Коэффициент сцепления колеса с дорогой
Касательная реакция дороги X ограничена и не может превышать некоторого значения, обусловливаемого характером взаимодействия между колесом и дорогой (сцеплением колес с дорогой) и величиной нормальной реакции Z.
Отношение максимально возможной по сцеплению касательной реакции Хmax нормальной реакции Z называют продольным коэффициентом сцепления φx:
. (23)
Коэффициент сцепления φх зависит от многих эксплуатационных и конструктивных факторов. Основными из них являются тип и состояние дороги, скорость движения автомобиля, давление воздуха в шинах, размеры колес, вес, приходящийся на колесо, конструктивные особенности шины.
Наибольшее значение коэффициента сцепления достигается на сухих и чистых дорогах с бетонным или асфальтобетонным покрытием. На таких дорогах в среднем коэффициент сцепления можно считать равным φх = 0,7…0,8. Для некоторых типов шин в этом случае коэффициент сцепления может быть равным φх = 1,0…1,1.
Наименьшее значение коэффициент сцепления имеет место на обледенелых и заснеженных дорогах при температурах, близких к нулю (φх = 0,05…0,15). При понижении температуры коэффициент сцепления на этих дорогах увеличивается.
На влажных и загрязненных дорогах с твердым покрытием коэффициент сцепления в полтора-два раза ниже, чем на сухих и чистых. Особенно большое снижение происходит при высоких скоростях качения или скольжения колеса.
Снижение шероховатости дорожного покрытия приводит к уменьшению коэффициента сцепления.
С увеличением скорости движения автомобиля коэффициент сцепления уменьшается особенно на влажных и загрязненных дорогах. Например, на мокром асфальтобетоне при увеличении скорости движения от 25 до 80 км/ч коэффициент сцепления уменьшается почти в два раза.
Давление воздуха в шинах по-разному влияет на величину коэффициента сцепления на дорогах с различным покрытием. На сухих чистых дорогах с твердым покрытием увеличение давления воздуха в шинах уменьшает коэффициент сцепления. На мокрых и грязных дорогах с твердым покрытием увеличение давления воздуха в шинах до некоторых пределов увеличивает коэффициент сцепления в связи с тем, что в результате повышения удельных давлений улучшаются условия выдавливания из контакта пленки влаги или грязи.
На деформируемых дорогах (снег, песок, размокшая грунтовая дорога) уменьшение давления воздуха, как правило, приводит к увеличению коэффициента сцепления. Исключение составляют деформируемые дорожные поверхности с твердым подслоем. На таких дорогах при увеличении давления воздуха в шинах колесо продавливает верхний мягкий слой, в результате чего коэффициент сцепления увеличивается.
Силы и мощности сопротивления движению автомобиля. Силы и мощности сопротивления воздуха.
Силой сопротивления качению автомобиля называют сумму сил сопротивления качению всех его колес:
, (24)
Для двухосного автомобиля, обозначая величины, относящиеся к передней оси, индексом 1 и к задней – индексом 2, можно записать:
Обычно считают f1 = f2 = f, тогда
(25)
Мощность Nk, расходуемая на преодоление сопротивления качению, равна
, (26)
где Va – скорость автомобиля (м/с);
Ga – вес автомобиля (Н);
Ма- масса автомобиля ( кг).
Если Va выражена в км/ч, Ga в кг и N в л.с., то
Сила сопротивления подъему. Мощность сопротивления подъему
Составляющую силы тяжести , параллельную плоскости дороги, называют силой сопротивления подъему и обозначают Рп:
. (27)
При небольших углах подъема (до 10°) синус в формуле (18) может быть заменен тангенсом. В дорожном строительстве крутизну дорожных подъемов и спусков часто характеризуют величиной (i) уклона, представляющей собой отношение превышения Н (рис. 11) к заложению В (I = H/B).
Поскольку , то
. (28)
Мощность сопротивления подъему Nn равна:
(29)
Сила Рп может быть направлена как против движения, так и по движению, в зависимости от знака угла α (уклона i). Угол α и уклон i считают положительными при подъеме и отрицательными при спуске.
Рис.11. Определение уклона
Сила сопротивления дороги. Мощность сопротивления
Дороги
Сумму сил сопротивления качению автомобиля и сопротивления подъему называют силой сопротивления дороги:
. (30)
Сумму
(31)
называют суммарным коэффициентом сопротивления дороги.
Мощность сопротивления дороги
. (32)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|