НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ1
Вопросы:
7.1 Понятие конкуренции, ее роль в рыночной экономике. Совершенная конкуренция
7.2 Чистая монополия. Фирма-монополист
7.3 Сущность и характерные черты монополистической конкуренции
7.4 Сущность и признаки олигополии
7.5Антимонопольная политика государства
Начиная изучать тему в первом вопросе, прежде всего, раскройте содержание и роль конкуренции в рыночной экономике. Разберитесь в том, почему конкуренция предполагает максимальную экономическую эффективность. Рассмотрите важнейшие функции конкуренции, к которым относятся:
· эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества;
· стимулирование эффективности производства;
· распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства;
· установление равновесной рыночной цены.
Дайте краткую характеристику различным видам конкуренции: внутриотраслевой и межотраслевой; ценовой и неценовой; добросовестной и недобросовестной, совершенной и несовершенной.
Покажите, что является побудительным мотивом конкуренции. Уясните, что с учетом условий, в которых протекает конкуренция, различают несколько типов конкурентных рынков (совершенная или чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия). Дайте краткую характеристику каждого типа рынка. Важно также уяснить, как конкуренция способствует продвижению рыночного хозяйства к монополии.
Необходимо обратить внимание и на то, что существуют основные правила поведения фирм в различных рыночных структурах. В какой бы рыночной структуре не действовала бы фирма, она должны для себя решить следующие вопросы:
· Оставаться в этой отрасли или вообще прекратить работу?
· В каком объеме производить продукцию для получения максимальной прибыли?
Для этого нужно знать суммарные издержки, суммарную прибыль, общие переменные издержки и другие.
Далее рассмотрите сущность и основные черты совершенной конкуренции. Покажите, что для рыночной структуры этого типа характерно:
· наличие на рынке значительного числа продавцов и покупателей;
· незначительная доля объема предложения со стороны отдельного продавца, что не позволяет ему влиять на рыночную цену;
· продажа всеми продавцами однородной, стандартной, унифицированной продукции;
· одинаковая информация о положении дел на рынке для всех участников рынка (продавцов и покупателей);
· мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее.
Уясните, что рынок, который соответствует всем этим условиям, называется «совершенным», или «свободным». В условиях такого рынка продавцы не могут влиять на рыночную ситуацию и должны приспосабливаться к ней. Покажите, что невозможность воздействовать на цену заставляет конкурирующие фирмы для сохранения или улучшения своей позиции на рынке снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать другие неценовые методы конкурентной борьбы.
Изучение второго вопроса следует начать с выяснения, что такое монополия и каковы особенности чистой монополии как рыночной структуры. Уясните, что признаками монопольного положения являются концентрация в одних руках всего объема продаж на рынке и возможность в силу этого устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. В условиях чистой монополии отрасль .состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.
Рассмотрите предпосылки возникновения чистой монополии. Покажите, что ими являются:
· производство уникальной продукции (отсутствия близких заменителей);
· наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;
· исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам;
· наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п.
Выясните также, что чистую (абсолютную) монополию следует рассматривать антиподом совершенной конкуренции. При этом надо уяснить, что монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм. Их вступление блокировано экономическими, финансовыми, правовыми, технологическими и другими преградами. Фирма-монополист выступает единственным производителем товара, который является уникальным, и ему нет заменителей. Благодаря монопольным ценам фирма получает монопольно высокую прибыль.
Далее следует рассмотреть основные виды монополии: искусственную, естественную, временную, государственную, случайную. Кроме этих видов монополий рассмотрите также особенности монопсонии, двусторонней монополии, дуополии, монополии, использующей ценовую дискриминацию.
Рассматривая поведение фирмы-монополиста, условия максимизации ею прибыли, покажите, как в условиях монополии стремление производителя к максимизации прибыли путем установления контроля над ценами и объемами предложения товаров приводит к утверждению особой «рыночной власти» - монопольной.
Выясните, чем отличается равновесие фирмы в условиях монополистического рынка от равновесия конкурентной фирмы. Уясните, что монополист является единственным субъектом, осуществляющим предложение на рынке данного товара и, следовательно, его возможности влияния на рыночную конъюнктуру значительны. Таким образом, монополия позволяет диктовать рыночную цену, но установление цен монополистом происходит в соответствии с рыночным спросом.
Далее проанализируйте условие равновесия монополиста, показав, что равенство MR = МС сохраняется и для него. При этом обратите внимание на то, что фирме резонно предлагать дополнительную единицу продукта только при условии получения дополнительного дохода на уровне, не меньшем, чем предельные издержки, а также на то, что цена всегда превышает предельный доход.
Уясните, что имея возможность влиять на цены, монополист решает, какой доход ему нужно получить, и, исходя из него, назначает цену на товар, но при этом цена и объемов товаров взаимосвязаны, взаимообусловлены, и определенная цена возможна только при данном объеме.
Затем выявите особенности ценообразования на монопольно выпускаемую продукцию, показав, что монопольная цена - это не самая высокая цена; что монополия обеспечивает увеличение прибыли на весь объем производимой продукции, а не на отдельную ее единицу; что монополия не гарантирована от убытков.
Далее проанализируйте ценовую дискриминацию, характерную для монополии, выявите экономические условия для ее существования, а также ее последствия.
Завершая изучение данного вопроса рассмотрите показатели монопольной власти, а именно:
1) индекс Ленера, который равен величине, обратной значению эластичности спроса;
2) индекс Херфиндаля-Хиршмана, равный сумме квадратов удельных весов фирм на рынке и характеризующий степень концентрации рынка.
В третьем вопросе уясните, что монополистическая конкуренция - это рыночная структура, при которой множество фирм, выпускающих однотипный но дифференцированный продукт (например, джинсы, зубную пасту, духи, обувь), конкурируют между собой. При этом каждый продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много, т.е. имеется множество заменителей, а объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, контроль фирмы над ценами ограничен, а большое число продавцов практически исключает возможность сговора.
Рассмотрите основные методы конкуренции на рынках монополистической конкуренции, которыми являются неценовые методы - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.
Обратите внимание на то, что вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик. Кроме этого, внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие монопольной (хотя и ограниченной) власти и возможность воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества. В то же время широкий выбор марок, видов, стилей, а также разное качество продукции позволяют лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.
Уясните также, что дифференциация продукта является одним из основных признаков монополистической конкуренции, и, прежде всего, дифференциация качества (по надежности, функциональным свойствам, используемым материалам, дизайну и пр.). Именно она лежит в основе еще одного признака монополистической конкуренции - неценовой конкуренции.
Далее следует рассмотреть поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции.
Уясните, что в краткосрочном периоде фирма, работающая в условиях монополистической конкуренции, может как получить прибыль, так и понести убытки. При этом, как правило, прибыльное производство какого-либо товара привлекает новых производителей, предложение данного товара увеличивается, соответственно уменьшаются цены, уменьшается или вообще исчезает прибыль, и наоборот.
В то же время, обратите внимание, что в долгосрочном периоде фирма в монополистической конкуренции имеет тенденцию к безубыточности. Выясните почему это происходит.
Далее покажите, что существуют ограничивающие конкуренцию факторы, так как это не просто конкуренция, а монополистическая конкуренция. Проанализируйте эти факторы.
В заключении проанализируйте недостатки монополистической конкуренции такие как, недоиспользование производственных мощностей и ресурсов для производства данного товара; превышение цены товара над предельными издержками; более высокие издержки производства на единицу продукции; и, соответственно, более высокие цены товаров, чем на чисто конкурентном рынке. Но при этом обратите внимание, что на практике отличия в прибыли и издержках производства на конкурентных предприятиях и предприятиях монополистической конкуренции могут быть незначительными, в то же время множество производителей дифференцированного товара в условиях монополистической конкуренции увеличивает плотность рынка и возможность выбора для потребителя.
Заканчивая изучение данного вопроса остановите свое внимание на неценовой конкуренции, которая широко используются при монополистической конкуренции в связи с дифференциацией продукции. Рассмотрите ее основные формы, к которым относятся:
· повышение качества продукции путем совершенствования технических характеристик товаров;
· улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя;
· производство товаров-заменителей;
· улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис;
· использование массовой рекламы и т.п.
Особое внимание уделите анализу рекламы, ее роли в продвижении товаров на рынке. Рассмотрите функции, которые выполняет реклама в общественном производстве.
во-первых, реклама предоставляет потребителю информацию, которая позволяет ему ориентироваться в товарном мире и делать разумный выбор;
во-вторых, она поддерживает все отрасли национальной системы связи, так как фактически во всех странах СМИ существуют в основном за счет рекламы;
в-третьих, реклама стимулирует изменения в продукте, его совершенствование;
в-четвертых, реклама способствует повышению эффективности производства, так как удачно разрекламированный продукт начинает пользоваться большим спросом, и производитель расширяет производство, получает больший доход, большую прибыль;
в-пятых, реклама поддерживает конкуренцию, так как посредством нее происходит борьба за потребителя;
в-шестых, реклама способствует полной занятости, стимулируя высокие уровни потребительских расходов, а, следовательно, дополнительный доход для производителей и возможность расширять производство.
В то же время, обратите внимание, что реклама оказывает на общество и отрицательное влияние. В частности, она навязчиво убеждает потребителя, что купить нужно именно этот товар, и никакой другой; далее все расходы на рекламу непроизводительны; кроме того, активное использование рекламы способствует сохранению и росту монополий.
В четвертом вопросе разберитесь с понятием «олигополия». Уясните, что олигополия — это рыночная структура, в которой доминируют несколько крупных фирм (обычно 3-10 фирм), т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Рассмотрите два вида олигополии в зависимости от типа производимой и продаваемой продукции: чистую олигополию — олигополию, производящую однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, продукция сталелитейной промышленности); и олигополию, производящую дифференцированную продукцию (сигареты, электробытовые приборы, автомобили).
Выясните основные черты, которые характеризуют олигополию: немногочисленность фирм в отрасли; высокие барьеры для входа в отрасль; большая взаимозависимость фирм друг от друга; или ограниченный, или значительный (при сговоре) контроль над ценой.
Подробнее остановитесь на такой характерной черте олигополии как взаимозависимость фирм. Выясните почему любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. В чем это проявляется. Покажите, что с одной стороны, рыночное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на продажи его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних, а, с другой стороны, поведение других фирм влияет на поведение данного конкурента.
Уясните, что различают четыре варианта существования олигополии и взаимодействия ее членов в ценообразовании: олигополия, не основанная на сговоре; взаимодействие, обусловленное тайным соглашением; лидерство в ценах; ценообразование осуществляемое по принципу "издержки плюс...". Выясните особенности каждого из них.
Покажите, что олигополия является преобладающей рыночной структурой современной экономики, поскольку на ее долю приходится большая часть производимой продукции.
Далее определите особенности поведения фирмы-олигополиста на рынке. В частности, уясните, что в краткосрочном периоде она способна удерживать цену на свою продукцию, что объясняется предварительной готовностью фирмы к возможному падению или увеличению спроса.
Покажите, что фирма-олигополист готова (и имеет возможность) изменять (законсервировать или ввести) в соответствии с изменившимся спросом некоторое количество отдельных фиксированных ресурсов - станков, машин, оборудования, запасов и др., и, одновременно она может изменить и количество переменного фактора (труда), оставляя при этом величину, его изменения на единицу продукции постоянной. Это позволяет утверждать, что в краткосрочном периоде наблюдается постоянная отдача от масштаба производства при изменении выпуска продукции. Проанализируйте поведение фирмы-олигополиста в краткосрочном периоде.
Затем перейдите к анализу действия фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде. Покажите, что ее поведение определяются реакцией и ответным действием конкурирующих фирм, то есть олигополистической взаимосвязью, поэтому фирма обязана тщательно учитывать возможные действия своих конкурентов на олигополистическом рынке при изменении цены и объема выпуска на свою продукцию.
Уясните, что наличие олигополистических взаимосвязей обусловливает сложный характер поведения фирм, оно может быть многовариантным, поэтому единой теории олигополии нет. Учитывая, что в долгосрочном периоде действия фирм-олигополистов могут быть. Однако экономистами разработаны модели,
Далее рассмотрите модель Курно, которая учитывает ряд согласованных действий конкурирующих фирм при изменениях в ценах и объемах выпуска продукции на рынке олигополии. Покажите суть данной модели состоящую в том, что из двух конкурирующих фирм (дуополия) каждая принимает объем производства своего конкурента постоянным и исходя из этого определяет собственные действия по выпуску продукции. Поэтому, сопоставляя реакции фирм-олигополистов на поведение друг друга, определяют величину предложения, одинаковую для каждой фирмы, тем самым достигается так называемое равновесие Курно, при котором фирма может определить, сколько продукции будет производить конкурент и в зависимости от этого максимизировать свою прибыль.
При изучении пятого вопросаследует выявить сущность антимонопольной политики государства. Выясните, какова ее цель. Усвойте, что антимонопольное регулирование включает в себя антимонопольное законодательство, цель которого состоит в регулировании структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Административный контроль над монополизированными рынками предполагает совокупность различных способов воздействия на монополизированное производство. Все способы и методы антимонопольной политики государства нацелены в конечном итоге на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным.
Раскройте основные направления антимонопольной деятельности государства, которая включает в себя как экономические, так и административные меры. Покажите, что к экономическим мерам поддержания конкуренции и борьбы с монополией относятся:
· поощрение создания товаров-заменителей;
· поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);
· привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
· финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
· государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Уясните, что административные меры, направленные на демонополизацию рынков включают в себя:
· запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен;
· запрет на слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;
· принудительная демонополизация (дробление);
· установление предельных цен, или предельного роста цен, или предельного уровня рентабельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|