Сделай Сам Свою Работу на 5

Целевая функция региональной политики.

Она вытекает из экономических преобразований и структурной перестройки экономики, межрегио­нальных различий в уровне жизни населения, дина­мике производственных показателей, финансовой ситуации и т. д. В ходе реформирования экономи­ки происходит расслоение регионов по основным параметрам, характеризующим социально-экономи­ческую ситуацию и глубину экономических ре­форм, возникают скрытые каналы территориаль­ного перераспределения ресурсов, в первую очередь финансовых. 155

 
 

 

 


Рис.8. Структура стратегии развития региона (по А.К.Осипову, 1997) 156

В результате этих процессов в одних регионах может наступить деградация всей соци­ально-экономической сферы при относительно ускоренном развитии других регионов. Такие конт­расты в региональном развитии обуславливают обострение социальной напряженности, углубление политического кризиса, усиление межрегиональных конфликтов. В конечном счете все это замедляет темпы экономических реформ в стране в целом. Активная региональная политика может и должна противодействовать этим тенденциям.

Достижение общенациональных целей воз­можно путем вычленения и использования эконо­мических, социальных и политических рычагов развития регионов страны, прежде всего тех, кото­рые в состоянии обеспечить эк. рост и, за счет этого, решить социальные пробл. населения, обеспечить внешнюю безопасность террито­риальную целостность страны. Соответственно, цели региональной политики подразделяются на экономические, социальные и политические.

Экономические цели,как следует из рассмот­ренной выше сущности экономической политики, состоят в основном, в государственном регулирова­нии размещения инвестиций, роль государст ва при этом будет тем выше, чем больше значение факто­ров (ресурсов) производства (рабочей силы, природ­ных ресурсов отдаленных регионов, неосвоенных земель и т. п.). С учетом особенностей России (60 % ее территории относятся к зоне Севера) экономические цели дифферен-цируются по отношению к северным, центральным и южным регионам страны, а также по отноше нию западной (европейской) и восточной (азиатской) ее частей, которые существенно отличаются друг от друга как по природным, так и по социально-экономическим факторам развития производ-ва. 157

Социальные цели прямо связаны с экономическими целями, на их достижение направлена экономика региона. В условиях России, с учетом ее огромной территории, большого числа субъектов (их 89), в достижении социальных целей важную роль призваны сыграть сами регионы. Роль государства в достижении социальных целей непосредственно вытекает из таких принципов демократического общества как социальная справедливость и равноправие граждан. Иначе говоря, государство обязано взять на себя регулирование регионального развития с тем, чтобы выравнить качество жиз ни населения. Если в регионе недостаточно природных ресурсов для развития экономики, то в него необходимо вложить средства для создания производств на привозном сырье. Гарантии со стороны государства не допустить дискриминации граждан с точки зрения качества жизни по их местожительству (или, по крайней мере, сократить ее) - суть государ­ственной региональной политики в социальной сфере. Эта политика, должна быть направлена на выравнивание межрегиональных различий в доходах насел., уровне безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети и т. п. 158

Политические цели региональной политики имеют двойную направленность - во вне и внутрь государства. С другой стороны их можно подразде­лить на «национальные» и «прагматические»; заме­тим при этом, что «национальные» цели региональ­ной политики в большой мере связаны с внешней политикой государства, а «прагматические» — с внутренней политикой государства. «Наци-ональные» цели отражают естественное для каждого гос-ва желание обеспечить свою внешнюю безопасность, территориальную целостность. В условиях многонационального госу-дарства, каковой является Россия, обеспечение территориальной целостности имеет особенно важное значение, поскольку рост регионального сепаратизма здесь обостряет напряженность в отношениях между регионами и между центром и регионами, создает угрозу для территориальной целостности государства. «Прагматические» цели подразумевают использование региональной политики внутри госу­дарства как средства регулирования взаимоотноше­ний между различными политическими блоками (политическими силами, партиями). В «прагматических» целях — стремление правящей элиты выявить общенациональные интересы, ранжировать их в со­ответствии с ожиданиями (запросами) общества. Значимость последнего аспекта особенно возраста­ет по мере приближения выборов. 159

Таким образом, целевая направленность ре­гиональной политики политически обусловлена. Ее выбор определяется не только (а иногда - и не столько) экономической эффективностью или со­циальной справедливостью, а и (сколько) господ­ствующей в тот или иной период времени полити­ческой «идеологией», интересами электората пра­вящей партии.

В условиях переходного периода к рыночной экономике региональная политика весьма динамич­на. При неудаче в экономике правящие круги пыта­ются переложить ответственность на руководителей регионов. И, наоборот, при действенном рыночном механизме государственный уровень ставит под со­мнение необходимость региональной политики как таковой, и это проявляется прежде всего в экономи­ческих аспектах. Это - субъективный подход к ди­намизму региональной политики; наряду с ним, су­ществуют и объективные причины разного отноше­ния центра к регионам, проводящим разную эконо­мическую политику. Очевидно, в одних регионах со стороны государства достаточно поддерживать об­щеправовую среду для становления рыночной эко­номики, в других нужно стимулировать движение к рынку, а в третьих необходимы экономические ме­тоды воздействия на экономическую политику в ре­гионе как помощь в осуществлении реформ. 160

Как видим, региональная политика далеко не всегда опирается на строгие научные концепции и рекомендации, а идет по пути нащупывания и экс­периментальной обработки возможных вариантов действий в постоянно меняющейся экономической и политической ситуации. Потребности региональ­ной политики в условиях формирующегося в Рос­сии рынка проходят процесс трансформации к но­вым целям.

30. Структура региональной политики.В качестве структурных элементов теории и методологии формирования структуры и функций региональных систем выделим три: 1) регионы как объекты регио­нальной политики и субъекты федерации; 2) теории регионального развития; 3) подходы и методы ана­лиза и прогнозирования развития территориальных единиц. Эти элементы вбирают в себя все теорети­ко-методологические аспекты региональной полити­ки, призванные объяснять закономерности и факто­ры регионального развития, прогнозировать тенден­ции социально-экономического роста регионов и различия между ними, давать научное обоснование мерам регулирования межрайонных взаимосвязей и 'региональных диспропорций. Место и роль методологии изучения хозяйства регионов в познании механизма и закономерностей регионального развития для выработки целей эко­номического роста в рег-ах показаны на рис. 9. 161

Структурная «блок-схема» региональной политики охватывает все основные части и субъекты процессаразвития и управления регионом. Одновременно она характеризует как взаимодействие структурных элементов, так и их взаимное влияние. Данная структурная модель может быть приложима к любому региону различных стран мира и любому временному периоду.На одних из показанных в «блок-схеме» (рис. 9) структурных элементах региональной политики мы уже останавлива -лись выше, другие -будут раскрыты в нижеследующих главах. Здесь же только кратко заметим, что к инструментам регион. политики относятся способы и средства, которые гос-во использует для решения рег-х проблем, а именно: налоговые льготы, субвенции, кредиты, государственные заказы и др.

 


Рис. 9. Структура региональной политики (по Н. М. Ратнер и др., 1995) 162

В каждой стране они специфичны, поэтому приме­нительно к России будут рассмотрены в соответст­вующем разделе. Реализация региональной политики предпола­гает разработку соответствующих документов, при­званных определять основные направления соци­ально-экономического развития территории. К чис­лу таковых относятся краткосрочный, среднесроч­ный и долгосрочный прогнозы, отдельные целевые программы по наиболее актуальным проблемам. Эти документы не носят директивного характера, а от­ражают лишь систематизированное представление о вероятном состоянии экономики региона в пер­спективе. Такой взгляд в будущее позволяет предположить характер и масштабы возможных проблем, заблаговременно подготовиться к их разрешению. 163,164 контр.зад.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.