Типы современных гостиниц
Как мы уже отмечали, современные гостиницы различаются по назначению, вместимости, этажности, типу конструкций, уровню комфорта, режиму эксплуатации (круглогодичные, сезонные), месту расположения (город, курорт и т. д.), их функциональному назначению, обеспеченности питанием, продолжительности проживания в них, уровню цен.
Все эти факторы учитываются при проектировании и влияют на состав помещений гостиницы, архитектурно-планировочную структуру здания и пр. Основные признаки, характеризующие гостиницы: вместимость, этажность, назначение и уровень комфорта.
Мировой гостиничный номерной фонд в основном размещен в малых и средних гостиницах. В последнее время в связи со значительным ростом туризма и экономическими предпосылками отмечается тенденция увеличения вместимости некоторых новых гостиниц.
Строительство гостиниц большой вместимости вызвано в первую очередь экономическими соображениями. При увеличении вместимости появляется целесообразность применения более мощного и современного технологического и инженерного оборудования, повышается отношение рабочей площади к общей, сокращается подсобная площадь, а также площадь коридоров, холлов, проходов по отношению к площади, предоставляемой непосредственно в распоряжение гостей, что приводит к сокращению удельных строительных затрат.
Так, к примеру, архитекторы, занятые проектированием гостиниц, подсчитали, что в гостиницах одинакового комфорта при увеличении их вместимости в 3,3 раза (со 132 до 440 мест) строительные расходы на одно гостиничное место снижаются примерно на 27%, а увеличение числа номеров со 100 до 400 (т. е. в 4 раза), вызывает необходимость увеличения площади кухни только в 2 раза, а подсобных помещений всего на 50%. В больших гостиницах рациональнее используется труд обслуживающего персонала, сокращается в удельном отношении количество администрации, в том числе высокооплачиваемой, клиентам можно предоставить больший набор услуг при уменьшении затрат и т. д.
Вместе с тем отечественные и зарубежные специалисты в области строительства и эксплуатации гостиниц отмечают, что увеличение вместимости гостиниц целесообразно в разумных пределах, после которых гостиницы становятся трудно управляемыми. Этим пределом в основном считают до 2000 мест. При большей вместимости обычно переходят на строительство гостиничных комплексов.
По уровню цен, устанавливаемых на основные платные услуги (предоставляемые в номерном фонде), гостиницы подразделяются на:
— бюджетные (25—35 долларов США);
— экономические (35—55 долларов США);
— средние (55—95 долларов США);
— первоклассные (95—195 долларов США);
— апарт-отели (65— 125 долларов США);
— люкс-отели (125—525 долларов США).
Этажность. Мировая практика показывает, что гостиницы строят от одного-двух до сорока этажей и более. Вопросы этажности гостиниц зависят от экономических, градостроительных условий, нормативных требований, конструкций и строительных материалов, методов возведения зданий, применяемых в той или иной стране. В конце 90-х годов наибольшую этажность в 73 этажа имел отель в Сингапуре.
Некоторые московские гостиницы имеют следующую этажность: комплекс «Измайлово» — пять зданий по 30 этажей каждое, гостиница «Украина» — 30 этажей, гостиница «Ленинградская» — 28 этажей.
Наиболее распространенная этажность вновь строящихся гостиниц: в России — 5—16 этажей; в Чехии — 8—14 этажей; в Венгрии в небольших городах — 4—5 этажей, в более крупных и на курортах — 6—11 этажей; в Германии — 8—10 этажей; в Англии — 10—15 этажей.
Здания гостиниц по этажности разделены на следующие группы:
— малоэтажные (1—2 этажа);
— средней этажности (3—5 этажей);
— повышенной этажности (6—9 этажей);
— многоэтажные (1 категории — 10—16 этажей; 2 категории — 17—25 этажей; 3 категории — 26—40 этажей);
— высотные здания (более 40-ка этажей).
Для определения типа здания гостиницы одним из основных факторов являются меры обеспечения пожарной безопасности людей. Эти меры влияют на архитектурно-планировочное, конструктивное и инженерно-технологическое решение здания, в частности определяют систему пожарной эвакуации людей, число и типы сигнализации, дымообнаружения и дымоудаления, пожаротушения. С повышением количества лестниц, ширины общих коридоров, расстояния максимального удаления номеров от входа на лестничную клетку или выхода из здания, от системы автоматической пожарной безопасности противопожарные требования ужесточаются.
В целях пожарной безопасности в отечественных гостиницах в два и более этажа рекомендуют не менее двух лестниц. Регламентируется максимальное расстояние от входа в номер до ближайшей лестничной клетки или выхода из здания (не более 40м при расположении номера между двумя лестницами и не более 25м при расположении номера в тупиковом коридоре или галерее). В зависимости от протяженности общих коридоров принимается их ширина: 1,6м при длине до 40м и 1,8м при большей длине. Общие коридоры требуется разделять на отсеки перегородками с самозакрывающимися дымонепроницаемыми дверями, расположенными не далее 30 метров друг от друга.
Для обеспечения пожарной безопасности используют различные автоматические системы дымообнаружения, пожарной сигнализации и пожаротушения; существенное значение придается надежности путей эвакуации. Особую опасность при пожаре имеет задымление. Поэтому в гостиницах высотой в 10 этажей и более половину лестничных клеток делают незадымляемыми и используют для эвакуации людей из здания и для спасательных работ, проводимых пожарными командами. Незадымляемость этих лестничных клеток обеспечивается устройством поэтажных выходов в них через балкон или лоджию, т. е. через воздушную зону, служащую для предотвращения (в случае пожара) попадания дыма из общего коридора и холла задымленного этажа на лестницу. Двери поэтажных тамбуров, ведущих из общих коридоров в воздушную зону, должны быть самозакрывающимися и иметь уплотняющие прокладки в притворах. При пожаре в таких лестничных клетках и тамбурах обеспечивается избыточное давление.
Уровень комфорта гостиниц определяется техническим оснащением, составом и качеством номерного фонда, набором предоставляемых услуг. Классификация гостиниц по уровню комфорта имеется в большинстве стран. В подходе к этой классификации за рубежом в настоящее время существует два основных направления. Одно отдает предпочтение так называемым «статическим» признакам, т.е., твердо установленному процентному соотношению номеров с ванной и санузлом, наличию таких помещений, как, например, крытый бассейн, сауна и т. д., определенному соотношению между вместимостью гостиниц и численностью обслуживающего персонала и прочее. Это направление ориентируется на сравнительно новую материальную базу. Другое направление отдает предпочтение «динамическим» факторам, т. е. службе сервиса. Его сторонники считают, что жесткие соотношения в средствах размещения без должного уровня обслуживания не обеспечивают правильной картины фактического качественного стандарта гостиницы. К этому направлению относится классификация гостиниц в Швейцарии.
Чем выше уровень комфорта гостиницы и больше вместимость, тем больше различных помещений входит в ее состав и тем более сложную функциональную структуру она имеет. В мировой практике проектирования и строительства гостиниц функциональные схемы их организации весьма разнообразны, однако все они строятся с учетом сложных технологических процессов, протекающих в гостиницах, соблюдение которых необходимо для четкой работы гостиничного предприятия. Вместе с тем принципы внутренней организации имеют много общего, так как основные группы помещений в них примерно одинаковые. Поэтому оказалось возможным разработать принципиальные схемы функциональной организации гостиниц разной вместимости.
Для функциональной организации гостиницы существенное значение имеет число входов в здание. Гостиницы большой вместимости и высокого уровня комфорта обычно имеют не менее 3— 4-х входов:
- главный вход, которым в основном пользуются проживающие и другие посетители (в комфортабельных гостиницах этот вход должен иметь навес или козырек, обеспечивающий крытый проход от автомашин ко входу в здание);
- вход в предприятия общественного питания, которым в основном пользуются посетители из города;
- один или несколько входов для работников гостиницы и пищеблока (так называемые служебные входы);
- специальный вход для доставки багажа гостей.
Кроме того, гостиница должна иметь погрузочно-разгрузочную площадку (дебаркадер) в хозяйственном дворе, через который в гостиницу доставляют чистое белье, мебель, различный инвентарь, инженерное оборудование, сырье и продукты для предприятий общественного питания, а также вывозят из гостиницы грязное белье, пищевые отходы, пустую тару, мусор. Следует учитывать, что по отечественным санитарно-гигиеническим требованиям выгрузка чистого белья и продуктов должна быть отделена от погрузки грязного белья, пищевых отходов и мусора. В современных гостиницах, расположенных в крупных городах, иногда на курортах, хозяйственный двор часто делают закрытым и размещают в цокольном или подвальном этаже здания. При удачном размещении генерального плана участка маршруты автомашин, въезжающих и выезжающих из хозяйственного двора, не совпадают и не пересекаются.
Разновидности гостиниц
Гостиничные предприятия классифицируются в зависимости от расположения, набора предоставляемых услуг и уровня предлагаемого обслуживания. В соответствии с классификацией ВТО гостиницы классифицируются:
а) по месту расположения :
— гостиницы в центре города;
— придорожные, как правило, малой этажности, с открытыми автостоянками;
— гостиницы в окрестностях городов и в аэропортах;
— плавучие отели — это плавсредства, оборудованные под гостиницы, для размещения и отдыха туристов у берега моря, реки или озера. При необходимости такая гостиница может быть отбуксирована по воде вместе с туристами к другой стоянке;
б) по уровню, ассортименту и стоимости услуг гостиничные предприятия делятся на несколько типов:
— дешевые отели или отели с ограниченным сервисом, которые предлагают минимум услуг. При этом предприятия питания при них могут быть, а могут и отсутствовать;
— отели «люкс» — обладают фешенебельным декором, оснащены высококачественной мебелью, хорошо оборудованными общественными помещениями и должны быть обеспечены большим количеством персонала по отношению к числу номеров.
ВТО в зависимости от потребителя гостиничных услуг на современном гостиничном рынке рекомендует выделять следующие типы отелей:
Отель «люкс» на 100—400 номеров, располагается, как правило, в центре города и предоставляет элитарные условия проживания руководителям самого высокого уровня за очень высокую цену.
Отель высокого класса имеет от 400 до 2000 номеров, располагается в пределах города и предлагает широкий набор услуг, предоставляемых обученным персоналом бизнесменам, участникам конференций, индивидуальным туристам; он оснащен дорогой мебелью и оборудованием. Цена проживания — выше средней.
Отель среднего уровня ориентирован на широкий круг потребителей, стремится, снижая эксплуатационные и административные расходы, придерживаться среднего уровня цен.
Апарт-отель имеет обычно от 100 до 400 номеров с условиями, аналогичными меблированным комнатам. Цены варьируются в зависимости от сезона и условий размещения. Ориентирован на бизнесменов или туристов, останавливающихся на длительный срок.
Отель экономического класса может быть небольшим, с числом номеров от 10 до 150. Располагается в черте города, имеет небольшой штат персонала, хорошо оборудованный номерной фонд, но может не предоставлять услуг питания. Потребителями являются, как правило, бизнесмены, индивидуальные туристы.
Мотель — предназначен для туристов, путешествующих на автотранспорте. Может иметь от 150 до 400 номеров, располагается вблизи автотрасс, имеет небольшой штат персонала и предполагает невысокие цены при современных хорошо оборудованных номерах. Автотуристам предоставляются охраняемые места для стоянки автотранспорта или закрытме гаражи, круглосуточный пункт техобслуживания, с соответствующим обслуживанием. Мотели предлагают ограниченный набор услуг, по более низким ценам, чем отели, например, могут не предоставлять услуги питания. Основные клиенты мотелей – туристы, путешествуюшие на собственном или арендованном автотранспорте.
Этот тип гостиниц в России только начинает развиваться, не смотря на уже давно существующий устойчивый спрос на данный вид услуги.
Первые мотели появились в США в 50-е годы XX века, один из первых отелей для автомобилистов — «Холидей ИНН». В начале 90-х годов доля мест размещения в мотелях США составляла 38%.
Гостиница конгрессная — специализируется на приеме и обслуживании конгрессов и выставок.
6.3.1 Типы гостиничных предприятий в зависимости от назначения
В зависимости от назначения принята следующая классификация средств размещения гостиничного типа.
Гостиницы для постоянного проживания (в России на данный момент практически отсутствуют).
Транзитные гостиницы обслуживают любой контингент в условиях кратковременной остановки. Расположены они, как правило, на территориях крупных транспортных узлов, железнодорожных вокзалов, аэропортов, морских и речных вокзалов, автовокзалов. Уровень обслуживания и ассортимент услуг минимален, питание обычно не предоставляется, так как предприятия питания находятся на вокзалах.
Гостиницы делового назначения обслуживают лиц, пребывающих в деловых поездках и командировках.
Требования, предъявляемые к гостиницам делового назначения
1. Местоположение вблизи административных, общественных и прочих центров городов без обязательного наличия озелененной территории для отдыха и спортивной деятельности, категория гостиницы не ниже 3*.
2. Преобладание в номерном фонде одноместных номеров.
3. Обязательная организация в номере рабочей зоны. Под рабочей зоной понимается письменный стол, рабочее кресло, настольное освещение, письменные принадлежности и средства оргтехники, выход в интернет, международная и междугородняя связь.
4. Максимальная изоляция номеров от внешней среды в целях обеспечения условий для сосредоточенной работы.
5. Наличие помещений для проведения совещаний, переговоров, семинаров и др., услуги переводчика.
6. Бизнес - центр.
7. Службы финансового обеспечения.
8. Предоставление трансфер, экскурсий с услугами гида.
9. Питание, включая шведский стол, обеды, ужины, кофе – брейки, фуршеты и банкеты, а также услуги рум – сервис.
Гостиницы для обслуживания бизнесменов называют еще бизнес-отелями. Первый бизнес-отель был открыт в 1908 году в США Элсвортом Статлером и представлял для бизнесменов по тем временам максимальные удобства. С бизнес-отеля в конце 20-х годов началась и империя Конрада Хилтона.
Курортные гостиницы предназначаются для относительно длительного отдыха на одном месте, в ряде случаев с возможностью профилактического лечения или долечивания. Для этого предусматриваются помещения лечебно-оздоровительного назначения в соответствии с основным профилем курорта, возможна также организация диетпитания.
Курортные гостиницы имеют разнообразный состав помещений культурно-массового обслуживания (залы многофункционального назначения, холлы для отдыха, библиотеки, бильярдные, помещения для игр и др.), иногда помещения для отдыха и игр детей, а также помещения и сооружения спортивного назначения (плавательные и плескательные бассейны, спортзалы, спортивные площадки и др.).
Номерной фонд курортных гостиниц состоит в основном из одно, двухместных номеров. В ряде случаев предусматривается возможность дополнительного размещения в номере третьего спального места (для ребенка). В связи с относительно длительным сроком проживания в курортной гостинице (до I месяца) в номерах предусматривают увеличенный размер встроенных шкафов для хранения вещей и белья. Существенное значение придается ориентации номеров и виду, открывающемуся из окна. В номере выделяют зону дневного отдыха, которая распространяется на лоджию, балкон, веранду.
Строят курортные гостиницы в местах с наиболее благоприятными природно-климатическими данными: на морских побережьях, возле озер, вблизи целебных источников, в горной местности.
Требования, предъявляемые к гостиницам для отдыха:
1. Размещение среди озелененных массивов, максимально удаленных от городских центров.
2. Обязательное наличие озелененной территории, оборудованной для отдыха и занятий спортом.
3. Преобладание в номерном фонде двухместных номеров.
4. Наличие детских площадок, помещений для игр и развлечений.
При этом каждая гостиница для отдыха имеет свои собственные характерные особенности.
Туристско-экскурсионные гостиницы в своем штате имеют должности экскурсоводов, групповодов, спортивных инструкторов, а гостиницы для спортивного туризма (туристские базы, горные гостиницы) должны иметь помещения для туристско-спортивного обслуживания (туркабинеты, прокат спортинвентаря, бассейны, соответствующий медперсонал) и находиться вблизи оборудованных туристских трасс в соответствии с требованиями маршрута.
Специализированные гостиницы
Среди таких гостиниц особое место занимают следующие:
— кемпинг — лагерь для автотуристов, расположенный в загородной местности, оснащенный летними домиками или палатками;
— ротель — передвижная гостиница, представляющая собой вагон с одно-, двухместными номерами. В дневное время туристы знакомятся с различными городами и их достопримечательностями, а ночуют в поезде;
— ботель — небольшая гостиница на воде (неплавающая), в качестве которой может использоваться соответствующим образом оборудованное судно;
— флотель — плавающая гостиница, представляющая собой специально оборудованное судно; туристам предоставляются комфортабельные номера-каюты, услуги активного отдыха, залы для переговоров, конференций, конгрессов, средства связи, многочисленные бары и рестораны. Флотели используются для организации круизного отдыха, который получил бурное развитие в 1990-х гг. Число морских пассажиров в последние десятилетия во всем мире устойчиво возрастает, и в 1990г. оно превысило 1,5 млн человек, а в 1996г. достигло 6,5 млн человек;
— ботокемпинги предназначены для обслуживания водных туристов в походе. К этому типу учреждений относятся «водные станции», получившие распространение в Польше, и «летние туристские городки» в Германии. Определенный опыт по строительству средств размещения на воде накоплен в России. На Городецкой судоверфи построены два крупнейших на Волге плавучих мотеля. Эта своеобразная база для моторных лодок может принять до 200 катеров;
— отели при казино. Современные тенденции в зарубежном гостиничном деле успешно используют и такой сравнительно новый источник привлечения клиентуры, как строительство гостиниц при казино. Особо интересный опыт накоплен в США. Так, с 1991 года, когда в экономике США начался новый подъем, индустрия отдыха и развлечений стала важнейшим фактором потребительского бума. Самым быстрорастущим сектором этой индустрии является игорный бизнес, ведь он официально узаконен. Легальный игорный бизнес стремительно разрастается.
Среди факторов, заставивших власти пойти на официальное разрешение этого бизнеса и не противиться его развитию, следует указать прежде всего на экономические: потребность изыскания новых источников доходов, необходимость трудоустройства людей и стимулирование туризма. Чтобы убедиться в экономических возможностях казино, стоит только взглянуть на следующие цифры: в 1991 году казино в Атлантик-Сити принесли 3,4 млрд. долларов чистой прибыли, что означало для города 570 млн. долларов через налоговые отчисления и трудоустройство для 49-ти тысяч людей.
По сравнению с обычными отели при казино гарантируют мощный приток наличности и высокий уровень прибыльности. Благодаря своей специфике они также характеризуются высокой заполняемостью. Лас-Вегас в 1992 году посетили 21,8 млн человек, и каждый пробыл там в среднем 3,3 суток. В результате этого среднегодовая заполняемость городских отелей составила 83,9%.
Сейчас казино привлекают гостей низкими ценами за гостиничный номер, дешевизной ресторанов и фантастическими увеселениями. Про казино в Атлантик-Сити справедливо замечено, что пока ты играешь, все остальное приложится — пусть не совсем задаром, но по невероятно низким ценам.
Наряду с компанией Promus, корпорация Hilton Hotels тоже извлекает большой доход из игорного бизнеса. Еще в 1970 году Конрад Хилтон почувствовал, что казино суждено стать самым прибыльным сегментом гостиничного бизнеса. Он приобрел контрольный пакет акций Flamingo и International Hotel, теперь известного как Las Vegas Hilton. В те годы это был крупнейший в мире отель-казино общей площадью игровых залов 3716м2. Корпорация Hilton Hotels, являющаяся теперь одной из ведущих гостиничных компаний мира, получает 2/3 своего дохода от казино, среди которых Flamingo, Hiltonsw Las Vegas Hilton в Лас-Вегасе, Flamingo Hotel в Логлине, два отеля в Рено, а также два плавучих казино на Среднем Западе. Через свои отделения она управляет казино в Куинсленде (Австралия) и еще в 12-ти странах, включая Турцию, Индонезию, Египет, Гонконг, Грецию, Бельгию, Великобританию, Малайзию, Уругвай.
В России с отелями – казино совершенно другая ситуация. В соответствии с Федеральным законом РФ №244 от 29.12.2006 « О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» на территории России запрещена организация отелей – казино , за исключением 4-х игорных зон, в которых будет возможно поиграть в азартные игры:
- «Азов Сити» (Краснодарский Край );
- «Сибирская Монета» (Алтай);
- «Приморье» (Дальний Восток);
- «Янтарная» (Калининградская область).
С 2010 года существует единственное легальное казино с отелем в России, которое открыто в игорной зоне «Азов Сити». В другие игорные зоны пока инвесторы не готовы вкладывать огромные средства в строительство подобного рода заведений. Российская Ассоциация развития игорного бизнеса (РАРИБ) выступила с инициативой о переносе игорных зон ближе к крупным городам, а Российский Союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает размещать казино в 5* отелях. Пока этот вопрос находится в стадии обсуждения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|