Сила сопротивления воздуха. Мощность сопротивления
Воздуха
При движении автомобиля в воздушной среде в результате взаимодействия частиц воздуха с поверхностью автомобиля возникают элементарные силы, действующие в каждой точке поверхности автомобиля. Нормальные составляющие этих сил создают давление на поверхность автомобиля, различное по величине и направлению в различных точках. В передней части автомобиля силы давления направлены против движения, и значительно больше, чем в задней, где они направлены по движению. Касательные к поверхности автомобиля, составляющие элементарных сил взаимодействия автомобиля с воздухом (силы трения), всегда направлены против движения.
Если автомобиль движется при наличии ветра, то в общем случае, когда направление ветра составляет некоторый угол с направлением движения, различные по величине давления действуют и на боковые части автомобиля.
Равнодействующую всех элементарных сил взаимодействия воздуха с автомобилем будем называть полной аэродинамической силой.
Согласно законам аэродинамики полная аэродинамическая сила, действующая на любое тело, движущееся с относительной скоростью V м/с в воздушной среде, может быть найдена по формуле:
, (33)
где Gw – безразмерный коэффициент аэродинамической силы, зависящий от формы тела и направления воздушного потока;
ρв – плотность воздуха, НС2/м4;
F – Миделево сечение тела, м2.
При изучении движения автомобиля действующая на него полная аэродинамическая сила разлагается на три составляющие:
1) Сила сопротивления воздуха Рв, параллельная плоскости дороги и продольной оси автомобиля:
, (34)
где Cx – коэффициент лобового сопротивления воздуха.
2) Боковая аэродинамическая сила Рву, параллельная плоскости дороги и перпендикулярная к продольной оси автомобиля:
, (35)
где Су – коэффициент боковой аэродинамической силы.
3) Подъемная сила Рвz, перпендикулярная к плоскости дороги:
, (36)
где Сz – коэффициент аэродинамической подъемной силы.
Коэффициенты Сх, Су и Сz определяются опытным путем. Наиболее точным способом определения этих коэффициентов является продувка автомобилей или их моделей в аэродинамической трубе. Возможно также определение некоторых или всех указанных коэффициентов путем дорожных испытаний, однако такие испытания дают менее точные результаты.
В процессе испытаний в аэродинамической трубе при неизменной скорости и направлении воздушного потока автомобиль (или его модель) поворачивается под различными углами, что позволяет определить коэффициенты Сх, Су и Сz при различных углах набегания воздушного потока.
В качестве менделеева сечения F у автомобилей принимается площадь лобового сопротивления, равная площади проекции автомобиля на плоскость, перпендикулярную его продольной оси.
Для изучения тяговых свойств автомобиля основное значение имеет сила сопротивления воздуха ρв.
Принимая плотность воздуха постоянной (согласно ГОСТ4401–64 на уровне моря считается ρв=1,225 Н с2/м4), можно произведение считать зависящим только от формы автомобиля (в основном от формы и качества поверхности кузова) и угла между продольной осью автомобиля и направлением относительной скорости воздушного потока. Это произведение называют коэффициентом обтекаемости автомобиля.
Если рассматривать движение автомобиля в неподвижной среде, то V – скорость движения автомобиля в м/с и, следовательно,
. (37)
Если же скорость автомобиля Va задана в км/ч, то вместо Va2 в формулу (37) нужно подставить
. (37а)
При движении в неподвижной воздушной среде направление скорости воздушного потока совпадает с продольной осью автомобиля. Для этого случая можно принимать коэффициент обтекаемости Кв равным:
для легковых автомобилей 0,15…0,3 Н с2/м4 (кг/м3);
для автобусов 0,25…0,5 Н с2/м4 (кг/м3);
для грузовых автомобилей 0,5…0,7 Н с2/м4 (кг/м3);
Площадь лобового сопротивления приближенно может быть найдена по формулам:
для грузовых автомобилей F = BHг; (38)
для легковых автомобилей
F = 0,78 BгHг, (38а)
где В – колея автомобиля (м);
Нг – габаритная высота автомобиля (м);
Вг – габаритная ширина автомобиля (м).
Произведение называют фактором обтекаемости.
Формула (37) может быть использована и для подсчета силы сопротивления воздуха автопоезда. В этом случае в формулу подставляется величина F для звена, имеющего наибольшую площадь лобового сопротивления, а коэффициент обтекаемости определяется по тягачу и увеличивается на 25% на каждый прицеп.
При наличии ветра, направление которого составляет угол β с направлением движения автомобиля, в формулу (37) надо вместо Va подставить относительную скорость Vp воздушного потока, равную геометрической сумме скорости ветра Vb м/c и скорости движения автомобиля Va м/с. Величина относительной скорости воздушного потока может быть найдена по формуле:
. (39)
Коэффициент обтекаемости имеет различное значение в зависимости от угла τ между вектором равнодействующей скорости Vр и продольной осью автомобиля. Этот угол может быть найден по формуле:
. (40)
С увеличением угла τ коэффициент обтекаемости, как правило, увеличивается.
При встречном ветре (β = 0); Vp = Va+Vb и формула (37) принимает вид:
. (41)
При попутном ветре β = 180°; Vp = Va–Vb и
. (41а)
Коэффициент обтекаемости Кв в обоих этих случаях такой, как и при движении автомобиля в неподвижной воздушной среде. Мощность Nв, расходуемая на преодоление сопротивления воздуха,
(42)
В неподвижной воздушной среде, подставляя значение Pв из формул (37) и (37а), получим:
. (42а)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|