Сделай Сам Свою Работу на 5

Тоталитарный авторитаризм

Следует еще раз подчеркнуть, что в большинстве случаев короткий флирт или даже более продолжительный роман с тем или иным НРД проходит для людей безболезненно. Однако несомненно и то, что есть люди, которые действительно постра­дали в жесткой, не допускающей сомнений группе НРД, нахо­дящейся в руках беспринципных, властолюбивых фанатиков, а иногда и в руках полных благих намерений «провидцев», которые рьяно следуют тому, что они считают благочестивыми или идеальными целями. Они не ведают принципа «сдержек и противовесов», который обычно существует в отношениях про­стых смертных, с их менее бескомпромиссными убеждениями.

Порой бывает так, что движение существует без каких-либо серьезных проблем для его членов, но затем во главе группы или центра ставится человек, который начинает зло­употреблять своим положением. Организационная структура движения или его вероучение могут сделать возможной экс­плуатацию рядовых членов, даже если подобная эксплуатация противоречит намерениям и обычной практике движения. К примеру, движение, возлагающее ответственность на местных лидеров и проповедующее жертвенность, послушание и служение, не имеет проблем, если местный лидер ставит своей задачей служение рядовым членам, но обречено на катастрофу, если местный лидер заботится лишь о своих собственных инте­ресах. Незачем говорить, что чрезвычайно трудно с уверенно­стью сказать, когда может возникнуть такая ситуация в движе­нии, в целом не являющемся манипулятивным, особенно, если местный лидер оказался человеком нечестным. С возможностью подобного развития событий необходимо считаться всегда, а когда группа изолирована географически или социально, не только постороннему, но и членам самой группы трудно понять, что происходит, пока события не примут слишком серь­езный оборот.

Некоторые из особенностей НРД, рассмотренных в преды­дущих разделах, могут привести к ситуациям, при которых ли­бо сам лидер, либо вся группа будут оказывать значительное давление на ее отдельных членов, чтобы подчинить их себе. Прежде уже упоминалось об особенностях харизматической власти. Что можно здесь подчеркнуть, так это степень возмож­ной авторитарности такой власти, поскольку лидера, который своими последователями наделяется харизмой, не сдерживают ни традиции, ни какие-либо правила, ни другие люди. Когда последователь перестает верить в то, что его лидер и в самом деле облечен боговдохновенной властью, он может увидеть все в ином свете. Бывший член одной группы, с горечью описывая человека, на которого он «ошибочно перенес веру в Иисуса Христа», написал:

Система, которую он создал, ничего не может предложить миру. Она также порочна, как все те системы, которые он осуждает, и даже хуже, потому что он увековечивает эту не­справедливость именем Бога и делает жизнь многих людей совершенно несчастной, заставляя их верить, что Божья воля и его воля — это одно и то же. Они настолько сбиты с толку, что, по-моему, больше не способны принимать ра­зумные решения в отношении своей жизни, все решает этот человек. Если они не будут делать то, что им сказано, то попадут в ад и будут отвергнуты Богом. Если и впрямь ве­рить в такого Бога, то это воистину жуткое существование. В конце концов, что может быть хуже, чем быть отринутым самим Богом, остаться без прощения и без спасения, да еще навечно? Это слишком долгий срок.1

В поисках свободы

Представляется — во всяком случае, на первый взгляд, — что вероучительные системы с акцентом на самореализацию должны поддерживать принципы свободы воли и даже анар­хические ценности, ибо часто отрицают законы и ограничения, налагаемые обществом. Но здесь опять-таки можно заметить, что движения, которые на словах признают неограниченную свободу, на практике могут придерживаться тоталитарного авторитаризма, хотя по своей природе он несколько отличается от того, который обнаруживается в некоторых «отвергающих мир» движениях, где принцип контроля выражен более опре­деленно.1

Свобода — одна из высших ценностей, провозглашение которых многие из этих движений считают своим делом (и биз­несом); и действительно, вступив в ту или иную группу, многие люди вкусили ощущение свободы и новое чувство хозяина соб­ственной судьбы. Как упоминалось ранее, тысячи людей под­твердят, что их здоровье улучшилось, что их отношения с людьми стали проще, интереснее, насыщеннее и увлекательнее, что они стали счастливее, духовно богаче, что они избавились от оков прошлого или ограничений, налагаемых обществом, одним словом, они стали свободнее.

Однако есть две стороны «освобождения». Избавление от навязанных обществом условностей может помочь людям по­чувствовать себя счастливее и «полнее обрести себя», и в то же время освобождение от чувства вины, угрызений совести и по­стоянная сосредоточенность на своем «истинном я» может при­водить к тому, что иные назвали бы неприкрытым эгоизмом. Когда собственное я становится предметом неусыпного внима­ния, риск стать эгоцентричным значительно возрастает. Отри­цание социальных норм или рационального мышления может устранить всякое понятие об ответственности. Человек, обрет­ший свободу, может (как о том часто заявляют) стать более чутким к нуждам других, он может оказаться способным на прекрасные честные взаимоотношения с такими же «осво­божденными», как и он. Однако он же может превратиться в деспотичное животное, требующее постоянного внимания, не проявляющее ни сочувствия, ни интереса к чувствам не освобо­жденных душ, окружающих его.

Бывает и так, что для некоторых отказ от слишком многих ограничений социальной жизни оборачивается не свободой, а еще большей зависимостью от своей группы. Вполне возможно, что лидер, который просит своих последователей порвать все прежние связи, слушаться своего сердца, а не разума, отдаться его (лидера) всеобъемлющей любви и знанию и предоставить себя в его распоряжение (или, быть может, заплатить за сле­дующий учебный курс), вполне возможно, что такой лидер и «развязывает некоторые узлы», но не менее вероятно и то, что он навязывает новые узы, новые виды зависимости. Да собст­венно говоря, если этот только что освобожденный человек не наденет на себя новые оковы, то вместо упоения свободой от теснивших его общественных условностей, он придет к ощуще­нию беспомощности, отчаяния и одиночества.

Уход в себя или эскапизм

Среди причин, которые тревожат друзей и близких чело­века, присоединившегося к НРД, часто называется тот факт, что он теряет связь с действительностью — удаляется от мира или отказывается воспринимать реальные события. Подобный уход от мира может принимать самые различные формы, при­чем некоторые из них тревожат больше других. Возможно, наибольшую тревогу вызывают случаи, когда начинает казать­ся, будто человек стал кататоником — он словно вошел в сту­пор и совершенно не осознает, что происходит вокруг. Такой человек напоминает робота или зомби; он может чувствовать себя совершенно «выпотрошенным» после того, как, к примеру, годами по семь дней в неделю, по восемнадцать часов в сутки собирал деньги для фонда. Возможно, его убедили, что он со­вершенно никчемный человек или что он одержим злыми духа­ми, и теперь он боится не только всего на свете, но и себя само­го. Возможно, он, словно к наркотику, пристрастился к сильно действующей практике или технике, которая уводит разум от непосредственного окружения, так что становится все труднее «возвращаться» к обыденному миру и справляться с обычной, повседневной жизнью. Может быть, такой человек серьезно бо­лен. Необходимо принять все меры, для того чтобы он как можно скорее оказался под соответствующим медицинским на­блюдением.

Следует, однако, добавить, что подобные случаи очень редки. Чаще долгие часы работы и недостаток сна приводят к тому, что, оказавшись дома и получив возможность ничего не делать (разве что поспать), люди просто «вырубаются». Быва­ет, что обращенные ведут себя, как нормальные и вполне ра­зумные существа, когда находятся среди своих в атмосфере движения, но, оказавшись среди чужих, немедленно отгоражи­ваются от посторонних. «Поведение зомби» может отмечаться в тех случаях, когда в отношениях с родителями или супругом есть напряжения. Если уж они решили не обсуждать свое движение или свое будущее, то, стоит коснуться в разговоре этой темы, как взгляд у них стекленеет. (Надо сказать, что по­добный уход в себя практикуют не только новообращенные члены НРД). Такое поведение человека может приводить его близких в бешенство, но едва ли оно является симптомом ду­шевной болезни.

Существует еще один тип эскапизма. Его можно назвать «синдромом Питера Пэна». В этом случае обращенный как бы возвращается к эмоциональному состоянию ребенка, которому строгие, но любящие родители говорят, как нужно поступить;

они-то и принимают все основные решения. Такие обращенные могут много работать на благо движения, но не несут никакой ответственности. Как сообщают родители, в подобных случаях их беспокоит не то, что их дети чувствуют себя несчастными, а наоборот, то, что они счастливы до блаженства и абсолютно не думают о завтрашнем дне. Иногда обращенные в буквальном смысле не верят, что наступит завтрашний день (или 2000-ный год). Они могут спокойно ожидать неминуемого конца света и блаженного и радостного будущего в загробной жизни.

В других разделах говорится, что мировоззрения некото­рых НРД могут приводить к тому, что сторонний наблюдатель расценит как бегство от моральной ответственности. Если дви­жение насаждает чувство вины, угрожая «адским огнем и про­клятием», то эффект бывает противоположным. Как сообщает Мессер в своем отчете о Миссии Божественного Света, у многих членов этого религиозного движения меняется поня­тие о том, что хорошо и что плохо, по мере их перехода от приверженности строгому моральному кодексу к желанию реагировать на внутренние побуждения без оглядки на установ­ленные нормы:

В этой ситуации посвященные утверждают, что чувство ви­ны исчезает, ему не находится места, и для тебя твой про­ступок не имеет последствий.1

Мессер, сама ревностный приверженец движения, замечает:

Можно сожалеть об отсутствии «ответственности» в целом, но зато отсутствует и ненависть к самому себе, связанная со стыдом. Начинаешь чувствовать и действовать по отношению к самому себе и другим как ощутивший на себе действие Бога: радостно, благожелательно и с любовью.2

И, наконец, что достаточно любопытно, уход от общества мо­жет случиться после посещения курсов, обещающих содейство­вать осуществлению «наивысших устремлений» человека и по­мочь ему добиться «наиболее полного самовыражения вовсехсферах жизни». Один из бывших членов группы «Источник жизни» сообщает:

Я познакомился с теорией о том, что я сам несу ответствен­ность за все, потому что я сам все «выбираю», будь это плохое зрение, рак или даже мои собственные родители. Я начал верить, что, если сосредоточусь на чем-нибудь по-настоящему, это магическим образом случится. Вам гово­рят: «Будьте открыты для всех возможностей». Я стал от­крытым для кристаллов, которые до тех пор считал чушью. Потом я отправился к медиуму; я думал: «Ладно, может, и впрямь через него говорит дух». В общем, от действия я пе­решел к бездействию. Если можно сделать для себя види­мым идеальный мир, тогда почему не оставить мир так как он есть, зачем его менять?3

 

ГЛАВА 9



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.