Сделай Сам Свою Работу на 5

Антимонопольная политика государства: зарубежный опыт и ее особенности в Республике Беларусь.





Под антимоноп.регул-м понимают целенапр. Деят-ть гос-ва, напрвленную на ослабление рын-й власти, ее огранич, предотвращ ее приобретения и злоупотребл ею эконом.субъектами.Реализ-ся ч\з систему админ-х, закон-х, эконом мер.Основой регул-я явл. антимоноп-е закон-во- совокупность законов и правовых норм, устан.права, обяз-тии и ответств-ть экон субъектов,возник всвязи с их деят-ю по поводу злоупотр. Рын-й властью. Осн. Направления а-й политики: 1.Ограничение монополиз. Рынка.2.Контроль слияний и поглощений, ценовой дискримин.3.Защита прав потреб.4.Поддержка малого и среднего бизнеса. Антим-е регул зародилость в США, конец 19века, с принятием антитрестовских законов.Оно направл на профилактику моноп. И достаточно лишь одного факта незак-х действ. Или соглаш-й,чтобы к фирме примен-ть санкции\фиксит. Цен, сговор о доле рынка, соглас-й отказ торговать, договор-ть о взаимных покупках и продажах. Анти-я полит-а в З.Европе направлена против злоупотребл на рынке и в отлич от США реализ-я ч\з антим-е зак-во, а ч\з законод-во в сфере поддержки конкур-ии:- контролир.группы предприятий, заним. Доминирующ.положение на рынке, поддерживают малый и средний бизнес, удел. Внимание структурной перестройке экономики и защите прав потребит-й, после подписания в 1959г. Рижского договора были заложены принципы общеевропейского законод-ва. Япония: антитрестовское закон-во развивилось после 2-й мировой под давлением США и характериз. Более терпимым отношением к монополиз-и, содержит множество исключений для борьбы с временными сподами деловой активности, рационализ.произ-ва, развитиемвнешней торговли и т.д. РБ: развитие антимоноп. Регул-я началось в 90 г. и предназначалось для трансформации института собственности, демонополизации экономики, развитие мех-ма конкуренции. С 2001г. минист-во экономики явл. координац. Органом по вопросам антимонопольной политики, реализ след. Паправления деят-ти:1.госполитика в области поддержки добросов. Конкуренции, защита прав потребителя, предупреждение, пресечение монопол.деят-ти и недобросов.конкур-и.Минист-во ведет госреестр хозсубъектов, регул. Деят-ть естеств.монополии, разрабатывает программу демонополизации и развития конкур. ИНСТРУМЕНТЫ:запрет на организацию картелей; огранич возможнслияния фирм, контроль над соглашениями о предоставлении искл.прав за дискриминацией, прямое и косвенное регулирование цен на продукцию монополий, налогообложение на сверхприбыль, нормиров-е рентаб-ти.





 

Рынки ресурсов.

Рынок ресурсовэто рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы, в форме заработной платы, процентного дохода и ренты.

Субъекты рынка ресурсов:

Девиз поведения фирмы в условиях рыночной конкуренции является принцип — производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести.

Ключевой характеристикой спроса на ресурсы является его производный характер по отношению к спросу на конечную продукцию.Производный спрос на ресурсы это спрос на ресурсы, зависящий от спроса на конечные продукты, производимые на основе этих ресурсов.

Объем спроса на ресурс зависит от следующих факторов:

Предельный продукт в денежной форме, (MRP) — прирост денежного дохода, полученный в результате продажи продукции, созданной одной дополнительной единицей ресурса. Этот показатель равен предельному продукту, умноженному на цену дополнительно произведенной продукции, т.е. MRP = MP * P..

При совершенной конкуренции спрос на ресурсы более эластичен по сравнению с несовершенной конкуренцией. На эластичность спроса на ресурсы влияют и другие факторы:

Предельные издержки на ресурс (MRC) — прирост общих издержек производства в результате применения одной дополнительной единицы ресурса.



Выполнение правила MRP = MRC максимизирует прибыль.

Равенство предельного денежного продукта труда, т.е. получаемого предельного дохода, и предельных издержек ресурса обычно называется одним из правил максимизации прибыли. Именно это равенство приводит фирму в состояние максимально прибыльного равновесия.

 

27. Функционирование конкурентного рынка труда.

Функционирование рынка труда и поведение всех его участников во многом зависит от характера складывающихся на нем конкуренции.

Конкуренция – борьба между людьми и группами людей за овладение редкими благами (товары, услуги, ресурсы), приобретение которых требует жертв в виде отказа от других благ.

Конкуренция на рынке труда ведется между:

-наемными работниками за рабочее место и должности;

-работодателями за работников (особенно высококвалифицированных);

-работодателями и наемными работниками ( профсоюзами за условия найма);

-между государствами за высококвалифицированную рабочую силу.

Рынок труда в каждой стране делится на сегменты не редко почти несвязанные между собой, поэтому существует:

-конкуренция внутри определенного сегмента рынка труда между работниками одного уровня квалификации – внутрифирменная и межфирменная конкуренция;

-внутрифирменная конкуренция между работодателями, предлагающими однородные рабочие места;

-межсегментная конкуренция – предполагает необходимость преодоления межсегментных сегментов (отраслевых и территориальных), причем как для работников, так и работодателей.

На рынке труда, как и на других работниках можно различать конкуренцию ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную.

Ценовая конкуренция – непосредственно связана с уровнем вознаграждения за труд.

Неценовая конкуренция – связана с их нервной продуктивностью, а так же с недавними возможностями передачи работодателями «рыночного сигнала» о своих трудовых качествах и возможностях.

Добросовестная конкуренция происходит в рамках закона и этических норм.

При недобросовестной конкуренции эти нормы нарушаются.

Экономическая теория труда особое внимание уделяет исследованию аспектов функционирования рынка, которые связаны со степенью ограничения конкуренции, т.е. с наличием ими монопольной власти одной из сторон.

Теоретические аспекты функционирования рынка труда:

Столь большое количество продавцов и покупателей труда, что ни кто из них не в состоянии повлиять на его цену, рыночную заработную плату.

Равноценность работника (их квалификация и продуктивность) и рабочих мест.

Самостоятельный и независящий от кого-то давления, чего-либо вмешательства выбор участников трудовых сделок.

Отсутствие барьеров, препятствующих перемещению работников на новые рабочие места

Равный доход всех участников рынка труда к инфляции в сочетании с нулевыми издержками по ее получению.

На конкурентном рынке труда фирма сталкивается с абсолютно эластичным предложением труда. Для рынка в целом линия предложения имеет обычный для нее положение наклон.

Процесс установления, поддержания, восстановления равновесия на рынке труда можно с одной стороны анализировать в рамках традиционных микроэкономических моделей, а с другой стороны особенностей рынка труда и его субъектов требуют более детального рассмотрения процесса и эффектов, которые здесь возникают. Следует отметить, что в краткосрочных и долгосрочных периодах спрос на труд и его предложение имеют разные коэффициент эластичности.

В краткосрочном периоде он ниже, в долгосрочном выше. Соответственно, установление рыночного равновесия и его поддержания при изменившихся условиях требуют надстройки рынка с помощью государственных методов регулирования.

В ответ на изменение спроса и предложения рынок труда отреагирует соответствующими изменениями к заработной плате и занятости. Как быстро могут эти изменения происходить, т.е. как быстро рынок труда в соответствии находить новое равновесное состояние, зависит от гибкости рынка труда.

Гибкость рынка труда зависит от мобильности работников, степени гибкости режимов труда и рабочего времени, от возможности производства связанных с изменением издержек. Рынок труда будет не гибким, если заработная плата и режим рабочего времени жесткие, а мобильность рабочей силы низкая.

Подстройка равновесия на рынке труда может осуществляться по-разному в зависимости от ряда обстоятельств, в частности от того, на сколько способно работники и работодатели договариваться между собой, соблюдая баланс интересов. Если работник может сообщить работодателю о недовольстве работой лишь своим увольнением, то подстройка равновесия на рынке труда называется механизмом выхода.

Восстановление равновесия на рынке труда может происходить иначе: с помощью механизма подстройки «голос». Он основан на том, что работодателем и работники обмениваются информацией и это позволяет работодателю во время реагировать на изменение ситуации, избегая тем самым потерь из за увольнения работников. Таким образом, с помощью механизма «голос» регулируется условия труда, с помощью механизма «выход» уровень труда.

 

28. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции.

Рынок труда может быть монополизирован как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Рассмотрим сначала несовершенно конкурентный рынок труда, монополизированный со стороны спроса.

Монопсония, или рынок труда, на котором действует единственный наниматель труда, возникает при следующих условиях:

а) на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой – либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;

б) данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;

в) этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за определенных социальных условий, географической разобщенности, необходимости переучиваться по новой специальности и т.п.);

г) фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирмананиматель труда. (Далее рассматриваются случаи, когда монопсонию формирует одна фирма).

В чем же особенность монопсонии и что она дает предпринимателям? При совершенно конкурентном рынке труда предприниматели имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая фирма нанимает рабочих по неизменной цене, а кривая предложения труда в отрасли отражает предельные издержки на наем ресурса (труда). В условиях же монопсонии сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль, поэтому кривые предложения труда для фирмы и отрасли совпадают. В таком случае для отдельной фирмы-монопсониста кривая предложения труда показывает не предельные, а средние величины издержек на наем труда, т.е. для монопсониста кривая предложения труда является кривой средних издержек pecуpcа (ARC), а не предельных.

Поскольку кривая предложения труда для отрасли имеет «восходящий» вид, т.к. привлечение дополнительного работника из другой отрасли требует повышения заработной платы для этого рабочего, то для фирмы-монопсониста значения средних издержек ресурса возрастают. Это означает, что для нее величина предельных издержек на наем труда превосходит средние издержки (заработную плату): если фирма-монопсонист нанимает N1 = 4000 единиц рабочих по ставке W1= 400 руб., то наем N2-го рабочего по ставке W2 = 410 руб. будет означать, что такую же ставку она должна заплатить уже нанятым рабочим, иначе ее ожидают трудовые конфликты. Поэтому предельные издержки для фирмы-монопсониста на наем N2-гo рабочего составят не 410 руб., а 40410 руб. (10 руб. Ч 4000 – добавка уже нанятым N1 = 4000 рабочим, плюс 410 руб., выплачиваемые N2-му рабочему). С учетом изложенного, кривая предельных издержек для фирмы-монопсониста проходит выше кривой предложения труда.

Но любая фирма максимизирует прибыль, когда выравнивает предельную выручку, полученную в результате найма дополнительной единицы ресурса, с предельными (а не средними) издержками ресурса. В условиях монопсонии это означает, что равновесные значения зарплаты Wm и количества нанимаемых рабочих Nm фирмы-монопсониста отличаются от величины W1 и N1, установившихся при совершенно конкурентном рынке труда (рис. 23):

Рис. 23. Рынок труда в условиях монопсонии

При совершенно конкурентном рынке труда равновесные значения W1 и N1 соответствуют точке Е1 пересечения кривых D спроса на труд и S предложения труда для отрасли.

Если на рынке труда возникает монопсония, то кривая предложения для отрасли превращается в кривую предложения фирмы-монопсониста и отражает средние издержки фирмы на труд, т.е. уровень заработной платы, которую она должна выплачивать каждому работнику. Тогда кривая предельных издержек на труд MRCL лежит выше кривой S. Фирма-монопсонист выравнивает значения MRP и MRC в точке Еm, нанимая Nm рабочих и выплачивая им ставку заработной платы Wm рублей.

Заметим, что в условиях монопсонии кривая D не является кривой спроса на труд, поскольку для фирмы-монопсониста невозможно построить кривую спроса (аналогично тому, что длямонополии

нельзя построить кривую предложения).

Оценим последствия монопсонизации рынка труда с точки зрения фирмы-монопсониста, рабочих и общества в целом. Нанимая Nm рабочих, фирма, если бы она действовала в условиях совершенной конкуренции, должна была выплачивать рабочим ставку заработной платы, равную W'm; суммарные выплаты рабочим (суммарные издержки фирмы на наем труда) определялись бы тогда площадью прямоугольника OW'mEmNm. Устанавливая ставку Wm, фирма потенциально «отыгрывает» у рабочих прямоугольник WmW’m EmM, что идет на оплату иных факторов производства (прибыль процент, рента). Таким образом фирма-монопсонист увеличивает свою прибыль. Для рабочих возникновение монопсонии обернется потерей (N1-Nm) рабочих мест и снижением заработной платы с W1 до Wm. Поскольку (N1-Nm) рабочих не будут заняты в отрасли, то, с точки зрения общества в целом, потери составят площадь треугольника MЕmE1.

Модели с профсоюзом. Другим вариантом монополизации рынка труда является создание в отрасли профсоюза, который становится монопольным «продавцом» труда предпринимателям, т.е. монополия на рынке труда возникает со стороны предложения. Сначала рассмотрим более простую модель, когда профсоюзу в отрасли противостоят многие фирмы, не действующие сообща. Затем будет изучен рынок труда в условиях двойной монополии, т.е. когда профсоюзу (монополисту – продавцу труда) противостоит монопсония (монополист – покупатель труда).

Профсоюзы решают многие вопросы, связанные с защитой прав своих членов, но все же основной задачей профсоюза является повышение ставки заработной платы. Чтобы представить, каким образом профсоюз добивается повышения заработной платы, обратимся к ситуации, характерной для совершенно конкурентного рынка труда (рис. 24):

Рис. 24. Рынок труда с профсоюзом

При совершенной конкуренции на рынке труда устанавливается равновесная ставка заработной платы W1, по которой в отрасли нанимается N1 единиц рабочих. Если профсоюз объединит только квалифицированных специалистов и будет выступать единой группой, "продающей" труд своих членов, то мы можем рассматривать подобную ситуацию как классическую монополию. Тогда отраслевая кривая спроса становится для профсоюза кривой средней выручки (ARP), а кривая его предельной выручки (MRP) проходит ниже кривой D. Точка Т пересечения кривых MRC и MRP определит число N2 членов профсоюза, нанимаемых отраслью по ставке заработной платы W2. В условиях неизменного спроса на труд в отрасли уменьшение числа занятых равносильно сокращению предложения труда. Следует заметить, что в развитых странах способ повышения заработной платы путем сужения предложения довольно часто применяется профсоюзами. Это достигается многими способами, например, путем принятия законодательных актов, вводящих специальные лицензии на занятие определенным видом профессиональной деятельности (медики, юристы), создающих иные барьеры для вхождения в отрасль (необходимость переподготовки, лицензионные сборы, сдача квалификационных экзаменов и т.п.).

 

Заработная плата.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Заработная плата (разг. зарплата) — денежная компенсация (об ином виде компенсаций практически неизвестно), которую работник получает в обмен на свой труд.

Другие определения заработной платы:

· цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе.

· выраженная в денежной форме часть совокупного общественного продукта, поступающая в личное потребление трудящихся в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.

· часть затрат на производство и реализацию продукции, направляемая на оплату труда работников предприятия.

Виды заработной платы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.