Сделай Сам Свою Работу на 5

Международная торговля услугами





В настоящее время ни одна страна в мире не может динамично развиваться без интеграции с мировым сообществом. Отчетливо прослеживается взаимозависимость между степенью интеграции страны в мировое хозяйство и уровнем развития ее внутреннего экономического потенциала. Как правило, эти показатели однозначны: чем более страна интегрирована в мировую экономику, тем более развитой и стабильной выглядит ее внутреннее экономичес­кое пространство, эффективность его структурных составляющих и социальных показателей в целом. Эти процессы составляют суть феномена последних десятилетий, который в практике международных отношений получил название «глобализация».

Особую роль в современных процессах глобализации играют диверсификационные (разнообразные) формы сотрудничества стран и, в частности, внешняя торговля товарами и услугами. Вто­рая половина 90-х годов характеризовалась активным всплеском объемов мировой торговли. Этому в немалой степени способство­вала революция в области информационных технологий. В сфере услуг только стоимость экспорта офисного и телекоммуникацион­ного оборудования в 1995 году возросла на 25% и достигла 12% об­щей стоимости мировой торговли. Тенденция роста сохраняется и в наше время, так как не созданы предприятия, способные конкурировать на этом рынке. Но тем не менее мы наблюдаем развитие предприятий, производящие брендовую технику.



Производство и потребление услуг в сути своей подчинено за­кону стоимости. Обмен услуг на соответствующий эквивалент — товары в материально-вещественной форме или другие услуги — производится в общем случае в соответствии с количеством затра­чиваемого на их производство труда.

Однако в практике продажи услуг потребителю, особенно на мировом рынке, встречается множество ситуаций, когда соответствие между количеством затраченного на производство услуги труда и ее фактической стоимостью нарушается. Примером может служить потребление так называемых брендовых услуг, т. е. услуг, де­монстрирующих принадлежности их потребителя к определенному социальному слою.

Международная статистика свидетельствует, что мировая тор­говля услугами является сегодня наиболее динамичным и быстро- прогрессирующим сектором мирового хозяйства.



Особенно быстрыми темпами процесс развития международ­ного рынка услуг пошел в 90-е гг., что связано в первую очередь с разрушением Советского Союза, с глобализацией мирового экономического пространства и форми­рованием в ряде стран экономики сервисного типа, замещающей собой постиндустриальную экономику. Характерным признаком новой экономики выступает динамичное формирование новых сек­торов народного хозяйства, включающих в себя высокоинтеллек­туальные отрасли услуг, получившие развитие, в первую очередь, на базе высоких технологий.

Активными экспортерами услуг выступают постиндустриаль­ные и индустриальные страны. На их долю падает 80% мирового экспорта услуг.

Так, по данным статистики, в США, которые являются сегод­ня крупнейшим в мире экспортером услуг, доля этого продукта со­ставляет 27% общей стоимости вывоза. В России за последнее де­сятилетие наблюдается обратный процесс. Удельный вес экспорта услуг в российском вывозе в середине 90-х годов составлял всего 1- 2%, что более чем в 10 раз ниже, чем в промышленно развитых стра­нах. По стоимостному показателю экспорта услуг Россия занимает примерно 50 место в мире.

В практике экономической российской статистики принято выделять три группы услуг, принимающих участие в экспортно- импортных операциях:

— транспортные услуги (около 25%), включающие в себя непосредственно перевозку пассажиров и грузов, а также все сопутствующие этому виду услуг операции (экспедиро­вание, страхование и др.);



— международный туризм (20%);

— другие виды услуг.

В третью, самую многочисленную группу услуг, включаются ус­луги в сфере экономики, финансов, юриспруденции, торговли, технического обслуживания оборудования, услуги в сфере предпри­нимательской деятельности и др. В ряде стран к услугам причисля­ют и строительство.

Следует иметь в виду, что в России строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, материально- техническое снабжение, сбыт и заготовку, производственные виды бытового обслуживания включаются статистикой в сферу матери­ального производства.

С точки зрения организации предоставления международных услуг их целесообразно разделить на несколько категорий:

а) услуги, перемещаемые вместе с субъектом их производства за границу, на территорию другой страны и предлагаемые здесь к реализации потребителю;

б) услуги, оказываемые в стране их производства потребителю, перемещенному сюда из другой страны. В эту категорию услуг входят практически все виды услуг, предлагаемые к потреблению в данной стране;

в) поставка услуг через границу. Этот вид услуг существенным образом отличается от услуг первой и второй категории, в процессе реализации которых сама услуга не пересекала границу, но «экспортным» или «импортным» субъектом выступал соответственно производитель услуг или их по­требитель. Здесь, при поставке услуг через границу, ее пе­ресекает в конкретном своем качестве сама оказываемая потребителю услуга, а не ее поставщик или потребитель.

Внешнеторговый оборот услугами ежегодно увеличивается практически во всех трех рассмотренных категориях. Причем эти показатели растут быстрее, чем экспортно-импортные операции торговли товарной продукцией. Для двукратного увеличения объе­ма торговли услугами потребовалось всего 7—8 лет. Во внешнетор­говых операциях с товарной продукцией для этого понадобилось 15 лет. Еще более быстрыми темпами растет доля услуг, предостав­ляемых частными фирмами, за, этот же период она увеличилась в два с половиной раза.

Основными участниками внешнеторговой деятельности на рынке услуг выступают постиндустриальные, индустриальные и но­вые индустриальные страны. В качестве экспортеров это, в первую очередь, США, Нидерланды, Франция, Великобритания. Среди стран-импортеров услуг лидирующие места занимают Германия, Япония, Италия.

По показателям внешнеторговой деятельности в сфере услуг на мировом рынке сегодня доминируют восемь ведущих стран, на ко­торые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более половины их импорта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны — США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг. Мно­гие компании этих стран, занимающиеся внешнеторговой деятель­ностью, развертывают производство услуг на своих зарубежных филиалах.

В мире сложилась определенная специализация в торговле ус­лугами. Так, Швейцария и Сингапур выступают общепризнанны­ми международными центрами банковских и финансовых услуг. Южная Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, в этом же качестве на европейском рынке выступает Турция. Мексика и Франция являются мировыми тури­стическими центрами. Многие мелкие островные государства и карликовые государства Европы основную часть экспортных дохо­дов получают за счет туризма, игорного бизнеса, в качестве офф­шорных зон и т. д.

Вместе с тем для многих развитых и большинства развивающих­ся стран распространенным явлением выступает наличие отрица­тельного сальдо во внешней торговле услугами. В эту группу в ка­честве развивающихся стран входят Россия и другие страны СНГ и Балтии. Все эти страны обладают потенциальными ресурсами для развития транспортных услуг, особенно в части морских перевозок, а некоторые из этих стран имеют весьма благоприятные условия для развития международного туризма.

Однако низкий уровень организации хозяйственного механиз­ма, политическая нестабильность, не отработанное правовое поле, отсталая материально-техническая база не позволяют использовать национальные механизмы экспорта услуг в международном эконо­мическом и географическом пространстве. К тому же западноев­ропейские страны дополняют высокое качество своих услуг при­менением широкого спектра юридически оформленных ограниче­ний, препятствующих применению на своих территориях услуг иностранных поставщиков.

Международный рынок услуг по сравнению с аналогичным рынком товаров имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, ввиду своей специфики как продукта взаимообме­на между участниками внешней торговли в большинстве Своем услу­ги выступают результатом непосредственного взаимодействия двух международных субъектов: производителя услуг и их потребителя. В этой связи практика посредничества на международном рынке услуг сведена до минимума и имеет место только в тех сферах, где услуги пересекают границы государств в материально-вещественной форме.

Во-вторых, мировой рынок услуг тесно взаимодействует с рын­ком товаров, накладывается на него, в определенной мере высту­пает его частью и оказывает на него все увеличивающееся давле­ние. Все большее распространение получают формы совместного экспорта (импорта) товаров и комплекса сопровождающих его ус­луг. Причем в стоимостном выражении доля услуг часто сопоста­вима с товарным экспортом, а иногда и превышает его. Особенно велико влияние услуг в торговле наукоемкими товарами.

В-третьих, сфера услуг, ввиду специфичности продукта реали­зации, обычно в большей мере защищается страной-импортером от иностранной конкуренции, чем сфера материального производ­ства. Более того, многие наукоемкие и интеллектуальные услуги, а также транспорт и связь находятся либо в полном или частичном (через контрольный пакет акций) владении государства либо стро­го контролируются им, что объясняется интересами безопасности Государства, его заботой о своем суверенитете и благосостоянии граждан.

В то же время интервенция услуг в экономическое, социаль­ное, информационное и др. пространство иностранного государ­ства считается во всех вариантах чрезвычайно выгодным проектом. В конечном итоге, в сфере международной торговли услугами выс­траивается больше барьеров, чем в сфере экспорта-импорта товар­ных потоков.

В-четвертых, товарный экспорт в своем ассортименте практи­чески неограничен, в то время как отдельные виды услуг вообще не могут быть предметом внешнеторговых операций, либо участвуют в них в крайне ограниченном количестве. Это, прежде всего, услу­ги бытового характера, некоторые виды услуг личного потребле­ния, коммунальные услуги и т. п.

К началу ХХ1 века доминирующее положение на ми­ровом рынке услуг заняли услуги делового характера, в той или иной мере связанные с обслуживанием трудовой деятельности: финансо­вые, информационные, телекоммуникационные и др. и на долю развитых стран приходилось 88% всего экспорта деловых услуг. В связи с дальнейшим и необратимым процессом деиндуст­риализации ведущих мировых стран, с развитием в них новых сек­торов экономики этот вектор трансформации мирового сообщества в обозримом будущем останется без изменений. Можно говорить лишь о развитии его структурных составляющих и темпах этого раз­вития.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.