Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2.НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ





Научный подход - это стратегия, мето­дологическая позиция исследования. От того, на­сколько обоснована с научных позиций региональ­ная политика, зависит успех в социально-экономи­ческом развитии региона. И, наоборот, игнорирова­ние процесса познания, опора только на интуи- цию чреваты самыми отрицательными последствиями во всех сферах жизни людей, общества. В ходе исторического развития науки, расши­рения и углубления исследований совершенствуются существующие и вырабатываются новые научные подходы, адекватные предмету познания. Интегрированный характер региональных исследований со­пряжен с необходимостью применения подходов, созданных в разных науках. В результате их синте­за формируется целостная система подходов и ме­тодов, позволяющая углублять фундаментальные и расширять прикладные исследования, решать все более сложные теоретические и практические за­дачи регионального развития.

9. Пространственно-временной подход.Будучи одним из важнейших при исследовании развития регионов и управления рег-ной экономикой, он уходит своими корнями к далекому прошлому - немецкой географической школе, возникшей в XIX веке. Ее родоначальниками по праву считаются К. Риттер и А. Геттнер, обосновавшие основные понятия «пространственной науки», лидирующая роль в которой, по их мнению, должна принадле­жать географии. Книга А. Геттнера «География, ее история, сущность и методы» в 1930 г. была пере­ведена на русский язык и издана в СССР, однако ее подвергли жесткой критике и длительное время изложенные в ней идеи считались неприемлемыми для нашей науки. В середине XX в. поиск пространственных закономерностей осуществляли многие зарубежные ученые (В. Кристаллер, А. Леш, Р. Хартшорн и др.). Развивая идеи о пространстве, Р. Хартшорн ввел понятие «время», обосновал пространственно-временную парадигму. 47



Многие советские ученые восприняли эти идеи, пытались применить комплексный простран­ственно-временной подход к исследованию регио­нальных систем. Так, Б. Б. Родоман сформули ровал позиционный принцип функционирования объек­тов в геопространстве, согласно которому уро­вень экономического развития регионов во многом определяется их положением относительно центров роста производства, науки, культуры и т.д. Он же обосновал понятие «локальный оптимум», то есть такую оптимальную точку, в которой объекты функ­ционируют лучше всего. Если объект находится вне этой точки, то на него действует сила, названная Б. Б. Родоманом «давлением места» (или «позиционным давлением»), под действием которой под­вижные объекты меняют свое местоположение, а менее подвижные - свои свойства и функции. Отдельные объекты формируют себе новое положение в пространстве путем активного возд. на среду, а неспособные к изменениям объекты деградируют, исчезают. Однако эти идеи не нашли ис­пользования в практической работе, имели сугубо исследовательское значение. 48



Идея о неразрывной пространственно-времен­ной организации жизнедеятельности людей с окру­жающей природной и социально-экономической средой положена в основу теории Лундской шко лы в Швеции (руководитель - профессор Т. Хагер-странд). Согласно этой теории, контакты индивид- у умов друг с другом, а также с предметами и ору­диями труда происходят на уровне микропростра нcтвa в рамках суточного цикла жизнедеятельности, ограниченного окружения. Пространственно-временная организация основывается, таким образом, на единстве людей и природы, то есть социального и географического, дош социально-географического пространства. Не­прерывность социально-географического простран­ства основывается также на единстве интересов и целей человеческих общностей, где фундаментом является разум мировой цивилизации и конкретного индивидуума. Такое единство достигается в ходе пре­одоления внутренних противоречий- источников развития целостного пространства, а именно: идео­логических, политических, религиозных, экологи­ческих, социально-экономических и других про­тиворечий. Преодоление каждого из них происхо­дит с большими сложностями, непредвидимыми последствиями. (Наглядный тому пример - послед­ствия разрушения ранее единого экономического пространства СССР). 49



Большие противоречия существуют между со­циальной и географической составляющей социально-географического пространства.Это обусловлено тем, что каждая часть целого «стремится» развиваться по своим собственным законам. Одна часть его - социальная - в тенденции быстро нарастает, расширяется, а другая - природная, или географическая, - изменяется медленно, а по отдельным компонентам остается неизменной и даже сокращается. Разрешение данного противоречия, имеющего глобальный хар-р, возможно на новом, по терминологии В. И. Вернадского, - ноосферном уровне, при условии опоры на нравственный и экологический императивы.Непрерывность социально-географического пространства предполагает его дискретность как частного, так и общего характера. Другими словами, социально-геогр-ческое пространство подвержено дифференциации,то есть распадению на образования, сохраняющие сво-ва и параметры «своего» пространства. В качестве примеров м. назвать этническую, экономическую, полит-кую пространственные общности. 50

.10. Генетическийподход. Он позволяет выявить генезис (греч. genesis - происхождение) и эволю­цию (лат. evolutio - развертывание) региональных систем, то есть социально-географического прост­ранства в процессе исторического развития. Позна­ние хода развития региона, его пространственных общностей дает возможность объяснить особеннос­ти его современного состояния, определить перс­пективы развития. Например, не зная истории го­рода трудно разобраться в его архитектурно-плани­ровочной структуре, определить эффективность и масштабы развития туристической деятельности. Размещение промышленных предприятий, не ори­ентирующихся на местную сырьевую базу (напри­мер, текстильной промышленности в Санкт-Петер­бурге), не объяснить без познания эволюции эконо­мико-географического положения.В восстановлении исторического прошлого большое значение имеет изучение реликтов: ос­татков древних построек, оборонительных рубе­жей, культурных свидетельств - берестяных грамот, предметов украшений, монет и т. п. Малодворные деревни в северо-западной части России - это то­же реликт, он позволяет установить особенности сельского расселения, обозначить расположение наиболее удобных и плодородных пространств или высокой закамененности. Реликтами явля­ются и отдельные древние промыслы: деревянные поделки Хохломы, Богородские игрушки, резьба по кости в Поморье, Вологодские кружева и Крестец-кие «строчки» (вышивки), эмаль Гжели и др. 51

Важное значение для обеспечения региональ­ной политики имеет изучение традиционного природопользования коренных народов. Это обу­словлено тем, что традиционное природопользова­ние является основой жизнедеятельности этих на­родов, необходимым условием их существования. Если не будет условий для занятия привычным трудом, исчезнут (ассимилируются) и коренные наро­ды; одновременно исчезнет и уникальный истори­ческий опыт экологической культуры, составляю­щей богатство не только коренных народов, но и всего человечества. Например, для России особен­но важно сохранить очаги промыслово-оленевод-ческого хозяйства и традиционного уклада жизни коренных народов Севера. Не менее актуальная сейчас проблема - найти альтернативу западной модели общественного развития, поскольку только при этом условии можно сохранить этнические общности многонациональной России. Этногенетический подход (как разновид­ность более общего генетического подхода) важно использовать в региональной политике и с других точек зрения: 52

- учета стадии (или, по Л. Н. Гумилеву, - фазы) этногенеза, что позволяет определить характер взаи­моотношений этносов в доминирующем обществе;

- познания отношений «человек - природа» при­менительно к конкретным этническим общностям, традиционным культурам, основанным на восприя­тии природы как живого единства, с которым воз­можно вступать в общение (в отличие от ставшего широко распространенным в нашей цивилизации представления о природе как полезной вещи);

- подхода к решению национальных проблем малочисленных народов не с позиций патернализ­ма (лат. paternus - отцовский, отеческий), то есть покровительства, опеки старшего по отношению к младшим, подопечным, а с позиций уважения к глубинным слоям жизни народов, их духовной сущ­ности, национального сознания.

«Привязка» генетического подхода к кон­кретной местности позволяет установить следы прошлых культур, антропогенных воздействий, вы­явить приуроченность курганов к природно-терри-ториальным комплексам, обозначить границы преж­них землевладений, отдельных угодий, местонахож­дение древних поселений. Учитывая преемствен­ность в землепользовании, важно знать динамику распределения в ландшафте сельскохозяйственных угодий, определить общую освоенность ландшафта в прошлом и сейчас. 53

Использование в работе аэрокосмических снимков, сделанных в разные годы, позволяет ус­тановить пространственные соотношения в распре­делении естественных и антропогенных образова­ний, изучить характер использования земель, обна­ружить реликтовые элементы ландшафта, исследо­вать динамические процессы в региональном приро­допользовании. С помощью аэрокосмических сним­ков удается установить распространение и динамику выбросов вредных веществ, степень воздействия их на растительный мир.

Генетический подход имеет важное значение при выявлении путей развития изучаемых объектов, в обосновании перспектив регионального развития, выборе оптимального пути среди альтернативных вариантов. Он позволяет вскрыть «временной» ас­пект социально-географического пространства, вы­явить динамику развития изучаемого объекта. Изу­чение генезиса и эволюционных процессов необхо­димо и для выявления закономерностей размеще­ния производственных и инфраструктурных объек­тов, их концентрации и рассеивания, характера пе­ремещений, сущности воспроизводственных про­цессов. Без анализа исторического прошлого нель­зя разработать обоснованный про- гноз социально-экономического развития региона. Все это свидетельствует о том, что генетический подход должен широко использ-ся для выработки научно обоснованных решений. 54

11. Геосистемныйподход. В настоящее время ста­ло аксиоматичным утверждение о существовании вещей, явлений во времени и пространстве, об их взаимной связи между собой. В науке реально подтвердились слова Л. Берталанфи (1972 г.) о том, что «наши знания о самых разнообразных яв­лениях можно экономно организовать с помощью немногих системных концепций».

В региональных исследованиях использование геосистемного подхода позволяет более глубоко изучить строение сложных объектов, образованных из более простых, органически связанных между собой. Существует точка зрения, что истоки такого метода - в географии. Географическая оболочка, ландшафтная сфе­ра, население и окружающая среда, отрасли хозяй­ства, территориально-производственные комплексы буквально пронизаны внутренними, глубинными взаимосвязями. Такие взаимосвязи могут быть вер­тикальными, то есть связями между компонентами одного объекта (например, в ландшафте - между рельефом, почвами, растительностью; в городе -между производством, населением, инфраструктурой), и горизонтальными, то есть связями, соединяющими природные и социальные объекты (ландшафты, поселения) друг с другом. На основе выявления и анализа причинных взаимосвязей делаются выводы о происхождении я состоянии объекта. 55

Конечно, между природой и обществом суще­ствуют качественные различия, но противопостав­лять их друг другу нельзя. Человек - порождение природы, часть ее. В отличие от других видов жи­вотного мира он является мыслящим существом, обладает сознанием и волей, его поступки обдуманы. Однако между природой и общественным челове­ком нет абсолютного разрыва, их объединяют еди­ные биологические, химические и механические процессы, в природе и обществе есть общие диа­лектические законы.

К геосистемам относятся цельные образо­вания, множества взаимосвязанных элементов, функционирование которых зависит от их рас­положения на территории (в пространстве) и от свойств окружающей природной среды.По­нятие «геосистема» применяется для обозначения самого широкого круга пространственных (тер­риториальных, экваториальных, аэроториальных) объектов, природно-территориальных и территори­ально-производственных комплексов. Это понятие используют и при рассмотрении эколого-социаль-но-экономических единств.В основе любой геосистемы, ее подсистем лежит функционирующий элемент (объект), вы­полняющий определенные функции и не подлежа­щий расчленению в процессе решения поставлен­ной задачи. Его связи с внешней средой познаются на «входе» и «выходе», а сам он рассматриваетсякак «черный ящик»,то есть без расчленения на отдельные части. В случае необходимости и воз­можности получения информации об отдельных структурных частях «черного ящика» последний рассматривается как «серый ящик»,который пе­реходит при дальнейшей детализации изучения в «белый ящик».Таким образом создается целост­ное представление о геосистеме, ее внутренней структуре, состоянии ее подсистем. 56

По характеру связей на «входе» и «выходе» геосистемы подразделяются на открытые, закрытые и изолированные. В открытых геосистемахиме­ет место широкий обмен с окружающей средой, в закрытых геосистемахпроисходит обмен только массой, но не энергией, а в изолированных геосис­темах приток или отток как массы, так и энергии отсутствует. Конечно, эта классификация условна, дана для упрощения понимания сущности геосистем.

Способность геосистем реагировать на внеш­ние воздействия позволяет говорить о возможности управления ею. В зависимости от скорости и мас­штабов изменений состояние управляемой геосисте­мы может быть определено как оптимальное, кри­тическое или катастрофическое. При оптималь­ном состоянииобеспечивается постоянное разви­тие геосистемы, без каких-либо ее наруше -ний. Медленное и плавное отклонение от оптимального состояния, вызванное нарушающими воздействия­ми, свидетельствует о наступлении кризиса.Бурное изменение структуры геосистем под воздействием внешних импульсов расценивается как катастрофа.57

Геосистемам свойственна иерархичность,то есть определенная самоподчиненность. С нею непо­средственно связаны принципы организованности и управляемости (например: поселение (муниципальное образование) - регион (субъект Российской Федерации) - страна (Российская Федерация). Геосистемы получают «сигналы управления» не только из общества, но и из природы, то есть внешней среды. Особенно это свойственно геосистемам, находя­щимся под сильным техногенным воздействием. Такие геосистемы путем вещественно-энергетичес­ких и информационных потоков и связей формируют вокруг себя зоны влияния со специфич-ми чертами пространственно-временной организации (н.: промышленный узел - промышленный район - территориально-производственный комплекс; город - городская агломерация - мегалополис). Использование геосистемного подхода позволяет решать задачи геоинформационного обеспечения региональных схем и проектов. В связи с этим развиваются системное картографирование, прикладная геоинформатика. 58

12. Воспроизводственный подход.Он предполагает всестороннее изучение целостных региональных систем как взаимосвязанных сочетаний внутренних элементов (подсистем). Вместе с тем, любое комп­лексное образование предполагает наличие не только внутренних взаимосвязей, но и внешних отноше­ний и связей. Поэтому исследование региональных воспроизводственных процессов необходимо вести в тесной увязке с окружающей природной средой, в координации с развитием смежных региональных систем.

В процессе взаимодействия природной и со­циальной сред складывается окружающая человека природно-социальная среда, воздействующая на жиз­недеятельность людей, общества. Вместе с тем и люди воздействуют на окружающую природную среду, причем чаще всего негативно, что осложняет экологическую ситуацию как на локальном, так и на региональном и глобальном уровнях. Для того, чтобы сохранить и приумножить способность при­роды воспроизводить условия жизни, необходимо знать пределы устойчивости и возможности эла­стичности природных компонентов, учитывать их в хозяйственной деятельности.

С позиции методологии системного анализа любая региональная система имеет внутреннюю ие­рархическую структуру. Например, в хозяйственном комплексе страны выделяются отрасли промышлен­ности (машиностроение, пищевая, легкая и др.) или сельского хозяйства (растениеводство, животновод­ство) - отрасли народного хозяйства (промышлен­ность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля, сфера услуг) - межотраслевые комплексы (например аграрно-промышленный). Это - деление«по вертикали». Кроме того, в каждом региональ­ном комплексе можно выделить хозяйство поселка, города, области, крупного экономического района. Такое деление можно назвать «горизонтальным». 59

Каждый элемент иерархической структуры отличается природным и социально-экономическим своеобразием, особым местом в структуре управле­ния, обладает всеми признаками, присущими системам вообще. Один из них - воспроизводимость всех основных социально-экономических процессов, относительное обособление воспроизводственных циклов.Сама суть регионального вос-венного процесса состоит во взаимообусловленном единстве производства, обмена и потребления материальных благ. Именно наличие всех фаз вос-венного цикла, их относительная законченность (завершенность) в пространстве и во времени позволяют рассматривать регионы в качестве воспроизводственной системы и одновременно как подсистему более крупной системы - воспроизводственной системы страны. Производственная подсистемарегиональной экономики функционирует для создания благоприятных экономических условий жизни общества. Она существует в виде различных организационных форм: акционерных объединений открытого и закрытого типа, объединений с ограниченной ответственностью (ООО), финансово-промышленных групп (ФПГ)и др. Приведение «в действие» произв-нной системы осуществляется человеческим трудом. Трудовая активность является важнейшей организующей основой всей структуры рег-й системы. 60

По степени связанности производственной и природной сред выделяются отрасли, основывающиеся на использовании земельных, водных, минеральных и лесных ресурсов. Эти ресурсы потребляются, соответственно, в с/х, гидроэнергетике и водном хозяйстве, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, лесном комплексе. Главная особенность природно-ресурсных отраслей - значительное воздействие на природу, поэтому в них особенно важно совершенствовать технологические процессы, нормативно-правовую базу природопользования и охраны окружающей среды. Развитие инфраструктурной подсистемырегиональной экономики направлено, с одной стороны, на создание условий для успешного функционирования про-ва, а с другой - на формирование социально-духовной среды жизнедеятельности людей. Соответственно, в каждой региональной системе формируется производственная и социальная инфраструктура, предназначенная для создания условий воспроизводства материальных и духовных благ населения. 61

Институциональная подсистемав регионе представлена органами (институтами) законодатель­ной и исполнительной власти регионального уров­ня. Повышение самостоятельности дискретных тер­риториальных частей общества предъявляет новые требования к качеству регулирования экономичес­ких и социальных процессов.

Каждая региональная система имеет центр(ядро), в котором сосредоточены вещественные и функциональные элементы. Центры могут эффек­тивно развиваться только при наличии периферии, во взаимодействии с нею. Консолидация центра и периферии обеспечивается путем создания линей­ной инфраструктуры (например, транспортной, то есть магистральной, региональной и внутрихозяй­ственной составляющих транспортных систем - путей сообщения и подвижного состава). Воспроизводственные процессы в регионе характеризуются сочетанием динамизма и инерционности, а следовательно - и внутренней противоречивостью, конфликтностью, проблемностью. Это обусловлено тем, что постоянно «сталкиваются» новые и старые структуры, вновь возникающие и сложившиеся социально-экономические и духовные процессы, новые и традиционные методы управления. Развитие организационных начал воспроизводственных процессов, как и самих региональных систем, идет стадийно: они зарождаются, формируются, достигают зрелости, трансформируются. 62

Каждая стадия имеет свои качественные параметры. Сначала от стадии к стадии повышается степень сбалансированности внутреннего функционирования и организации всех элементов. Достигнув стадии зрелости, воспроизводственные процессы в регионе постепенно видоизменяются. Это проявляется в возникновении новых форм природопользования, смене хозяйствен­ной специализации и производственного кооперирования, изменении расселения и форм общения лю­дей. Таким образом, начинается новый этап в региональном воспроизводстве, территориальной орга­низации хозяйства и всей жизни людей.

Каждому иерархическому уровню регионального развития объективно присущи собственные экономические, социальные, геополитические интересы.А с каждым из этих видов интересов со­гласуются региональные потребности, цели развития. Если между интересами и возможностями вос­производственного цикла нет должного соответствия, то возникают соответствующие противоречия, которые, переплетаясь, взаимодействуя и обуславливая друг друга, концентрируются в сложные эко­номические, социальные, экологические и другие региональные проблемы.

Интересы и цели воспроизводства на уровне страны и на уровне региона взаимосвязаны диалектикой общего и особенного. Общее означает, что цели регионального развития должны пройти сквозь призму общестрановых интересов. Проявление особенного состоит в том, что цели регионального уровня не есть копия целей на уровне страны. При этом важнейшей чертой процесса регионального воспроизводства является, с одной стороны, его относительно замкнутый, а с другой - относительно открытый характер. Этим определяется и относительно условный характер выделения регионов в качестве воспроизводственных подсистем. 63

К числу основных задач региональной политики относятся воспроизводство рабочей силы,подготовка высококвалифицированных кадров. Решение этой задачи напрямую связано с закреплением населения в регионе, социальной защитой людей, особенно лиц пожилого возраста, регулированием миграционных потоков. К настоящему времени накоплен опыт изучения геодемографической обстановки, решения проблем занятости. Использо­вание этого опыта в конкретных условиях - функция тех, кто осуществляет управление региональ­ным развитием. То же самое можно сказать и в отношении изучения и оценки природно-ресурсного потенциа­ла региона, определения масштабов природоохран­ной работы, воспроизводства природных ресурсов.При выпол нении этой работы принимаются во внимание не только прямые потери от вмеша­тельства человека в природные процессы, но и отдаленные последствия техногенных воздействий.Последние дифферен- цируются в зависимости отспособности природной среды регионов к самовоспроизводству 64.

В силу огромной территории России, наличия разных природных зон продолжительность восстановления элементов природной среды возрастает по мере продвижения на Север. Так, по сравнению с центральными регионами, срок возобновления лесных массивов увеличивается в 3-4 раза, разрушенного полезного (плодородного) горизонта почвы - в 2,5-10 раз, при сбросе сточных вод целлю­лозно-бумажного производства - в 7-10 раз, при загрязнении воздуха - в 2 раза. Учет негативного воздействия на природу через нарушение экологического равновесия и потребных объемов природо­охранной деятельности - одна из важнейших задач региональной политики. Таким образом, воспроизводственный подход имеет важное методологическое значение в изучении действия экономических законов на региональном уровне. Относительное обособление воспроизводственного цикла означает не только обособление воспроизводства части совокупного внутреннего валового продукта в границах региона, но и обособление внутренне присущих ему, региону, противоречий и их концентрированных выражений - сложных региональных социально-экономических проблем. 65

13. Проблемный подход.Общая теория проблем и механизмов их решения - особая область знания. Ее методологические основы базируются на фунда­ментальных положениях теории познания, законах развития природы, общества, мышления. Значитель­ное влияние на развертывание проблемных иссле­дований оказывает системная методология, в рамках которой сформировались и продолжают формиро­ваться методы решения проблем.

Проблема - это барьер, трудность, стоя­щая перед человеком, организацией, регионом, обществом на пути к достижению цели. Соот­ветственно под проблемой понимают либо пре­пятствие на пути к цели, либо расхождение между желаемым и действительным.Преломля­ясь в сознании людей в виде противоречий (и про­ходя сквозь «призму» потребностей и мотивов дея­тельности), общественные законы конституируются в целях, причем эти цели характеризуют не какие-то идеализированные состояния, а конкретные ре­зультаты, которые должны быть достигнуты и в со­ответствии с которыми должны быть организованы ресурсы.

Проблемный характер региональных исследо­ваний всегда был свойственен отечественной науке. Особенно от стал актуальным в условиях индуст­риализации страны, освоения восточных и север­ных территорий. В. М. Четыркин (1967) обосновал концепцию узловой хозяйственной проблемы района.В своих исследованиях территориальных структур (экономических районов) он исходил из внутренних противоречий, без которых не может бытьразвития районов и даже самих районов. Только при наличии противоречивых процессов происходит ломка границ региональных образова­ний, формируются новые образования, в которых связываются в единый узел все факты и явления, свойственные данной территории (району). 66

Понятие о проблеме как концентрированном выражении противоречий пространственно-временного развития составляет сущность проблемного подхода,имеющего важное значение для региональной политики. Его характерная черта - комплексность, системность, то есть как раз то, что характеризует рег-ю политику, которая фактически всегда направлена на решение сложных проблем.

Большая значимость понятия «проблема» в развитии науки и практики выступает в роли свое­образного катализатора в интеграции научных дис­циплин. Например, В. И. Вернадский говорил, что «мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой - расширять охват его со всех точек зрения». Ученые полагают, что есть все основания считать, что в настоящее время на стыке логики, методоло­гии, психологии, кибернетики, педагогики родилась новая область знания - общая теория проблем и механизмов их решения. 67

Признавая важное значение правильной по­становки проблемы, исследователи считают, что до начала решения проблема должна быть осознана и с научной точки зрения правильно сформулирова­на. Проблема - субъективная категория (поскольку формулируется людьми), выступает как барьер, труд­ность на пути к достижению поставленной цели. Цель развития общества - это социальный ориентир (результат), который должен быть достигнут и в соответствии с которым общество (социум) органи­зует свои ресурсы.

Острота некоторых проблем возросла в такой степени, что они стали охватывать весь мир или большую часть его, приобретая таким образом гло­бальный характер. Глобальные проблемыассо­циируются с теми сферами общественного разви­тия, где налицо наибольшее обострение противоре­чий, порождаемых текущими и ожидаемыми в бу­дущем ситуациями, где диспропорции роста и дис­функциональные состояния достигли или могут достигнуть в обозримой перспективе катастрофиче­ских последствий.Осознание глобальных проблем, охватывающих весь мир, происходит, образно говоря, через призму национальных и/или региональных проблем и проти­воречий. Поэтому для того чтобы правильно сформу­лировать и выделить из всего многообразия проблем действительно глобальные, необходимо выявить про­тиворечия и проблемы в пределах национальных и региональных экономик, выработать на государственном и региональном уровнях стратегию их решения. 68

Решение социально-экономических проблем -это общественное действие, осознанная деятель­ность людей. Иначе говоря, проблемы оказывают детерминирующее воздействие на целеполагающую деятельность людей. Это, однако, вовсе не означа­ет, что люди должны смириться с проблемами как с неизбежными и не зависящими от их воли и соз­нания явлениями. Здесь должно присутствовать не только пассивное созерцание, но и активное дейст­вие, направленное, с одной стороны, на осознан­ное, правильное в методологическом отношении определение проблемы, а с другой - на разработку методического инструментария решения выявлен­ных проблем. Для того чтобы правильно сформу­лировать проблему, необходимо исследовать ее структурные элементы, а также внешние и внутрен­ние связи с другими процессами, явлениями обще­ственной жизни.

Категория проблемы имеет непосредственную взаимосвязь с категорией цели.Последняя объеди­няет в себе не столько объективные, сколько субъ­ективные начала, входит одновременно в структуру механизма действия и механизма использования теории экономического роста. Это положение имеет важное методологическое значение, поскольку по­зволяет избежать идеализации целей. Прежде чем цель будет сформулирована, она должна быть осоз­нана субъектом как потребность. Связь между по­требностями и целями опосредована интересами.Через интересы цели людей воплощаются в кон­кретные действия. 69

Таким образом, взаимосвязь между рассматриваемыми категориями может быть представлена в виде следующей логической цепочки: противоречия (проблемы) - потребности - интересы - цели. При всей условности она полезна при создании обобщенной теоретической модели регионального развития, различных ее составляющих.

14. Геополитический подход.Имея непосредствен­ную связь с проблемным подходом и являясь по су­ществу его разновидностью, он вместе с тем имеет самостоятельное значение. Центральное место в нем занимает изучение явлений взаимодействия субъектов общественных отношений в географическом пространстве. Следов-но, налицо и связь его с пространственно-временным подходом.

Традиции геополитических исследованийберут начало в работах ученых древности, отмечавших зависимость организации общественных отношений от условий географической среды. Эта традиционная для геополитики тема находит место и в работах современных авторов, рассматривающих совокупность географ-ких и социально-эконом-х условий формирования социума как куль- турно-психологической субстанции, которая взаимодействует с себе подобными. Объяснение причин возникновения проблем геополитики несоответствием стереотипов поведения разл-х народов содержится в трудах таких ученых-геополитиков, как Ф. Ратцель, X. Маккиндер, П. Савицкий и др. 70

В оценке геополитической ситуации прояв­ляются интересы государств, политических партий, этносов, отдельных политических деятелей, а также лиц, принимающих решения на уровне регионов, например - на уровне субъектов РФ. Сама геополитика выступает в качестве «географического разума» государства, в качестве науки, изучающей пространство с точки зрения государства. Задачи геополитики состоят в исследованиях факторов возникновения, распро -странения и реализации интересов заинтересованного субекта общественных отношений в географическом пространстве.Субъект общественных отношений, или субъект геополитики, - это та часть общества, целостность и содержание которого обеспечиваются общими интересами разви- тия в географическом пространстве.Геополитические проблемы особенно остро ощущаются в усло- виях кризиса. На устранение кризисных ситуаций направлены геополитические реше­ния. Для их принятия используются основные принципы и методологические приемы проблемного подхода: сначала формулируется проблема конфликта, затем выявляются причины возникновения и возмож- ные варианты решения. 71

Особое место в решении геополитических проблем занимает динамично развивающаяся наука политология, направленная на изучение механизма распределения и осуществления политической власти в обществе. Учет географических факторов в выявле­нии механизма возникновения, распределения и осу­ществления политической власти составляет суть частной задачи политологии и геополитических ис­следований. Признание определенных закономерностей пространственной организации интересов субъектов общественных отношений - специфическая черта работ всех геополитиков. Отсюда вывод: геополити­ческий подход имеет важное значение в обоснова­нии и принятии управленческих решений на регио­нальном уровне.

Рассмотренные подходы представляют собой основу для выбора и использования конкретных методов региональных исследований. С. 72-73 – контр. Вопр.

Глава 3. МЕТОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Метод исследования, или метод познания, -это способ достижения поставленной цели. Сово­купность методов познания позволяет всесторонне рассмотреть все объекты и явления реального мира во взаимосвязи и развитии. Основу, базис, челове­ческого познания составляют общенаучные методы. Наряду с ними, созданы частнонаучные, специаль­ные, методы, которые также представляют собой способы и приемы познания действительности. Ес­ли первые используются во всех науках, то вто­рые - только в конкретной научной дисциплине.

Для научного обоснования региональной по­литики используются как общенаучные, так и ча­стные методы познания. Чем шире совокупность используемых методов, тем глубже познание объек­та и предмета исследования, тем обоснованнее принимаемое решение.

15. Сравнительно-географические методы.Всевозможные сравнения всегда были свойственны всем людям. Оказавшись в новом для себя месте,человек вспомнит знакомые ему ландшафты, сопоставит с только что увиденным. То же самое он сделает и по отношению к хозяйственным, архитектурно-планировочным особенностям города, поселка. На основе сравнений познается жизнь. 74

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.