Информация и ее роль в рыночной экономике.
Последние десятилетия в экономической мысли все больший интерес приобретает проблема информации, по поводу которой высказываются неоднозначные теоретико-методологические позиции. Например, неоклассики не всегда признают существование рынка информации. Их противники, наоборот, рассматривают информацию как один из наиболее важных ресурсов, который оказывает влияние на функционирование рынка, и выдвигают положение о необходимости пересмотра теории общего равновесия.
В этом контексте отвергается утверждение о том, что единственным фактором, определяющим поведение экономических агентов, выступает цена, поскольку фирмы получают информацию не только ценовыми, но неценовыми сигналами (через прессу, консультантов, систему образования и т. д.). Фирма, которая обладает незначительной информацией, имеет мало шансов на завоевание рынка. И наоборот, всестороннее владение информацией создает у фирмы возможности для доминирования на своем рынке. Важная роль информации заключается еще и в возможности снижении уровня неопределенности и сокращении потерь.
Категория «информация» тесно связана с другими понятиями, такими как «данные» и «знания», более того между ними можно заметить определенную взаимосвязь и последовательность развития. Данные представляют собой совокупность разнородных, необработанных, неструктурированных объективных фактов. Что касается информации, то она обладает определенной формой, независимостью от субъекта, выступает своеобразным связующим элементом между отправителем и получателем, поскольку обязательно их предполагает. Информация представляет собой обмен сигналами, передачу данных, которые можно обнаружить как в живой, так и неживой природе. Знания же представляют собой результат индивидуальной познавательной деятельности человека, они неразрывно связаны с интеллектуальными способностями человека.
Данные преобразуются в информацию несколькими способами:
1) путем контекстуализации, т.е. определения назначения и содержания переданных данных;
2) категоризацией, т.е. определенным структурированием данных по типам;
3) подсчетом, т.е. обработкой математическими методами;
4) сжатием, т.е. обработкой сведений путем исправления ошибок и неточностей.
Для того, чтобы информация трансформировалась в знания существует комплекс методов: сравнение – сопоставление с аналогичными явлениями, оценка – выявление степени значимости, определение области применения.
Информация представляет собой особый, специфический ресурс, которые не имеет границ распространения, а потому способен инициировать глобальные изменения в экономике. Информация обладает рядом уникальных характеристик, которые отличают ее от традиционных ресурсов.
Во-первых, по мере потребления информация увеличивает свою полезность, т.е. обладает мультипликационным эффектом. Поэтому бартер на информацию более эффективен, чем в отношении иных товаров и услуг.
Во-вторых, экономический эффект может принести только цельная информация, ее использование по частям не вызовет никакого результата.
В-третьих, информация представляет собой общественное благо, а потому обладает такими характеристиками как неисключаемость и неконкурентность в потреблении. Фактически это проявляется в возможности обладания информацией одновременно несколькими субъектами, при этом наличие ее у одного индивида не препятствует возможности получения другими.
В-четвертых, сложность в определении стоимости информации, поскольку пока она не применена на практике, оценить ее невозможно.
В-пятых, имеет место тенденция быстрого обесценивания информации, так как этот ресурс производства подвержен только одному виду износа – моральному.
Чтобы определить оптимальное для каждого предпринимателя количество информации, необходимо сравнить ожидаемые от нее предельные выгоды с ожидаемыми предельными издержками при ее получении. Соответствующие зависимости представлены на рис. 12.1.
Точка пересечения кривых предельных выгод (MG) и предельных издержек (МС), обозначенная как В отражает баланс между двумя указанными показателями. Количество (QB) и цена (Рв) необходимой информации представляют собой координаты точки В.
Рис. 12.1. Оптимальное количество информации.
Если ожидаемая выгода от покупки информации превышает ожидаемые предельные издержки (MG > МС), то такую информацию необходимо приобрести. Если же нет, то от покупки столь дорогостоящей информации лучше отказаться: дешевле обойдутся некоторые ошибки.
Условием оптимального функционирования рыночной экономики является полная информированность субъектов хозяйствования относительно цен, качества и номенклатуры продукции, структуре спроса, перспективах роста экономики и т.п. Однако, только рынок в целом может гарантировать получение полной и всеобъемлющей информации, ни один же из субъектов в отдельности не располагает ею целиком.
В качестве причин неполноты информации можно выделить следующие.
Во-первых, это барьер трансакционных издержек. Принцип рациональности заставляет и продавцов и покупателей вести поиск оптимальных цен, издержки же поиска будут мешать субъектам совершать сделку по оптимальной цене.
Во-вторых, информация не всегда соответствует действительности. С одной стороны, она может изначально быть искажены, с другой стороны, она слишком быстро устаревает.
В-третьих, проблема обработки информация и трансформации ее в знания, не все экономические субъекты в состоянии обрабатывать и усваивать информацию, а потому она частично теряется.
Таким образом, можно констатировать, что в условиях реального рынка приходится принимать решения при наличии далеко не полной информации (и это касается любой области, не ограничиваясь только областью рыночных отношений). Наличие неполной информации имеет важные и порой негативные последствия для принятия решений. Одно из них заключается в том, что приходится рисковать.
Метод поиска информации также способствует снижению риска. Уже отмечалось, что множество ошибочных решений связано с недостатком информации. Получение ее является ценным товаром, и вложение капитала в информацию становится одной из сфер предпринимательства.
Разновидностью неполноты информации является ее асимметричность. Она представляет собой такую ситуацию, когда одна часть участников сделки обладает важной информацией, в то время как иные заинтересованные лица ею не обладают, рассмотрим этот случай детальнее
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|