Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные эксплуатационные свойства автомобиля, изучаемые в данном курсе





АВТОМОБИЛИ Ч. 2.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА

 

Учебное пособие

Санкт-Петербург

УДК 629.33

ББК 29.33-01

Т-87

 

Рецензиты:

Профессор кафедры «Автомобильный транспорт» С3ГТУ, кан.тех.наук О.В. Гладков.

 

 

Р.Н. Сафиуллин, А.Г. Башкардин

Автомобили. Эксплуатационные свойства: учебное пособие/СПбГАСУ. СПб., 2009. 267– с.

 

 

Учебное пособие написано в соответствии с рабочей программой курса «Автомобили», изучаемой студентами направлении подготовки специалистов по специальностям 653400 – организация перевозок и управления на транспорте.

Описаны эксплуатационные свойства АТС, теоритическое и экспериметальное определение показателей эксплуатационных свойств, рассмотрены основные факторы, влияющие на показатели эксплуатационных свойств АТС в реальных условиях эксплуатации.

Учебное пособие может быть использовано студентами других транспорт ных специальностей инженерно – техническими работниками, занимающихся эксплуатацией АТС.

Оглавление:

Введение 4

Глава 1 Эксплуатационные свойства автомобиля6

1.1.Содержание курса «Теория эксплуатационных свойств автомобиля» 6



1.2.Условия эксплуатации автомобилей 9

1.3.Развитие теории эксплуатационных свойств автомобиля 11

 

Глава 2 Скоростные свойства ( тяговая динамика) автомобиля13

2.1.Общие положения 13

2.2.Оценочные показатели скоростных свойств 13

2.3.Силы, действующие на автомобиль 17

2.4. Кинематика и динамика автомобильного колеса 25

2.5.Силы сопротивления движению автомобиля.

Сила сопротивления качению автомобиля.

Мощность сопротивления качению 41

2.6. Уравнение движения автомобиля 47

2.7. Графические способы решения уравнения силового баланса

автомобиля 48

2.8.Приемистость автомобиля 58

2.9. Определение нормальных реакций, действующих на колеса передней

и задней осей 68

2.10.Мощностной баланс. График мощностного баланса 70

 

Глава 3 Тормозные свойства автомобиля74

3.1. Общие положения 74

Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля 76

3.3.Уравнение движения автомобиля при торможении 83

 

Глава 4 Топливная экономичность автомобиля103

4.1.Общие положения 103

4.2. Основные понятия и определения 106



4.3. Измерители и показатели топливной экономичности.

Нормы расхода топлива 107

4.4. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную

экономичность автомобиля 114

4.5. Топливно-экономическая характеристика автомобиля 133

4.6. Уравнение расхода топлива 135

 

Глава 5 Особенности скоростных и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей141

5.1. Исходные характеристики гидропередач 141

5.2. Совместная работа двигателя с гидропередачами 146

5.3. Методика построения тяговой диаграммы автомобиля с гидропередачей. Автомобиль c непрозрачным гидротрансформатором 147

5.4. Особенности тяговой диаграммы автомобилей с гидропередачей по сравнению с автомобилями, снабженными ступенчатой механической коробкой передач 150

5.5. Динамическая характеристика и параметры 151

5.6. Топливно-экономическая характеристика автомобиля с гидропередачей 153

5.7. Способы улучшения тяговых свойств и топливной экономичности автомобилей с гидропередачами 156

 

Глава 6 Тяговый расчет автомобиля159

6.1. Задачи тягового расчета 159

6.2. Подбор внешней характеристики двигателя 161

6.3. Выбор передаточных чисел трансмиссии 163

Глава 7 Управляемость и устойчивость автомобиля169

7.1. Определение понятий управляемость и устойчивость автомобиля 169

7.2. Оценочные показатели управляемости и устойчивости 173

7.3. Кинематика поворота 177

7.4. Силы, действующие на автомобиль при его повороте в общем случае движения 186

7.5. Распределение поперечной составляющей силы инерции между осями автомобиля 191

7.6. Поперечная устойчивость автомобиля на горизонтальной дороге 193



7.7. Поперечная устойчивость автомобиля на виражах 204

7.8. Критические углы по устойчивости автомобиля на дороге с поперечным уклоном (критический угол косогора) 206

7.9. Коэффициент поперечной устойчивости автомобиля 207

7.10. Колебания управляемых колес относительно шкворней 212

7.11. Устойчивость при торможении автомобиля 224

Глава 8 Плавность хода автомобиля225

8.1. Измерители и показатели плавности хода автомобиля 225

8.2. Автомобиль – колебательная система 226

8.3. Свободные колебания без затухания 228

8.4. Свободные колебания с учетом затухания 235

 

Глава 9 Проходимость автомобиля238

9.1. Классификация препятствий. Параметры сравнительной оценки проходимости 238

9.2. Профильная проходимость 239

9.3. Опорно-сцепная проходимость 245

9.4. Влияние конструктивных параметров автомобиля и эксплуатационных факторов на проходимость 246

9.5. Классификация препятствий. Параметры сравнительной оценки проходимости 249


Введение

Перед работниками автомобильной промышленности и автомобильного транспорта постоянно стоят основополагающие задачи совершенствования конструкций транспортных средств, повышения их производительности, снижения эксплуатационных затрат и повышения безопасности. В результате интенсивного совершенствования конструкции автомобилей, более частого обновления выпускаемых моделей, придания им высоких потребительских качеств, отвечающих современным требованиям, постоянно возникает необходимость повышения уровня подготовки специалистов по автомобильным специальностям.

Выпускник автомобильной специальности вуза должен уметь оценивать качество автомобилей на основе анализа их конструкции и показателей различных свойств. Такие знания позволят будущему специалисту успешно справляться со своими задачами на различных уровнях, связанных с эксплуатацией автомобильного транспорта.

В соответствии с программой и объемом курса «Теория эксплуатационных свойств автомобиля» в данном учебном пособии освещаются лишь основы этой науки в ее современном развитии, с учетом передового опыта в повышении производительности, экономичности и безопасности движения автомобилей. В данном курсе изучаются критерии, измерители, показатели и нормативы, позволяющие оценивать эксплуатационные свойства, анализируются потенциальные свойства автомобилей, определяющие его отдельные эксплуатационные свойства, оценивается влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на эксплуатационные свойства автомобиля. В разделе дисциплины «Автомобили», озаглавленном «Эксплуатационные свойства», будут рассматриваться некоторые вопросы оценки качества автомобилей.

Согласно ГОСТ 15467–70 под качеством продукции (изделия) следует понимать совокупность свойств, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. К таким свойствам относятся функциональные, технологические, экономические, эстетические, эргономические, безопасности, надежности, унификации и т. п., по которым в целом и определяют потребительские качества изделия.

Под свойствами понимаются количественные или качественные характеристики объектов (изделий), присущие им и проявляющиеся в определенных условиях.

Поскольку автотранспортные средства (АТС) предназначены для перевозки грузов, пассажиров или специального оборудования, установленного на них, то для оценки их качества наиболее употребительными являются следующие свойства: экономические, надежности, безопасности, функциональные и технологические. Хотя и остальные свойства (эргономические, эстетические, унификации и т. п.) имеют важное значение, но они обычно используются во вторую очередь.

Экономические свойства АТС характеризуют величины затрат, необходимых для его создания и функционирования. Свойства надежности АТС это способность сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих возможность выполнять требуемые функции (перевозку грузов или пассажиров) в заданных режимах и условиях. Технологические свойства характеризуют, прежде всего, приспособленность АТС к серийному производству, техническому обслуживанию и ремонту. Функциональные свойства оценивают возможность и качество АТС выполнять свои функции по перевозке грузов, пассажиров или специального оборудования. Применительно к автомобильному транспорту функциональные свойства принято называть эксплуатационными.


 

Глава 1 Содержание курса «Эксплуатационные свойства автомобиля»

Основные эксплуатационные свойства автомобиля, изучаемые в данном курсе

Назначением автомобиля является транспортировка грузов, пассажиров или специального оборудования из пунктов отправления в пункт назначения, а свойства автомобиля, определяющие средние скорости транспортировки, расходы топлива, связанные с транспортировкой, безопасность движения автомобилей, выполняющих свои производственные функции, возможность движения по дорогам различного качества, а иногда и без дорог, и называется его эксплуатационными свойствами.

Таким образом, эксплуатационные свойства АТС это группа свойств, определяющих степень их приспособленности к эксплуатации в качестве специфического (наземного, колесного, безрельсового) транспортного средства по перевозке грузов, пассажиров или специального оборудования.

Автомобиль может выполнять свои функции, если он находится в работоспособном состоянии, т. е. когда значения всех его параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической или конструкторской документации.

Для оценки эксплуатационных свойств АТС используют показатели и измерители. Показатель это параметр, характеризующий какое-либо свойство изделия (автомобиля). Измеритель это конкретная величина, позволяющая производить количественную оценку, т. е. указывает численное значение показателя.

В данном курсе изучаются показатели, измерители и их нормативные значения только эксплуатационных свойств АТС. Зная показатели и измерители можно анализировать потенциальные возможности автомобиля и оценивать влияние конструктивных параметров его и эксплуатационных факторов на эксплуатационные свойства.

Эксплуатационные свойства АТС можно разделить на следующие более мелкие группы свойств, характеризующие движение автомобиля: тягово-скоростные, топливные и тормозные свойства, управляемость, устойчивость, маневренность, плавность хода и проходимость.

Скоростными свойствами называют совокупность свойств, определяющих возможные по характеристике двигателя или сцеплению ведущих колес с дорогой диапазоны изменения скоростей, ускорений и предельных углов подъема в различных условиях эксплуатации.

Топливные свойства или точнее топливная экономичность АТС определяет его способность минимально расходовать топливо в заданных (стандартизованных) условиях движения.

Тормозные свойства это способность АТС быстро снижать скорость движения вплоть до полной остановки, сохранять заданную скорость движения на затяжных спусках и оставаться неподвижным на стоянке на уклоне или при действии каких-либо возмущающих сил.

Управляемость это свойство АТС, определяющее его способность изменять направление движения в соответствии с воздействиями водителя на органы управления.

Устойчивость это свойство АТС, определяющее его способность сохранять заданные параметры движения или положения. То есть способность противостоять внешним возмущающим силам, вызывающим его отклонение от заданного направления движения или положения.

Маневренность это способность АТС изменять свое положение на ограниченной площади без переменного использования заднего и переднего ходов.

Плавность хода это способность АТС уменьшать воздействие от механических колебаний на водителя, пассажиров, перевозимые грузы и элементы автомобиля при движении по неровным дорогам.

Проходимостьэто свойство АТС, определяющее его способность двигаться в тяжелых дорожных условиях, в том числе по грунтам с повышенным сопротивлением движению и малым коэффициентом сцепления и преодолевать искусственные и естественные препятствия без вспомогательных средств.

Для суждения о возможности использования того или иного АТС в заданных условиях эксплуатации выработан ряд показателей, позволяющих объективно оценить соответствие существующей или перспективной конструкции автомобиля предъявляемым требованиям. В качестве основного показателя, характеризующего эффективность использования АТС, применяют относительные затраты на перевозку 1 т груза или одного пассажира. Эти показатели зависят не только от конструкции автомобиля, но и от ряда других факторов: дорожных условий, уровня организации перевозок, технического обслуживания и ремонта. Показателем, более тесно связанным с конструкцией автомобиля и достаточно полно характеризующим эффективность его использования, является производительность АТС. Производительность определяется грузоподъемностью или пассажировместимостью автомобиля и средней технической скоростью движения.

Знание эксплуатационных свойств автотранспортного средства инженером по технической эксплуатации автомобилей позволит ему выбрать оптимальные методы поддержания потенциальных эксплуатационных свойств, то есть свойств, заложенных в конструкцию автомобиля при его проектировании и производстве, и восстановления их в процессе ремонта.

Инженер по организации перевозок и управления на автомобильном транспорте, зная потенциальные возможности конкретного автомобиля и умея анализировать влияние его конструктивных параметров и эксплуатационных факторов на показатели производительности, сумеет выбрать такие АТС, которые наилучшим образом будут соответствовать характеристикам перевозимого груза и условиям перевозок, и помогут ему разрабатывать оптимальную стратегию перевозок.

Инженер по организации дорожного движения, зная эксплуатационные свойства АТС, может правильнее организовать движение на дорогах различных категорий с учетом погодно-климатических условий, снижая вероятность возникновения аварийных ситуаций, вводя определенные ограничения на параметры движения, в соответствии со свойствами автомобилей, а также требовать от дорожных служб соблюдения тех или иных мероприятий по поддержанию дорожного покрытия и коммуникаций в соответствующем состоянии.

Задача теории автомобиля состоит в раскрытии механизма преобразования динамической системой управляющих и возмущающих воздействий в выходные характеристики. Аналитически строго из-за сложности задачи это не всегда удается сделать, тогда производится упрощение модели вплоть до задач статики.

Все эксплуатационные свойства АТС связаны с тем или иным видом движения: прямолинейным, криволинейным, ускоряющимся, замедляющимся, с колебаниями. Расчетным путем оценка того или иного эксплуатационного свойства может быть осуществлена только в результате решения уравнений, описывающих соответствующее движение. Поэтому теорию автомобиля можно определить как науку о законах его движения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.