Глава 2. Совокупный спрос, совокупное предложение
План
2.1 Совокупный спрос
2.2 Совокупное предложение
2.3 Совокупное потребление, совокупное сбережение и их функции
2.4 Инвестиции. Мультипликатор инвестиций
Совокупный спрос
Основная задача при осуществлении государственного макроэкономического регулирования — макроэкономическая стабилизация, т.е. достижение такого состояния, при котором отсутствуют как сильные спады, так и сильные «перегревы», бумы макроэкономической конъюнктуры.
В экономической теории идею макроэкономической стабильности принято показывать на различных моделях макроэкономического равновесия. Одной из самых распространенных является модель «Совокупный спрос — совокупное предложение» — (aggregate demand — aggregate supply — «AD-AS»).
Внешне кривая совокупного спроса (рис. 12.1) выглядит так же, как и кривая рыночного спроса в микроэкономике. Однако между этими кривыми много различий.
Во-первых, совокупный спрос — это более сложная, агрегированная категория. Напомним уравнение совокупного спроса:
AD = С + I + G + NX
Во-вторых, если в случае рыночного спроса по осям откладывались показатели количества и цены, то для совокупного спроса это будут показатели реального объема производства и уровня цен соответственно. Реальный объем производства обозначается английской буквой Y (yield) и измеряется одним из совокупных количественных показателей, а уровень цен — английской буквой Р (price) и измеряется одним из ценовых индексов.
В-третьих, при объяснении отрицательного наклона кривой рыночного спроса оперируют понятиями «эффект дохода» и «эффект замены». Для кривой совокупного спроса они не используются.
Отрицательный наклон кривой совокупного предложения объясняется действием трех макроэкономических эффектов:
• процентной ставки;
• реального богатства;
• эффектом импортных закупок.
Эффект процентной ставки заключается в том, что при росте уровня цен и неизменности прочих условий (денежная масса постоянна) процентная ставка растет, что вызывает сокращение инвестиций и потребительского спроса на товары длительного пользования, а следовательно, и сокращение совокупного спроса.
Эффект реального богатства заключается в том, что при росте уровня цен богатство, представленное в виде финансовых активов, обесценивается, и это приводит к сокращению совокупного спроса.
Эффект импортных закупок заключается в том, что при росте уровня цен и прочих равных условиях (неизменном валютном курсе, неизменных ценах в других странах) отечественные товары становятся относительно дорогими на мировом рынке, а импортные товары – относительно дешевыми, и спрос на отечественные товары сокращается.
Изменение уровня цен вызывает движение по кривой совокупного спроса. Но есть другие факторы (неценового характера), которые вызывают смещение самого графика совокупного спроса вправо (увеличение совокупного спроса) или влево (снижение совокупного спроса).
Основными факторами, вызывающими эти смещения, являются:
¾изменение денежной массы (ее рост вызывает увеличение совокупного спроса, а сокращение – уменьшение);
¾инфляционные ожидания населения (увеличение совокупного спроса);
¾налоговая политика (рост налогов вызывает сокращение совокупного спроса, снижение – увеличение совокупного спроса);
¾изменение государственных расходов (рост расходов вызывает увеличение совокупного спроса, сокращение – уменьшение совокупного спроса);
¾внешнеэкономические факторы (например, рост производства в других странах может сократить совокупный спрос на товары отечественного производства).
Смещение кривой из положения AD в положение AD – это увеличение совокупного спроса, из положения AD в положение AD1 – сокращение совокупного спроса. Эти смещения также называют шоками совокупного спроса.
Общепринято в современной экономической науке, что совокупный спрос – это суммарный спрос на все товары и услуги в экономике в какое-то определенное время. Однако ряд представителей мейнстрима предлагают свои варианты, уточняя то или иное положение. В учебной литературе, построенной на базе Экономикса, совокупный спрос идентифицируется как объем производства товаров, который потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне цен[1]. В закрытой экономике (для упрощения анализа) «совокупный спрос может быть определен как совокупное количество товаров и услуг, спрос на которые предъявляется отечественными резидентами при конкретном уровне цен»[2]. Аналогичное определение дают Самуэльсон П. и Нордхаус В.: «Совокупный спрос (AD) – это общее или суммарное количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен и прочих равных условиях. Совокупный спрос представляет собой желаемую величину расходов на потребление, частные внутренние инвестиции, государственные закупки товаров и услуг и чистый экспорт во всех секторах экономики»[3]. К. Макконнелл и С. Брю совокупный спрос представляют моделью, отображенной в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен[4]. В отечественной учебной литературе, характеризующейся традиционно присущей российской экономической школе фундаментальностью экономического анализа, совокупный спрос трактуется как сумма «всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике»[5]. Ростовская экономическая школа также представляет совокупный спрос суммой всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике[6].
В кейнсианской модели совокупный спрос определяется как сумма расходов на потребление, капиталовложения, государственных расходов и чистый экспорт. Совокупный потребительский спрос, являясь конечным результатом всех индивидуальных актов спроса, подчиняется тем же экономическим законам, что и микроспрос: с ростом уровня цен, реальная покупательная способность денег снижается, население будет меньше приобретать товаров по сравнению с объемом покупок при прежнем уровне цен. И наоборот, если цена снизится, то увеличится и покупательная способность денег. Следовательно, возрастет объем осуществляемых населением покупок, и в результате увеличится и совокупный потребительский спрос.
Кейнсианство в 50-70г.г. XX столетия становится основой государственной экономической политики большинства развитых стран. В работе «Общая теория процента, занятости и денег» Дж.Кейнсом рассматривается реализация совокупного продукта при хроническом отставании спроса от предложения. Он подвергает критике классический подход в раскрытии условий равновесия. Принципиально новым явился и макроанализ личного спроса во времени и дифференцированный анализ реальных экономических величин. Дж.Кейнсом рассматривается система макросвязей между потребительским спросом, с одной стороны, личными доходами и сбережениями, с другой. Все его гипотезы основываются на показателях изучения повседневной жизни и выведения общих закономерностей в поведении людей. Кейнсианская теория предполагает, что свободный рынок не всегда может поддерживать такой уровень совокупного спроса, который обеспечивал бы полную занятость, поэтому в такие моменты государство должно стремиться стимулировать совокупный спрос.
Дж.Кейнс, вслед за неоклассиками признает, что долгосрочное экономическое равновесие достигается при совпадении совокупного спроса и совокупного дохода. Однако он добавляет и уточняет, что краткосрочное рыночное равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением возможно не только в условиях полной занятости. Кроме того, в любой экономической системе, в условиях неполной занятости существует тенденция недопотребления[7]. В качестве основы экономического развития он определяет психологические, субъективные оценки людей. Основной психологический закон Дж.Кейнса заключен в том, что при росте дохода люди склонны увеличивать свое потребление в меньшей степени, чем рост дохода; при уменьшении дохода потребительские расходы сократятся в меньшем размере, чем доход, то есть рост дохода создает предпосылки начала дестабилизации личных расходов и инвестиций в совокупном спросе. Дж.Кейнс утверждает, экономический спад -это неизбежное явление в функционировании «психологического закона» в условиях свободной конкуренции. Такая позиция кардинально отличается от неоклассических воззрений. Относительное недопотребление тормозит рост общественного продукта и, таким образом, возникают предпосылки стагнации развитой рыночной экономики.
Отсутствие сбалансированности во взаимодействии хозяйственных структур в современной экономике обнаруживает потребность экономического анализа потребительского спроса, согласно которому изменение спроса происходит параллельно развитию функциональных зависимостей между государством и экономической жизнью общества. При этом существенную роль в формировании новых концепций совокупного спроса играет переосмысление проблем качества жизни населения в их взаимосвязи с экономическим ростом. Стержневой идеей современных теорий становится трактовка роли человека не как ресурса, а как цели экономического роста. Изменения в объеме спроса происходят уже в большей степени в результате воздействия неценных факторов на поведение потребителей, следовательно, появляется необходимость построения матриц спроса с новыми параметрами. В этой связи обращает на себя внимание концепция расширения «возможностей выбора человека» А.Сена[8]. Учет вкусов, моды, национальных особенностей - именно эти факторы являются неотъемлемой частью современных программ и прогнозов макроэкономического развития страны.
Совокупное предложение
Под совокупным предложением (AS) понимается уровень наличного реального объема производства в стране при каждом возможном уровне цен. Если не учитывать влияние международной торговли, то AS можно приравнять к ВНП или при элиминировании несущественных различий в подсчете — к величине национального дохода N1:
AS = QP или AS = заработная плата + рента + процент + прибыль.
При более высоком уровне цен возникают стимулы к увеличению объема производства и, следовательно, предложения товаров, т.е. кривая AS имеет восходящий вид так же, как и кривая предложения на отдельных товарных рынках. Однако форма кривой AS в зависимости от того, рассматриваем ли мы совокупное предложение в краткосрочном или долгосрочном периоде, может быть различной. Кривая совокупного предложения, отображающая зависимость между уровнем цен и объемом ВНП, представлена на рис. 2.1
Рис. 2.1 Кривая совокупного предложения
Как видно из графика, кривая совокупного предложения отличается от кривой предложения единичного товара и состоит из трех отрезков:
а) горизонтального (кейнсианского),
б) восходящего,
в) вертикального (неоклассического).
На кейнсианском отрезке кривой (в краткосрочном периоде) производство характеризуется наличием неполной занятости, недогрузкой производственных мощностей, фиксированным уровнем цен и заработной платы, значительным уровнем безработицы, т.е. наличием избыточных ресурсов. Это свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада или депрессии. В данной ситуации рост выпуска продукции можно обеспечить без ценовых стимулов, только за счет приведения в действие неиспользуемых ресурсов.
На эти факторы указывал Дж.М.Кейнс, рассматривая способы выхода из циклических кризисов и обосновывая необходимость стимулирования спроса в целях подъема производства в стране.
Второй участок кривой отражает состояние, когда экономика близко подходит к полному использованию ресурсов: одновременно идет рост цен и рост валового общественного продукта. Рост цен при этом связан с ростом издержек на производство дополнительной единицы продукции.
Неоклассический отрезок отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически полностью использованы. Это выражается в полной занятости, в максимальной загрузке производственных мощностей, и, следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства. Несмотря на рост спроса, предложение физически не растет, но происходят его качественное изменение и денежная переоценка.
Повышение цен обусловлено дефицитностью ресурсов производства, так как в этих условиях расширение объемов выпуска на отдельных предприятиях требует высоких издержек и может быть обеспечено лишь за счет существенного повышения цены на выпускаемый товар. Таким образом, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения практически стремится к вертикальному положению.
Следует помнить, что все вышесказанное о влиянии уровня цен на совокупное предложение справедливо только при прочих равных условиях, но, когда эти условия изменяются, характер рассматриваемой зависимости также меняется, и происходит смещение кривой совокупного предложения. Рассмотрим неценовые факторы, влияющие на размер совокупного предложения.
Во-первых, это цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные), повышение которых увеличивает издержки производства и в результате понижает совокупное предложение – его кривая сдвигается влево. На сдвиг кривой влияют также предпринимательские способности и уровень экономической активности в обществе.
Во-вторых, на совокупное предложение оказывает существенное влияние рост производительности. Под производительностью понимают отношение реального объема производства к количеству использованных ресурсов. Увеличение производительности понижает стоимость единицы продукции, и в результате общество может получить больший реальный объем национального производства при имеющемся объеме ресурсов или затрат. Таким образом, рост производительности вызывает сдвиг кривой совокупного предложения вправо, а снижение производительности, увеличивая стоимость единицы продукции, смещает данную кривую влево.
В-третьих, смещение кривой совокупного предложения может быть вызвано изменениями экономической политики государства. В частности, увеличение ставок налогообложения предприятий увеличивает при прочих равных условиях издержки производства и тем самым сокращает совокупное предложение. Наоборот, государственные субсидии и различные льготы предприятиям способствуют снижению их производственных издержек и тем самым – расширению предложения. Из этого следует, что государственное вмешательство может как расширять, так и сужать совокупное предложение в зависимости от целей и приоритете экономики на том или ином этапе.
Поскольку равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства определяются точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения, на практике возможны различные варианты их пересечения на разных участках кривых (рис. 2.2 а, б, в), т.е. различают три вида равновесия.
Рис. 2.2
На рис. 2.2 а пересечение кривых происходит на горизонтальном участке кривой предложения, где движение к равновесному реальному объему национального продукта не сопровождается изменением уровня цен (Р), а вызвано вовлечением в производство неиспользованных ресурсов.
На рис. 2.26 точка пересечения кривых спроса и предложения находится на промежуточном участке – здесь изменение цен исключает перепроизводство или недопроизводство товаров.
Рис. 2.2в отражает пересечение рассматриваемых кривых на вертикальном (классическом) участке. В этом случае увеличение совокупного предложения практически невозможно в силу максимального использования производственных возможностей и отсутствия резервов, поэтому наблюдается рост цен.
При неизменном совокупном предложении смещение кривой совокупного спроса вправо на кейнсианском участке увеличивает реальный объем национального производства и занятость, но не изменяет уровня цен. На промежуточном отрезке рост спроса увеличивает и реальный объем производства, и уровень цен. На классическом участке рост спроса. Увеличивает цены, но не меняет реального объема производства.
При обратном смещении кривой совокупного спроса происходит так называемый эффект храповика. Суть его заключается в том, что цены легко повышаются, но не сразу падают при уменьшении совокупного спроса. Поэтому рост совокупного спроса в краткосрочном периоде повышает уровень цен, а его снижение не всегда и не сразу вызывает соответствующее падение цен. Это осложняет макроэкономические прогнозы при уменьшении совокупного спроса. Смещение кривой совокупного предложения также влияет на равновесный уровень цен и объем национального производства. Например, смещение кривой влево приводит к инфляции издержек и соответствующему росту цен, а смещение вправо – к увеличению реального объема национального производства и снижению цен.
Итак, мы рассмотрели одно из основных условий макроэкономического равновесия – пропорциональность между совокупным спросом и совокупным предложением, которая обеспечивает равновесный объем национального производства.
Поскольку равновесный объем производства состоит из четырех основных составляющих (потребление, государственные закупки, инвестиции и чистый экспорт), необходимо более подробное рассмотрение важных макроэкономических пропорций – между потреблением и накоплением, сбережениями и инвестициями.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|