Тема 5. Организация внеурочной и проектной деятельности младших школьников
Ключевые понятия: внеурочная деятельность, методический конструктор Д.В.Григорьева, формы организации внеурочной деятельности; уровни воспитательных результатов; проектная задача, проектная деятельность, проект.
Основные цели и направления организации внеурочной деятельности. Требования к содержанию и условиям проведения. Программы внеурочной деятельности. Понятие и этапы осуществления проектной деятельности. Проектные задачи в начальной школе.
Содержание практических занятий
Раздел 1. Общие положения курса
Тема 1.Цели и задачи начального ОБЩЕГО образования. Концепция и структура ФГОС НОО.
Вопросы для обсуждения
1. Нормативно-правовая основа ФГОС начального общего образования.
2. Характеристика ФГОС НОО.
3. Система требований (к результатам освоения основной образовательной программы НОО, структуре и условиям реализации ООП).
4. Особенности ФГОС НОО.
5. Системно-деятельностный подход как новая методологическая основа реализации ФГОС НОО.
6. Портрет выпускника начальной школы.
Задания
1.Составьте словарь-справочник, содержавший определения ключевых понятий.
2.Изучите содержание ФГОС НОО и заполните кластер:
3.Что такое «РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС»? Что же меняют в нашем образовании стандарты второго поколения? Приведите примеры.
4.Что понимается под «новым результатом» образования? Ваши размышления о путях его достижения.
5. По каким признакам Вы определите, находились ли Ваши ученики в учебной деятельности на уроке? Выберите, по крайней мере, один ответ:
- были активны
- решали примеры
- читали и писали
- участвовали в диалоге
- были внимательны, не отвлекались
- здесь нет нужных признаков
Ответ обоснуйте.
6.Выпишите портрет выпускника начальной школы
ü Любознательный,……
ü ……………………………...
Что нового вы заметили? Обеспечивается ли преемственность между дошкольным образованием и начальной школой? Если да, то как?
7. Авторы ФГОС НОО, разрабатывая модель выпускника начальной школы, высказывали мысль: «Такими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников. Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности».
Какие вопросы у вас возникли к авторам-разработчикам ФГОС НОО? Зафиксируйте их (не менее 5 вопросов). Какие из вопросов вы отнесете к «тонким», а какие к «толстым» вопросам?
8*. Напишите эссе на тему: «Новые образовательные стандарты: плюсы и минусы».
Раздел 2. Программы начального общего образования
Тема 2. Основная образовательная программа начального общего образования
Вопросы для обсуждения
1. Структура и особенности основной образовательной программы. Характеристика образовательных областей и учебных предметов;
2. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
3. Понятие «универсальные учебные действия» в психолого-педагогической литературе. Функции и виды УУД.
4. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, возрастные особенности их развития у младших школьников.
5. Место универсальных учебных действий в образовательной программе начальной школы. Преемственность дошкольного образования и начального общего образования;
6. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
7. Программа коррекционной работы.
8. Место планируемых результатов в общей системе федерального стандарта. Основные пользователи планируемых результатов. Характеристика уровней описания планируемых результатов.
9. Принципы системы оценивания и модели оценочной деятельности.
10. Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку.
11. Особенности системы оценки (оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-практические задачи). Критериальный подход к системе оценивания достижений младших школьников. Комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных) и нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. Уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов.
12. Накопительная система оценки индивидуальных достижений. Внешняя и внутренняя оценка, их особенность. Сочетание персонифицированных и неперсонифицированных процедур. Интерпретация результатов на основе контекстной информации.
Задания
1.Составьте словарь-справочник, содержавший определения ключевых понятий.
2.Изучите документы: Закон «Об образовании» (ст.9; 14; 29); Приказ МОиН РФ № 1241 от 25.11.2010; Приказ МОиН РФ № 2357 от 22.09.2011 и приложения к ним. Ответьте на вопросы:
- о чем эти документы?
- в каких разделах ООП, и какие изменения декларируются в них?
- какие комментарии и методические рекомендации даются для их реализации в образовательных учреждениях?
3.Изучите, какие образовательные программы могут быть в образовательном учреждении, и заполните схему.
· Образовательная программа ОУ как общественный договор – принимается высшим органом управления ОУ. Разрабатывается совместно с общественным (управляющим) советом.
· Основная образовательная программа ступени – программа совместных действий всех участников ОП в соответствии с возрастными возможностями школьников. Разрабатывается МО, ВТКП совместно с учащимися и их родителями и утверждается на уровне научно-методического совета ОУ.
· Рабочая учебно-образовательная программа курса, модуля и т.п. - программа действий учителя для достижения учебно-предметных результатов.
· Индивидуальная образовательная программа учащегося – персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании.
· Программа развития ОУ - документ, усиливающий, прежде всего, конкурентные позиции конкретного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет вектор движения ОУ.
Образовательные программы ОУ
Покажите стрелками связи между элементами образовательной программы школы.
4.Как вы думаете, какой должна быть ООП: «программа программ» или «программа действий»?
Приведите аргументы по каждой из позиций.
ООП – «программа программ»
| ООП – программа действий
| 1.
| 1.
| 2…
| 2…
| 5.Изучите требования к структуре ООП. Составьте схему структуры основной образовательной программы школы. Какие элементы, на ваш взгляд, являются главными? Ответ обоснуйте.
6.Изучите концепцию и программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Какие разделы содержит программа? Дайте краткую характеристику каждому из разделов. Какие уровни воспитательных результатов и эффектов определены? Перечислите способы их достижения.
7.Изучите материалы книги «Планируемые результаты начального общего образования» под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой и заполните таблицу:
Формы представления планируемых результатов
| Функции планируемых результатов
| Содержание планируемых результатов
| Уровни описания планируемых результатов
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8. При организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. Как вы это понимаете?
9.Рассмотрите схему. Как вы думаете, почему возникла необходимость в создании концепции развития УУД, начиная с начальной школы? Ответ обоснуйте.
10*.Известно, что УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменитьсам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду. Как вы понимаете эту цитату? В чем новизна условий, форм и технологий в современных требованиях?
11. Выберите (по крайней мере, один ответ), какие действия входят в состав познавательных учебных действий:
- общеучебные действия
- логические действия
- сотрудничество и кооперация
- адекватная передача информации
- постановка и решение проблемы
- моделирование
12. Установите соответствие между упражнениями и УУД, которые формируются при его выполнении.
Упражнение
| УУД
| 1. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.
| А) Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание)
| 2. Зашифруйте тему следующего урока.
| Б) Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
| 3. Реши уравнение х – 48 = 15
| В) Познавательные.
Общеучебные УУД (выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, структурирование знания, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности).
| 4. Составь словарный диктант из математических терминов.
| Г) Познавательные.
Логические УУД (анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование).
| 5. Продолжи ряд чисел: 2, 5, 3, 6, 4…
| Д) Познавательные.
Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем)
|
| Е) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопрсов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи).
| 13*.Готовность учителя к использованию УУД включает: владение содержанием каждого из УУД и связей между ними; умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся; способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД. Как вы это понимаете? Как можно оценить готовность педагога использовать УУД в образовательном процессе? Предложите свой вариант диагностики готовности педагога или будущего специалиста.
14*.Напишите эссе на тему: «Что дают универсальные учебные действия школьникам?».
15.Изучитепримернуюпрограмму формирования культуры здорового и безопасного образа жизни сравните ее со схемой.
Опишите содержание и особенности каждого из модулей.
16.Изучите программу коррекционной работы. В чем ее особенность? На каких учащихся она ориентирована? Выпишите основные требования к этой программе.
17.Изучите материалы книги «Оценка планируемых результатов начального общего образования» под ред. О.Б. Логиновой. Дайте краткую характеристику каждой составляющей ассоциограммы.
18.На основе изученных материалов заполните денотатную карту:
основным объектом системы оценки являются
функциями системы оценки являются
основными направлениями и целямиоценочной деятельности являются
система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок
среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить
основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают
объектом оценки личностных результатовслужит
содержание оценки личностных результатовстроится вокруг оценки
объектом оценки метапредметных результатовслужит
содержание оценки метапредметных результатовстроится вокруг
объектом оценки предметных результатовслужит
предметом итоговой оценки является
оптимальным способом организации системы накопительной оценки является
портфолио позволяет решить следующие задачи
портфолио включает следующие материалы
итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по
для итоговой оценки достижения планируемых результатов используются задания
задания базового уровня сложностипроверяют
задания повышенного уровня сложностипроверяют
классификация заданий может осуществляться по следующим основаниям
используемые типы заданий
19.Заполните правую колонку таблицы, в которой отразите ваше понимание ключевых ценностей оценивания
Оценивание должно быть валидным
|
| Оценивание должно быть надежным
|
| Оценивание должно быть справедливым
|
| Оценивание должно быть развивающим
|
| Оценивание должно быть своевременным
|
| Оценивание должно быть эффективным
|
| Обобщите результаты заполнения таблицы, сделайте вывод. Какие рекомендации вы можете сформулировать для учителей начальной школы? А для будущих специалистов в области психологии образования?
20.Заполните таблицу на основе изученных материалов.
Результаты, подлежащие итоговой оценке
| Результаты, не подлежащие итоговой оценке
| •
•
•
•
•
| •
•
•
•
•
| Сделайте вывод.
Тема 3.Характеристика основных образовательных систем и программ начальной школы
Вопросы для обсуждения
1.История становления и развития систем развивающего обучения в отечественном образовании.
2.Система Л. В. Занкова: цели, задачи обучения, дидактические принципы, свойства методической системы Л. В. Занкова.
3.Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…»: цели, задачи обучения, дидактические принципы.
4.Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова (общая характеристика).
5.Образовательная система «Школа 2100». Принципы и особенности построения программ по учебным предметам.
6.Современное традиционное образование. УМК «Школа России», УМК «Гармония», УМК «Начальная школа XXI века», УМК «Перспективная начальная школа», УМК «Планета знаний» (обзор программ и учебников для начальной школы).
Задания
1.Составьте словарь-справочник, содержавший определения ключевых понятий.
2.Как вы думаете, почему парадокс – инновационность учебной деятельности и в то же время ограниченность свободы воли и отсутствие или ограниченность собственного целеполагания у обучающихся является одной из острых проблем современной психологии и педагогики?
3. Как вы думаете, какие функции должен выполнять учитель в условиях развивающего обучения?
4. Система Л.В. Занкова основана на принципах: обучения на высоком уровне трудности, приоритет и ведущая роль теоретических знаний, высокий темп изучения материала. Как эти принципы реализуются при обучении младших школьников? Приведите примеры. Перечислите особенности «занковского» урока.
5*. Учитывая особенности системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и опираясь на знания по педагогике и психологии, составьте схему технологии урока в начальной школе по этой системе (предмет на выбор). В чем ее особенность?
6. Выполните сопоставительный анализ 2-х УМК для начальной школы (на выбор). Что вы заметили? Какие возможности формирования личностных и метапредметных результатов там заложены?
7. Курс математики Н. Б. Истоминой ориентирован на развитие у учащихся мыслительных операций. Подтвердите это примерами заданий из учебников этого автора.
8. Изучите содержание одного из учебников для начальной школы (предмет и УМК на выбор). Выберите упражнения продуктивного характера. Какие УУД будут формироваться у младших школьников при их выполнении. Результат анализа оформите в таблицу.
Предмет: класс:
Автор учебника:
| Примеры заданий
| УУД
| | | | |
9.Подготовьте сообщение на тему (на выбор):
- «Развивающее обучение Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова и ФГОС НОО»;
- «Развивающий потенциал современного традиционного образования»;
- «Реализация компетентностного подхода в начальной школе».
Тема 4. ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Вопросы для обсуждения
1.Базовые технологии деятельностного характера, используемые в начальной школе. Их особенности.
2.Игровые технологии.
3.Технология уровневой дифференциации.
4.Технология развития критического мышления на основе чтения и письма. Особенности ее использования в начальной школе.
5.Использование информационно коммуникационных технологий в начальном обще образовании.
6.Проектные технологии.
7.Современный урок в начальной школе. Требования к нему.
Задания
1. К базовым образовательным технологиям деятельностного характера относят: обучение на основе «учебных ситуаций», проектная деятельность, уровневая дифференциация, информационные и коммуникационные технологии, игровые технологии, технология развития критического мышления на основе чтения и письма. В чем особенность каждой из этих технологий? Какие еще технологии деятельностной направленности вам известны?
2. Из перечисленных терминов и понятий составьте пары и объясните принцип их составления: форма обучения, индивидуальное обучение, фронтальное обучение, познавательная деятельность, психофизиологические особенности, познавательные интересы, наглядность, решение задачи, рассеянность внимания, обязательная программа, вариативное содержание, образовательные потребности, методические принципы.
3. Какое отношение к педагогическим технологиям, на ваш взгляд, имеет высказывание Бернарда Шоу: «Золотое правило заключается в том, чтобы не иметь золотых правил»?
4. В зарубежных исследованиях существуют несколько взглядов на роль учителя при реализации технологического подхода:
- заменить его каким-нибудь обучающим устройством;
- свести его роль к простому воспроизведению технологии, т.е. учитель – пассивный исполнитель некоторого дидактического проекта. Разделяют ли отечественные исследователи эти мнения? Приведите примеры. А какова, по вашему мнению, роль учителя при осуществлении технологического подхода к обучению?
5. Познакомьтесь с приведенными ниже высказываниями. Согласны ли вы с ними? Ответ обоснуйте.
«Вопрос, задаваемый педагогом детям, - это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характер отношений педагога с учащимися; можно познать самого педагога, ибо вопрос - это почерк его педагогического мастерства» Ш.А. Амонашвили:
«Главное в рассказе учителя заключается в том, смотрит ли учитель или лектор на свой предмет как на нечто завершенное... или разрабатывает его как подлежащий еще исследованию, рассмотрению, установлению. В первом случае даются положительные ответы раньше, чем были предложены вопросы, и обыкновенно раньше, чем у учеников возбуждено желание задавать вопросы... Во втором случае, наоборот, общее и частное в изложении облекается в вопросы, ответы на которые жаждет ученик, потому что он сам их себе задал» А. Дистервег.
6. Что вы понимаете под познавательной активностью? Проблемностью? Проблемной ситуацией? Проблемной задачей? Проблематизацией? Проблемой? В чем, на ваш взгляд, суть исследовательского метода? Связан ли он с проблемным обучением?
7.Ознакомьтесь с технологией деятельностного метода обучения (автор – Л.Г. Петерсон). Что общего и в чем отличие этой технологии от пробдемно-диалогической технологии?
8. Проанализируйте собственный опыт. Какие элементы проблемно-диалогической технологии используются на занятиях в вашем вузе? Приведите примеры. Какие элементы этой технологии не используются, но могли бы?
9.Информационно-образовательная среда (ИОС) включает в себя следующие компоненты:
ü информационные образовательные ресурсы;
ü компьютерные средства обучения;
ü современные средства коммуникации;
ü педагогические технологии, обеспечивающие обучение в современной информационно-образовательной среде
Дайте характеристику каждого из них.
10.Изучите схему и подготовьте выступление на тему «Информационно-образовательная среда необходимое условие реализации ФГОС».
11. Как вы думаете, изменится ли роль участников образовательного процесса (учитель, ученик) в процессе использования ИОС? Если да, то как? Приведите примеры и аргументы.
12.Изучите программу формирования ИКТ-компетентности. Выпишите название основных разделов и краткое их содержание. Подумайте, как эта программа должна быть реализована в образовательном процессе?
13. Используя материалы сайта http://www.nmc.org/publications/2010-horizon-report (отчет Международного консорциума New Media Consortium (NMC) 2010 г.), дайте характеристику технологий, определяющих будущее образования:
· Мобильные технологии (Mobile Computing)
· Открытый контент (Open content)
· Электронные книги (Electronic Books)
· Дополненная реальность (Augmented reality)
· Сенсорные интерфейсы (Gesture based computing)
· Визуализация данных (Visualdataanalysis).
14.Можно ли отнести к признакам современного урока следующие высказывания:
- Ученик – субъект учебной деятельности;
- Разнообразие источников знания;
- Динамичность структуры урока;
- Поддержка инициативы ученика;
- Формулирование целей индивидуальной или коллективной деятельности;
- Критериальное оценивание.
Ответ обоснуйте.
15.Проанализируйте конспекты уроков с использование технологии развития критического мышления:
А) предмет «Окружающий мир» (2 класс). Учитель Стовбун Е.Н., МОУ ГИМНАЗИЯ №1, г.СОЧИ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ.
Тема урока: «Разнообразие животных»
Задачи:
1. Актуализировать имеющие знания детей о группах животных (насекомые, рыбы, звери, птицы).
2. Обогатить знания учащихся сведениями о новых группах животных (земноводные и пресмыкающиеся).
3. Классифицировать отличительные признаки животных разных групп.
4. Учить работать с текстом.
5. Развивать речь учащихся, умение работать в коллективе.
Оборудование:фигурки животных; тексты для чтения; учебник и тетрадь «Наш мир» для 2-го класса автор Федотова О.Н., карточки с изображением силуэта животного каждого вида, материалы, необходимые для выполнения аппликации.
Ход урока:
Первая стадия – ВЫЗОВ (актуализация имеющихся знаний, мотивация к дальнейшей работе, пробуждение интереса к получению новой информации)
- В чём сходство животных с растениями? (Составление кластера).
Предполагаемые ответы:
1. Относятся к миру живой природы;
2. Рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются.
- В чём их отличие? (Составление кластера)
Предполагаемые ответы:
- Разные способы питания. Растения «готовят» пищу из воды, воздуха и света. Животные питаются растениями, другими животными или тем и другим.
Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕСОДЕРЖАНИЯ (Направлена на сохранение интереса при получении новой информации, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»).
Для дальнейшей работы нам понадобятся знания о своём крае, месте, где мы живём.
Работа в группах с текстом. Метод активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (По мере чтения текста их ставят на полях справа).
Инсерт
«V»
| «+»
| «-»
| «?»
| Поставьте на полях «V», если что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете.
| Поставьте на полях «+», если то, что вы читаете, является для вас новым.
| Поставьте на полях «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знаете, или думали, что знаете.
| Поставьте на полях «?», если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели получить более подробные сведения по данному вопросу.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|