Основные категории и понятия.
Рыночное хозяйство, общественное разделение труда, натуральное хозяйство, специализация, экономическое обособление товаропроизводителей, кооперация труда, простое рыночное хозяйство, предпринимательское рыночное хозяйство, товар, потребительная стоимость, стоимость, меновая стоимость, единство свойств товара, противоречие свойств товара, конкретный труд, абстрактный труд, индивидуальная стоимость, общественная стоимость, общественно необходимое рабочее время, закон стоимости, ценность товара, предельная полезность товара, закон убывания предельной полезности, деньги, функции денег (мера стоимости, средство обращения, средство накопления и образования сокровищ, средство платежа, мировые деньги), цена, оптовая цена, розничная цена, свободная цена, договорная цена, монопольная цена, рынок, совершенный (свободный) рынок, монополистический рынок, олигополистический рынок, рыночная инфраструктура, биржа, аукцион, оптовая торговля, розничная торговля.
Микроэкономика, экономические субъекты (агенты), позитивное направление микроэкономики, нормативное направление микроэкономики, методы изучения позитивной микроэкономики: предельный анализ, функциональный анализ, равновесный подход, метод верифицируемости, экономическая модель, детерминистские модели, стохастические модели, оптимизационные модели, равновесные модели, статические модели, динамические модели, рациональное поведение экономического субъекта.
Вопросы для обсуждения
1. Каковы причины возникновения рыночного хозяйства?
2. Как взаимосвязаны между собой характер рыночного хозяйства и отношения собственности9
3. Почему на рынке один товар обменивается на другой? Что лежит в основе их обмена?
4. Назовите продукт труда, который бы обладал потребительной стоимостью, но не имел стоимости?
5. От чего зависит ценность товара?
6. Как будут соотноситься стоимости сапог и топора, созданных сапожником и кузнецом за равный по продолжительности рабочий день, если труд первого в три раза сложнее второго?
7. Можно ли считать деньги объективной экономической категорией, если в обращение бумажные деньги пускает государство, которое меняет денежные знаки, их количество и т.п.?
8. В чем позитивная и негативная роль рынка? По какому критерию можно оценивать его эффективность?
9. Каковы особенности деятельности торгового агента, брокера, дилера, коммивояжера?
10. Какая связь существует между различными видами рынка?
11. Что изучает микроэкономика?
12. В чем состоит отличие микроэкономики от макроэкономики?
13. Кто относится к экономическим субъектам (агентам)?
14. Какова центральная проблема микроэкономики?
15. Каковы особенности позитивного и нормативного направлений микроэкономического анализа?
16. Каковы основные методы позитивного микроэкономического анализа?
17. Что из себя представляют микроэкономические модели?
18. Какие виды микроэкономических моделей различают?
19. В чем состоит сущность рационального поведения экономических субъектов?
ТЕМА 4
АНАЛИЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ64
Вопросы:
4.1 Рыночный спрос, факторы его определяющие
4.2 Рыночное предложение, факторы его определяющие
4.3 Понятие и условия рыночного равновесия
4.4 Эластичность спроса и предложения
При рассмотрении первого вопроса необходимо вспомнить, что спрос является одним из основных элементов рыночного механизма. При этом под спросом следует понимать то количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при определенной цене в течение данного периода времени.
Уясните, что понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Рассмотрите основные существующие виды спроса (нерегулярный, нерациональный, скрытый, действительный, неудовлетворенный, реализованный), дайте их характеристику. Покажите, что бывает индивидуальный и рыночный спрос, в чем состоит их особенность.
Выясните связь между спросом и ценой товара, которая выражается законом спроса. Разберитесь в графическом изображении кривой спроса. Усвойте, что согласно этому закону потребители обычно покупают большее количество товаров по низкой цене, чем по высокой. Чем выше цена, тем меньше величина спроса на товар. Обратите внимание на существование различных "эффектов", возникающих при снижении цены на товар и объясняющих закон спроса («эффект дохода», «эффект замещения»).
Изучите факторы, которые воздействуют на изменение спроса (кроме цены). Выясните, в чем заключается отличие понятий «спрос» и «величина спроса». Обратите внимание на существование предпочтений потребителей при покупке ими товаров (с учетом изменения моды, состояния здоровья, стиля жизни и т.д.), а также на субъективную оценку товаров, исходя из их предельной полезности (теория потребительского поведения).
При изучениивторого вопроса обратитесь к характеристике рыночного предложения. Предложение – это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный период времени по тем или иным ценам.
Выясните связь между предложением и ценой товара, которая выражается законом предложения, проиллюстрируйте его графически и уясните, что в законе предложения существует прямая связь между ценой и величиной предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения. Изучите основные рыночные факторы, которые влияют на предложение товаров на рынке.
В третьем вопросе усвойте, что спрос и предложение взаимодействуют, и в результате устанавливается равновесная цена, которая устраивает и продавцов и покупателей, а ситуация называется – рыночное равновесие. Выясните, какие существуют отклонения от рыночного равновесия, чем они вызваны и к каким ситуациям на рынке приводят.
Уясните влияние на рыночное равновесие изменения спроса и предложения под воздействием неценовых факторов. Рассмотрите виды рыночного равновесия.
Уделите внимание анализу паутинообразной модели рыночного равновесия, которая учитывает фактор времени, то есть является динамической. Рассмотрите три ее возможных варианта.
Далее исследуйте влияние налогов, дотаций и фиксированных цен на рыночное равновесие. Покажите как изменяется при этом ситуация на рынке.
В четвертом вопросе изучите понятие эластичность спроса и эластичность предложения. Необходимо обратить внимание на то что как спрос, так и предложение по-разному реагируют на изменение цены т.е. в большей или меньшей степени. Обратите внимание на точечную и дуговую эластичность.
Далее рассмотрите эластичность спроса по цене. При этом охарактеризуйте ее различные виды. Выясните, какие факторы оказывают влияние эластичность спроса. Изучите, также перекрестную эластичность, эластичность спроса по доходу, их значение.
По такому же принципу рассмотрите понятие эластичность предложения по цене. При этом более подробно изучите влияние на эластичность предложения фактора времени.
Основные категории и понятия
Рыночный спрос, величина спроса, закон спроса, кривая спроса, эффект дохода, эффект замещения, эффект убывающей предельной полезности, рыночное предложение, величина предложения, закон предложения, кривая предложения, рыночное равновесие, равновесная цена, дефицит благ, избыток благ, мгновенное равновесие, краткосрочное равновесие, долгосрочное равновесие, эластичность спроса, абсолютно неэластичный спрос, неэластичный спрос, единичная эластичность спроса по цене, эластичный спрос, абсолютно эластичный спрос, перекрестная эластичность, эластичность спроса по доходу, эластичность предложения, абсолютно неэластичное предложение, неэластичное предложение, единичная эластичность предложения, эластичное предложение, абсолютно эластичное предложение.
Вопросы для обсуждения
1. О чем говорят законы спроса и предложения?
2. Как возникает рыночное равновесие и что показывает цена равновесия?
3. Товары А и Б являются взаимозаменяемыми. Как изменится спрос на товар Б, если цена на товар А повысится? Что произойдет, если товары А и Б дополняют друг друга?
4. Каково различие между величиной спроса и спросом?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|