Сделай Сам Свою Работу на 5

Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.





В целях максимизации прибыли чистый монополист может использовать особую ценовую политику, так называемую ценовую дискриминацию, понятие и виды которой были разработаны английским экономистом А.Пигу.Ценовая дискриминация – это практика установления разных цен на различные единицы одного и того же блага, не оправданная никакими различиями в издержках производства.

Суть проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль.

Для того чтобы фирма-монополист смогла осуществить политику ценовой дискриминации, рынок должен отвечать двум условиям:

1. Покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленные блага.

2. Продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на блага.

Условия для ценовой дискриминации присутствуют далеко не на всех рынках, но они и не столь уж и редки. Она характерна для предприятий коммунальных услуг, шоу-бизнеса, в сфере образования и здравоохранения и др. Различают три степени ценовой дискриминации.



При ценовой дискриминации первой степени или совершенной ценовой дискриминациимонополист продает каждую единицу блага каждому покупателю по его резервированной цене, т.е. той максимальной цене, которую потребитель согласен платить за благо. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополией, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его объем продаж.

Допустим, что есть только один хирург, способный провести уникальную пластическую операцию. Любому нуждающемуся в ней придется обратиться к этому специалисту, т.е. к монополисту, который стремится максимизировать прибыль с целью приобретения современного медицинского оборудования. Пациенты могут купить только одну операцию такого рода за всю жизнь. Предположим, что издержки неизменны и что средние и предельные затраты на каждую операцию составят 4000 ден. ед. (рис. 4.11). В отсутствие ценовой дискриминации монопольная цена на операцию Р2 и их проводилось бы Q2. Кривая предельного дохода (MR1) пересекает кривую предельных издержек (МС)в точке А. При такой цене (монопольной) экономическая прибыль представлена прямоугольником Р3Р2ВА.



Поскольку хирургическая операция является индивидуальной услугой, которую нельзя перепродать, то хирург обладает способностью осуществлять ценовую дискриминацию. Предположим, что он обязывал прошедших операцию оформлять специальные анкеты, записи которых позволяют установить вид кривой (на рис. 4.11 кривая D). Помним, что на кривой спроса указывают максимальную цену, которую некоторый покупатель готов платить за некое благо.

Следовательно, хирург может зарабатывать дополнительную прибыль, назначая каждому пациенту максимальную цену, которую он согласен платить. До тех пор пока максимальная цена, очередной претендент, превышает предельные издержки (Р > МС), хирург станет получать прибавку к прибыли, оперируя каждого желающего. Только последний пациент заплатит цену, равную предельным издержкам 2 = МС = АС) за операцию. С пациентов, готовых заплатить цену, превышающую предельные издержки, чем жить без операции, запросят оплату повыше. Устанавливая всем пациентам, которые способны оплатить операцию по цене Р2, более высокую 1) хирург увеличивает прибыль, представленную треугольником Р2СВ.

Уменьшая цену для пациентов, которые отказались бы от операции при монопольной цене, хирург проводит дополнительные операции (Q3) и увеличивает прибыль на сумму, представленную треугольником АВК. Совокупная прибыль при ценовой дискриминации представлена треугольником Р3СК; она значительно больше той, которую можно было бы получить, если была установлена единая цена, равная Р2.



При совершенной ценовой дискриминации кривая спроса (D) одновременно является кривой предельного дохода (MR). Равновесие достигается в точке К, где максимальная цена, уплачиваемая последним пациентом, равняется предельным издержкам, а количество операций увеличивается с Q2 до Q3. Это тоже количество, которое было бы предложено, если бы эти медицинские услуги продавались на рынке совершенной конкуренции. Однако лишь последний пациент оплачивает стоимость операции по исходной для сравнения конкурентной цене 3 = МС). Все другие пациенты платят более высокие цены, чем те, которые могли быть в условиях совершенной конкуренции.

В результате ценовой дискриминации те пациенты, для которых максимально допустимые цены находятся на участке прямой ВС, становятся беднее, т.к. им приходится платить более высокие цены. Пациенты, для которых максимально допустимые цены находятся вдоль участка прямой ВК, смогут оплатить операцию только в условиях ценовой дискриминации благодаря готовности хирурга назначить им цену ниже Р2. Хирург становится богаче, т.к. в результате ценовой дискриминации прибыль увеличилась на сумму площадей двух треугольников (Р2СВ и АВК). В итоге весь излишек потребителей (пациентов), который имел бы место при совершенной конкуренции, получает монополист.

Однако такая ценовая политика крайне редко встречается на практике, поскольку для ее осуществления монополист должен обладать удивительной проницательностью и четко представлять, какова максимальная цена может быть, которую готов заплатить покупатель за каждую единицу блага.

Суть ценовой дискриминации второй степени заключается в установлении различных цен в зависимости от объема продаж. При покупке большого количества благ потребителю устанавливают более низкую цену за каждую единицу блага. Очень часто проведение такой ценовой политики проявляется в виде различных ценовых скидок (дисконтная карта в супермаркете, к примеру).

Ценовая дискриминация третьей степени – это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей, имеющим различную эластичность спроса по цене. Такая ситуация требует сегментации рынка, т.е. формирования групп покупателей в зависимости от их платежеспособности. Таким образом, монополист создает «дорогой» и «дешевый» рынки.

На «дорогом» рынке спрос низкоэластичен, что позволяет монополисту увеличивать выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» – высокоэластичен, что дает возможность увеличить выручку за счет продажи большего количества благ по более низким ценам. Самая сложная проблема ценовой дискриминации третьей степени – сегментация рынка, т.е. надежное отделение «дорогого» рынка от «дешевого». Если допустить просчеты, то идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь покупатели «дешевого» рынка купят на нем блага по низким ценам и перепродадут их на «дорогом» рынке.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.