Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 11.ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ





Прогнозирование региональных процессов -важнейшая и неотъемлемая часть сложного про­цесса управления. От него в значительной мере за­висят экономические, социальные и экологические последствия регионального развития, полнота ис­пользования трудовых, природных и материально-вещественных ресурсов. Выбор ошибочных управ­ленческих решений из-за недостаточной их науч­ной обоснованности может привести к негативным последствиям, дорогостоящим потерям. Поэтому общая формула «управлять - значит предвидеть» особенно справедлива для динамических процессов регионального развития, размещения производи­тельных сил.

Разумеется, в ходе посткоммунистической трансформации государство постепенно утрачивает роль и функции практически единственного органа управления текущими и долгосрочными хозяйст­венными процессами. Уменьшаются масштабы его владения собственностью. Усилия по созданию со­временного рыночного хозяйства вынуждают госу­дарство сосредоточиться на макрорегулировании для решения общих задач экономического роста, социальной и финансовой стабильности. В этих условиях функции прогнозирования регионального развития, столь надежно осуществлявшиеся государственны­ми структурами, сильно усложняются. Видоизменяются методологические и методические установки прогнозирования, особенно региональных экономик. В то же время, природа социально-демографического прогноза или прогноза природно-ресурсного потенциала в меньшей степени подвержена «рыночной трансформации», что лишний раз свидетельствует о преждевременности «сдачи в архив» накопленного опыта регионального прогнозирова­ния в стране. Поэтому изложение его общих основ представляется вполне логичным. 329



66. Особенности методологии регионального про­гнозирования.Методология прогнозирования эко­номического и социального развития регионов во многом едина с методологией прогнозирования раз­вития хозяйства страны. Вместе с тем она имеет ряд особенностей, вытекающих из сущности регио­нальной среды, регионального развития.

В основе методологии регионального прогнозирования лежит познание и использование тех законов, которые действуют не только на уровне всей государственной социально-экономической системы, но и на уровне всех ее составляющих, в данном случае - на уровне субъектов РФ. Каждый из них выступает в виде социально-эк-ой подсистемы страны, в то же время его можно расматривать в качестве относительно самостоятельной системы с относительно законченным циклом некоторых воспроизводственных процессов (например, воспроизводство рабочей силы и возобновимых природных ресурсов, установление обменных процессов в хозяйственной деятельности, развитие сферы услуг и т. д.). Исходя из функций региональных систем в воспроизводственном процессе, очевидно, и следует определять целевое назначение и сущность регионального прогнозирования. 330



Структура регионального прогноза включает как аспекты воспроизводства, так и различные уровни агрегирования производства и расселения в регионе. В соответствии со спецификой региональ­ного воспроизводства можно выделить следующие виды прогноза: социально-демографический, при-родно-ресурсный, экономический. По уровням агрегирования региональной экономики выделяются: территориальная организация взаимосвязанных групп отраслей производства - межотраслевых комплексов, рационализация транспортно-экономических связей, взаимосвязанного развития производства и расселения или формирование региональных систем расселения. Кроме того, выделяются три вида интегральных прогнозов - экологический, технологический и информационный. Взаимоувязка всего спектра прогнозов с учетом действия прямых и обратных связей обеспечивает в совокупности обобщенный региональный прогноз, на основе которого формируются концепция и стратегический план региона (рис. 16). 331



Рис. 16. Структура комплексного прогноза развития региона 332

 

Разработка региональных прогнозов базирует­ся на двух универсальных подходах - генетическом и нормативно-целевом. При первом подходе на­правления регионального развития обосновываются исходя из достигнутого уровня развития произ­водительных сил региона, наметившихся регио­нальных проблем. При втором подходе пути разви­тия региона ставятся в зависимость от предвари­тельно сформулированных целей. Оба подхода до­полняют друг друга, сопоставление результатов, полученных на их основе, повышает обоснованность и достоверность результатов прогнозирования.

В силу специфики развития региональной экономики, в частности, вследствие того, что она менее инерционна, чем экономика страны в целом, возникает необходимость в модификации методов прогнозирования, в выработке такого аппарата прогнозных разработок, который вместе с аналитиче­скими методами мог бы быть применен в практике прогнозирования регионального развития. 333

В зависимости от способа получения сужде­ния о будущем методы прогнозирования подразде­ляются на методы экстраполяции, методы экс­пертных оценок и методы моделирования. Эти группы методов имеют между собой тесное ин­формационное и инструментальное взаимодействие (рис. 17.).

Обозначения:

1, 2а, 26, 2в, 2г, 3 - информационные связи (1 - оценка показателя для предварительного этапа экспертизы, 2а – оценка прогнозных значений факторов-определителей экономико-статистических моделей, 26 - оценка значений параметров и ограничений структурных уровней экономико-математических моделей, 2в, 2г - оценка коэффициентов – функционалов экономико-статистических и экономико-математических моделей на основе методов экстраполяции, 3 – корректировка доверительных интервалов, получаемых с помощью методов моделирования на основе методов экспертных оценок); 4 и 5 - инструментальные связи (4 - математико-статистическос обеспечение процедуры обработки данных экспертизы, 5 -математическое обеспечение методов экстраполяции)

Рис. 17. Взаимодействие методов прогнозирования

При информационном взаимодействии методы экстраполяции часто являются единствен­ным источником получения необходимых данных. 334

Инструментальная связь возникает в случае необходимости построения трендовых моделей. Характер связей в выделенных группах методов неодинаков: если методы моделирова- ния имеют как односторонние, так и многосторонние причинные связи, то методы экстраполяции - только первый тип связей; при экспертных оценках связи устанавливаются на основе субъективных суждений. Рассмотрим далее специфику и сферы применения названных групп методов прогнозирования.

Методы экстраполяцииосновываются на предвидении будущего как непосредственного продолжения настоящего. Главная их отличительная черта - односторонний тип связи: показатель - время. Поэтому они применяются только в тех случаях, если развитие объекта (явления) может быть охарактеризовано плавной траекторией - трендом, на общие условия, определяющие тенденции развития в прошлом, не претерпят существенных изменений в будущем. Иначе говоря, методы экстраполяции могут дать положительный результат только в том случае, если процесс обладает достаточной инерционностью, то есть его внутренние параметры являются достаточно устойчивыми или изменяются медленно.Поскольку степень инерционности социально-экономических систем зависит от уровня их агрегированности, а также от скорости эволюции процесса, региональные социально-экономические системы подвержены более сильным изменениям, чем хозяйство страны в целом. Достаточно ввести в эксплуатацию несколько крупных предприятий, чтобы повлиять на темпы роста и структуру произ­водства в регионе, на направление и эффективность его экономических связей. Предвидение и учет по­добных изменений в развитии региона позволяют внести соответствующие коррективы в прогноз, вы­полненный на основе методов экстраполяции, и получить достаточно достоверные результаты. 335

Методы экстраполяции подразделяются на две группы. Одна из них основывается на априорно заданном виде функций и включает методы наименьших квадратов, экспотенциального сглажива­ния, средних огибающих кривых. Другая группа не требует априорного задания вида функции, включает такие методы, как графический, сглаживания простой и взвешенной скользящей средней, гармоничных весов и др. Обе группы методов лучше всего использовать на начальных этапах прогнозирования, когда определяются самые общие контуры явления, при разработке прогнозов на относительно короткий период. Что касается долгосрочных прогнозов, то они должны опираться на другие методы прогнозирования.

Методы экспертных оценокнаправлены на прогнозирование будущего состояния объекта (явле­ния) путем систематизированного опроса специали­стов (экспертов), обладающих опытом практическойработы, способных оценить важность вопроса, вы­брать один из альтернативных путей его решения. Эти методы применяются при отсутствии необхо­димой информации, ограниченности времени и средств для решения вопроса на основе формали­зованных методов. 336

Приступая к прогнозированию на основе ме­тодов экспертных оценок, необходимо подобрать соответствующих специалистов, составить опросные листы (анкеты), разработать способы и процедуру опроса, провести сам опрос, проанализировать по­лученную информацию и синтезировать ее с целью подготовки оценок, необходимых для характери­стики объекта (явления).

Различают два вида экспертных опросов: ин­дивидуальный и групповой. Первый обычно ис­пользуют для анализа и обобщения результатов, представленных другими экспертами; второй - при предварительном обсуждении вопроса с последую­щим открытым или закрытым голосованием, а так­же в виде свободных высказываний без обсуждения и голосования.

Широко распространен метод «Дельфа». Ис­ходным его пунктом является формулирование це­ли и задач программы экспертной оценки. Затем эта программа разбивается на подпрограммы, после чего составляется перечень средств достижения цели. Оп­рос экспертов проводится в несколько туров с опре­деленными интервалами. Каждый тур завершается корректировкой ответов. Опрос продолжается до тех пор, пока не будет выработано обобщенное мнение группы. 337

При региональном прогнозировании может быть с большой пользой использован метод кол­лективной генерации идей - «мозговой атаки». На его основе определяется выбор одного из альтерна­тивных решений, например, при размещении хо­зяйственных объектов. Коллективное обсуждение того или иного вопроса может быть организовано путем созыва научно-практической конференции, оперативных совещаний.

Методы моделированияподробно были рассмотрены в главе 3. Поэтому здесь обратим внима­ние только на взаимосвязь экономико-математичес­ких и экономико-статистических моделей регио­нального развития (рис.18.). Заметим также, что поскольку моделирование регионального развития должно осуществляться с учетом общегосударственных задач, следовательно, оно проводится после того, как уже определены направления развития макроэкономики страны. Но в то же время возможна и обратная последовательность: на основе обобщенной местной информации разрабатываются региональные модели и их резуль­таты становятся основой макроэкономического моделирования. Эта, последняя, очередность имеет место, например, при прогнозировании природно-ресурсной базы экономического развития. 338

67. Социально-демографический прогноз.Цель этого первоочередного прогноза состоит в опреде­лении естественного и механического движения на­селения в перспективном периоде, занятости эко­номически активного населения, повышения уровня жизни населения. Данная целевая установка опре­делила последовательность и содержание прогноза (рис. 19.).

Основополагающее значения для прогнозиро­вания численности и занятости населения имеют сведения о населении на базовый год, анализ тен­денций естественного и механического движения населения. Наиболее простой метод определения численности населения на перспективу - метод экстраполяции. Обычно он применяется при малых масштабах внешней миграции и отсутствии резких изменений в структуре и темпах развития регио­нальной экономики.

Численность населения на перспективу (Нп) определяется по формуле:

Нп = Нб . Кп,

где Нб - население на базовый год; Кп ~ среднего­довой темп роста населения за определенный период (п).

Рис. 18. Система моделей прогнозирования развития региональной экономики 340

Рис. 19. Структура и система моделей социально-демографического прогноза региона 341

Допустим, что численность населения региона в базовом году составляла 5,8 млн. человек, а 10 лет назад - 5,4 млн. человек. Темп роста численности населения за этот период - 107,1 %, среднегодовой темп роста, определенный на основе таблиц сложных процентов (такие таблицы составлены А. М. Айрапетовым, 1979) - 1,007. Численность населения на предстоящие 10 лет составит: 5,8 . 1,00710 = 5,8 . 1,07 = 6,2 млн. человек. Более точным является так называемый метод передвижки возрастов, который также применяется при отсутствии значительных внешних миграций. Он основан на расчете коэффициентов дожития определенной возрастной группы населения и передвижки ее в следующую группу перспективного периода. Возможны три разных подхода к использова­нию коэффициентов дожития. Один из них предлагает единые для страны коэффициенты, другой -специально исчисленные для данного региона коэффициенты, третьи - проведение типологии экономико-демо- граф-ой обстановки в регионах-субъектах РФ. Такая дифференциация подходов обусловлена имеющимися различиями в темпах роста численности и условиях формирования населения по регионам страны. Численность возрастных групп на прогнозируемый период определяют путем последовательного умножения численности проживающей в данном регионе возрастной группы на соответствующие коэффициенты дожития, исходные (базовые) данные передвигают на шаг расчета. 342

Рассчитывая число ро­дившихся, исходят из средней численности женщин в фертильном возрасте и коэффициентов повозра­стной рождаемости женщин. Совокупность родив­шихся является интервальной совокупностью. Ее переводят в моментальную совокупность живущих на конец года, умножив число родившихся на ко­эффициент дожития новорожденных. Распределе­ние по полу производят, исходя из доли мальчиков (0,52 %) или доли девочек (0,48 %) среди родивших­ся. Определяя поправку на миграцию, принимают во внимание интенсивность повозрастной мигра­ции, то есть отношение количества мигрантов дан­ной возрастной группы к численности той же воз­растной группы населения, проживающего в дан­ной регионе.

Гипотезы изменения рождаемости, смертно­сти и механического движения населения прини­маются в ходе анализа демографической ситуации. При краткосрочном прогнозе повозрастные показа­тели естественного движения населения оставляют на сложившемся уровне, а при долгосрочном про­гнозе вводят поправки к коэффициентам рождае­мости и смертности.

В зависимости от периода прогнозирования применяются два подхода к составлению баланса экономически активного населения: демографи­ческий и экономический. При первом подходе развитие региональной экономики прогнозируется в зависимости от естественного прироста населе­ния, при втором подходе зависимость обратная: потребности в рабочей силе определяются исходя из намечаемых темпов роста региональной эконо­мики. Демографический подход предпочтителен при долгосрочном прогнозировании, экономический -при краткосрочном прогнозировании. 343

Полученные данные о численности и занятости населения являются исходной базой для расчетов объемов и структуры потребления, доходов и расходов населения. Сопоставление этих величин дает возможность составить представление о жизненном уровне населения региона. Соответственно уровню жизни должен быть обеспечен товарный фонд, а также соответствующий уровень сферы ус­луг. Иначе говоря, уровень жизни населения наиболее полно отражает объемы потребления и сте­пень удовлетворения материальных и духовных благ населения. К числу основных показателей от­носят реальные и денежные доходы населения, объем реализации услуг, потребление основных продуктов питания («потребительская корзина») и непродовольственных товаров. Основную часть прогнозирования темпов роста потребления можно сформулировать следующим образом: как должно расти потребление данного вида продукции, чтобы на определенный перспективный период оно достигло рациональ­ной нормы, или, наоборот, сколько потребуется лет для достижения рациональной нормы потребления при сложившихся в прошлом темпах его роста? В первом случае неизвестной переменной выступает потребление, во втором - время. В качестве параметра в обоих случаях задается рациональная норма, являющаяся пределом роста по­требления. 344

В социальном прогнозе отражаются также процессы социальной стратификации (разделение общества по социальным слоям), сопряженные с формированием рыночных отношений, выявляются условия, при которых общество получает устойчи­вое развитие и такое негативное явление, как люм-пенизация (появление деклассированных слоев в обществе - бродяг, нищих, уголовных элементов и т. д.). В краткосрочном и среднесрочном прогнозах устанавливаются уровни социальной напряженно­сти, неудовлетворенности, активности или апатии. Если по названным позициям выявляется неблаго­приятная ситуация, то по основным (узловым) про­блемам разрабатываются социальные программы. Достоверность социальных прогнозов возраста­ет, если они дифференцируются в разрезе городов и сельской местности, а также в разрезе различных слоев населения. Особенно важно дифференциро­вать население по уровню доходов - для 10 % наи­более богатых и 10 % наиболее бедных слоев насе­ления. Снижение разрыва в уровнях доходов - одна из главных задач государственной региональной политики. 345

68. Прогноз природно-ресурсного потенциала.Природные ресурсы являются материальной основой развития экономики, их запасы и качество определяют структуру хозяйства, место региона в территориальном разделении труда. Изучение особенностей состояния и использования природных ресурсов имеет важное значение для прогнозирования развития региональной экономики.

В процессе оценки состояния и прогноза использования природных ресурсов выявляется есте­ственный базис производства: земля как основное средство производства в сельском хозяйстве и как территория под застройку; пресная вода как важнейшее условие жизнедеятельности и необходимый элемент многих технологических процессов, а в ряде регионов и как энергетический ресурс; минерально-сырьевые, топливно-энергетические и биологические ресурсы как важнейшие материальные предпосылки развития производства, его сырьевая и энергетическая основа.

Прогнозирование состояния и использования природных ресурсов региона осуществляется в оп­ределенной последовательности: 1) экономическая оценка природных ресурсов, оказывающих существенное влияние на региональ­ную экономку; 2) выявление важнейших проблем в освоении и использовании природных ресурсов; 3) установление степени обеспеченности сырьем и топливом перспективных потребностей региона; 4) выработка путей решения технических и ор­ганизационных проблем, которые предстоит реали­зовать для улучшения использования природных ресурсов; 5) определение экономического эффекта от улучшения использования природных ресурсов (или определение потерь от недостатков в их использо­вании). 346

При оценке природных ресурсов проводят их классификацию, устанавливают запасы по катего­риям (прогнозные, балансовые, промышленные) и видам сырья, определяют характер природопользо­вания, выполняют геолого-экономическое картиро­вание. В этих целях необходимо учитывать много­образные связи и зависимости, технический про­гресс, структуру и уровень развития региональной экономики. Необходимо учитывать, что с развити­ем научно-технического прогресса в перспективе может измениться круг источников энергии и сырья, а с ростом уровня развития экономики - и исполь­зование их физико-химических свойств.

Подходы к оценке отдельных видов природных ресурсов неодинаковы. Так, по полезным ископаемым определяются запасы по категориям сырья, содержание попутных компонентов, вредных веществ, условия залегания и добычи и т. д. Лесные ресурсы оценивают по лесопокрытои площади, общим и эксплуатационным запасам, величине расчетной лесосеки, породному составу, бонитету. Земельные ресурсы дифференцируют по видам землепользования - сельскохозяйственным, отчуж­денным, резервным и другим землям. По водным ресурсам определяют суммарные запасы, гидро­энергетический потенциал, водохозяйственный баланс. Количественную оценку рекреационных ре­сурсов осуществляют на основе экспертизы, балльно-индексного метода. 347

Сопоставлением количественных и качественных характеристик природных ресурсов региона с аналогичными данными по стране завершается первый этап данного вида прогнозирования. Иначе говоря, на этом этапе устанавливается место региона по отдельным составляющим природно-ресурс -ного потенциала страны. На следующем этапе осуществляют анализ и оценку факторов, водействующих на эффективность освоения и использования природных ресурсов. К числу общих факторов относят условия среды и производства, в которых осуществляется природопользование. Это - климатические условия, экономико-географическое и геополитическое положение, хозяйственная освоенность территории, ценность (дефицитность) природных ресурсов и др. При более детальном исследовании оценивают частные и специфические факторы. 348

Для полезных ископаемых частными факто­рами являются горногеологические условия, мощ­ность источника, сравнительное качество ресурса. Лесные ресурсы характеризуются по общим и экс­плуатационным запасам, породному составу, каче­ству древесины; земельные - по площади и струк­туре землепользования, плодородию, урожайности культур. Для водных ресурсов определяют объемы поверхностного и подземного стоков, балансы во-допотребления, общий и точечный гидроэнергети­ческий потенциал; для рекреационных - количест­во солнечных дней в году, розу ветров, годовую сумму температур и амплитуду годовых и суточных колебаний, наличие водно-климатических, баль­неологических и грязевых ресурсов, разнообразие пейзажей и т. д.

Одним из важных нерешенных вопросов про­гнозирования природно-ресурсного потенциала ос­тается экономическая оценка ресурсов. В настоя­щее время в РФ взимаются платежи за пользование не всеми, а лишь некоторыми природными ресур­сами. Назовем их:

— плата за право пользования недрами, платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- лесной доход (лесные подати), отчисления на воспроизводство и защиту лесов;

- плата за забор воды промышленными предпри­ятиями;

— земельный налог с землепользователей;

— плата за разрешение на отстрел промысловых животных. 349

Порядок взимания каждого вида платы опре­деляется соответствующими федеральными закона­ми: «О недрах», «О плате за землю», «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и др. Этими же законами определен порядок перерас­пределения части средств в федеральный и мест­ный бюджеты. Последующие стадии прогнозирования при-родно-ресурсного потенциала тесно связаны с на­учно-техническим прогнозом (на уровне страны), а также с экономическим и технологическим «бло­ками» регионального прогноза. Исследование пер­спектив развития хозяйства региона позволяет вы­явить потребность в тех или иных видах сырья, то­плива, а анализ развития науки и техники - усло­вия добычи и использования их в прогнозируемом периоде.

Экстраполяция тенденций роста добычи и ис­пользования природных ресурсов на основе совер­шенствования методов разведки и добычи, внедре­ния новых технических средств позволяет соста­вить представление о наличных запасах и возмож­ностях вовлечения природных ресурсов в хозяйст­венный оборот. Большое значение при этом имеет сопоставление ряда технико-экономических пока­зателей по региону и в целом по стране. 350

Прогнозирование использования природных ресурсов необходимо осуществлять не только с точ­ки зрения хозяйства, экономики, но и с позиций ре­гулирования условий жизни на Земле. Выявление возможных последствий воздействия добывающей и перерабатывающей промышленности на состояние воздушного и водного бассейнов, растительного мира и животного мира особенно важно в местах концентрирования добычи, переработки, прожива­ния людей.

69. Экономический прогноз.Прогноз развития ре­гиональной экономики разрабатывается с учетом результатов прогнозирования по предыдущим бло­кам системы регионального прогноза, и в то же время сам влияет на содержание прогнозов в от­дельности и в целом. Так, на основе прогноза чис­ленности населения, экономически активной его части определяются потенциальные ресурсы труда, возможности интенсификации труда. Прогноз раз­ведки и освоения природных ресурсов позволяет определить степень обеспеченности потребностей района, страны и экспорта в важнейших видах сы­рья и топлива. Результаты экономического прогно­за вместе с прогнозом численности населения со­ставляют основу разработки социального прогноза. В условиях большой сложности определения приоритетов развития региональной экономики (как части более обширного экономического про­странства) разработка экономического прогноза в регионе нацеливается на выбор приоритетов без из­лишней «жесткости» показателей. Одинаково опас­ны две крайности: увлечение макроэкономическими показателями и дробление хозяйства на отрасли и производства. В первом случае теряется конкрет­ность прогноза, во втором - его системность. 351

Главными составляющими экономического прогноза являются перспективные параметры на­ционального богатства, воспроизводственных про­порций, отраслевой структуры, инфраструктуры, труда и разделения труда. При этом прогнозируется не только движение товаров и услуг, но и капита­ла. Специальный раздел отводится хозяйственному механизму: развитию форм собственности, совер­шенствованию механизма хозяйствования на регио­нальном уровне и механизма управления террито­риальной хозяйственной системой.

Экономический прогноз, как и три других ви­да прогноза - экологический, технологический и информационный, в условиях рыночной экономики не всегда «подвластны» местным органам управле­ния. Они имеют самостоятельное значение, поэто­му ограничимся лишь кратким обзором их содер­жания и сфер использования.

70. Экологический прогноз.На региональном уров­не он направлен на выявление взаимосвязи в систе­ме «хозяин - дом», где под «хозяином» понимает­ся население, а под «домом» - региональная соци­ально-экономическая система. Здесь определяются параметры воздействия производства на окружаю­щую среду, экологической емкости и устойчивости природной среды. 352

На основе сопоставления желательных и фак­тических величин состояния окружающей среды устанавливаются лимиты на природопользование,то есть ограничения по объемам предельных выбро­сов и сбросов загрязняющих веществ в окружаю­щую природную среду, а также по размещению от­ходов производства. В пределах этих лимитов вво­дят плату за загрязнение окружающей среды. За сверхлимитное загрязнение размеры платы резко повышаются. Необходимо отметить, что используемые в настоящее время санитарно-гигиенические и сани-тарно-противоэпидемические нормативы и правила не гарантируют нормативного обеспечения эколо­гической безопасности жизнедеятельности. Поэто­му проведение дополнительных обоснований эко­логических нормативов актуально как на феде­ральном, так и на региональном уровнях. Причем региональные нормативы должны учитывать спе­цифику местности, исходить из требования обеспе­чения экологического равновесия. В качестве основной формы компенсации ущер­ба нанесенного загрязнением окружающей среды, вы­ступает плата за выбросы, сбросы, размещение отходов.353

Предусмотрены два базовых норматива платы: 1) в пределах установленных нормативов,2) за сверхлимитное загрязнение. На основе базо­вых нормативов органами исполнительной власти утверждаются дифференцированные ставки платы. Платежи за загрязнение окружающей среды -эффективный рычаг воздействия на природопользо-вателей. Оно заставляет их оценить в денежной форме собственный вклад в загрязнение окружаю­щей среды, позволяет выявить реальную отдачу от внедрения природоохранных мероприятий и тем самым способствует обеспечению рационального природопользования. Одной из составляющих механизма охраны окружающей среды является договор на комплекс­ное природопользованиемежду администрацией региона и природопользователем. Такой договор за­крепляет права и обязанности природопользовате-ля, регламентирует условия воздействия на окру­жающую среду, определяет размеры платежей за использование природных ресурсов. Но главное -он повышает ответственность сторон. Посредством договора администрация региона, используя эконо­мические рычаги платы за природные ресурсы и платы за загрязнение, проводит обоснованную эко­логическую политику. 354

В договоре на комплексное природопользова­ние решаются следующие задачи:

— закрепляется право хозяйствующего субъекта на природопользование на условиях, определенных лицензией на комплексное природопользование;

- устанавливаются размеры платежей за приро­допользование, за воздействие на окружающую сре­ду и порядок внесения платежей;

- определяются перечень, объемы и сроки вы­полнения природоохранных мероприятий, осущест­вляемых природопользователем;

- устанавливаются другие условия пользования природными ресурсами, не противоречащие дейст­вующему законодательству.

Основанием для заключения договора на ком­плексное природопользование служит лицензия на комплексное природопользование.В ней устанав­ливаются требования и ограничения на использова­ние природных ресурсов, загрязнение окружающей среды.

На случай экологического и стихийного бедст­вия, аварий и катастроф для предприятий, учрежде­ний, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов устанавливается экологи­ческое страхование.Страховое событие - это воз­мещение внезапного, непреднамеренного ущерба окружающей природной среде, возникшего в резуль­тате аварии, приведшего к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, либо загрязне-Ш£Ю земной поверхности, сбросу сточных вод. Страховые платежи осуществляют страхователи по тарифным ставкам, которые устанавливаются в про­центах от размера годового оборота предприятия. 355

Региональные органы управления правомочны осуществлять экологическое лицензирование.Ли­цензии выдаются на:

- утилизацию, складирование, перемещение, раз­мещение, захоронение, уничтожение промыш­ленных и иных отходов (материалов, веществ);

- проведение экологической паспортизации, сер­тификации, экологического аудирования;

- осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назна­чения.

В компетенцию региональных органов входит выдача лицензий российским и иностранным фи­зическим и юридическим лицам на виды деятель­ности, которые осуществляются на подведомствен­ной им территории. При осуществлении мероприя­тий по охране окружающей природной среды, обес­печению рационального природопользования на тер­ритории нескольких субъектов РФ выдача лицензий производится природоохранными органами страны. В ряде регионов России в порядке экспери­мента ведутся работы по введению системы добро­вольной экологической сертификации.В круг этих работ включаются:

- объекты окружающей природной среды, природ­ные ресурсы;

- технологические процессы;

- отходы производства и потребления;

- работы и услуги природоохранного назначения. 356

Экологическая обстановка в регионах Рос­сии представляет собой довольно разнородную и пеструю картину. Это обусловлено большим раз­нообразием природных условий, сложной струк­турой производства, спецификой технологических процессов, созданных в период административно-хозяйственной системы управления в стране. Но для всех регионов есть общее - в них сохраняется острота экологических проблем. И если не при­нимать мер по ее оздоровлению, то она станет еще острее по мере роста производства. Именно в связи с этим встает вопрос о приоритете экологи­ческих критериев в социально-экономическом развитии.

За счет региональных бюджетов, внебюджет­ного государственного экологического фонда, кон­солидированного в бюджетах субъектов РФ, фи­нансируются региональные и муниципальные про­граммы. Очевидно, в региональных и муниципаль­ных бюджетах целесообразно выделение отдельной строкой финансирования природоохранных меро­приятий. Кроме того, необходимо дальнейшее со­вершенствование организационных структур, зако­нодательной и нормативно-правовой базы, эколо­гического мониторинга, международного сотрудни­чества в охране природы. 357

71. Технологический прогноз.Большая часть науч­но-технических, инновационных, инвестиционных, социальных и оборонных вопросов решается на государственном уровне. Соответственно, и технологический прогноз отражает наиболее общие чер­ты организации производства, социальной жизни и соответствующие функции государственного управления. В данном случае под технологией понимается совокупность методов преобразования веществ, материалов, машин и механизмов в процессе производства. Что касается уровня субъектов страны, основная деятельность которых связана с системой организации хозяйства регионов, то здесь правомер­но говорить об общих началах физической, химиче­ской, биологической, социальной технологий и их смешанных формах применительно к специфике природных условий, производственной деятельности, условий проживания людей в данном регионе. Такой подход избавляет субъект управления регионом от ненужного вмешательства в технологические отношения предприятий, но позволяет сосредоточить внимание на регулировании общих процессов научно-технического прогресса, формировании новых технологических укладов, развитии технологических отношений в различного рода производственных комплексах, функционирующих на территории конкретного региона.

72. Информационный прогноз.Наличие полной и достоверной информации - одно из главных условий обеспечения предвидения будущего, а значит - и эффективного управления. 355

В системе регионального прогнозирования информационный блок нацелен,во-первых, на выработку путей совершенствования базы данных; во-вторых, на развитие информаци­онных технологий и структур. Каждый из назван­ных предметов прогнозирования решает свои кон­кретные задачи: первый дает представление о сис­теме показателей структуры, функционирования и развития выделенных выше подсистем; второй представляет необходимую информацию для регио­нального управления в настоящем и будущем как в разрезе отдельных подсистем, так и по всей соци­ально-экономической системе; третий включает предвидение и нормативное регулирование спосо­бов получения и преобразования данных и соответ-<' ствующих им технических и организационных сис­тем (связи, вычислительных центров, компьютер­ной картографии и т. д.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.