Сделай Сам Свою Работу на 5

Сегментирование рынка делового туризма.





Туристские поездки с деловыми целями (бизнес-путешест­вия) в том или ином виде существуют уже не одно десятилетие. Но, пожалуй, только в 90-е гг. XX они приобрели наибольший размах и стали в удельном отношении самой доходной отраслью туризма. По оценкам экспертов ВТО, доля делового туризма в мире составляет около 20 %. Деловые поездки зачастую организуются при помощи туристических компаний и реже корпорантами напрямую. Это связано с тем, что крупные корпоративные компании предпочитают заказывать туристические услуги у специалистов, а не создавать собственный штат организаторов. Индивидуальные деловые туристы также все чаще обращаются к услугам туристических компаний. Поэтому сегодня туристические агентства являются важными участниками рынка деловых поездок. При этом от их количества и качества обслуживания напрямую зависит конкурентность отрасли, а также доступность и быстрота получения услуг.

На практике туроперейтинга сегментирование делового рынка проводится на основании ряда принципов, среди которых наиболее важными являются: географический, экономический, групповых предпочтений, демографический и принцип туристических предпочтений. Рассмотрим их более подробно.



Сегментирование по географическому принципу. В этом случае деление потребителей на деловые группы осуществляется на основании предпочтений ими тех или иных направлений бизнес поездок. Данный вид сегментирования сильно зависит от размера и уровня доходов фирмы (более удаленные географически места требуют больших расходов на транспортировку), а также степени развития транспортного сообщения региона с перспективными местами деловым бизнес - поездкам (например, рост выездов на юг России значительно увеличился после объявлении о проведении олимпийских игр в г. Сочи). То есть, сегментирование российского выездного делового рынка логичнее, и более приближеннее к реальности, учитывая направления, по которым ведутся, или ранее велись бизнес - программы. В зависимости от наличия компромисса между возможностями оператора и потребностями клиентов, можно принять к проектированию внутренние, либо международные туры.



Сегментирование по экономическому принципу. Этот вид сегментирования основывается на различиях в уровне доходов фирм потребителей. В результате сегментирования обычно выделяют три сегмента потребителей: VIP-клиенты (доход, превышающий $5000), к ним относятся директора крупнейших корпораций, клиенты бизнес-класса обслуживания (с доходами от $500), клиенты эконом-класса обслуживания (с доходами от $100), как правило, это фирмы, часто заказывающие только авиа и ж/д переезды.

Основные потребности VIP-клиентов:

• индивидуальное обслуживание оператором;

• индивидуальные туры и маршруты под заказ;

• компетентный и культурный персонал;

• максимальный набор дополнительных услуг в туре;

• полный сервис от места отправления до места возвращения (включая прокат автомобилей, проводы, встречи);

• возможности обслуживания по телефону или с выездом индивидуального консультанта на дом;

• конфиденциальность;

• набор наиболее престижных и известных отелей в ассортименте туров.

Работа с этим сегментом требует от оператора следующего:

• наличие солидного, богато обставленного офиса с удобным месторасположением;

• высококвалифицированные и вышколенные кадры, отлично владеющие информацией о маршрутах;

• большой штат работников (для обеспечения индивидуального обслуживания клиентов и дополнительного сервиса);

• широкие связи с принимающими сторонами и отелями (для возможности разработки индивидуальных туров под заказ);

• наличие все возможных каталогов, фотографий, буклетов

• любых местах отдыха (клиент сам называет направление).



Клиенты бизнес класса имеют следующие потребности:

• быстрота обслуживания и подтверждения заявленных условий;

• возможность приобрести, как индивидуальные, так и инклюзив-туры;

• желание сэкономить, но не на качестве приобретаемых услуг;

• желание получить качественную консультацию по выбору места деловой корпоративной встречи от работников оператора или его агента;

• главное не внешний вид офиса, а качество работы фирмы и конкурентные преимущества их туров;

• возможны групповые экскурсии или трансферы;

• необходим качественный и организованный досуг высокого или среднего класса;

• необходим ассортимент хороших отелей средней руки.

В этом случае туроператор должен:

• иметь вместительный офис, готовый к приему одновременно нескольких семей или групп туристов;

• иметь связи со многими отелями и перевозчиками для организации массовых поездок;

• наконец, потребности клиентов эконом-класса обслуживания могут быть такими:

• желание купить групповые туры;

• выбирают инклюзив-туры;

• желание сэкономить на отдыхе даже в ущерб дополнительным услугам и их качеству;

• возможность поехать без экскурсионного обслуживания и питания (в целях экономии);

• поиск наиболее выгодного соотношения цены и качества поездок.

Оператор, готовящийся к обслуживанию таких клиентов, должен:

• иметь сильную рыночную позицию для организации регулярных групповых туров на массовых направлениях;

• иметь опыт работы с корпоративными клиентами;

• иметь возможности и опыт работы с «потоком» клиентов;

• иметь выгодные, с точки зрения цены, договорные отношения с поставщиками туристических услуг.

Сегментирование на принципах количественного предпочтения. Проводится в зависимости от того, в каком количестве (индивидуально или группами) предпочитают выезжать клиенты. На основании этого принципа сегментирования, можно выделить индивидуалов, путешествующих группами, и корпоративных клиентов. В отличие от групп (члены которых не знакомы друг с другом и впервые встречаются только на пункте отправления), корпоративные клиенты - работники одних трудовых коллективов, студенты вузов, то есть люди, знакомые друг с другом.

Деловые туристы (путешествуют поодиночке или корпоративно) чаще всего предпочитают:

• возможность организации заказных туров, выбирать любой маршрут и отели;

• получить максимально доступную и достоверную информацию о предстоящей поездке;

• приобретать в агентствах полностью сформированный туристский пакет (включающий ряд дополнительных услуг, включая проводы, встречу, трансферы и т.д.);

• оперативное подтверждение заявленных условий туров.

В соответствии с обозначенными потребностями деловых туристов можно определить требования к возможностям туроператора:

• наличие солидного офиса с удобным месторасположением и большого штата работников;

• компетентность и общая эрудированность работников, личное знание ими многих направлений;

• деловые связи с поставщиками туристических услуг и опыт работы на различных направлениях.

Групповые клиенты (путешествующие коллективами от 10 человек) предпочитают:

• приобретать инклюзив-туры;

«Инклюзив-тур»основной вид индивидуального или группового тура. Как правило, представляет собой жестко спланированную по маршруту, времени, сроку, набору и качеству услуг поездку, которая продается потребителю как неразделимый на элементы товар по общей цене, обычно включающий в себя стоимость, как обслуживания, так и проезда по маршруту. Они подразумевают:

• экономить на отдыхе;

• требовать гарантированности выезда на обещанные даты;

• обязательного наличия сопровождающих группы;

• непродолжительные туры (возможность выезжать на выходные или праздничные дни).

Для эффективного удовлетворения перечисленных предпочтений оператор должен обладать следующими воз­можностями:

• рыночные возможности оператора, позволяющие организацию регулярных групповых выездов (гарантированные заезды);

• выгодные условия сотрудничества со средствами размещения (с точки зрения предложения минимальных цен).

Наконец, корпоративные клиенты, в отличие от других, предпочитают:

• размещение в одном месте (один отель, по возможности даже один этаж);

• организацию, как инклюзив – туров (по жёстко спланированной программе), так и заказных туров (поскольку обычно корпоративные клиенты путешествуют своим кол­лективом);

• недорогие туры экономичного класса;

• возможности проведения организованного досуга в поездке;

• официальное оформление туристских документов и документированное списание расходов предприятия на органи­зацию тура для своих работников.

Требования к возможностям туроператора, специализирующегося на обслуживании корпоративных клиентов:

• обширные связи с предприятиями региона, школами, вузами;

• возможность выезда индивидуального консультанта на предприятие;

• выгодные условия сотрудничества с отелями и транспортными организациями;

• наличие квалифицированного бухгалтера, способного оформить тур с сохранением максимально возможной прибыли оператора.

После анализа соответствия требований к возможностям оператора с реальностью он может выбрать соответствующий сегмент и принять к проекту индивидуальные туры, групповые туры, индивидуальные и групповые инклюзив-туры.

Разработку нового продукта, в том числе организацию кон­гресса, деловой встречи, необходимо начинать с маркетинговых исследований.

На начальном этапе анализируются возможности организа­ции приема с точки зрения материальной базы (гостиница, ее вместимость, уровень обслуживания, оснащение, наличие спе­циальных залов для заседаний и переговоров, транспорт и др.), инфраструктуры и других возможностей предоставления услуг.

На основе анализа возможностей приема и материальной ба­зы определяется, какой рынок соответствует этим конкретным условиям. Это может быть рынок крупных конгрессов и симпо­зиумов, а может быть и рынок деловых встреч служащих одной компании или фирмы и т. д.

Экскурсионная, социальная и культурная программы строят­ся исходя из расписания деловых мероприятий и оставшегося свободного времени, а также по пожеланиям клиентов.

Потребители делового туризма предъявляют определенные требования к гостиницам. Основными из них являются:

· местонахождение в центре города;

· сочетание всех черт домашней обстановки (со свойственной ей уютом) с чертами офиса - полным набором услуг связи, оргтехники, компьютерной и другой техники;

· гостиницы должны располагать удобной и надежной системой резервирования;

· быстрое оформление по прибытию и при выезде;

· приемлемая цена;

· удобные для клиента формы платежа с предоставлением копии счета для отчета перед компанией;

· широкий перечень дополнительных услуг, включая круглосуточное обслуживание в номерах и др.

Прежде всего, при организации встреч и конгрессов гостини­ца должна обеспечить безопасность и приватность встреч.

Конгрессное обслуживание - один из специфических видов туристского обслуживания. Конгрессный туризм является од­ним из наиболее выгодных видов делового туризма в мире, так как приносит принимающей стране значительно большие доходы, чем многие другие виды туризма, например, туризм с целью отдыха и развлечения.

Кроме того, конгрессный туризм имеет еще два больших преимущества перед прочими видами путешествий:

1. конгрессный туризм дает возможность использовать мате­риальную базу в периоды межсезонья или в не сезон;

2. бронирование мест для участников конгрессов осуществляется задолго до проведения мероприятия, также как и предоплата за предстоящее обслуживание.

Согласно статистическим данным наблюдается непрерывный рост конгрессного туризма. Приблизительно 1 из 5 международ­ных деловых туристов (или 1 % общего числа) совершает поездку с целью участия в конгрессах и конференциях.

Конгрессы и другие мероприятия подобного рода организу­ются в местах, где, помимо соответствующей материальной базы (гостиницы высокого класса, предоставляющие большой набор услуг, наличие конгресс-центров), имеются и возможно­сти для отдыха, развлечений, занятий спортом.

Инсентив-туризм - этим термином обозначается динамич­но развивающийся в настоящее время поощрительный туризм.

Поощрительный туризм представляет собой современное средство поощрения сотрудников фирм и предприятий за дос­тижения в труде наряду с такими традиционными формами поощрения, как денежная премия, дотация к покупке товаров и др.

Инсентив-тур имеет некоторые отличительные особенности по сравнению с обычными поездками:

· это тур, который обычно согласовывается с туристской фирмой за 1-2 года до начала поездки, так как программа ре­ализации поощрений компанией рассчитана на длительный период;

· этот тур организуется так, что участник поездки огражден от всяких проблем, связанных с подготовкой и проведением тура, к тому же туристы, путешествующие по инсентив-турам, наиболее требовательная публика к вопросам качества обслуживания;

· поездки, как правило, организуются в не сезон — с октября по апрель (за исключением рождественских праздников и Нового года);

· 90 % сотрудников, награжденных туристской поездкой, отправляются в нее вместе с женой (мужем);

• в программу таких поездок часто включаются деловые ме­роприятия, презентации, обмен опытом, учеба.

Описанные особенности позволяют соотносить инсентив-туризм с деловым обслуживанием на туристском рынке.

Инсентив-поездка - это один из современных приемов ме­неджмента, применяемых руководством фирм, предприятий с целью повышения производительности труда сотрудников. Компании рассматривают туристские поездки как одно из са­мых эффективных средств поощрения сотрудников различного уровня.

Спортивный туризм

Спортивный туризм – это поездки для участия в различных спортивных состязаниях. Различают два вида:

- активный (непосредственное участие в спортивных соревнованиях);

- пассивный (участие в качестве зрителя или болельщика).

Основным потребителем спортивного туризма является группа, состоящая из обычных людей (непрофес­сиональных спортсменов), желающих во время поездки участвовать в качестве зрителя или болельщика и поручающих организа­цию такого тура туристским фирмам.

Обслуживание профессиональных спортсменов весьма близ­ко к уже рассмотренному нами обслуживанию деловой клиен­туры, так как таких клиентов обслуживают во время сборов и спортивных соревнований, а это уже их профессиональные дела. Спортсмены-любители походов, в свою очередь, не часто обращают­ся к услугам профессиональных организаторов путешествий, предпочитая все организовывать самостоятельно. Благодаря это­му у нас в стране их часто называют «самодеятельными турис­тами». Необходимо отметить, что есть определенный сегмент спортивно-походных туров, организуемых для широкого круга потребителей профессиональными туристскими организациями.

Рынок спортивного туризма весьма разнообразен. Его участниками являются такая группа потребителей, которые желают заняться любимым видом спорта на отдыхе или на досуге. К таким видам туризма можно отнести: горнолыжный, велотуризм, так­же драйвинг (автотуризм), рафтинг (сплав на лодках и плотах по горным рекам), дайвинг (подводное плавание) и некоторые дру­гие. Таким образом, к этой группе туров относят специализиро­ванные туры, посвященные спортивным занятиям, выделив­шимся в специальные программы, а соответственно и в отдель­ные сегменты спроса. Это наиболее часто встречающиеся спе­цифические спортивные туры.

Пакет услуг на таких турах, конечно, сориентирован на опре­деленный вид спорта. Однако существуют и общие требования к организации всех спортивных туров.

Наличие природно-рекреационных условий при организации спортивных туров, имеет особенно важное значение. Так, для горнолыжного туризма необходимо наличие гор с подходящими склонами разной сложности; для рафтинга - наличие горных рек с труднопроходимыми, но интересными участками, с наличием несложных препятствий, возможность удобной заброски и сня­тия с маршрута и т. д.

Материальная база (гостиницы, транспорт, спортивное обо­рудование) также должна быть сориентирована на спортивный отдых и на определенный вид спорта. Принимая туристов на спортивных турах, организаторы должны обеспечить для них возможность пользоваться бугельными подъемниками, специ­ально оборудованными трассами, а также предоставить турист­ское снаряжение. Гостиницы должны соответствовать типу спортивных гостиниц. При этом нелишними будут услуги отды­ха, снимающие напряжение после занятий спорта: бани, сауны, бассейны, услуги массажистов и т. п.

На спортивных турах необходимо наличие проката и про­дажи специального снаряжения и спортивного инвентаря для соответствующего вида спорта.

Экскурсионная программа - небольшого объема, по основ­ным достопримечательностям. Возможно сочетание экскурсионно-познавательных и спортивных программ. Скажем, велотур с остановками для осмотра достопримечательностей.

На спортивных турах обязательно планируются часы сво­бодного времени для самостоятельных занятий спортом, шопингом, для прогулок и просто отдыха, как правило, с различными вариациями по видам спор­та , что должно составлять примерно половину дня (или половину программы активного времени).

Питание организовывается в форме так называемого развлекатель­ного характера (видео-бары, танц-кафе, дегустация нацио­нальных блюд, праздники в ресторане – (при организации вечернего питания). Как правило, это полный пансион или же по­лупансион.

При организации спортивных туров первым и основным ус­ловием является наличие квалифицированных и опытных инст­рукторов по соответствующему виду спорта, мастеров и канди­датов в мастера спорта для работы с туристами. Инструкторы должны знать правила безопасности и уметь оказывать первую помощь. Туристы при обслуживании разбиваются на группы опыт­ных, менее опытных и начинающих спортсменов, с каждой из групп занимается отдельный инструктор. При приеме на маршрут семей с детьми организуются специ­альные детские группы, с которыми занимается отдельный, спе­циально подготовленный инструктор.

Обучающие туры

Обучающие туры - весьма распространенный вид туризма, когда во время поездок турист совмещает отдых с обучением.

В общем смысле можно выделить три направления, или три рынка обучающего туризма:

- языково-обучающие туры;

- спортивно-обучающие туры;

- профессиональное обучение.

Языково-обучающие туры.Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди клиентов различных возрастов от детей и их родителей, покупающих туры для детей с целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров.

Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего воз­раста. Но предложения для таких маленьких детей пока что не имеют большого спроса, а вот школьников 10-17 лет родители отправляют учиться гораздо охотнее. Градация языковых туров по возрасту, следующая: школьники, студенты, взрослые (при­чем последние составляют 10 % всего потока). Средняя продолжительность туров - 2-3 недели.

Совмещение языковой подготовки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка дает очень хорошие результаты. Та­кие туры организуются в основном в страны, где национальны­ми языками являются распространенные в мире языки в качест­ве наиболее употребляемых - в Англию, США, Францию, Испа­нию, Германию, Италию, Португалию. Есть, конечно, и исклю­чения, когда английский язык с успехом можно изучать в Ир­ландии, на Мальте и т. д.

Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие (стан­дартные); бизнес-курсы, подготовка к международным экзаме­нам; курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.

популярно на сегодняшний день изучение англий­ского языка, затем следуют немецкий, испанский/итальянский. Следом за ними идут предложения по изучению французского и португальского языков. Эти языки достаточно часто употреб­ляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же, встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров в Азию - китайского, фар­си, японского. Но это скорее исключение, чем правило.

Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего - это группы бизнес-языка, группы школьников).

Основные программы обучающих туров - это учебные и экс­курсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спор­тивные программы (в основном в детско-юношеских турах).

Учебные программы - специальный курс обучения языку в аудиториях, лингафонных кабинетах. Занятия могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся, и т. д. Все программы включают в себя по 2-4 аудиторных часа (45 минут) занятий иностранным языком в день. Первая поло­вина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий. Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20-30 часов языка в неделю.

Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посеще­ния, ее истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров.

В зависимости от продолжительности тура и места размеще­ния туристов в программу могут быть включены спортивные программы (занятия теннисом, конным спортом, плаванием, греблей на каноэ и т. д.). В основном, спортивные программы зависят от возможностей той школы или колледжа, на базе ко­торых организуется тур по обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и заня­тия спортом - эта форма обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди молодежной клиентуры).

Групповые туры с размещением в летних лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от обычной среды. Здесь обучающие про­граммы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприя­тиями. Это, так называемые, развлекательно-образовательные туры, в которых обучению обычно отводится далеко не главная роль. Этот вид поездок очень нравится школьникам, когда они встречаются со своими сверстниками разных национальностей и общаются с ними на изучаемом языке.

Распространенным предложением является организация язы­ковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основ­ной причиной обучения является необходимость владения од­ним или несколькими иностранными языками. Взрослая ауди­тория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интен­сивной программе с большой культурной программой.

Главная особенность подготовки языково-обучающего тура исключительно индивидуальный подход: школы и учебные про­граммы подбираются для каждого человека с учетом его языко­вого уровня, образования, возраста.

Организацией языково-обучающих туров занимаются в ос­новном специализированные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями (уни­верситетами, институтами, колледжами и т.д.) на использова­ние учебной базы, работу преподавателей и пользование мето­дическими пособиями. Обычно у туроператора по обучающим турам имеются договоры не с одним, а с несколь­кими учебными заведениями, предоставляющими несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т. д.), а значит, и больший выбор для туристов.

Перед началом обслуживания необходимо подготовить ме­тодическое обеспечение для выдачи туристам: программы обучения, учебники, разговорники, карты города, путеводи­тели на изучаемом языке. Обычно этот набор входит в стои­мость тура.

Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для инди­видуальных туристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации». Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостини­цах. При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сво­дится на нет. Проживание в семье удобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное - эффективнее в от­ношении совершенствования языка, так как, обучающемуся приходится общаться на изучаемом языке, не только в школе, но и в семье.

К подбору семей, в которых размещаются обучающиеся, необходимо подходить особенно тщательно. С семьями туропе­ратор заключает специальные договоры на размещение тури­стов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную комнату и завтрак (в некоторых случаях и ужин). Проживание детей в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроперато­рами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт в прие­ме детей.

Рекомендуется размещать обучающихся в семьях по двое, желательно из разных стран - для стимулирования языкового общения (для создания условий, вызывающих необходимость общения на изучаемом языке). Если студенты размещаются в общежитиях (гостиницах), следует проверить, есть ли условия для занятий.

При организации группового тура с группой туристов должен работать руководитель группы из направляю­щей страны, свободно владеющий изучаемым языком. Назнача­ет его (по договоренности с принимающей фирмой) направ­ляющая сторона. Группы по изучению языка должны состоять максимум из 12 человек. Однако, с точки зрения отправки, да и организации транспортных экскурсий более рентабельны группы по 30 чело­век. Поэтому при организации учебных занятий большие груп­пы приехавших туристов разбиваются на подгруппы.

Спортивно-обучающие туры. Такие туры также распро­странены во всем мире. Среди них можно назвать туры с обуче­нием игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый, парус­ный спорт, подводное плавание, водные лыжи и др. На таких турах самое главное - обеспечение возможности научиться вы­бранному виду спорта.

Обучающие программы - это занятия выбранным видом спорта по специальной обучающей программе под руковод­ством опытных инструкторов. Необходимо разработать график спортивно-обучающих заня­тий. Как правило, это первая половина дня между завтраком и обедом. При разработке обучающей программы обязательно обращается внимание на дозированность нагрузки. После обеда экскурсионно-познавательные мероприятия, свободное время.

Экскурсионно-познавателъные программы - в основном об­щего характера.

Преимущество в массиве времени туристы отдают обучению и занятиям, по выбранным видам спорта. На таких турах необходимо предоставлять туристам допол­нительные услуги: бассейн, сауна, массаж, бары, дискотеки, вечера встреч, фестивали, конкурсы - словом все, что интересу­ет туристов на отдыхе. С туристами должны постоянно работать инструкторы по со­ответствующему виду спорта. Рекомендуется также привлекать профессиональных спортсменов и тренеров, услуги которых могут быть платными. В завершение тура между туристами могут быть устроены мини-соревнования по изучаемому виду спорта. Так же как и на спортивных турах, необходимо обеспе­чить для туристов прокат и продажу соответствующего спор­тивного инвентаря и снаряжения, а также возможность приобретения со­путствующих товаров, одежды, очков (подводных, горнолыж­ных, солнцезащитных), специальной обуви и т. д.

Размещение на спортивно-обучающих турах производится в гостиничных предприятиях, приспособленных для занятий и обучения выбранному виду спорта. Гостиницы должны иметь специальные спортивные залы и сооружения на прилегающей территории, трассы. При обучении теннису при гостинице должны быть корты, прокат теннисного инвентаря и сопутствующих товаров (кос­тюмы, обувь и пр.). Если, например, организуется прием туристов с обучением конному спорту, то их размещают на специальной турбазе, имеющей конюшню, конные выгулы и трассы, тренировочные круги и площадки. Необходимо наличие медицинского пункта и возможности оказания срочной медицинской помощи в экстренных случаях.

В настоящее время формируются дополнитель­ные рынки на обучающие туры, так называемое профессиональ­ное обучение - обучение менеджменту, маркетингу, компьютер­ным технологиям, туризму, дизайну, гостиничному хозяйству, банковскому делу, праву - всему тому, на что есть спрос по обучению во время путешествий. Это можно назвать привыч­ным словосочетанием - «повышение квалификации», но только повышение квалификации во время путешествия при помощи туристских фирм.

Семейный туризм

Рынок семейного туризма очень специфичен, так как имеет свои особенности и требования. В последнее время во всем мире наблюдается заметная тенденция к семейному отдыху. Этот вид отдыха может быть очень разнообразен: стационарный и мо­бильный, спортивный и оздоровительный и т. д., поэтому и про­граммы могут быть, совершенно различными. Набор их зависит от тематической направленности тура. Однако, наличие среди путешественников маленьких детей, налагает свои специфиче­ские особенности на требования к организации данных туров.

Условно семейным туризмом считают путешествия родите­лей с детьми до 11 лет. При выборе мест размещения, питания и средств передвиже­ния, прежде всего, необходимо учитывать особенности детской физиологии и психологии, а также не забывать об интересах взрослых (их родителей).

Во-первых, размещение на таких турах необходимо прово­дить в здоровых и экологически чистых местностях, спокойных и озелененных местах. Кроме того, гостиницы, где будут раз­мещаться туристы, должны отвечать специфическим функцио­нальным требованиям для семейного отдыха: 2-3-местные но­мера, система объединения номеров, помещения для детских игр и т. д. Программы таких туров обязательно должны содер­жать мероприятия для детей, взрослых, а также совместные ме­роприятия.

В такие программы входят ознакомительные экскурсии, в ко­торых могут участвовать и взрослые, и дети. Могут включаться также и отдельные экскурсии для взрослых (при наличии услуги по присмотру за детьми). Очень популярны прогулки на приро­де (по лесу, реке, морю). Хорошо организовывать экскурсии в зоопарки или парки отдыха.

При организации досуговых программ, необходимо также со­четать интересы детей и взрослых: организовывать специальные детские праздники (праздник кукол, праздник сказок), отмечать дни рождения гостящих в настоящий момент детей и т. п. Для этих целей часто нанимается специальный персонал, занимаю­щийся организацией детских и совместных программ (анимато­ры детского и семейного отдыха). Необходимо предусмотреть по возможности наличие игровых площадок и небольших ат­тракционов на территории, прилегающей к гостинице, а также игровых комнат на случай плохой погоды. В то же время не следует забывать о взрослых: организация вечеров знакомств, творческих программ, наличие вечерних баров, куда могут пой­ти родители, уложив детей спать. Интересны также совместные программы: организация художественной самодеятельности, танцы для детей и взрослых и пр.

Спортивные программы на семейных турах предоставляются в виде дополнительных услуг (бассейны, теннисные корты, тренажерно-спортивные залы). Очень популярны соревнования по спортивным играм (футбол, волейбол, «Веселые старты») между взрослыми, детскими и смешанными командами. Проведение спортивных игр между семейными командами с вручением сим­волических призов вызывает дополнительный интерес к спор­тивным программам на таких турах.

Курортные программы для отдыха предоставляются в за­висимости от местных условий, но являются достаточно попу­лярными.

Организация питания на семейных турах имеет свою специ­фику. Рационально предоставлять два отдельных меню (для взрослых и детей) с учетом их вкусов, а также физиологических особенностей. Для детей питание обычно предоставляется 4х-ра-зовое: завтрак, обед, легкий полдник и ужин. В ряде случаев (для маленьких детей) организуется вечерний кефир или молоко перед сном. Питание должно быть разнообразным, витаминизи­рованным (овощи, фрукты), а также оптимальным по калорий­ному составу.

Необходимо предусмотреть все возможные трудности, воз­никающие в связи со спецификой контингента:

- учет детской психологии и физиологии - умеренный гра­фик экскурсий, некоторая детская тематика, возможность отды­ха после обеда, 4-разовое питание, возможность стирки и гла­жения детской одежды и т. д.;

совмещение интересов родителей с проблемами организации отдыха для детей - организация детских комнат с услугами по присмотру за детьми, когда родители заняты своими делами, развлекательные мероприятия детского, общего и взрослого характера и др.

Научный туризм

Научный туризм - это новый термин, который получил распространение на западе два десятилетия назад. Основа научного туризма была заложена в конце 80х годов американским исследователем аномальных явлений Гленном Кемпбеллом, который обрёл всемирную известность после постройки в штате Невада первой мониторинговой станции наблюдения за НЛО. В той местности расположена военная база, получившая название «Зона 51». Она знаменита тем, что, по предположению исследователей непознанного, там хранятся потерпевшие аварию космические корабли внеземных цивилизаций. Так это или нет, можно только гадать, но сам этот факт и бренд «Зоны 51» оказались настолько притягательными, что в эти места совершают ежегодные паломничества десятки тысяч туристов-исследователей из различных уголков земли.

Таким образом, посещая конкретное географическое место, что уже, по сути, является туризмом, они преследуют и конкретную цель - наблюдение и изучение, а это уже исследовательская (научная) деятельность - научный туризм.

В настоящее время научный туризм находит пути своего развития не только в дальних странствиях и защите природы. Он стремиться преодолеть время, исследуя прошлое планеты, живого мира и человечества, пытается найти утерянный смысл оставшихся нам в наследство объектов древних цивилизаций, историю своей страны. Научный туризм присутствует даже в изучении городов, в регионоведении. Наконец, не так давно, мы все стали свидетелями рождения космического туризма, причём это было рождение именно научного космического туризма.

Научный туризм может быть рассмотрен в нескольких аспектах, в том числе:

- как научное сопровождение туристской деятельности, в частности, научно-информационное обеспечение маршрутов;

- как научное обоснование туристской деятельности, в частности, разработка рекомендаций по проектированию маршрутов, мест стоянок, экскурсионных объектов, туристско-рекреационное зонирование территорий и пр.;

- как организация и проведение экспедиций и путешествий, в частности, по объектам научных исследований.

Одним из феноменов ХХI века является включение научных экспедиций в сферу туризма.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.