Сделай Сам Свою Работу на 5

ЧАСТЬ II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РФ: УСЛОВИЯ,ПРЕДПОСЫЛКИ,ТРАДИЦИИ.165

ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ РОССИИ........................................................... 165

.31. СССР и Россия на фоне мировой экономики. 168

32. Масштабы и уровень, развития хозяйства современной РФ......................................... 172

33. Территориальные социально-экономические диспропорции........................................ 176

34. Проблема единого экономического пространства....................................................... 181

35. Политико-административные изменения 90-х годов...................................................... 186

36. Региональная политика для России как исторический императив................................. 193

ГЛАВА 7. ПРИРОДНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ............................ 198

37. Страна с самым холодным в мире климатом............................................................. 199

38. Необходимость адаптации к суровым природным условиям...................................... 202

39. Холод и расселение россиян............................ 205

40. Природная специфика и комфортность среды обитания.............................................. 208

41. Природа и социосреда России ......................... 209

542. Природа и материальное производство...........215

43. Суровая природа и инертность социально-экономического развития ...............220

ГЛАВА 8. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В БЫВШЕМ СССР .......................................226

44. Этапы региональной политики.........................227

45. Экономическое районирование СССР.............239

46. Програмно-целевые территориально-производственные комплексы............................242

47. Программно-целевые народохозяйственные зоны...............................248

48. Хозяйственное освоение территории...............249

49. Региональные системы расселения ...................252

50. Территориальные общественные системы .......255

ГЛАВА 9. РЕГИОНЫ-СУБЪЕКТЫ РФ: ПУТЬ К РЫНКУ..260

51. Проблемы формирования региональных рынков............................................................261

52. Региональная дифференциациясоциально-экономической ситуации ...............271

53. Факторы регионального развития «новой» России...................................................277

54. Региональные компенсационные механизмы..283

55. Инвестиционная привлекательность регионов ..............................................................288



56. Региональные рынки иностранных инвестиций...........................................................290

ЧАСТЬ Ш. ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ... 297

глава 10. ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ........................................ 297

57. Задачи региональной диагностики.................. 297

58. Диагностика природно-ресурсного потенциала. 301

59. Демографическая диагностика и диагностика рынка труда... 305

60. Диагностика расселения................................... 309

61. Диагностика экономического уровня развития региона................................................ 312

62. Диагностика динамических качеств региона................................................................ 314

63. Диагностика отраслевой, функциональной и территориальной структуры региона ..... 316

64. Диагностика комплексности хозяйства региона............................................................. 320

65. Экологическая диагностика региона.................. 323

ГЛАВА 11. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ............. 329

66. Особенности методологии регионального прогнозирования.......................................... 330

67. Социально-демографический прогноз............ 339

68. Прогноз природно-ресурсного потенциала.... 346

69. Экономический прогноз................................... 351

70. Экологический прогноз..................................... 352

71. Технологический прогноз.................................. 357

72. Информационный прогноз................................ 358

глава 12. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНА...................361

73. Структура хозяйства региона............................362

74. Этапность формирования межотраслевых комплексов.. ...................................................368

75. Размещение предприятий в регионе................370

76. Рационализация транспортно-экономических связей.................372

77. Создание логистически-терминальных комплексов и ситуационных центров............376

78. Формирование региональных систем расселения...........................................................380

ГЛАВА 13. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ..........................386

79. Концепция-идея развития региона...................386

80. Структура концепции ........................................389

81. Процесс целеполагания в регионе....................394

82. Реализация стратегических целей региона......398

83. Региональная инвестиционная политика.........404

84. Необходимость поддержки депрессивных регионов ........................................................406

ЧАСТЬ IV. БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВЫЙ И ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИРОССИИ .........................................................................412

глава 14. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ ...........412

85. Понятие о федерализме.....................................414

86. Бюджетный федерализм и территориальная справедливость.................... 17

87. Недостатки существующей модели эк-го федерализма (по состоянию на 1998 г.)......421

88. Механизм финансового взаимодействия Центра и регионов....................................... 424

89. Факторы, влияющие на формирование межбюджетных отношений.......................... 430

90. Москва в зеркале региональных патологий.... 436

ГЛАВА 15. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И РЫНОК ................. 446

91. Региональное накопление................................. 446

92. Региональные рынки......................................... 449

93. Региональные биржи......................................... 454

94. Инвестиционная привлекательность регионов....................... 456

95. Выбор приоритетов и механизм реализации.......................................................... 461

96. Региональное распределение иностранных инвестиций.............................................. 464

97. Св.эк-е зоны как перспективный инструмент рын-й трансформации эк-ки России...... 469

ГЛАВА 16. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СФЕРА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.............. 476

98. Нормативная правовая база региональной политики........................................................ 476

99. «Об осн. положениях рег-ой политики в РФ» (Указ президента от 3 июня 1996 г.).......... 479

100. Правовой режим для иностранных частных инвестиций............................................486

101. Местное самоуправление - реальная власть .………………………….488

102. Муниципальные образования и процессы микрорегиональной стабилизации ..........492

103. Регионы и Центр................................................497

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мнение о том, что рыночная экономика - это стихия, которая, сама себя регулирует, находит все меньше сторонников в реформируемой России. Выясняется, что для создания жизнеспособной экономики переходного периода мало все поделить, акционировать и приватизировать - она немыслима без активной отраслевой и региональной политики государства, без его прямой или косвенной поддержки ключевых экономических проектов. Большинство экономистов, анализирующих переходную экономику (прежде всего - из бывших социалистических стран), приходят к выводу, что роль государства в этот период гораздо шире, чем это предполагалось ранее, особенно исходя из либеральных концепций «основного направления (mainstream)» экономической теории.

Согласно современному учению о государственном секторе (Public Economics), государство в развитой рыночной среде призвано обеспечивать институционально-правовую структуру экономики и восполнять так называемые «провалы рынка» (market failers). Последние чаще всего связываются с такими функциями государства, как: а) производство «общественных благ» (оборона, охрана общественного порядка, общественные услуги и пр.); б) защита общества от «внешних эффектов» (охрана природной среды); ~в) регулирование «естественных монополий» (энергетика, транспорт, связь): г) стабилизация экономики и поддержание экономического роста; д) ликвидация чрезмерного неравенства в доходах, резких региональных контрастов. Эти функции еще более актуальны при трансформации командно-административной системы в рыночную. 13

Из многих функций государства в данном случае нас больше всего интересует региональная политика. Опыт послевоенного экономического развития стран - «рыночных лидеров» неопровер­жимо свидетельствует о том, что ни в одной из них не была допущена рыночная анархия в форми­ровании региональных пропорций, развитии крупных городов, не были забыты малые народы, оби­тающие на территориях с экстремальными природными условиями и т. д. Конечно, внешние и внут­ренние шоки («революции» в ценах, технологические прорывы, политические потрясения и др.) по­стоянно меняли соотношение плана и рынка (планомерности и стихийности), но фактом является усиление государственного регулирования экономики (в том числе - региональных пропорций) этих стран. Долгое время категории «планомерность» и «региональное планирование» жестко привязыва­лась к социализму, а «стихийность», «анархия» - к рынку, товарному производству. Но социалистическая экономика вовсе была не застрахована ни от хозяйственных диспропорций, ни от региональных «перекосов», а ставшие хроническими сбои в выполнении разного рода «программ партии» раз за разом порождали ситуацию «планируемой анархии». («Мы с трудом освобождаемся от иллюзий, что у нас в экономике все по плану, - однажды удачно заметил видный советский экономист, акад. РАН О. Богомолов. - Планы действительно регулярно составляются и одобряются, но жизнь часто идет своим чередом»). 14

Все это подтверждает мысль о внеформацион-ном, всеобъемлющем характере процесса усиления планомерности и региональной организации миро­вой экономики в целом. Это обстоятельство осо­бенно важно иметь в виду в условиях обширной по территории РФ, где в ходе реформ целые регионы не выдерживают испытания рынком. «Отдавать» их во власть рыночной стихии - значит проявлять рав­нодушие к судьбе собственного народа. Это оче­видный императив, который должен учитываться правительством Российской Федерации (тем более, что все чаще высказывается мнение о необходи­мости «воссоздания Госплана в рыночном вариан­те» - такого органа, который выполнял бы многие планирующие и регулирующие функции).

Было бы ошибкой рассматривать региональную политику как чисто экономическое явление. (Это просчет, который иногда допускают экономисты). Ее неотъемлемым атрибутом является претворение в жизнь социальных, политических, экологических заказов общества, составляющих иногда «сердцеви­ну» государственного вмешательства в дела терри­торий. И хотя осуществление таких мероприятий происходит обычно посредством экономического механизма, нет никаких оснований «зауживать» проблему. Вот почему в названии учебного пособия «Основы региональной политики» вполне сознательно опущено слово «экономической». В отношении Российской Федерации, все еще «раздираемой» социальными, этноконфессиональными и другими противоречиями, это пояснение звучит особенно кстати. 15

Несколько слов следует сказать о логике изложения и специфике расположения материала в учебном пособии. Его структура обусловлена содержанием вузовского курса «Региональная политика», читаемого сегодня на многих факультетах экономического, финансового, социологического, юридического, географического и иного профиля. Открывается пособие изложением основ теории и методологии региональной политики, заканчивается -систематизированным изложением опыта региональной политики за рубежом, прежде всего в развитых странах Запада и Японии. Большинство его разделов и фактологический материал тесно «привязаны» к конкретике РФ: вопросам стратегии ее региональ­ного развития, становления бюджетно-финансового федерализма и т. п. 16

Можно предположить, что некоторые разделы учебной программы и соответственно учебного пособия еще не вполне «устоялись», нуждаются в корректировке или даже новой интерпретации. В этой связи все критические замечания пользователей настоящего учебного пособия будут обязательно учтены при повторном его издании. 17, 18-чистая страница



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.