Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Глава 1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

1. Определение.Региональная (социально-экономи­ческая) политика государства - сфера деятельнос­ти по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отра­жающая как взаимоотношения между государ­ством и регионами, так и регионов между собой. Вместе с тем в условиях деятельности зрелых меж­государственных интеграционных союзов, в част­ности западноевропейского Общего рынка (ЕС), когда отдельные внутригосударственные регионы успешно отстаивают свое право на обладание приоритетом перед существующими ныне нацио­нальными государствами, понятие «региональная политика» приобретает уже наднациональный под­текст.

В литературе понятия «региональная поли­тика» и «региональная экономическая полити­ка» нередко употребляются как синонимы безо всяких оговорок, хотя некорректность их полного отождествления очевидна: подобно тому, как эко­номика является лишь одной (хотя и неимоверно важной) сферой человеческой деятельности (вклю­чающей процессы общественного производства, обмена, распределения и потребления материаль­ных и духовных благ и т. д.), так и региональная экономическая политика не охватывает всего спектра возможной управленческой деятельн-ти гос-ва. 19

Вместе с тем использование термина «соци­ально-экономическая региональная политика» ме­няет дело: он максимально «раздвигает» диапазон управленческих действий страны, и практически «сливается» с термином «региональная политика». С учетом этого обстоятельства в учебном пособии предлагается оперировать всеми тремя понятиями как взаимозаменяемыми, но для краткости - отда­вать предпочтение самому лаконичному из них, не забывая при этом о семантических нюансах.

Региональная политика обычно является сос­тавной частью национальной стратегии социально-экономического развития и как таковая полностью исходит из философской концепции властей. Однако подобно тому, как нередко «уживаются» универсальные общеэкономические категории и законы (например, закон стоимости) с субъективной их трактовкой (а то и попранием) в рамках отдельных государств, так и любая специфика национальной рег-ной политики не в состоянии отменить некоторых общих закономерностей ее реализации безотносительно к типу страны. (Следует также помнить о том, что региональная политика может быть осознанной, «полуосознанной» (когда сказываются косв-е региональные последствия федеральных программ) и даже неосознанной,поско- льку все государственные акции так или иначе при­урочены к определенной территории). 20

В тесной связи с региональной политикой на­ходятся такие понятия как «региональная экономи­ка», «региональное развитие», «региональное плани­рование», «региональное моделирование», «региона-лизация» и др. Региональная экономика исследует совокупность экономических и социальных факто­ров и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных про­цессов в пределах конкретных регионов. Регио­нальное развитие подразумевает изменение внут­ренней социально-экономической структуры регио­на (обычно прогрессивное, поскольку в противном случае более уместно выражение «деградация»). Региональное планирование, которое обычно ассо­циируется с региональным программированием, представляет собой одну из форм государственного вмешательства в экономику в целях смягчения ост­рых региональных контрастов и социальных проти­воречий. Речь идет о разработке и реализации спе­циальных программ развития отдельных районов (в странах с элементами плановой экономики - часто в контексте специальных национальных планов: пяти­леток, семилеток и т. д.). Под региональным моде­лированием понимается эконометрическое (эконо­мико-математическое) конструирование существую­щей или перспективной социально-экономической структуры региона с целью ее оптимизации (регио-нометрика). Наконец, регионализация (или райони­рование) обозначает ничто иное, как процесс так-сонирования регионов (районов)1. ( СНОСКА: В США, Англии и других странах долгое время пользовались популярностью термины «Теория размещения» (Theory of loca­tion) и «Теория регионального развития» (Theory of regional development), которые впоследствии были «потеснены» обоб­щающим термином «Региональная наука» (Regional science). Выражения «Экономика пространства» (Space economics) и «Пространственная экономика» (Spatial economics) хотя и встречаются в литературе, однако имеют один операциональ­ный изъян: они как бы исключают неэкономические аспекты регионального развития. Применяется также термин «Приклад­ная география», но он касается лишь той части региональных исследований, которая оперирует чисто географическими кате­гориями.) 21

2. Виды региональной политики.Совершенно очевидно, что сердцевина региональной политики -реализация экономических целей и задач государст­венной власти, даже в том случае, когда речь идет о внеэкономической сфере, механизм обеспечения, на­пример, необходимых социальных или экологи­ческих стандартов неизбежно «упирается» в фи­нансово-экономические рычаги. Таким образом, предлагаемое ниже структурирование региональной политики с точки зрения ее направленности носит в известной степени условный характер. 22

Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропор­ций, а в ряде случаев - и достижения региональ­ного экономического равновесия характерна для всех стран, как процветающих, так и входящих в известный список ООН наименее развитых стран мира. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала (путем предоставления ин­весторам разного рода льгот и отсрочек выплат), законодательные мероприятия, финансовые ограни­чения, штрафные санкции и т. п. Разумеется, типич­ный, обобщающий опыт региональной экономичес­кой политики не исключает применения каких-либо частных случаев и форм регулирования или комбинированного использования сразу нескольких мер. (Об этом пойдет речь в соответствующих гла­вах учебного пособия). Социальная политика. В поле ее зрения на­ходятся процессы и формы организации жизни людей и общественного производства с точки зрения условий труда, быта и отдыха человека и раз­вития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляю щего числа государств колоссальны. 23

(Отсюда поиск путей выравнивания сглаживания) уровней жизни между различными рег. и типами поселений (особенно между городом и селом), а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть реги-ой социальной политики. К числу объектов такой политики относятся различные территориальные общности людей (профессиональные, этнические, конфессиональные, классовые и др.), их внутренняя структура, связи с производством и окружающей средой и т. д. Поскольку грани в обществе весьма условны, объекты и процессы, имеющие отношение к регио­нальной социальной политике, требуют интегрального подхода, включающего экономичес- кие, экологические и иные оценки. В этой связи предлагается экономическую и социальную политику различать не по объектам исследования, а по подходу и по конечному результату. Демографическая политика. Строго говоря, демографическая политика является неотъемлемым ингредиентом социальной политики, однако настолько специфическим, что в литературе получила самостоятельный статус. Она означает активное вмешательство гос-ва (с помощью экон-х, административно-правовых и пропагандистско-профилактических мер) как в естественное, так и механическое движение (миграционные потоки) населения с целью достижения специфических для регионов целей. 24

В федеративных и полиэтнических странах демографическая политика нередко носит (или должна носить) дуалистический характер: в одних регионах она направлена на повышение рождаемости и естественного прироста населения, в других -на ограничение рождаемости и естественного прироста. Реализация региональной демографической политики с «разновекторной» направленностью в рамках многонациональных стран (в т. ч. в России) таит в себе опасность межэтнических и межконфессиональных коллизий и связана с большими трудностями.

Экистическая (поселенческая) политика. Как известно, экистикой называется теоретический раздел геопланировки - науки об эффективном использовании территории (территориальных ресур­сов) конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест рассе­ления с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических фак­торов и условий. Ограниченность территории многих западноевропейских государств понуждает их правительства и органы местного самоуправления уделять особое внимание вопросам рационального использования земельных участков как в городской, так и сельской местности. Широко используются финансово-экономические рычаги (дифференциро­ванная плата за землю, налоговые коэффициенты и т. д.) и административно-правовые санкции. 25

Обширность территории Российской Федера­ции подчас порождает иллюзию меньшей акту­альности проведения здесь активной экистической политики в сравнении с небольшими по размерам странами. Между тем именно в России, с ее огром­ными пространствами, осуществление дальновид­ной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.

Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объектив­ными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение син­тетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко воз­росшей нагрузке на окружающую среду. Опаснейшее нарушение естественного круговорота веществ и энергетических потоков в биосфере, а также повреждение ее регенерационных механизмов поста­вили человечество фактически на грань глобального коллапса. При этом становится очевидным, что прежние природоохранные действия типа «латания и штопанья дыр» уже не в состоянии сколько-ни­будь надежно улучшить ситуацию: нужны принци­пиально новые подходы, основанные на тесном союзе науки и практики. Ясно, что детериорация (то есть ухудшение качества окружающей среды) носит ярко выражен­ный региональный характер, что связано как с различиями в хозяйственной специализации стран и регионов, так и неодинаковыми возможностями государств регулировать качество экологической среды. В этой связи проведение целенаправленной региональной экологической политики становится императивом. 26

Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попада­ют условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР (научно-исследовательских и конструкторских разработок) и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства (в т. ч. технополисы и техно-парки), региональные перемещения научных кадров (в т. ч. «утечка мозгов») и т. п. Строго говоря, структурирование региональ­ной политики может производиться иначе: все зависит от критерия, положенного в его основу. Так, иногда различают следующие виды (Л. В. Смирнягин, 1995):

1) по целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование местных ресурсов и т. д.); 2) по механизму (автоматическая, то есть распределение по формуле; проблемная, то есть - по спецпрограммам, целевая, то есть - по конкретным регионам); 3) по средствам (финансовая: помощь, льготы, штрафы и т. п.; администр-ая: разрешения и запреты; инфраструктурная: сооружение дорог и так далее); 4) по адресату (региональные власти, фирмы и организации, отдельные граждане) и т. д. 27

3. Единицы социально-экономического простран­ства.Во всякой научной дисциплине достаточно трудным делом оказываются некоторые исходные положения и понятия. В математике таковым явля­ется понятие о числе, в физике - понятие о мате­рии и энергии, в биологии - учение о «первичном» живом веществе - клетке, в региональной экономи­ке - учение о структуризации социально-экономи­ческого пространства.Применительно к абстрактной (в т. ч. физико-географической) среде используются многие таксоны - территориальные; (экваториальные, геоториальные ) единицы - ареал, зона, район, регион и др. (рис. 1). Понятие «ареал» имеет биогеографическое происхождение и первоначально использовалось по отношению к области распространения какого-либо вида, рода и т. д. растений и животных. Впоследствии ареал стал трактоваться как область распространения каких-либо явлений вообще, экономических в частности. (Особенно конструктивную роль данное понятие играет в картографии, где так называемый способ ареалов применяется для обозначения пределов распространения объектов или явлений). Ареал обозначает геоторию, в пределах которой наблюдаются явления, не наблюдаемые на соседних геоториях.(1 Геотория - родовое понятие, в котором объединяются со­держания понятий территория, акватория (ограниченная часть водной поверхности Земли с присущими ей природными и антропогенными свойствами и ресурсами) и аэротория (часть воздушной оболочки геосферы, соответствующим образом соотнесенная с территорией или акваторией). 28

Более употребительно в экономике другое по­нятие - «зона», представляющее собой геоторию, в пределах которой имеет место однозначность по­казателей по их интенсивности (иногда эта ин­тенсивность может варьировать в пределах опреде­ленного интервала). Отсюда вытекает, что для иден­тификации ареала достаточно установить наличие в пределах данной геоторйи соответствующего явле­ния (признака), в то время как для выделения зоны дополнительно требуется определить интенсивность явления (признака).

Особый интерес для нас представляют поня­тия «район» и «регион» - хотя и родственные, но генетически и семантически отличающиеся друг от друга. (Так, несмотря на иностранное происхожде­ние термина «район», он практически ни в одной стране Запада не употребляется - вместо него ис­пользуется термин «регион»).Район, по определению известного российского регионалиста Э. Б. Алаева, - это территория (геото­рия), по совокупности насыщающих его элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих эле­ментов, целостностью, причем эта целостность -объективное условие и закономерный результат развития данной территории.

Рис. 1. Вариант терминирования социально-экономических таксонов (по: Э. Б. Алаеву) 29

Этимология термина район запутанна. Часто объясняют, что русское слово район произошло от французского «rayon» (район), означающего луч, радиус. Однако Э. Б. Алаев отмечает, что в толко­вом словаре французского языка среди 8 значений нет ни одного, близкого к понятию «территория». Скорее это слово имеет испанское происхождение, поскольку там оно имеет территориальный смысл. В России термин начал использоваться в прошлом веке сначала в военном деле (укреплен­ный район), затем в экономической и географичес­кой литературе. Появились выражения типа «эконо­мический район», «административный район» и т. п. Со временем термин «район» в силу различных при­чин потерял научную четкость. (Возникли дис­кредитировавшие его конструкции типа «районная поликлиника» или «районная овощная база», за которыми могли скрываться совсем крохотные го­родские территории). Несколько позже в русский язык проник англоязычный термин регион. Он оказался более эластичным и главное - свободным от террито­риально-административных привязок. Иначе го­воря, старый термин «район» стал все большеотождествляться с территориально-административ­ным делением СССР, в то время как термин реги­он оказался менее скомпрометированным и гораздо лучше «приспособленным» для использования в региональной экономике, региональной политике и так далее. 31

К сожалению, и он со временем приобрел из­лишнюю многозначность и употребляется сегодня:

1) как синоним термина «район»; отсюда - ре­гиональный, то есть относящийся к району, районам (поэтому конструкция «региональное районирование» бессмысленна - «масло масляное»)

2) для обозначения сопоставляемых таксонов, принадлежащих к различным системам таксониро-вания (например «делегаты съехались из Москвы, Петербурга, Сибири, Дальнего Востока и других регионов);

3) для обозначения любых территорий, по своим признакам не «подходящих» к уже принятой системе территориального членения.

В условиях Российской Федерации под регио­ном понимается часть ее территории, обладаю­щая общностью природных, социально-экономичес­ких, национально-культурных и иных условий. При­чем регион не обязательно должен совпадать с границами субъекта Федерации - в ряде случаев он может объединять территории нескольких смеж­ных субъектов. 32

Упомянем еще о некоторых разновидностях единиц социально-экономического пространства. «Полигон» - это исследуемая территория, незави­симая от ее таксономической структуры. «Ячей­ки» - мельчайшие, неделимые объекты пространст­венного анализа, из которых затем будут склады­ваться ареалы, зоны, регионы и т. д. «Место» -любой участок территории (геотории), характери­зующийся географическим положением и противо­поставляемый всей остальной поверхности Земли.

В региональной экономике, политической географии, геополитике используются термины «анклав» и «эксклав». Территориально разобщен­ный участок какого-либо таксона, если он не «тя­нет» на самостоятельное признание, носит наиме­нование (по отношению к материнскому таксону -эксклав (например, Калининградская область по отношению к России - материнскому таксону), а но отношению к окружающей его территории -анклав (та же Калининградская область, но уже по отношению к Польше и Литве, а не России).

4. Структурная характеристика региона.Регион, как главная единица социально-экономического пространства, характеризуется некоторыми струк­турными особенностями.

В том случае, если регионообразующие при­знаки убывают от центра (ядра, узла) к периферии, регион именуется узловым (иногда поляризован­ным). Если же явного убывания не наблюдается и признаки в хорологическом (то есть от места к месту) отношении колеблются слабо - такой район называется однородным, равномерным (или гомо­генным). 33

В числе важных структурных элементов ре­гиона - точка, центр, очаг, фокус, ядро, полюс, пе­риферия. Наименьшими возможностями формали­зации обладает точка - в сущности любой экономический объект, участок региона, внутрен­ними размерами которого можно пренебречь (в данном с'лучае термин нельзя смешивать с точкой в математике). Центр — точка в пределах региона, связи которой с остальной территорией функцио­нальны (опять-таки термин следует отличать от ма­тематического центра - равноудаленной от границ точки, которая не ориентирует на наличие каких-либо связей). Понятие очаг тесно ассоциируется с предыдущим термином, но это уже не просто центр, а центр диффузии, распространяющий по­токи вещества, энергии, финансов, информации на весь регион или его часть. Своеобразной разновид­ностью центра служит фокус, по направлению к которому происходит стягивание, концентрация потоков вещества, энергии (центр притяжения). Под ядром региона следует понимать участок, где свойства и признаки региона выражены с наиболь­шей яркостью (плотностью, интенсивностью). Обыч­но центр, очаг, фокус, ядро как бы противостоят остальной территории региона, -которую можно на­звать периферией. 34

5. Терминирование социально-экономических ре­гионов. Обилие походов к определению региона, его функций, методам регионализации породило чрезвычайную пестроту в области терминирования (рис. 2) и классификации регионов. Чаще всего в основу последней кладутся следующие критерии: 1) уровень экономического развития; 2) темпы экономического развития регионов;

3) тип территориальной структуры хоз-ва (узловой и гомогенный регионы - см. выше); 4) коэффи- циент плотности населения; 5) темпы прироста населения; 6) характер и коэффициент производственной специализации и др.

Терминология региональных классификаций, используемая в индустриально развитых странах Запада несравненно богаче, чем в слаборазвитых. Здесь, в частности, выделяют:

1) депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

2) стагнирующие регионы, отличающиеся край­не низкими или «нулевыми» темпами развития;

3) пионерные регионы или регионы нового ос­воения (в развивающихся странах роль таких ре­гионов несколько иная); 35

4) микрорегионы или первичные экономические регионы, при дальнейшем дроблении которых их признаки теряются;

5) экономические регионы первого порядка (или генеральные), то есть регионы высшего порядка, образующие схемы регионального макроделения страны;

6) программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяются целевые программы развития и контуры которого не совпадают по тер­ритории с регионами единой сетки;

7) уникальные (проблемные и проектные) регио­ны, выделяемые также в развивающихся странах, и связанные с реализацией крупных новостроек (про­ектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные) и др.

экономические социальные природные

Рис. 2. Вариант терминирования таксона«район» (по: Э. Б. Алаеву) 36

В бывшем СССР с точки зрения управления и планирования различались планирующие районы, имевшие единые органы хозяйственного управле­ния и самостоятельные планы социально-экономи­ческого развития (Белоруссия, Казахстан, Молда­вия), и плановые районы, лишенные подобных ор­ганов и планов и выделявшихся в составе несколь­ких планирующих районов разного иерархического уровня - республик, краев, областей и т. п. (Центрально-Черноземный район,Волго-Вятский,Прибалтийский,Поволжский и др.). 37

6. Объекты, субъекты и формы региональной поли­тики.Поскольку региональная политика подразуме­вает сферу деятельности по управлению экономи­ческим, социальным и политическим развитием страны в региональном аспекте в соответствии с заранее разработанной программой, то логично кратко остановиться на организационных формах такого управления. Как известно, объект любого управления представляет собой нечто такое, по от­ношению к которому направлено управляющее воз­действие субъекта управления. К основным объектам региональной политики относятся: производственные (прежде всего пред­приятие как первичное звено общественного разде­ления труда), социальные (прежде всего - человек как представитель социума, семьи, этноса), денеж­но-финансовые и т. д. В качестве субъектов регио­нального управления могут выступать как кон­кретные представители государственной и регио­нальной власти (лица физические), так и отдель­ные учреждения, организации и предприятия (лица юридические). 38

К основным функциональным формам регио­нальной политики относят: 1) прогнозирование; 2) программирование и 3) планирование. Границы, отделяющие эти понятия друг от друга, подчас весь­ма условны. Принято считать, что региональное прогнозирование - это научное предвидение пред­полагаемых направлений и параметров социально-экономического развития региона на основе анали­за источников финансирования, экономической структуры и т. д. Региональное программирование ассоциируется уже с целенаправленным вмешательством в развитие региона, с формулированием це­лей и промежуточных задач социально-экономи­ческого развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных це­лей и необходимых затрат ресурсов. И, наконец, ре­гиональное планирование, которое в бывшем СССР связывалось лишь с социалистическими производ­ственными отношениями (планово-централизован­ной экономикой), означает установление конкрет­ных задач и целей на плановый (планируемый) пе­риод с указанием источников финансирования, не­посредственных исполнителей и т. д.

7. Цели и задачи региональной политики.Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического развития и качестве жизни населения, инфраструктурной оснащенности, в эко­логическом состоянии среды, остроте национальных и социальных конфликтов присущи практически всем странам независимо от их положения в миро­вой табели о рангах. (Даже в странах «большой се­мерки» региональный доход на душу населения разнится иногда по штатам, провинциям и т. д. на 30-50 %). Эти контрасты постоянно и повсеместно продуцируются из-за несовпадения экономических и социальных, стратегических и тактических целей развития. Часто возникают проблемы освоения (до-освоения) территорий, особенно в таких обширных по площади странах как Канада, США, Австралия, Китай, не говоря уже о России. 39

Совершенно очевидно, что цели и задачи регио­нальной политики (равно как и ее формы и методы) различных государств не могут совпадать и варьируют в весьма широких пределах. Вместе с тем существуют общие, генерализованные цели, присущие региональ­ной политике практически всех без исключения стран, ее реализующих. Это прежде всего:

1) создание и упрочение единого экономическо­го пространства и обеспечение экономических, со­циальных, правовых и организационных основ го­сударственности (федерализма в полиэтнических, федеративных государствах);

2) относительное выравнивание условий соци­ально-экономического развития регионов;

3) приоритетное развитие регионов, имеющих осо­бо важное стратегическое значение для государства;

4) максимальное использование природных, в т. ч. ресурсных особенностей регионов;

5) предотвращение загрязнения окружающей сре­ды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др.

Основные направления рег-ной полит. западноевропейских государств преимущественно связываются с судьбой т. н. проблемных районов: депрессивных старопромышленных, слаборазвитых (аграрно-индустриальных и с экстремальными природными условиями), чрезмерной концентрацией населения и хозяйства и кризисных тер­риторий в пределах крупнейших агломераций и т. п. 40

Стратегаческие цели региональной политики современной России в соответствии с Указом прези­дента РФ от 3 июня 19% г. «Об основных положе­ниях региональной политики в Российской Федера­ции» состоят в стабилизации производства, во­зобновлении экономического роста в каждом из ре­гионов страны, повышении на этой основе уровня жизни населения, обеспечении единых минималь­ных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможнос­тей регионов. В этом же документе формулируются главные задачи региональной экономической поли­тики, связанные в частности с укреплением эконо­мических основ территориальной целостности и стабильности государства, достижением экономи­чески и социально оправданного уровня комлекс-ности и рационализации структуры хозяйства ре­гионов и т. д. (подробнее см. гл. 20).

В развивающихся странах региональная поли­тика требует вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий и ресурсов, интеграции различ­ных пространств в единый национальный рынок, смягчения противоречий между городом и деревней, регулирования процесса урбанизации и т. п. Здесь отчетливо прослеживаются две контрастные тенденциив региональном развитии, выражающиеся через взаи­моотношения «центр-периферия» (развитие «свер­ху») и посредством «внутри-периферийных диффу­зий» (развития «снизу»). 41

Во многом это следствие именно слаборазвитости, поскольку наиболее эф­фективно именно сочетание (слияние) обоих направлений региональной политики: и «сверху», и «снизу». Об этом со всей очевидностью свидетельствует прошлый опыт Индии, Бразилии, Мексики и других стран.В орбиту региональной политики включаются такие основные моменты, как: - соотношение и взаимодействие главных движущих сил регионального развития: социально-экономических укладов и секторов (гос-венного, частного, акционерного, кооперативного, смешанного и т. д.); - баланс внутренних и внешних факторов и средств регионального развития; - соотношение национального (общегосударственного) и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой (уро­вень региональной автономии, степень централизации планирования и управления); отношение к задаче оптимизации региональ­ных пропорций, подъему экономики отсталых рай­онов, освоению новых территорий и природных ресурсов и т. п. 42

8. Региональная политика как часть националь­ной стратегии социально-экономического разви­тия.В методологическом отношении региональную политику следует считать экономической функцией государства. Здесь могут возникнуть возражения двоякого рода: с одной стороны, региональная по­литика включает акции, проводимые местной ад­министрацией; с другой - в условиях западноевро­пейского интеграционного союза (Общего рынка -ЕС) региональная политика как бы становится над-государственной экономической функцией. В дей­ствительности никакого противоречия здесь нет, поскольку акции местной администрации обычно не противоречат целям, установленным национа­льным правительством и базируются на соответст­вующей государственно-правовой основе, а «надна­циональность» региональной политики западно­европейских государств весьма условна. Ее цели и методы реализации не противоречат экономичес­ким интересам всех членов сообщества, а оно само в известном смысле может рассматриваться как прообраз будущего государственного образования. Связь между экономической стратегией и ре­гиональной политикой прослеживается по многим каналам. Например, правительства высокоразви-•щх стран Запада, проводя государственную линию на всемерное снижение уровня безработицы, кон­центрируют свое внимание на регионах с наимень­шей занятостью населения. Многие слаборазвитые государства, реализуя в предыдущие годы страте­гию импортозаменяющей индустриализации (осно­ванной на идеях ослабления зависимости от запад­ных центров), проводили политику концентрации обрабатывающей промышленности, административ­ных функций и управленческого аппарата в из­бранных ареалах, особенно столичных и портовых центрах. (Конечно, подобная стратегия отнюдь не способствовала устранению и без того резких тер­риториальных диспропорций в экономике разви­вающихся стран, но, с другой стороны, сам про­цесс накопления капитала в одном или нескольких центрах - закономерный результат реализации тео­рии стадий роста У. Ростоу). 43

Убедительное подтверждение взаимосвязи на­циональной стратегии социально-экономического развития и региональной политики можно иллюст­рировать па примере бывшего СССР. Все состав­ляющие региональной политики - политика эко­номическая, социальная, демографическая, экисти-ческая (поселенческая), экологическая и научно-техническая «работали» на освоение просторов Си­бири и Дальнего Востока, вовлечение в хозяйст­венный оборот новых месторождений минеральных ресурсов, целинных и залежных земель и т. д. Конечно, в отдельных странах федеративного типа, с большой автономией региональных органов в осуществлении экономической политики время от времени возникают те или иные «юридические аномалии», идущие вразрез с государственной стра­тегией в области развития экономики. Обычно они служат источником сепаратизма, дестабилизируют национальную экономическую систему и способст­вуют дезинтеграции единого экономического прост­ранства. К сожалению, именно современная Россия продемонстрировала типичный пример подобной страны. 44 На стр. 45-46 контр. Вопр.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.