ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Тема 1. Введение в экономическую теорию..............................................................4
Тема 2. Теория общественного производства и воспроизводства........................11
РАЗДЕЛ 2. РЫНОК И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Тема 3. Основы рыночных отношений. Введение в микроэкономику.................14
Тема 4. Анализ спроса и предложения....................................................................20
РАЗДЕЛ 3. ПОТРЕБИТЕЛИ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ БЛАГ,
ИХ ПОВЕДЕНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
Тема 5. Теории потребительского проведения в условиях совершенной
конкуренции.................................................................................................23
Тема 6. Теории фирмы и ее поведение в условиях совершенной
конкуренции.................................................................................................27
Тема 7. Потребители и фирмы в условиях несовершенной
конкуренции.................................................................................................35
РАЗДЕЛ 4. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
Тема 8. Рынок труда и заработная плата.................................................................44
Тема 9. Рынок капиталов и процент........................................................................49
Тема 10. Рынок земли и рента..................................................................................53
Тема 11. Общее экономическое равновесие и роль государства..........................56
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ТЕМА 1
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Вопросы:
1.1 Экономическая теория как наука, ее предмет, функции и методы
1.2 Производительные силы и производственные отношения.
Экономические законы
1.3 Становление и развитие экономической теории
1.4 Сущность экономической системы, ее структура и типы
1.5 Собственность в экономической системе
Приступая к изучению экономической теории важно правильно понять предмет экономической теории. Именно из предмета вытекают и содержание учебного курса, и те задачи, которые он ставит перед собой, познавая окружающий человеческий мир, и те требования, которые общество может предъявить данной науке. Предмет определяет основные методы, которыми пользуется экономическая теория при исследовании своих категорий и законов.
При изучении первого вопроса, необходимо понять, что экономика общества включает все виды деятельности людей, направленных на создание жизненных благ, удовлетворяющих потребности каждого человека. В то же время экономика является материальной основой функционирования отношений, возникающих между людьми при создании, распределении, обмене и потреблении жизненных благ. Экономическая теория призвана познать эти отношения, раскрыть суть экономических процессов и законов, управляющих ими, выявить их движущие силы с тем, чтобы обеспечить увеличение благ для человека.
Экономика, представляя единое целое, в тоже время имеет разные уровни с более конкретными объектами познания. Рассмотрите следующие уровни экономики: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мега экономика.
Экономическая теория является результатом развития, дифференциации и интеграции системы экономических наук. Покажите место экономической теории в этой системе, ее связь с политической экономией как ее сущностной основой, с экономике как более конкретной наукой, имеющей прикладной характер, с частными экономическими науками (функциональными, отраслевыми, межотраслевыми).
Предмет экономической теории определяет ее понятие. Выясните место предмета в следующем определении понимания данной науки: Экономическая теория - это наука о поведении людей, их взаимоотношениях по созданию и распределению жизненных благ в обществе при ограниченных ресурсах, о законах, управляющих экономическими процессами.
Покажите роль экономической теории, ее воздействие на общественную жизнь и знание каждого человека через следующие функции: познавательную; практическую; методологическую; социальную; идеологическую. Раскройте указанные функции применительно к современной России.
Важной задачей экономической теории является определение принципов и методов познания экономических процессов и законов.
Выясните, почему людям необходимо познать экономическую жизнь общества, какое это имеет значение для выбора направлений их действия в процессе создания благ. Рассмотрите основной инструмент научного познания - метод исследования категорий и законов. Его можно представить в двояком значении: и как способ научного исследования экономических процессов и законов, и как образ действия в какой-либо работе.
Раскройте общенаучный диалектический метод исследования экономических категорий, который отражает действие известных законов диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.
Рассмотрите более подробно конкретные методы изучения экономических процессов и явлений такие, как метод научной абстракции, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, метод единства исторического и логического, метод единства общего и особенного, метод восхождения от простого к сложному, метод единства качественного и количественного анализа, метод анализа общественной практики.
Во втором вопросе надо понять, что экономической основой жизни общества является производственная деятельность, в процессе которой люди, воздействуя на природу, создают необходимые жизненные блага. В этом процессе участвуют производительные силы и производственные отношения, которые находятся в противоречивом единстве и постоянно взаимодействуют между собой как содержание и форма.
Раскройте содержание производительных сил, их вещественный и личный элемент. Обратите внимание на ведущую в них роль человека с его способностями к труду. Выясните, в чем заключается общественный характер производительных сил. Рассмотрите систему производительных сил: по признаку их содержания, по историческому признаку.
Изучите производственные отношения, представляя их как связи и отношения людей, которые возникают помимо их воли в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Раскройте сущность производственных отношений через такие их характерные черты, как объективность, взаимоотношение между людьми по присвоению и использованию средств производства, взаимодействие с производительными силами, взаимосвязь с надстроечными отношениями. При этом покажите место и роль отношения собственности.
Дайте характеристику структурным подсистемам экономических отношений, с их выделением: по социальному признаку; по признаку фаз движения; по уровневому признаку.
Выясните суть экономических категорий как абстракции экономических отношений. Назовите, какие экономические категории вы знаете.
Уясните понятие экономических законов как внутренние причинные связи и взаимозависимости в явленmn иях, выражающие сущность экономических отношений. Раскройте их сущность экономических законов. Обратите внимание на их взаимосвязь с экономическими категориями.
Рассмотрите основные черты, характеризующие сущность экономических законов: объективный характер экономических законов, общественные условия действия экономических законов, объективно-субъективный характер проявления экономических законов.
Названные черты отражаются в механизме действия экономических законов и в механизме их использования. Охарактеризуйте эти два механизма по их сущности, взаимосвязи и различиям.
В третьем вопросе необходимо изучить этапы становления и развития экономической теории.
Сначала рассмотрите истоки экономической теории, которые появились в рассуждениях ученых древнего мира, в частности, в экономических воззрениях древнегреческих мыслителей Ксенофонта, Аристотеля, Платона.
Уясните, что выделение экономического учения в самостоятельную науку происходит в период зарождения капитализма. С тех пор экономическая теория прошла в своем развитии несколько этапов.
На начальных этапах, выделились такие школы, как меркантилисты и физиократы. Предметом их исследования было богатство народов. Однако каждая школа по-разному понимала этот предмет. Покажите, как понимали указанные школы следующие вопросы: что есть богатство народов; каков источник увеличения богатства. Назовите основателей этих школ и рассмотрите их особенности в изучении экономических вопросов.
Следующий этап в развитии экономической теории определили своим учением классики буржуазной политической экономии. Раскройте предмет их исследования, теоретические основы и главные научные идеи, которые они заложили своим учением и показали в своих работах. При этом обратите внимание на точки зрения классиков по таким вопросам, как разделение труда и его причина, основа обмена товаров, интересы людей, возникающие при обмене, свободная конкуренция и др.
Важным этапом в развитии экономической теории стала марксистская политическая экономия. Она дала ответы на многие экономические вопросы, которые уже были поставлены предшественниками и в определенной степени разработаны. Покажите, что стало главным в учении марксистов, их предмет политической экономии, какое значение имеют открытые ими экономические законы и, прежде всего, закон прибавочной стоимости. Рассмотрите основные положения марксистской теории, прежде всего о товаре и его свойствах, об экономической основе, которая делает товары соизмеримыми, о происхождении денег, о свойствах рабочей силы, об основном производственном отношении капитализма и др. Назовите экономические законы, которые были обоснованы Марксом в «Капитале».
Наконец, необходимо изучить направления и теории в области экономической науки, которые господствовали в ХХ веке и в настоящее время. Целесообразно их рассмотреть в порядке хронологической последовательности, как они возникали и развивались. При этом надо выяснить главные идеи их основоположников, предмет и принцип изучения экономических проблем.
При изучении маржинализма обратите внимание на предельные величины в экономических процессах, которые выступают в качестве предмета исследования, а также на принцип убывающей предельной полезности.
В кейнсианстве усвойте главное - количественные функциональные зависимости процесса воспроизводства: капиталовложений и национального дохода, инвестиции и занятости населения, национального дохода, потребления и сбережения, прибыли и процента.
Неоклассический синтез надо рассматривать с позиции новой модели в экономике, которая соединяет в себе устойчивость государственного регулирования, позволяющего лучше удовлетворить общественные потребности, с гибкостью рыночного саморегулирования для удовлетворения многообразных личных потребностей.
В изучении монетаризма, усвойте, что главным его предметом становятся деньги, которые признаются стабилизирующим фактором воспроизводственного процесса путем регулирования их обращения.
При рассмотрении институционализма обратите внимание на предмет изучения данного направления - институты как социальные явления в системе экономических отношений и их воздействие на воспроизводственные процессы.
Следует особо остановиться на этапе развития экономической теории в России. Выясните экономические идеи мыслителя И.Т. Посошкова, ученого M.B. Ломоносова, писателей А.Н. Радищева, НИ. Тургенева, Н.Г. Чернышевского. Рассмотрите основные теоретические положения в экономических работах Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, М.И. Туган-Барановского, А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева и др. Покажите значение этих положений для развития экономической теории.
При изучении четвертого вопроса, уясните понятие экономической системы как совокупности взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Раскройте воспроизводственную и регулирующую функции экономической системы, их взаимодействие. Покажите, каким образом экономическая система является связующим звеном между природой и обществом.
Рассмотрите структуру экономической системы, изучите ее основные объекты и субъекты. При этом уясните, что в качестве объектов экономической системы выступают: процесс производства, процесс реализации, процесс потребления.
В качестве субъектов экономической системы выступают: сектор домашнее хозяйство, предпринимательский сектор, государственный сектор, заграница. Дайте характеристику каждому из них.
Покажите, какие экономические связи и отношения возникают между субъектами системы, выделите в них базисные и надстроечные. Обратите внимание, что важная роль принадлежит производственным отношениям, господствующий характер которых определяется собственностью на природные и материальные производственные ресурсы. Активную роль в экономических связях между субъектами экономической системы, в ее функционировании играют надстроечные отношения общества (политические, правовые, религиозные и др.). Их основная роль состоит в активном содействии развитию экономики.
Важную роль в качестве элемента экономической системы играет хозяйственный механизм как регулятор функционирующей экономики. Раскройте содержание этого понятия, его структуру, объекты регулирования. Покажите взаимосвязь хозяйственного механизма с частными механизмами, такими как денежно-кредитный, финансово-бюджетный механизм, хозяйственное законодательство.
При изучении данного вопроса, необходимо также определить какие основные признаки отличают одну экономическую систему от другой, какое значение для этого имеют отношения собственности. В соответствии с отличительными признаками, раскройте сущность рыночной, административно-командной и смешанной экономики. Выясните их экономическую основу, характерные черты, положительные и негативные явления, а также присущие им противоречия.
Рассмотрите общественные и технологические способы производства, их отличие по таким признакам, как вид производительных сил, факторов производства, разделения труда, форм проявления экономических отношений.
В пятом вопросе сначала раскройте сущность собственности как экономической категории. Дайте определение экономического содержания собственности, назовите ее характерные черты: ее объективность, собственность как отношение присвоения, объектами ее выступают условия и результаты производства. Раскройте отношения присвоения - отчуждения как субстанцию собственности. Назовите объекты, субъекты отношения присвоения. Покажите связь способов присвоения материальных благ с формами собственности.
Затем выясните юридическое содержание собственности. Рассмотрите характерные черты, отличающие собственность как юридическую категорию от экономической. Покажите, в каких функциях реализуется собственность как юридическое отношение. Раскройте место и роль отношений собственности в экономической системе общества. Здесь необходимо рассмотреть собственность применительно к отдельным структурным элементам экономической системы.
Покажите, как собственность влияет на характер производства и труда, на всю систему экономических отношений. Изучая классификацию собственности, сначала уясните ее базовые типы исходя из характеристики способов присвоения. Затем раскройте типы и формы собственности применительно к экономике России, в том числе:
- индивидуальный тип собственности;
- коллективная собственность;
- нетрудовая частная собственность;
- государственная собственность;
- смешанный тип собственности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|