Сделай Сам Свою Работу на 5

Преступная деятельность и другие серьезные обвинения

Конечно же, преступления и другая непривлекательная деятельность, которой занимается ряд движений, не могут не вызывать беспокойства в обществе. Произошла ужасная траге­дия в Джонстауне. Имели место убийства, совершенные «Семьей» Мэнсона. Ядовитая змея была посажена в почтовый ящик адвоката, который успешно провел дело против движения Синанон. Последователей движения Дети Бога убеждали зани­маться проституцией «ради Иисуса» или вовлекали в «кокет­ливую рыбалку» (теперь оставленная ими практика добывания денег и привлечения новых последователей при помощи секса), а ряд «писем Мо», предназначенных для внутреннего употреб­ления в движении (брошюрки, написанные лидером движения Давидом «Моисеем» Бергом), невозможно охарактеризовать иначе как порнографию. Более того, одна из дочерей Берга об­винила его в кровосмесительных отношениях с ее сестрой и по­пытках склонить к тому же ее саму.1

«Семья» Мэнсона покупала дорогие потребительские това­ры, мошенничая с кредитными карточками, или же на деньги, полученные от продажи наркотиков. Среди их «игр» была и такая: они забирались в чужие дома, крали еду и другие пред­меты, переставляли вещи, нарочно стараясь сделать это тогда, когда ничего не подозревающие владельцы были дома. В 1979 году одиннадцать ведущих сайентологов (включая жену Рона Хаббарда) были осуждены по обвинению в краже правительст­венных документов США. Сан Мэн Мун недавно отбывал нака­зание в тюрьме за нарушения налогового законодательства. Имеется ряд сообщений о том, что в разных районах США кришнаиты обвинялись в перевозке наркотиков, в нарушении прав детей, в содержании складов оружия и в убийстве. В шта­те Орегон против тридцати четырех последователей движения Раджниша, включая самого Бхагвана, было выдвинуто обвине­ние в следующих правонарушениях:

«попытка убийства, совершение физического насилия пер­вой степени, совершение физического насилия второй сте­пени, поджог первой степени, кража со взломом, вымога­тельство, укрывательство беглого преступника, подслуши­вание с помощью электронной аппаратуры, нарушение им­миграционного законодательства, ложные показания пред­ставителям власти США и преступный сговор».2

Все большее количество сообщений приходит из Западной и Восточной Европы, а также из Северной Америки о случаях ритуальных жертвоприношений, при которых страдают жи­вотные. В Германии и США подростки обвинялись в убийстве, после того как стали сатанистами.3 Средства массовой ин­формации сообщали, что ведется расследование о случаях жертвоприношений младенцев сатанистами в Великобритании.1 Известно также значительное количество болеемелких право­нарушений, совершаемых представителями других движений, например: торговля без лицензии, незаконное получение посо­бий по социальной помощи, получение виз или превышение кредита в банке по представлении ложных сведений, перегора-живание шоссейной дороги и т. п.

Такие правонарушения, безусловно, совершает и мно­жество других людей, не имеющих никакого отношения к НРД. Кроме того, много преступлений было совершено против самих НРД их противниками. Помимо большого числа незаконных похищений членов движений с открыто признаваемой целью «депрограммировать жертву НРД» имели место убийства, под­жоги, обстрелы и несколько попыток взрыва зданий, принад­лежавших кришнаитам, движению Раджниша, движению «Путь» и Церкви Объединения (во Франции такое нападение привело к серьезным телесным повреждениям).2 Не один раз последователей движения Ананда Марга в Индии убивала толпа.3 В Филадельфии в 1985 году полиция сбросила бомбу на дом, в результате чего погибли семеро представителей оппо­зиционной негритянской группировки Движение и четверо их детей.4 В некоторых случаях нарушителем основных прав чело­века по отношению к последователям НРД оказывается поли­тический режим. Подобно тому, как чудовищным преследова­ниям подвергались движение Свидетелей Иеговы в нацист­ской Германии, Бахаи в Иране или члены общины Ахма-дийа в Пакистане,5 кришнаиты в СССР страдали в тюрьмах за свои убеждения, хотя следует заметить, что благодаря недавним переменам движение Сознания Кришны признано теперь в Рос­сии религией и его последователи выпущены из тюрем, лагерей и психических лечебниц.'

Ананда Марга — из тех НРД, которые отрицают все обви­нения, выдвинутые против них и их последователей. Они яро­стно протестовали против преследований со стороны Индийско­го правительства в период Чрезвычайного Положения, объяв­ленного Индирой Ганди в 1970-х гг.1 Были случаи, когда члены этого и других НРД, обвиненные или даже осужденные за пре­ступления, впоследствии добивались амнистии или отмены при­говоров. Например, известно, что

«последователи Ананда Марга арестовывались и признава­лись виновными в Великобритании, Австралии, Таиланде и Филиппинах по обвинению в хулиганских нападениях на представителей правительства Индии, направляемых в эти страны... Эти акции в основном имели место в то время, ко­гда господин П. Р. Шаркар находился в тюрьме и последо­ватели Ананда Марга добивались его освобождения без вся­ких условий».2

Обвинения по этим нападениям, однако, были сняты. Шаркар (Шрии Шрии Анандамурти) был освобожден из тюрь­мы в 1978 г., когда выдвинутое против него обвинение в убий­стве было опровергнуто по апелляции; а трое его последовате­лей, осужденные в Австралии за преступный сговор с целью убийства, были амнистированы в 1985 г., после того как отси­дели в тюрьме семь из 16 назначенных им по приговору лет.3

Некоторые из последователей движений, не будучи заме­шанными в преступной деятельности, всеми силами пытались привнести в свои НРД порядок. Например, Управляющий Ко­митет движения кришнаитов исключив гуру, виновных в нару­шениях, последние годы много усилий затрачивает на то, чтобы следить, не злоупотребляют ли лидеры движения положением руководителей.1 Большинство же НРД в Западной Европе и Северной Америке (а их насчитывается более тысячи) никогда не обвинялись ни в каких серьезных преступлениях.

И все же факт остается фактом: вступив в движения, предлагающие простые способы решения проблем своих участ­ников и всего мира, где адепты живут в относительно замкну­тых общинах, а лидеры наделены харизматической властью, люди могут оказаться перед риском совершать поступки, кото­рые в «прежней» жизни считали постыдными.

Физическое насилие

Физическое насилие имеет место в НРД, особенно в более изолированных движениях, и чаще там, где лидер облечен не­ограниченной властью. В предыдущем разделе упоминались некоторые из числа самых вопиющих случаев избиений, пыток и убийств. Как и в остальном обществе, в НРД встречаются мужья, избивающие своих жен, и родители, которые плохо об­ращаются со своими детьми. Здесь, однако, опять полезно бу­дет увидеть всю картину в целом, на этот раз ознакомившись с результатами исследования «насилия, связанного с культами», проводившегося в 1983-1984 гг. Институтом изучения религии в Америке:

«В подавляющем большинстве нетрадиционных религиоз­ных объединений случаев насилия не наблюдалось. Боль­шая часть обследуемых групп напоминает более близкие нам и более укорененные общины традиционных Церквей: в них случились один-два инцидента, но они нетипичны для их обычного образа жизни. То небольшое число нетрадици­онных религиозных объединений, в истории взаимоотноше­ний с обществом которых присутствовало насилие, скорее всего, являются исключением из группы движений, именуе­мых обычно „культами"».'

Далее в приведенном Отчете есть замечание, которое относится не только к насилию, но также и к другим вызывающим обще­ственное беспокойство сторонам деятельности НРД:

«Многие группы, обнаружившие устойчивую тенденцию к насилию в отношениях с обществом, недостаточно осве­щаются антисектантскими средствами массовой информа­ции, а то и вовсе не попадают в сферу их интереса. Такой недостаток внимания частично объясняется тем, что в фокусе средств информации находятся в основном те движения, которые занимаются вербовкой в свои ряды молодежи. Группы, применяющие насилие, по своему составу либо преимущественно негритянские (антисек­тантские объединения, как правило, состоят из белых пред­ставителей среднего класса), либо старше по возрасту.»2

Определяя насилие как поведение, последствиями которого яв­ляются телесные повреждения или существенный урон собст­венности, Институт изучения религий в Америке делает из про­веденного исследования ряд выводов. На самом общем уровне был сделан вывод, что насилие, связанное с сектами, в принци­пе вряд ли когда-либо исчезнет. К такому пессимистическому заключению ученых привело следующее соображение:

«культы составляют лишь часть общей темы религиозного насилия: в истории человечества религия была ответственна за войны и бесчисленные акты насилия против отдельных личностей... она использовалась для санкционирования рабства, унижения женщин, и все существующие свиде­тельства дают основание ожидать, что она и впредь будет использоваться для того, чтобы как-то оправдать амбиции религиозных лидеров».3

На более детализированном уровне в исследовании говорится, что, во-первых,

некоторые культы открыто санкционировали и продолжа­ют оправдывать насилие.4

Примеры этому можно найти среди Чернокожих Мусульман и в Церкви Агнца Божьего. Кроме того, упоминается новая волна право-христианских группировок, которые открыто провозгла­шают себя антинегритянскими или антисемитскими и связаны с Ку-Клукс-Кланом. Примером здесь может служить Церковь Иисуса Христа-Христианина, руководимая Ричардом Гирнтом Батлером, которая недавно пыталась установить свое влияние в Великобритании.* Во-вторых,

насилие вырастает также из косвенного одобрения, зало­женного в системы вероучений определенных религиозных групп, которые и служат рациональным обоснованием тен­денции к насилию у членов группы.2

В отчете приводятся примеры того, как людям внушаются сте­реотипы, которые «дегуманизируют» их. Так Церковь Сайенто-логии называет людей «источниками неприятностей» и «угнетателями»; мормоны и мунисты клеймят общество за пре­делами своих движений как «сатанинское», антисектантские движения, говоря о последователяхНРД, называют их «беспомощными жертвами», «зомби», или «безмозглыми кук­лами», которые, таким образом, нуждаются в «ре-персонализации ».

Кроме того, Институт пришел к следующему заключению:

вспышки насилия возникают в большинстве случаев только после некоего периода напряженного конфликта либо меж­ду фракциями одной религии, либо между нетрадиционной религией и обществом.3

В качестве примера того, как и без того трудная ситуация еще больше обостряется, когда обе стороны культивируют ат­мосферу недоверия, дезинформации и враждебности, снижая тем самым вероятность мирного разрешения проблемы, приво­дится Церковь Синанон.

Есть и другие подобные примеры: анализ событий, пред­шествовавших трагедии в Джонстауне, антагонизма между Церковью Сайентологии, саньясинами движения Раджнишпу-рам, мормонами и Церковью Объединения, с одной стороны, и их многочисленными оппонентами, с другой.1 В этих работах постоянно подчеркивается, что, при некоторых обстоятельствах, было бы ошибкой ограничивать внимание экстремальными фор­мами поведения: на спирали, по которой развивается процесс нарастания степени враждебности и девиантности, такое пове­дение появляется достаточно поздно; принимать же во внимание нужно динамику взаимодействия, которая приводит к такому результату.2

Есть люди, которые совершают определенные действия именно потому, что общество считает это злом. Среди наибо­лее сенсационных и тревожных историй, фигурировавших в заголовках газет Европы и Северной Америки в конце 1980-х гг., — сюжеты, связанные с обвинениями в ритуальных жертвоприношениях и пытках, совершавшихся сатанистами. Особенный ужас вызывают случаи, подобные тем, что уже бы­ли упомянуты, когда жертвами или даже участниками преступ­ления становятся дети.

Не следует, однако, думать, что все без исключения сата-нисты, или хотя бы большинство их ставят перед собой цель причинять вред окружающим. Многие обвинения против сата-нистов при расследовании оказываются ложными или необос­нованными.3 Существует ряд движений, против которых нико­гда не выдвигалось сколько-нибудь серьезных обвинений, несмотря на то, что их последователи присягали на верность «Его Инфернальному Величеству». Церковь Сатаны особо ука­зывает своим последователям на необходимость держаться в рамках принятых в стране законов и не делать никому вреда в достижении сатанинских целей. По словам основателя движе­ния Антона Лавея:

«Мы, сатанисты, гордимся тем, что мы леди и джентльмены — пусть грешники, но тем не менее, леди и джентльмены».

Утверждают, что Лавей, бывший служащий полиции, носит звание капеллана в департаменте полиции Сан-Франциско и имеет в полиции много друзей и что некоторые из этих друзей вступили в его церковь. Говорят также, что он «все еще работа­ет консультантом по делам, связанным с оккультизмом».1 Про­водилось исследование Церкви Трапеции, ответвления Церкви Сатаны, в заключении которого содержатся утверждения о по­зитивных элементах этого культа.2 (См. также утверждение Эдварда Дж. Муди)3

Известно и другое. В ряде случаев, послуживших основа­нием для серьезного беспокойства, участвовавшие в них моло­дые люди ко времени экспериментирования с сатанистскими практиками уже пробовали, в одиночку или с друзьями, нарко­тики, слушали тяжелый металл-рок или читали книжки о поклонниках сатаны и сатанистских ритуалах.4 Известно, что

«из более миллиона зарегистрированных в США за послед­ние пять лет преступлений только 60 были зафиксированы полицией как связанные с сатанизмом».5

Большинству людей, которые «балуются» сатанистскими ри­туалами или черной магией, это вскоре надоедает, и они пере­ходят к другим, не столь отталкивающим, занятиям. Однако несомненно и то, что некоторые стороны сатанизма могут при­влекать к себе психопатов с садистскими наклонностями. Также очевидно, что без сатанизма было бы совершено на 60 преступ­лений меньше.

Освободившийся в 1967 году в возрасте 33 лет из тюрь­мы и имевший до того несколько приговоров за кражи, суте­нерство и многочисленные другие правонарушения Чарльз Майлз Мэнсон (которого называли и Иисусом Христом, и Са­таной) появился на сцене в Хэйт Эшбюри, Сан-Франциско. Противник общественного порядка, антисемит и расист, Мэн-сон, похоже, разочаровался в хиппи и вскоре основал свою «парамилитаристскую мистическую секту».' Идеологическое беззаконие, царившее в коммуне, где жили молодые последова­тели Мэнсона, в Долине Смерти, в Калифорнии, уравновеши­валось только авторитарным контролем, который Мэнсон имел над своей «семьей».2 В августе 1969 Шэрон Тэйт, киноактриса, жена кинорежиссера Романа Полански, и еще четыре человека, находившиеся в ее доме на Беверли Хиллз, стали жертвами ри­туального убийства. Шэрон Тэйт была на восьмом месяце бере­менности. Все тела были жестоко изуродованы. На следующий день произошло убийство миллионера, владельца супермаркета, и его жены. Как сообщается, Мэнсон просто хотел убедиться, что его «рабы» не испугались после убийств в доме Тэйт.3 Оче­видно, так и было: после убийства пятеро «рабов» приняли душ, чтобы смыть кровь, и сели перекусить продуктами, взя­тыми из холодильника своих жертв.

Убийства, совершенные сектой Мэнсона, больше даже, чем трагедия в Джонстауне, дают чудовищный урок того, к чему можно склонить человека, поддавшегося влиянию сильного ха-ризматического лидера. Эти убийства были, с любой точки зре­ния, совершенно нелепы и отвратительны, и тем не менее по­следователям Мэнсона их осуществление, похоже, казалось ис­полненным смысла. (Мэнсон утверждает, что никогда не «давал указаний» членам своей «семьи» кого-либо убивать).4 Такие чудовищные зверства случаются редко, однако они все же случаются. Считать, что каждый вступающий в НРД ока­жется в том же положении, что последователи Мэнсона, так же абсурдно, как думать, что каждый переходящий улицу попадет под машину. В то же время забывать о подобных кошмарах так же глупо, как вообще отрицать, что при переходе улицы чело­век может быть сбит машиной.

Какими бы ни были мотивы, религиозные верования нико­гда не могут служить оправданием насилия против личности. Во всех случаях, когда есть предположение, что имеет место физическое насилие, необходимо информировать полицию или соответствующие местные власти.

Обман

Вполне возможно, что последователи НРД в большинстве своем не являются ни более правдивыми, ни более лживыми, чем представители остальной части общества. Отдельные члены НРД стараются быть безупречно честными даже в мелочах. Однако, как уже говорилось, не все движения остаются до кон­ца честными ни в отношении того, что они собой представляют, ни в отношении точного определения своих убеждений, ни от­носительно практической стороны своей деятельности. Новооб­ращенные могут оказаться затянутыми в движение, даже не подозревая о том, какое практическое воплощение обретут не­которые из прельстивших их принципов. Обращающие в свою веру представители НРД могут много говорить о таких поняти­ях, как «любовь» или «служение Богу», слова не сказав о том, как они выражают эту любовь и в чем видят служение. Может оказаться, что «любовь» выражается лишь в сексе, а «служение Богу» понимается как насилие по отношению к тем, кто, по понятиям движения, Богу не служит.

Некоторые НРД, или, по крайней мере, некоторые члены движений выработали своего рода псевдорелигиозные оправда­ния для многих весьма бесчестных действий, называя их «священным обманом» или «трансцендентными трюками» и т. п.1 Иные представители НРД считают возможным не откры­вать свою принадлежность к движению, оправдывая это тем, что средства массовой информации создали движению такую плохую репутацию, что потенциальный адепт должен сам разо­браться, каково же оно на самом деле, без предубеждений, ко­торые может вызвать у него название НРД.

Что касается сокрытия от обращаемых истинных целей движения, то ведь, как показывает история, и проповедники Евангелия считали для себя возможным сначала устанавливать личные отношения с потенциальным сторонником и знакомить его с самыми основными принципами вероучения, а затем со­общать ему то, что они считают нужным, в более детализиро­ванной или в более сложной форме.1 Однако члены некоторых НРД не просто скрывают правду, они отрицают ее и открыто лгут потенциальным обращаемым и другим людям «со сторо­ны». Более того, в некоторых НРД члены лгут своим же еди­новерцам. Не являются исключениями случаи, когда члены НРД не знают об истинной деятельности их лидеров: на что уходят деньги, от кого конкретно исходят указания или каковы конечные цели лидеров.

Иногда представители НРД, собирающие деньги, получают указания говорить, что собранные средства пойдут на продукты и одежду для стариков, молодых наркоманов или для бедных в странах третьего мира.2 Иногда подобные утверждения являют­ся явной ложью, иногда — некоторым искажением действи­тельности. В других случаях представители движения могут внушить себе, что говорят правду, но их понимание того, что называется, например, «христианской миссионерской работой», будет отлично от понимания тех, у кого они берут деньги.

Некоторые движения имеют несколько названий или до­черних организаций и не всегда очевидно, что ответвление свя­зано с организацией, хорошо известной. Таким образом, дви­жение может привлечь человека, который разделяет его поли­тическую, но не религиозную платформу; убедить человека подписать петицию по какому-либо конкретному вопросу, в то время как он бы и не подумал этого сделать, если бы догады­вался об истинной природе основной организации. Люди доста­точно легко могут согласиться сдать в аренду зал «милым мо­лодым христианам», не отдавая себе отчета в том, что это, ска­жем, Дети Бога. (Один из способов опознать организацию — попросить ее адрес или телефон, так как, если они действи­тельно Дети Бога, то почти наверное не дадут своих координат. Да и многие другие НРД скорей всего откажутся снимать по­мещение, если им будут задавать слишком много вопросов о том, как они собираются его использовать и что за организацию собой представляют). Бывает, что родители посылают детей в школу, куда ни за что бы не отдали своих чад, если бы знали, каких взглядов придерживается штат школы и чему их там могут научить.1 Люди могут записаться на курсы менеджмента. философии, экономики и др. с целью самообразования, не по нимая того, что им предложат курс философии или экономики, не имеющий ничего общего с тем, который преподается в местном техническом колледже.

 

ГЛАВА 6

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ИНДИВИДА

Самоубийство

Невозможно узнать, сколько членов НРД покончили жизнь самоубийством. Как говорилось ранее в разделе Чего стоят страшные истории, было бы неправильным утверждать, что покончивший с собой член какого-либо НРД сделал это исключительно вследствие своей причастности к движению. К тому же нельзя забывать о людях (их немало), которые признают, что были потенциальными самоубийцами до встречи с движением, придавшим их жизни новый смысл и направление.

Тем не менее значение смерти для человека может ради­кально меняться в зависимости от его веры,1 и очевидно, что некоторые самоубийства явились прямым результатом вовле­ченности в НРД. В истории религии небезызвестны массовые самоубийства: в 1190 году иудеи Йорка, подобно иудеям в Ма-саде до них, совершили массовый акт самоубийства,2 в послед­ние десятилетия семнадцатого века тысячи староверов сжигали себя в России.3 Со времени ужасной трагедии в Гайане в 1978 году в бесчисленных сообщениях средств массовой информации и в антисектантской литературе стали появляться, как правило, бездоказательные утверждения, что массовые самоубийства являются потенциальной особенностью и других многочислен­ных НРД, за которыми прочно закрепилось название «культы».1 Ни у кого не вызывает сомнения, что событие в Джонстауне было кошмаром. Что же конкретно привело к тра­гедии, менее ясно. Необходимо помнить, однако, что, во-первых, состав группы и географические условия Джонстауна отличались по ряду важнейших критериев практически от всех остальных НРД.2 Во-вторых, все больший интерес вызывают те многие люди, которые не покончили с собой. Магнитофонные записи собраний и показания некоторых из оставшихся в жи­вых делают очевидным то, что многие из погибших были умерщвлены. Главный медицинский эксперт и главный бакте­риолог Гайанского правительства заявил, что не более чем 200 человек умерли добровольно, многие же скончались от яда, инъецированного в ту часть плеча, куда самому сделать укол практически невозможно.3 Некоторые комментаторы полагают, что и сам Джонс был умерщвлен.4 Однако почти не остается сомнений в том, что чудовищные «репетиции самоубийств» происходили еще до того, как «Народный Храм» переместился из Калифорнии в Гайану.5

Говорят, что Мэнсон испытывал степень духовного разви­тия своих последователей, поднося нож к их горлу и спраши­вая, можно ли ему их убить. Когда «верный адепт» отвечал:

«Конечно, Чарли, ты можешь убить меня», Мэнсон вручал по­следователю нож и говорил: «Теперь и ты можешь убить меня». В Южной Корее 29 августа 1987 года на заводском чердаке были обнаружены связанные и с кляпами во рту трупы 33 последователей Парк Сун Я («Милосердная Мать»). Рядом с грудой тел валялись бутылки с наркотиками, и не было ника­ких признаков того, что жертвы сопротивлялись удушению или отравлению. Власти считают, что имел место договор о суицид-ном убийстве.2

Несколько юных членов Ананда Марга, которые сами принесли себя в жертву, служат примером еще одного вида са­моубийств. Они протестовали против тюремного заключения в Индии их лидера. Двое из этих людей перед тем, как совер­шить самосожжение в Германии в 1978 году, сделали следую­щее заявление:

«Шрии Шрии Анандамурти заключен в тюрьму по ложному обвинению. Уже шесть лет он сидит там и пять из них по­стится после попытки отравления...

Хотя общественное духовное движение Ананда Марга преследуется и поносится безнравственными людьми во всем мире, его деятели в самоотверженном служении прино­сят в жертву свои жизни...

Наше жертвоприношение совершается по нашему соб­ственному, независимому решению. Мы делаем это из люб­ви ко всем людям, бедным, эксплуатируемым и страдаю­щим».3

Трагедии происходили и тогда, когда члены того или иного НРД были абсолютно уверены в своей неуязвимости, защищен­ности от смерти, и ситуация, в которую они себя ставили, лишь стороннему наблюдателю казалась суицидальной. Сотни членов Движения Святого Духа в Уганде двинулись навстречу своей смерти после заверений их лидера Алисы Лаквена о том, что масло из дерева бассия защитит их от пуль правительственных войск.4 И кажется крайне неправдоподобным, чтобы многие из погибших пошли в бой добровольно. Как сообщается, они по­шли под нажимом банды Алисы Лаквена, обращавшей в свою веру словами, вроде: «Присоединяйся к нам, или мы изрубим тебя пангами (мачете)».

В Мемфисе, штат Теннесси, семеро чернокожих мужчин, последователей Линдберга Сандерса, считавшего полицию ан­тихристом и предсказывавшего конец света в следующий поне­дельник, взяли в заложники полицейского и объявили, что «Дьявол умер». Тогда полиция ворвалась в дом, убивая членов группы, которые явно верили в то, что сами они умереть не могут.2 Можно сказать, что подобные случаи не являются самоубийствами. Но можно утверждать, однако, и то, что по­добными действиями члены группировки навлекли на себя смерть, что эти действия были следствием их веры, влияния лидера или динамики развития ситуации, в которой вражда между членами группы и чужими постепенно вышла из-под контроля обеих сторон.

Психическое здоровье

Иногда самый факт обращения человека в НРД восприни­мается как знак того, что он или она страдает психическим расстройством, особенно, если этот человек признается в каком-либо религиозном опыте или говорит о событиях сверхъестест­венного порядка.3 В этом нет ничего нового. Люди, которые верят в то, что другим кажется неправдоподобным, часто слывут сумасшедшими. Иногда они и в самом деле бывают психически больными, когда это подтверждается иными, чем их религиозные представления, критериями. Путь, на ко­торый становится общество, начиная считать людей психически больными единственно на основании их религиозных или идеологических представлений, опасен и западные страны во всеуслышание от него отказались.

Другая распространенная версия состоит в том, что дейст­вия, предписываемые человеку, вступившему в НРД, вполне могут привести его к психическому заболеванию. Однако дока­зательств того, что члены большинства НРД страдают психиче­скими расстройствами, более серьезными, чем их ровесники из «внешнего мира», очень немного. Например, два исследователя из Медицинского Центра Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе протестировали 50 человек, которые были или являются членами какого-либо НРД, и сообщили, что:

«Степень осознания испытуемыми методов, которыми они подходят к своим проблемам или решают их, была раз­личной, но неизменно находилась в пределах нормы.1

В результате тестирования интеллектуального, лич­ностного и психического состояния не выявлено никаких данных, которые дали бы основание предполагать, что кто-либо из испытуемых не в состоянии мыслить здраво или хотя бы ограничен в этой способности. При тестиро­вании выявлено скорее то, что эта группа может считаться интеллектуально одаренной».2

В тех же случаях, когда у членов движения обнаруживают психическое расстройство, нередко выясняется, что определен­ные проблемы были еще до прихода в НРД, и движение едва ли могло повлиять на ситуацию. Иногда «утробная» атмосфера, в которой человек получает четкие указания, не принимая при этом самостоятельных решений, позволяет ему справиться с той ситуацией, в которой он, будучи предоставлен себе сам, оказы­вается бессильным. Есть свидетельства в пользу того, что после вступления в движение некоторым людям стало в ряде отноше­ний легче жить.

Ряд научных работ содержит критику методологии иссле­дований, в которых утверждается, что определенные группы дают благотворные результаты. Так, Финкельштейн и др. за­вершают критический обзор литературы по «осэ» словами:

Эта литература напоминает то, что писалось ранее о груп­повой психотерапии и других формах гуманистической те­рапии. В ней содержится лишь несколько объективных ис­следований конечных результатов; все остальное — поло­жительные свидетельства и анекдотического характера со­общения о психологическом ущербе. Такого рода сообщения собирались сторонниками «осэ», и они явно страдают не­верной методологией. Более объективные и точные исследо­вания не подтверждают, что психологические изменения, отмечаемые у тех, кто прошел осэ-тренинг, являются спе­цифическим следствием этого тренинга. Напротив, положи­тельный результат тренинга может быть неспецифическим эффектом установочного ожидания. Сообщения о психоло­гическом ущербе как следствии осэ-тренинга остаются анек­дотами, однако больным психозами или пограничными со-стояниями участие в тренинге противопоказано'

Голландское Правительственное Исследование Новых Религи­озных Движений делает вывод о том, что

в целом новые религиозные движения не являются реаль­ной угрозой психическому здоровью общества;2

и

нет никаких доказательств того, ... что новые религиозные движения непременно должны иметь серьезное патогенное воздействие на своих членов. Общепризнано, что бывшие члены нередко [заявляют] о наличии у них психических проблем, но эти последние а) как правило, не носят серьез­ного характера; б) не носят специфического характера и в) с одной стороны, обычно можно проследить их связь с проблемами, которые существовали до вступления в движе­ние, а с другой стороны, это не более, чем трудности адап­тации... Следовательно, на наш взгляд, нет нужды в каких-либо защитных мерах.

Подобным образом, говоря в своем Отчете правительству Онта­рио о том, что опыт участия в некоторых движениях может способствовать или быть фактором ряда заболеваний, Хилл в то же время подчеркивает, что это не является основанием для того, чтобы отождествлять практику того или иного движения с причиной психического или физического расстройства.1 В за­ключение сообщается, что «санкций на новые правительствен­ные меры касательно воздействия каких-либо групп на здоровье своих членов дано не было».2

Тем не менее ситуации, в которых член НРД доводит себя до состояния крайнего нервного истощения или получает иной ущерб от своего участия в движении, несомненно, встречаются. Как показывает история, глубокая вера в адский огонь, в злые силы или проклятия, одержимость сатаной может стать причи­ной неудержимого ужаса или непреодолимого чувства вины. В крайних случаях такие состояния могут способствовать потере человеком контроля над собой с причинением вреда себе и ок­ружающим. В ином случае подобные убеждения приводят к тому, что человек замыкается, утрачивает всякую уверенность в себе и самоуважение. И, как уже говорилось в других разде­лах, давление со стороны единоверцев (а иногда и посторон­них) может поставить новообращенного в ситуацию крайней тревоги, особенно когда он начинает разрываться между стары­ми и новыми ценностями, взаимоисключающими представ­лениями и несовместимыми привязанностями.

Если родственники или друзья всерьез начали сомневаться в психическом здоровье члена НРД (как, впрочем, и любого другого близкого человека), они должны незамедлительно обратиться за медицинской помощью. Тут появляется другая проблема: найти подход к этому человеку, убедить его в необ­ходимость принять профессиональную помощь. Об этом речь пойдет позже.

Наркотики

Таких НРД, в которых бы поощрялось употребление за­прещенных законом наркотиков, мало.3 Растафары часто курят ганджу (вид марихуаны, выращиваемый на Ямайке), превра­щая это в своего рода таинство - ритуал, который может быть соотнесен с «приятием чаши».1 Незначительное меньшинство среди неоязыческих групп отстаивает право на употребление «священного вещества» как «могущественного орудия», но лишь постольку, поскольку это требуется в сакральных целях.2 В 1972 году, надышавшись химического вещества толуола, — практика, достаточно случайно введенная в то время в ритуал движения, — умерли два члена движения Семья Любви. В Джонстауне, Гвиана, были обнаружены в немалом количестве наркотики, предназначенные для воздействия и контроля над поведением людей. Это усиливает подозрение, что данное дви­жение использовалось для проведения экспериментов по моди­фикации поведения.

Некоторые движения не мешают своим членам употреблять наркотики, хотя сами и не являются сторонниками подобной практики. Многие НРД (взять хотя бы Общество Сознания Кришны и Брахма Кумарис) категорически запрещают исполь­зование наркотиков. Предметом гордости некоторых движений является то, что они способствовали исцелению своих членов от наркотической зависимости. Мунисты включились в войну с наркомафиейА Борьбе с наркоманией посвятила себя Нарко-нон, одна из многих организаций, связанных с Церковью Сай-ентологии.

Если обнаруживается, или даже если возникает подозре­ние, что член НРД употребляет запрещенные или опасные нар­котики, реагировать на это следует так же, как в случае с чело­веком, не состоящим ни в каком движении.

Иногда говорят, что сами НРД являются чем-то вроде наркотика, поскольку формируют привычку, создают зависи­мость и могут быть причиной серьезных психических и физиче­ских недугов. Конечно, существуют отдельные способы, ис­пользуемые рядом НРД для оказания на некоторых своих по­следователей влияния, в чем-то сходного с влиянием некоторых наркотиков. Какие-то движения и в самом деле гордятся тем, что могут помочь людям «подняться на вершины любви». Правда и то, что покидающие движение иногда испытывают ощущения, в чем-то напоминающие симптомы ломки.

Нужно, однако, помнить, что между теми представлениями и поступками, которые вызваны химическим воздействием на человеческий мозг, и теми, которые вызваны социальным или психологическим воздействием на человеческий разум, есть большая разница. Если ставить перед собой задачу понять, что происходит, и решить, какие действия следует предпринять (в случае необходимости), сравнение с наркотиком скорее может ввести в заблуждение, чем помочь.

Конечно, различие между душой и телом не столь очевид­но, как это может показаться из предыдущего абзаца. С одной стороны, понятно, что для тех, кто употребляет марихуану, не­достаточно научиться, так сказать, технике приема. Описание ощущений, получаемое новичком через общение с другими, иг­рает решающую роль в процессе формирования его как ку­рильщика марихуаны. Если человек предполагает длительное время употреблять наркотик, то он должен научиться получать удовольствие от действия этого вещества. Если он хочет, чтобы в наркотической субкультуре его приняли как своего, то дол­жен научиться определять для себя ощущения, вызываемые употреблением наркотика, как приятные (даже если изначально эти ощущения показались ему неприятными, непонятными или пугающими).

С другой стороны, физиологические изменения могут про­изойти и без употребления химических веществ.

Приемы трансформацииПрокрутить вверх

©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.