Сделай Сам Свою Работу на 5

Франчайзинг как форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности





Одним из первых примеров франчайзинговой деятельности следует считать законодательное предоставление в США прав частно­му бизнесу в таких сферах, как железные дороги и банки.

Франча́йзинг(англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франшиза (от фр. franchir, «освобождать»), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера. (википидия)

Исключи­тельное право, полученное от правительства, давало частному бизнесу возможность вкладывать значительные капиталы в развитие этих предприятий, хотя определенный государственный контроль за рабо­той железных дорог и банков сохранялся. Определенные привилегии предоставлялись тем, кто мог обеспечить требуемые услуги. Такие условия позволили достаточно быстро и качественно развивать пред­приятия различных сфер услуг без предоставления государственных средств.



Не менее показательна история автодилеров компании «Дже­нерал моторс». В 1898г. молодая компания, не имевшая достаточного наличного капитала, необходимого для открытия магазинов, начала продажу двигателей через систему дилеров. Эта система и по настоя­щее время остается основным способом продажи автомобилей.

В 20 — 30-е годы двадцатого столетия нефтеперерабатываю­щие компании приступили к организации фирменных бензоколонок. С 50-х годов во многих странах особенно быстрыми темпами начала развиваться франчайзинговая система создания отелей и ресторанов. Этому явлению способствовала принятие в США закона о товарных знаках, который регламентировал положение о том, что предприятие-производитель продукции работ или услуг, имеющее достаточно вы­сокую репутацию, приобретало на определенных условиях торговый знак (торговую марку). Владельцем торгового знака могли быть выда­ны лицензии другим фирмам на определенный период времени, в те­чение которого владелец контролировал качество товаров и услуг, продаваемых под его товарным знаком.



Практика продажи предприятиям права на использование сво­его товарного знака под контролем и под защитой закона дает воз­можность владельцу существенно расширить масштабы своего бизне­са без значительных единовременных и текущих затрат. На этой осно­ве начали складываться определенные правила ведения дел владельца товарного знака (франчайзера) с предприятиями, которые приобрели лицензии (франшизы) с целью их использования (франчайзи), т.е. от­ношения франчайзинга.

Устойчивый рост этой формы предпринимательской деятель­ности наблюдается с конца 50-х и в течение 60-х гг. Это подтвержда­ется тем фактором, что девять из десяти современных наиболее круп­ных фирм-франчайзеров вступили в бизнес после 1954г. В дальней­шем система кооперационных связей распространилась на новые отрасли розничной торговли, обеспечив высокие темпы развития сети предприятий питания быстрого обслуживания, а также «удобных ма­газинов».

Деятельность всемирно известной фирмы «МакДональдс» яв­ляется одним из наиболее наглядных примеров развития и становле­ния франчайзинговой системы. Эта фирма в настоящее время может рассматриваться как бесспорный лидер в индустрии быстрого обслу­живания.

Системой контрактов в розничной торговле США в конце ХХ века было охвачено около 400 тыс. магазинов, бензоколонок, салонов ав­тосервиса, ресторанов, закусочных. На этих предприятиях было занято (с учетом работающих собственников) свыше 3-х млн. человек или 20% всех работников отрасли, а их доля в розничном товарообороте составила 34% по сравнению с 23% в 1971г.



Наивысший подъем в развитии франчайзинга продолжался на протяжении последующих десятилетий вплоть до конца 80-х г.г. В 1984г. почти треть объема продаж во всех магазинах США (около 500 млрд. долл.) была реализована через франчайзинговые фирмы. В 1990 г. объем франчайзинга достиг 716 млрд. долл.

По результатам исследований, проведенных австралийским правительством, в 1989г. количество франчайзеров на миллион насе­ления в этой стране составило 13,9 по сравнению с 8,4 в США; коли­чество операторов на миллион населения — 671 по сравнению с 1456 в США. Франчайзинг создает 13% национального богатства в валовом национальном продукте, что втрое больше, чем торговля автомобиля­ми. Как работодатель Франчайзинг предоставляет свыше 7 млн. рабо­чих мест, причем многие из них предназначены для неквалифициро­ванных рабочих, которые не имели возможности найти другую работу. Данные министерства торговли свидетельствуют о том, что реализа­ция товаров и услуг работающими по системе франчайзинга компани­ями ежемесячно возрастает на 10% в течение последних 12 лет. Эта тенденция сохраняется и после 2000 г., когда поло­вина всей розничной торговли приходится на долю франчай­зинга.

Накопив большой опыт в США, Франчайзинг начал свою экс­пансию на рынках других стран. Многие американские компании про­дали свои франшизы в другие страны, и некоторые из этих компаний быстрыми темпами расширяют свою международную сеть.

В настоящее время более 350 американских фирм и их франчайзи владеют более чем 32 тыс. торговых предприятий в других странах.

Бурное развитие франчайзинга происходит в Западной Европе, Канаде, Японии, Австралии, государствах Азиатско-тихоокеанского региона. В свою очередь, франчайзеры из этих стран начинают посте­пенно проникать на рынок США. Значительно увеличился этот бизнес с открытием рынков России, стран СНГ и Китая. Таким образом, международный Франчайзинг в ближайшие годы будет развиваться еще более быстры­ми темпами.

В России в режиме франчайзинга уже работают или работали такие известные отечественные и зарубежные компании, как «Дов­гань», « Русское бистро», «МакДональдс», «Пицца Хат», «Баскин Роббинс», «Рибок» и другие. Вместе с тем, пока еще нет оснований для вывода об окончательном утверждении в нашей стране этой совре­менной формы предпринимательства.

Сущность франчайзинга может быть определена как форма до­говорных отношений, при которой товаропроизводитель или едино­личный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой (обычно это крупная фирма, называется «франчайзер»), предо­ставляет своим малым партнерам («франчайзи») эксклюзивные права по кооперации в области производства и сбыта этих товаров и услуг. Франчайзи выплачивают франчайзеру платежи (роялти) и обязуются соблюдать технологию производства и обслуживающих операций.

Характерными чертами франчайзинга как формы предприни­мательской деятельности являются следующие:

- франчайзер имеет право собственности на торговую марку, фирменные услуги, идею, технологический процесс, патент, спецоборудование, деловые связи, ноу-хау и т.д.;

- Франчайзингу, продается лицензия (франшиза), которая дает право на использование всех вышеперечисленных элементов в про­цессе производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности;

- в договор о продаже лицензии включаются права франчайзера на контроль за деятельностью франчайзи, а также обязательства по оказанию квалифицированной помощи партнерам в обучении пер­сонала, подборе помещений, проведении маркетинговых исследова­ний и т.п.;

- франчайзер получает от франчайзи единовременную оплату

лицензии (франшизы) и необходимое оборудование, а также периоди­ческие платежи (роялти) в виде процента от объема продаж (или при­были) и постоянные взносы в централизованный рекламный фонд.

Эти основные черты присущи каждому из четырех основных видов франчайзинга: товарному, производственному, деловому и кон­версионному.

В рамках товарного франчайзинга в качестве франчайзера вы­ступает крупный товаропроизводитель, у которого франчайзи приоб­ретает право на продажу и сервисное обслуживание товаров соответ­ствующей марки; реализация продукции конечным потребителям осуществляется от имени франчайзера. Примером этого типа франчай­зинга могут служить дилерские сети по торговле автомобилями и сис­темы фирменных бензоколонок.

Взаимоотношения в системе франчайзинга могут быть подраз­делены на два основных вида и несколько подвидов. Двумя основны­ми видами являются индивидуальные и региональные (зональные, территориальные) франчайзинга.

Индивидуальный франчайзинг представляет собой продажу лицензии (франшизы) на какой-либо один вид бизнеса и является наи­более распространенным.

Сущность регионального франчайзинга состоит в следующем. При этом виде франчайзинга франчайзер принимает решение о рас­пространении сферы своей деятельности на какой-либо регион, но, в то же время он учитывает то обстоятельство, что не обладает возможнос­тями для быстрого развития и расширения своей деятельности, на­пример, ограничен размерами капитала или нет достаточно подготов­ленного персонала. В этих условиях привлекается помощник — глав­ный франчайзи, который в свою очередь, имеет права и возможности не только в подборе новых франчайзи в своем регионе, но и в обеспе­чении их первоначального обучения, а также в выполнении других работ и услуг, которые обычно выполняет франчайзер.

Региональный франчайзинг подразделяется на различные под­виды, которые имеют общие черты и в то же время отличия друг от друга.

Франчайзинг с владением многими предприятиями развивает­ся из индивидуального франчайзинга и может быть предусмотрен в самом начале взаимоотношений. В этом варианте франчайзер и фран­чайзи заключают контракт на региональное развитие бизнеса, в соответствии с которым франчайзи имеет право открыть свои предприятия в определенном районе.

Второй подвид регионального франчайзинга — субфранчайзинг, при котором реализуются два направления отличающихся друг от друга контрактных отношений: первое — между генеральным франчайзером и субфранчайзером и второе — между субфранчайзером и обычным франчайзи.

Развивающий франчайзинг является комбинацией первых двух видов и охватывает трехсторонние взаимоотношения между франчай­зером и лицом, получающим право на развитие бизнеса на определен­ной территории.

В соответствии с условиями контракта региональный субфранчайзер (лицо, получившее право развития бизнеса на данной тер­ритории) обязуется подобрать и соответствующим образом обучить индивидуальных франчайзи, оказывать им практическую и методиче­скую помощь и осуществлять контроль за их деятельностью. В то же время франчайзер выдает лицензию (франшизу) непосредственно ин­дивидуальным франчайзи и имеет с ними прямые контрактные отно­шения.

Смысл франчайзинговой деятельности состоит в ориентации на успешную работу всех его участников, и именно это обстоятельст­во выгодно отличает франчайзинг от ряда других концепций бизнеса.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.