ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ
Вопросы:
3.1 Сущность и предпосылки возникновения и развития рыночного
хозяйства
3.2 Товар и его свойства. Деньги и цена
3.3 Сущность рынка, его структура и виды. Рыночная инфраструктура
3.4 Введение в микроэкономику
Приступая к изучению первого вопроса, раскройте сущность натурального и товарного (рыночного) хозяйства, важнейшие их черты, отражающие характер связи между производством и потреблением, экономических отношений, разделения труда, целей производства. При этом обратите внимание на то, что при натуральном хозяйстве все продукты производятся и потребляются внутри данного хозяйства, а при товарном - продукты создаются с целью их продажи, обмена на рынке. Дайте характеристику общественного разделения труда, как причины появления рыночного хозяйства. Проанализируйте процесс углубления специализации, т.е. хозяйственного обособления людей на изготовление какого-то продукта, который порождает необходимость обмена разнородной продукцией. Выясните, с чем связан процесс экономического обособления производителей. Обратите внимание на то, что рыночная система формировалась в течение длительного периода времени в результате разложения натурального и развития товарного производства.
Проанализируйте основные черты рыночного хозяйства: открытость, наличие опосредованных связей между производством и потреблением, разделение и кооперация труда, удовлетворение общественных потребностей, соответствие их более высокому уровню развития производительных сил.
Уясните, почему рыночное хозяйство не может нормально развиваться в рамках общей собственности, каким образом она затрудняет хозяйственное обособление производителей и их свободную предпринимательскую деятельность.
Изучите формы рыночного хозяйства: простое и предпринимательское. Их общие черты и отличия. Покажите, что в условиях индустриального и постиндустриального развития общества расширилось пространство рыночного хозяйства. Рассмотрите, как в условиях современной смешанной экономики в хозяйственной жизни создаются товарные и нетоварные связи.
Приступая ко второму вопросу, разберитесь с понятием «товар» и его отличием от натурального продукта. Раскройте сущность товара как продукта труда, предназначенного для удовлетворения какой-либо человеческой потребности и произведенного для обмена, продажи. Рассмотрите основные положения трудовой теории стоимости. Выделите основные свойства товара: потребительную стоимость, меновую стоимость и стоимость. Уясните, что потребительная стоимость товара - это его способность удовлетворять потребности других людей. Меновая стоимость - это способность товара в определенных количественных соотношениях обмениваться на другой товар. Стоимость товара представляет собой овеществленный в товаре общественно-необходимый труд.
Покажите единство и противоречивость основных свойств товара. Раскройте следующие марксистские положения. Как потребительные стоимости товары качественно неоднородны и количественно несоизмеримы, а как стоимости они качественно однородны и количественно соизмеримы.
Раскройте связь свойств товара с характером труда. Выделите основные различия между конкретным и абстрактным трудом, простым и сложным. Уясните, что стоимость создается абстрактным трудом, а потребительная стоимость - конкретным. Величина стоимости товара определяется общественно-необходимым рабочим временем, т.е. средним временем, который тратит работник средней квалификации на производство товара при нормальных условиях труда.
Выясните, что основным законом товарного производства является закон стоимости, который регулирует связи между товаропроизводителями. Покажите, что этот закон выступает стимулятором роста производительности труда и снижения затрат на производство товара, а также вызывает социально-экономическое расслоение товаропроизводителей.
Проанализируйте основные проблемы, с которыми сталкивается трудовая теория стоимости: измерение величины стоимости товара, редукция труда и другие.
В соответствии с теорией предельной полезности выделите такое свойство товара, как ценность, которая определяется его полезностью и выступает субъективной оценкой роли определенного блага в удовлетворении личных потребностей.
Покажите связь между ценностью товара и его редкостью, степенью насыщения потребности в нем. Уясните, что ценность товара определяется его предельной полезностью. Рассмотрите действие закона убывающей полезности, согласно которому предельная полезность каждой дополнительной единицы товара уменьшается по мере того, как субъект увеличивает потребление соответствующего товара.
Покажите, что каждая из рассмотренных концепций объясняет экономические процессы товарного производства асимметрично. Трудовая теория стоимости характеризует поведение производителей, а теория предельной полезности охватывает область поведения потребителей полезных благ.
Рассмотрите понятие денег, как особого товара, который является всеобщим эквивалентом при обмене на рынке. Покажите объективный подход к определению денег, в соответствии с которым они представляют собой исторически выделившийся особый вид товара, являющийся всеобщим эквивалентом; и субъективный подход, предполагающий рассмотрение денег как искусственной социальной условности.
Охарактеризуйте сущность цены как меры оценки товара. Изучите основные функции цены: информационную, регулирующую, учетную, социальную. Познакомьтесь с различными видами цен: оптовыми, розничными, закупочными, мировыми, прейскурантными, договорными, свободными, монопольными. Разберитесь, как складывается структура цены, что в нее должно быть включено.
Переходя к третьему вопросу охарактеризуйте рынок как определенную форму товарно-денежных отношений между производителями и потребителями. Выясните характерные для рынка черты. Обратите внимание на условия существования рынка: множество собственников, свобода предпринимательской деятельности, свободные цены, наличие законодательной базы.
Выделите основные субъекты рынка: домохозяйства, предприятие, государство. Охарактеризуйте рыночные отношения между ними. Рассмотрите функции рынка: соединительную, информационную, распределительную, стимулирующую, санирующую и социальную. Покажите положительные и отрицательные черты рынка.
Разберитесь в разнообразных видах рынка: по экономическому назначению (рынок потребительских товаров, рынок труда, рынок ценных бумаг и т.п.); по пространственному признаку (местный, региональный, национальный и мировой), по степени развитости экономических свобод продавца и покупателя (свободный, нелегальный и регулируемый). Покажите взаимосвязь различных видов рынка.
Выясните различные виды рыночных структур. В зависимости от количества продавцов и покупателей в отрасли, дифференциации продукта, контроля над ценами и барьеров входа в отрасль различают совершенный, монополистический, олигополистический рынки.
Уясните, что работа рынка обеспечивается через функционирование его инфраструктуры (система обслуживающих отраслей). Рассмотрите основные элементы рыночной инфраструктуры: торговые предприятия ( оптовые и розничные, закупочные базы); специализированные посредники (брокерские и дилерские конторы, инвестиционные банки и фонды, страховые компании); биржи (труда, товарные, фондовые, валютные и др.); аукционы и ярмарки; государственные организации (служба занятости населения, налоговые, и таможенные организации); консалтинговые и аудиторские компании) и т.п.
Уясните, что для каждого вида рынка формируется своя инфраструктура. Для товарных рынков организуется деятельность специализированных посредников оптового и розничного звена, товарных бирж. Работу фондового рынка обслуживают инвестиционные и страховые компании, фондовые биржи и т.п.
Особую роль в рыночной инфраструктуре играют биржи, которые являются особой формой организации оптового рынка, где продажа и купля товаров осуществляется по каталогам и образцам. Выясните, что основная функция биржи состоит в оказании посреднических услуг при заключении сделки. Рассмотрите различные виды биржи.
При изучении четвертого вопроса следует уяснить, что микроэкономика как самостоятельная научная дисциплина сформировалась в последней трети XIX века. Ее создание связано с именами крупных экономистов: Леона Вальраса, Карла Менгера, У.Ст. Джевонса и других, осуществивших так называемую «маржиналистскую революцию», в результате которой неоклассическое направление стало доминирующим в экономической науке. А «Принципы экономикс» кембриджского профессора Альфреда Маршалла и монография американского экономиста Дж. Б. Кларка «Распределение богатства» окончательно оформили неоклассическую парадигму. Неоклассики очертили целостную концепцию функционирования рыночного хозяйства в условиях совершенной конкуренции. Особенно внушительных успехов они достигли в исследовании проблем экономического равновесия, формирующегося на основе механизма свободного ценообразования.
Далее необходимо понять, что микроэкономика занимается исследованием поведения отдельных экономических субъектов. При этом экономические субъекты (агенты) - это потребители (покупатели товаров и услуг); фирмы, производящие товары и услуги; наемные рабочие; вкладчики капитала; землевладельцы. Экономические субъекты разнятся по масштабам и функциям в экономических процессах, но роль каждой из названных групп экономических субъектов существенна и необходима.
Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Она изучает взаимодействие субъектов экономики на отраслевых рынках, объясняет механизмы рыночного ценообразования, влияние государственной политики на деятельность экономических субъектов.
Уясните также, что центральной проблемой микроэкономики является проблема ценообразования, формирования рыночной цены. Поэтому изучение курса «Микроэкономика» включает рассмотрение вопросов, детально и всесторонне описывающих механизмы рыночного ценообразования, в частности факторов, определяющими рыночную цену:
· потребительский спрос (и, следовательно, поведение потребителей);
· предложение предпринимательских фирм (и поведение последних);
· поведение владельцев факторов производства на рынках ресурсов;
· экономическая политика государства.
Микроэкономика подробно исследует все эти ценообразующие факторы. При этом предусматривается следующая последовательность изучения: сначала излагаются основы анализа спроса и предложения, затем теория поведения потребителей, далее – теория фирмы (производителей), после этого дается анализ типов рыночных структур, и, наконец, рассматриваются рынки факторов производства (ресурсов). В заключительных темах исследуется общее экономическое равновесие.
Далее рассмотрите сущность и особенности двух направлений микроэкономического анализа: позитивного и нормативного. Выясните как они взаимосвязаны между собой, какие методы изучения экономических реальностей используют. Уясните, что позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике. В то время как нормативный подход предполагает ответ на вопрос «Что надо делать?» Не владея знаниями экономической ситуации, положения и мотивов деятельности экономических субъектов в данных конкретных условиях, ответить на поставленный вопрос невозможно.
Подробнее остановитесь на особенностях основныхметодовизучения реальной действительности позитивноймикроэкономической теории, к которым относятся: предельный анализ, функциональный анализ,равновесный подход, метод верифицируемости (проверяемости) теории.
Также разберитесь с методом моделирования экономических явлений и процессов, который широко используют приверженцы нормативного подхода. Рассмотрите особенности детерминистских и стохастических моделей, оптимизационных и равновесных, статических и динамических.
Уясните, что в методологии микроэкономики важнейшую роль играет предпосылка о рациональном поведении экономических субъектов. При этом экономический человек, действуя рационально, стремится к максимуму результата при заданных средствах и минимуму затрат на получение определенного результата.
В заключении покажите, что микроэкономическая теория лежит в основе разработки микроэкономической политики, которая определяется государством, устанавливающим конкретные цели для отдельных рынков или отраслей и применяющим определенные инструменты регулирования рынков и отраслей для осуществления этих целей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|