Сделай Сам Свою Работу на 5

Информация и ее роль в рыночной экономике.





Последние десятилетия в экономической мысли все больший интерес приобретает проблема информации, по поводу которой высказываются неоднозначные теоретико-методологические позиции. Например, неоклассики не всегда признают существование рынка информации. Их противники, наоборот, рассматривают информацию как один из наиболее важных ресурсов, который оказывает влияние на функционирование рынка, и выдвигают положение о необходимости пересмотра теории общего равновесия.

В этом контексте отвергается утверждение о том, что единственным фактором, определяющим поведение экономических агентов, выступает цена, поскольку фирмы получают информацию не только ценовыми, но неценовыми сигналами (через прессу, консультантов, систему образования и т. д.). Фирма, которая обладает незначительной информацией, имеет мало шансов на завоевание рынка. И наоборот, всестороннее владение информацией создает у фирмы возможности для доминирования на своем рынке. Важная роль информации заключается еще и в возможности снижении уровня неопределенности и сокращении потерь.

Категория «информация» тесно связана с другими понятиями, такими как «данные» и «знания», более того между ними можно заметить определенную взаимосвязь и последовательность развития. Данные представляют собой совокупность разнородных, необработанных, неструктурированных объективных фактов. Что касается информации, то она обладает определенной формой, независимостью от субъекта, выступает своеобразным связующим элементом между отправителем и получателем, поскольку обязательно их предполагает. Информация представляет собой обмен сигналами, передачу данных, которые можно обнаружить как в живой, так и неживой природе. Знания же представляют собой результат индивидуальной познавательной деятельности человека, они неразрывно связаны с интеллектуальными способностями человека.



Данные преобразуются в информацию несколькими способами:

1) путем контекстуализации, т.е. определения назначения и содержания переданных данных;

2) категоризацией, т.е. определенным структурированием данных по типам;

3) подсчетом, т.е. обработкой математическими методами;



4) сжатием, т.е. обработкой сведений путем исправления ошибок и неточностей.

Для того, чтобы информация трансформировалась в знания существует комплекс методов: сравнение – сопоставление с аналогичными явлениями, оценка – выявление степени значимости, определение области применения.

Информация представляет собой особый, специфический ресурс, которые не имеет границ распространения, а потому способен инициировать глобальные изменения в экономике. Информация обладает рядом уникальных характеристик, которые отличают ее от традиционных ресурсов.

Во-первых, по мере потребления информация увеличивает свою полезность, т.е. обладает мультипликационным эффектом. Поэтому бартер на информацию более эффективен, чем в отношении иных товаров и услуг.

Во-вторых, экономический эффект может принести только цельная информация, ее использование по частям не вызовет никакого результата.

В-третьих, информация представляет собой общественное благо, а потому обладает такими характеристиками как неисключаемость и неконкурентность в потреблении. Фактически это проявляется в возможности обладания информацией одновременно несколькими субъектами, при этом наличие ее у одного индивида не препятствует возможности получения другими.

В-четвертых, сложность в определении стоимости информации, поскольку пока она не применена на практике, оценить ее невозможно.

В-пятых, имеет место тенденция быстрого обесценивания информации, так как этот ресурс производства подвержен только одному виду износа – моральному.



Чтобы определить оптимальное для каждого предпринимателя количество информации, необходимо сравнить ожидаемые от нее предельные выгоды с ожидаемыми предельными издержками при ее получении. Соответствующие зависимости представлены на рис. 12.1.

Точка пересечения кривых предельных выгод (MG) и предельных издержек (МС), обозначенная как В отражает баланс между двумя указанными показателями. Количество (QB) и цена (Рв) необходимой информации представляют собой координаты точки В.

Рис. 12.1. Оптимальное количество информации.

 

Если ожидаемая выгода от покупки информации превышает ожидаемые предельные издержки (MG > МС), то такую информацию необходимо приобрести. Если же нет, то от покупки столь дорогостоящей информации лучше отказаться: дешевле обойдутся некоторые ошибки.

Условием оптимального функционирования рыночной экономики является полная информированность субъектов хозяйствования относительно цен, качества и номенклатуры продукции, структуре спроса, перспективах роста экономики и т.п. Однако, только рынок в целом может гарантировать получение полной и всеобъемлющей информации, ни один же из субъектов в отдельности не располагает ею целиком.

В качестве причин неполноты информации можно выделить следующие.

Во-первых, это барьер трансакционных издержек. Принцип рациональности заставляет и продавцов и покупателей вести поиск оптимальных цен, издержки же поиска будут мешать субъектам совершать сделку по оптимальной цене.

Во-вторых, информация не всегда соответствует действительности. С одной стороны, она может изначально быть искажены, с другой стороны, она слишком быстро устаревает.

В-третьих, проблема обработки информация и трансформации ее в знания, не все экономические субъекты в состоянии обрабатывать и усваивать информацию, а потому она частично теряется.

Таким образом, можно констатировать, что в условиях реального рынка приходится принимать решения при наличии далеко не полной информации (и это касается любой области, не ограничиваясь только областью рыночных отношений). Наличие неполной информации имеет важные и порой негативные последствия для принятия решений. Одно из них заключается в том, что приходится рисковать.

Метод поиска информации также способствует снижению риска. Уже отмечалось, что множество ошибочных решений связано с недостатком информации. Получение ее является ценным товаром, и вложение капитала в информацию становится одной из сфер предпринимательства.

Разновидностью неполноты информации является ее асимметричность. Она представляет собой такую ситуацию, когда одна часть участников сделки обладает важной информацией, в то время как иные заинтересованные лица ею не обладают, рассмотрим этот случай детальнее

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.