прежде всего в административном). Данное обстоятельство приводит к снижению эффективности противодействия определенным видом общественно-опасного поведения в целом. Часть 2 статьи 85 УК РСФСР 1965 года предусматривала уголовную ответственность лишь за факт создания угрозы наступления тяжких последствий в результате нарушения безопасности движения эксплуатации транспорта. Из-за суровости этой нормы ведомственные комиссии регулярно производили проверки по таким фактам, но не передавали материалы этих проверок в правоохранительные органы и принимали к нарушителям, как правило, меры дисциплинарного воздействия.

Противодействие этим нарушениям могло осуществляться нормами административного права. В редакции существующей сегодня статьи 263 УК РФ отсутствует уголовная ответственность за данное деяние.

Принцип обязательного учета возможности системы уголовной юстиции

Существующая в обществе система готова к криминализации конкретного деяния, т.е. к раскрытию, поиску и осуждению лица, его совершившего. Это означает, что система готова справиться с дополнительной работой.

Социально-экономические принципы

Принцип соответствия криминализации наличия в обществе социально-экономических ресурсов

Криминализация любого общественно-опасного деяния требует дополнительных расходов государства. Отсутствие средств на ее реализацию может негативно сказаться в целом на предупреждение преступности. Если у государства нет средств, то деяние нельзя криминализировать. В ряде случае следует идти на декриминализацию. С этой позиции представляется правомерной декриминализация бродяжничества и попрошайничества. Общество не было в состоянии обеспечить организационные, правовые и иные права граждан на труд и на жилье. В условиях обвального спада производства начавшейся безработицы было очевидно, что число неработающих будет возрастать. Все бродяг и попрошаек не смогли бы уместить в исправительные учреждения, поэтому и было принято решение о декриминализации деяния.

Принцип учета соотношения положительных и отрицательных последствий криминализации

Криминализация допустима только тогда, когда есть убеждения, что ее положительные результаты превзойдут ее отрицательные последствия, поэтому важно учитывать все негативные последствия криминализации. Особенно наглядно негативные последствия криминализации выражаются в следующим за этим процессом наказанием в виде лишения свободы. Изолируя преступника, общество лишь в незначительной степени решает проблему безопасности, одновременно оно несет большие затраты на содержание преступников, оно разрывает не только существовавшие социально-полезные связи, но и формирует негативные связи во время отбывания наказания. Разрыв положительных связей с точки зрения достижения цели наказания нежелателен. Но при лишении свободы этого избежать не удается.

Говоря о разрыве негативных связей, следует помнить, что государство принудительно помещает преступника в места отбывания наказания, вводит его в концентрированную преступную среду, являющуюся благоприятным условием для передачи криминального опыта и формирования антиобщественных ориентаций. Кроме того, государство, помещая преступника в исправительное учреждение, лишает многие семьи кормильцев, а производства – работников.

Социально-психологические принципы криминализации

Они обеспечивают социальную адекватность криминализации, ее допустимость с точки зрения основных характеристик существующих процессов общественного развития. Данная система принципов основана на учете сформировавшихся в обществе культуры, правосознания, традиций, уровня карательных притязаний населения. Например, существуют деяния, которые криминализированы под влиянием определенной культурной доминанты.

На криминализацию влияют существующие в обществе традиции. В одних случаях криминализация направлена на вытеснение вредных, отвергаемых обществом традиций. В других – на закрепление существующих традиций.

Говоря о карательных притязаниях, имеется ввиду мнение населения страны об эффективности влияния наказания на предупреждение преступности. Если население считает, что чем суровее уголовное наказание, тем успешнее борьба с преступностью, то можно говорить о высоких притязаниях населения. По мнению исследователей, этот уровень особенно высок в период социально-экономических кризисов.

Системно-правовые принципы

Они задаются существующей системой. Они обеспечивают надлежащее включение того или иного состава преступления в действующее уголовное законодательство (или наоборот). Исключение из него – отдельные нормы при сохранении логической стройности и системных характеристик законодательства. В юридической литературе данная подсистема принципов делится на:

1) Общеправовые



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.