Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Совокупный спрос, совокупное предложение





План

2.1 Совокупный спрос

2.2 Совокупное предложение

2.3 Совокупное потребление, совокупное сбережение и их функции

2.4 Инвестиции. Мультипликатор инвестиций

Совокупный спрос

Основная задача при осуществлении государственного мак­роэкономического регулирования — макроэкономическая ста­билизация, т.е. достижение такого состояния, при котором от­сутствуют как сильные спады, так и сильные «перегревы», бу­мы макроэкономической конъюнктуры.

В экономической теории идею макроэкономической ста­бильности принято показывать на различных моделях макро­экономического равновесия. Одной из самых распространен­ных является модель «Совокупный спрос — совокупное пред­ложение» — (aggregate demand — aggregate supply — «AD-AS»).

Внешне кривая совокупного спроса (рис. 12.1) выглядит так же, как и кривая рыночного спроса в микроэкономике. Одна­ко между этими кривыми много различий.

Во-первых, совокупный спрос — это более сложная, агреги­рованная категория. Напомним уравнение совокупного спроса:

AD = С + I + G + NX

Во-вторых, если в случае рыночного спроса по осям отклады­вались показатели количества и цены, то для совокупного спроса это будут показатели реального объема производства и уровня цен соответственно. Реальный объем производства обознача­ется английской буквой Y (yield) и измеряется одним из сово­купных количественных показателей, а уровень цен — англий­ской буквой Р (price) и измеряется одним из ценовых индексов.



В-третьих, при объяснении отрицательного наклона кри­вой рыночного спроса оперируют понятиями «эффект дохода» и «эффект замены». Для кривой совокупного спроса они не ис­пользуются.

Отрицательный наклон кривой совокупного предложения объясняется действием трех макроэкономических эффектов:

• процентной ставки;

• реального богатства;

• эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки заключается в том, что при росте уровня цен и неизменности прочих условий (денежная масса постоянна) процентная ставка растет, что вызывает со­кращение инвестиций и потребительского спроса на товары длительного пользования, а следовательно, и сокращение со­вокупного спроса.

Эффект реального богатства заключается в том, что при росте уровня цен богатство, представленное в виде финансо­вых активов, обесценивается, и это приводит к сокращению совокупного спроса.



Эффект импортных закупок заключается в том, что при росте уровня цен и прочих равных условиях (неизменном ва­лютном курсе, неизменных ценах в других странах) отечест­венные товары становятся относительно дорогими на мировом рынке, а импортные товары – относительно дешевыми, и спрос на отечественные товары сокращается.

Изменение уровня цен вызывает движение по кривой сово­купного спроса. Но есть другие факторы (неценового характе­ра), которые вызывают смещение самого графика совокупного спроса вправо (увеличение совокупного спроса) или влево (снижение совокупного спроса).

Основными факторами, вызывающими эти смещения, яв­ляются:

¾изменение денежной массы (ее рост вызывает увеличение совокупного спроса, а сокращение – уменьшение);

¾инфляционные ожидания населения (увеличение совокупного спроса);

¾налоговая политика (рост налогов вызывает сокращение совокупного спроса, снижение – увеличение совокупного спроса);

¾изменение государственных расходов (рост расходов вызывает увеличение совокупного спроса, сокращение – уменьшение совокупного спроса);

¾внешнеэкономические факторы (например, рост производства в других странах может сократить совокупный спрос на товары отечественного производства).

Смещение кривой из положения AD в положение AD – это увеличение совокупного спроса, из положения AD в поло­жение AD1 – сокращение совокупного спроса. Эти смещения также называют шоками совокупного спроса.



Общепринято в современной экономической науке, что совокупный спрос – это суммарный спрос на все товары и услуги в экономике в какое-то определенное время. Однако ряд представителей мейнстрима предлагают свои варианты, уточняя то или иное положение. В учебной литературе, построенной на базе Экономикса, совокупный спрос идентифицируется как объем производ­ства товаров, который потребители готовы коллективно приобрести при суще­ствующем уровне цен[1]. В закрытой экономике (для упрощения анализа) «сово­купный спрос может быть определен как совокупное количество товаров и ус­луг, спрос на которые предъявляется отечественными резидентами при конкретном уровне цен»[2]. Аналогичное определение дают Самуэльсон П. и Нордхаус В.: «Совокупный спрос (AD) – это общее или суммарное количество про­дукции, которое может быть куплено при данном уровне цен и прочих равных условиях. Совокупный спрос представляет собой желаемую величину расходов на потребление, частные внутренние инвестиции, государственные закупки то­варов и услуг и чистый экспорт во всех секторах экономики»[3]. К. Макконнелл и С. Брю совокупный спрос представляют моделью, отображенной в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правитель­ство готовы купить при любом возможном уровне цен[4]. В отечественной учеб­ной литературе, характеризующейся традиционно присущей российской эко­номической школе фундаментальностью экономического анализа, совокупный спрос трактуется как сумма «всех расходов на конечные товары и услуги, про­изведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного вы­пуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уров­нем цен в экономике»[5]. Ростовская экономическая школа также представляет совокупный спрос суммой всех расходов на конечные товары и услуги, произ­веденные в экономике[6].

В кейнсианской модели совокупный спрос определяется как сумма рас­ходов на потребление, капиталовложения, государственных расходов и чистый экспорт. Совокупный потребительский спрос, являясь конечным результатом всех индивидуальных актов спроса, подчиняется тем же экономическим зако­нам, что и микроспрос: с ростом уровня цен, реальная покупательная способ­ность денег снижается, население будет меньше приобретать товаров по срав­нению с объемом покупок при прежнем уровне цен. И наоборот, если цена сни­зится, то увеличится и покупательная способность денег. Следовательно, воз­растет объем осуществляемых населением покупок, и в результате увеличится и совокупный потребительский спрос.

Кейнсианство в 50-70г.г. XX столетия становится основой государствен­ной экономической политики большинства развитых стран. В работе «Общая теория процента, занятости и денег» Дж.Кейнсом рассматривается реализация совокупного продукта при хроническом отставании спроса от предложения. Он подвергает критике классический подход в раскрытии условий равновесия. Принципиально новым явился и макроанализ личного спроса во времени и дифференцированный анализ реальных экономических величин. Дж.Кейнсом рассматривается система макросвязей между потребительским спросом, с од­ной стороны, личными доходами и сбережениями, с другой. Все его гипотезы основываются на показателях изучения повседневной жизни и выведения об­щих закономерностей в поведении людей. Кейнсианская теория предполагает, что свободный рынок не всегда может поддерживать такой уровень совокупно­го спроса, который обеспечивал бы полную занятость, поэтому в такие момен­ты государство должно стремиться стимулировать совокупный спрос.

Дж.Кейнс, вслед за неоклассиками признает, что долгосрочное экономи­ческое равновесие достигается при совпадении совокупного спроса и совокуп­ного дохода. Однако он добавляет и уточняет, что краткосрочное рыночное равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением возмож­но не только в условиях полной занятости. Кроме того, в любой экономической системе, в условиях неполной занятости существует тенденция недопотребле­ния[7]. В качестве основы экономического развития он определяет психологиче­ские, субъективные оценки людей. Основной психологический закон Дж.Кейнса заключен в том, что при росте дохода люди склонны увеличивать свое потребление в меньшей степени, чем рост дохода; при уменьшении дохода потребительские расходы сократятся в меньшем размере, чем доход, то есть рост дохода создает предпосылки начала дестабилизации личных расходов и инвестиций в совокупном спросе. Дж.Кейнс утверждает, экономический спад -это неизбежное явление в функционировании «психологического закона» в ус­ловиях свободной конкуренции. Такая позиция кардинально отличается от неоклассических воззрений. Относительное недопотребление тормозит рост общественного продукта и, таким образом, возникают предпосылки стагнации развитой рыночной экономики.

Отсутствие сбалансированности во взаимодействии хозяйственных структур в современной экономике обнаруживает потребность экономического анализа потребительского спроса, согласно которому изменение спроса проис­ходит параллельно развитию функциональных зависимостей между государст­вом и экономической жизнью общества. При этом существенную роль в фор­мировании новых концепций совокупного спроса играет переосмысление про­блем качества жизни населения в их взаимосвязи с экономическим ростом. Стержневой идеей современных теорий становится трактовка роли человека не как ресурса, а как цели экономического роста. Изменения в объеме спроса про­исходят уже в большей степени в результате воздействия неценных факторов на поведение потребителей, следовательно, появляется необходимость по­строения матриц спроса с новыми параметрами. В этой связи обращает на себя внимание концепция расширения «возможностей выбора человека» А.Сена[8]. Учет вкусов, моды, национальных особенностей - именно эти факторы являют­ся неотъемлемой частью современных программ и прогнозов макроэкономиче­ского развития страны.

Совокупное предложение

Под совокупным предложением (AS) понимается уровень налично­го реального объема производства в стране при каждом возможном уровне цен. Если не учитывать влияние международной торговли, то AS можно приравнять к ВНП или при элиминировании несуществен­ных различий в подсчете — к величине национального дохода N1:

AS = QP или AS = заработная плата + рента + процент + прибыль.

При более высоком уровне цен возникают стимулы к увеличению объема производства и, следовательно, предложения товаров, т.е. кривая AS имеет восходящий вид так же, как и кривая предложения на от­дельных товарных рынках. Однако форма кривой AS в зависимости от того, рассматриваем ли мы совокупное предложение в краткосрочном или долгосрочном периоде, может быть различной. Кривая совокупно­го предложения, отображающая зависимость между уровнем цен и объе­мом ВНП, представлена на рис. 2.1

 

 

Рис. 2.1 Кривая совокупного предложения

 

Как видно из графика, кривая совокупного предложения отлича­ется от кривой предложения единичного товара и состоит из трех от­резков:

а) горизонтального (кейнсианского),

б) восходящего,

в) вертикального (неоклассического).

На кейнсианском отрезке кривой (в краткосрочном периоде) про­изводство характеризуется наличием неполной занятости, недогрузкой производственных мощностей, фиксированным уровнем цен и заработ­ной платы, значительным уровнем безработицы, т.е. наличием избы­точных ресурсов. Это свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада или депрессии. В данной ситуации рост выпуска продукции можно обеспечить без ценовых стимулов, только за счет приведения в действие неиспользуемых ресурсов.

На эти факторы указывал Дж.М.Кейнс, рассматривая способы выхода из циклических кризисов и обосновывая необходимость стимулирования спроса в целях подъема производства в стране.

Второй участок кривой отражает состояние, когда экономика близко подходит к полному использованию ресурсов: одновременно идет рост цен и рост валового общественного продукта. Рост цен при этом связан с ростом издержек на производство дополнительной единицы продукции.

Неоклассический отрезок отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически полностью использованы. Это выражается в полной занятости, в максимальной загрузке производственных мощностей, и, следовательно, в невозмож­ности дальнейшего роста производства. Несмотря на рост спроса, предложение физически не растет, но происходят его качественное измене­ние и денежная переоценка.

Повышение цен обусловлено дефицитностью ресурсов производ­ства, так как в этих условиях расширение объемов выпуска на отдель­ных предприятиях требует высоких издержек и может быть обеспечено лишь за счет существенного повышения цены на выпускаемый товар. Таким образом, в долгосрочном периоде кривая совокупного предло­жения практически стремится к вертикальному положению.

Следует помнить, что все вышесказанное о влиянии уровня цен на совокупное предложение справедливо только при прочих равных усло­виях, но, когда эти условия изменяются, характер рассматриваемой за­висимости также меняется, и происходит смещение кривой совокупно­го предложения. Рассмотрим неценовые факторы, влияющие на размер совокупного предложения.

Во-первых, это цены на ресурсы (земельные, трудовые, капиталь­ные), повышение которых увеличивает издержки производства и в ре­зультате понижает совокупное предложение – его кривая сдвигается влево. На сдвиг кривой влияют также предпринимательские способно­сти и уровень экономической активности в обществе.

Во-вторых, на совокупное предложение оказывает существенное влияние рост производительности. Под производительностью понима­ют отношение реального объема производства к количеству использо­ванных ресурсов. Увеличение производительности понижает стоимость единицы продукции, и в результате общество может получить больший реальный объем национального производства при имеющемся объеме ресурсов или затрат. Таким образом, рост производительности вызы­вает сдвиг кривой совокупного предложения вправо, а снижение про­изводительности, увеличивая стоимость единицы продукции, смещает данную кривую влево.

В-третьих, смещение кривой совокупного предложения может быть вызвано изменениями экономической политики государства. В частно­сти, увеличение ставок налогообложения предприятий увеличивает при прочих равных условиях издержки производства и тем самым сокра­щает совокупное предложение. Наоборот, государственные субсидии и различные льготы предприятиям способствуют снижению их производ­ственных издержек и тем самым – расширению предложения. Из этого следует, что государственное вмешательство может как расширять, так и сужать совокупное предложение в зависимости от целей и приорите­те экономики на том или ином этапе.

Поскольку равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства определяются точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения, на практике возмож­ны различные варианты их пересечения на разных участках кривых (рис. 2.2 а, б, в), т.е. различают три вида равновесия.

 

Рис. 2.2

На рис. 2.2 а пересечение кривых происходит на горизонтальном участке кривой предложения, где движение к равновесному реальному объему национального продукта не сопровождается изменением уровня цен (Р), а вызвано вовлечением в производство неиспользованных ресурсов.

На рис. 2.26 точка пересечения кривых спроса и предложения находится на промежуточном участке – здесь изменение цен исключает перепроизводство или недопроизводство товаров.

Рис. 2.2в отражает пересечение рассматриваемых кривых на верти­кальном (классическом) участке. В этом случае увеличение совокупно­го предложения практически невозможно в силу максимального исполь­зования производственных возможностей и отсутствия резервов, поэтому наблюдается рост цен.

При неизменном совокупном предложении смещение кривой совокупного спроса вправо на кейнсианском участке увеличивает реальный объем национального производства и занятость, но не изменяет уровня цен. На промежуточном отрезке рост спроса увеличивает и реальный объем производства, и уровень цен. На классическом участке рост спроса. Увеличивает цены, но не меняет реального объема производства.

При обратном смещении кривой совокупного спроса происходит так называемый эффект храповика. Суть его заключается в том, что цены легко повышаются, но не сразу падают при уменьшении совокуп­ного спроса. Поэтому рост совокупного спроса в краткосрочном пери­оде повышает уровень цен, а его снижение не всегда и не сразу вызывает соответствующее падение цен. Это осложняет макроэкономические прогнозы при уменьшении совокупного спроса. Смещение кривой со­вокупного предложения также влияет на равновесный уровень цен и объем национального производства. Например, смещение кривой вле­во приводит к инфляции издержек и соответствующему росту цен, а смещение вправо – к увеличению реального объема национального производства и снижению цен.

Итак, мы рассмотрели одно из основных условий макроэкономи­ческого равновесия – пропорциональность между совокупным спро­сом и совокупным предложением, которая обеспечивает равновесный объем национального производства.

Поскольку равновесный объем производства состоит из четырех основных составляющих (потребление, государственные закупки, ин­вестиции и чистый экспорт), необходимо более подробное рассмотре­ние важных макроэкономических пропорций – между потреблением и накоплением, сбережениями и инвестициями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.