Сделай Сам Свою Работу на 5

Принятая структура компетенций





ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Направление подготовки:психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки:«Психология образования»

Квалификация (степень) выпускника:бакалавр


 

 

Пермь

ПГПУ

Рецензент:

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики начального образования Брянского государственного университета Демидова Т.Е.

Автор-составитель: к.п.н., доцент, заведующий кафедрой естественно-математического образования в начальной школе Худякова М.А.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование».

Дисциплина входит в профессиональный цикл, относится к базовой части учебного плана ООП.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов повышения квалификации т.д.

 

Согласовано:

Декан факультета психологии ___________ (Н.А. Кирилова)



 

 

Утверждено: «___» ________________20___ г. Начальник учебно-методического управления __________________   Утверждено на заседании кафедры _________________: Протокол № _______ «___» ________________20__г. Зав. кафедрой _______________

 

 

Содержание

1. Структура и содержание учебно-методического комплекса дисциплины

1.1Цель изучения дисциплины………………………………………………..4

1.2Место дисциплины в структуре ООП…………………………….………4

1.3Требования к результатам освоения дисциплины. Принятая

структура компетенций ……………………………………………..…….5

 

2. Объем дисциплины………………………………………………………..6 2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………….6

2.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы……………….7

2.3Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций……………………………………………………………………………9

 

3.Содержание дисциплины…………………………………………………….10

3.1 Программа дисциплины………………………………………………….10



3.2 Содержание практических занятий………………………………………12

 

4. Формы и методы обучения…………………………………………………34

5. Структура и содержание самостоятельной работы студентов………..35

5.1 Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов……..35

5.2 План-график самостоятельной работы студентов …………………….36

5.3 Методические рекомендации по написанию эссе, проектированию

и анализу уроков в начальной школе…….………………………………………37

Учебно-методическое, информационное и материально-

техническое обеспечение дисциплины………………………………………45

6.1 Основная литература ……………………………………………………….45

6.2 Дополнительная литература………………………………………………..45

6.3 Материально-техническое обеспечение …………………………..............48

 

Содержание и порядок проведения входного и текущего

контроля, промежуточной аттестации………………………………..............48

7.1 Содержание и форма проведения входного контроля………………...48

7.2 Содержание и форма текущего контроля знаний………………………49

7.2.1 Формы текущего контроля знаний……………………………….........49

7.2.2 Критерии оценки сформированности компетенций……………..........49

7.2.3 Вопросы и задания к зачету…………………………………………….55

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Цель изучения дисциплины: формирование у студентов представлений о современных образовательных программах начального образования и основных способах их реализации с использованием современных психолого-педагогических технологий, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности младших школьников.



 

Достижение поставленной цели возможно при решении ряда основных образовательных задач:

– сформировать у студентов представление о целях и задачах начального образования, содержании, методах и формах организации образовательного процесса в начальной школе;

– уточнить структуру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы образовательного учреждения и программ учебных предметов в начальной школе;

– сформировать представления о программах формирования у младших школьников универсальных учебных действий, духовно-нравственного развития, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

– сформировать представление о многообразии образовательных систем современного начального образования, об условиях, облегчающих адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе;

– сформировать умение проектировать и анализировать урок и внеурочную деятельность в начальной школе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

– сформировать умение определять планируемые результаты освоения основной образовательной программы и проводить оценку их достижения.

 

1.2 Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Образовательные программы начальной школы» относится к профессиональному циклу и входит в состав базовой части ООП в модуль «Психология и педагогика развития детей».

Областью профессиональной деятельности бакалавров, на которую ориентирует дисциплина «Образовательные программы начальной школы», является образование.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:

- обучение;

- воспитание;

- индивидуально-личностное развитие обучающихся.

Профильной для данной дисциплины является образовательная деятельность на начальной ступени общего образования. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности в области образовательной деятельности на начальной ступени общего образования:

- реализация в учебном процессе образовательных программ начальной школы с использованием современных психолого-педагогических технологий, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся;

- создание оптимальных условий для адаптации обучающихся к начальному периоду учебной деятельности;

- интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся в процессе формирования учебной деятельности;

- взаимодействие с педагогами, администрацией учебного заведения и родителями в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм;

- формирование у обучающихся учебно-познавательной мотивации и умения учиться как необходимого результата их подготовки к обучению в основной школе.

 

Для освоения дисциплины «Образовательные программы начальной школы» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Психология развития», «Теория обучения и воспитания», «Общая и экспериментальная психология», «Психология детей младшего школьного возраста»:

– знание закономерностей психического развития и особенности их проявления в младшем школьном возрасте;

– знание основных педагогических категорий;

– умение использовать методы педагогической науки для решения различных учебных и профессиональных задач.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для прохождения педагогической (производственной) практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

1.3 Требования к результатам освоения дисциплины:

Принятая структура компетенций

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4);

- готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);

- способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать

– цели и задачи начального образования, содержание, методы и формы организации образовательного процесса в начальной школе;

– структуру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы образовательного учреждения и программ учебных предметов в начальной школе;

– способы организации на уроках совместной и самостоятельной учебной деятельности, деятельности младших школьников, направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы;

– требования к планируемым результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные, предметные);

уметь

- организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы;

- проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности;

– определять планируемые результаты освоения основной образовательной программы и проводить оценку их достижения;

– организовывать и проводить консультационно-просветительскую работу с учителями начальной школы и будущими специалистами;

Владеть

– навыками организации индивидуальной и совместной учебной деятельности младших школьников, основанной на применении развивающих образовательных программ.

2. Объем дисциплины

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Формы обучения: очная, заочная

Вид учебной работы Количество часов
очная заочная
Аудиторные занятия (всего): В том числе:
Лекции (Л)
Практические (П)
Подготовка к зачету  
Самостоятельная работа (СРС)(всего) В том числе:
Сообщение, эссе
Диагностические материалы
Конспект в рабочей тетради
Работа с учебной литературой, аналитическая таблица
Общая трудоемкость (часы/зачетные единицы) 72/2 72/2
Входной контроль Диагностическая работа Диагностическая работа
Текущий контроль Защита реферата, выступление с сообщением, тест. Защита реферата, выступление с сообщением, тест.
Форма промежуточной аттестации Зачет Зачет

2.2 а) Распределение часов по темам и видам учебной работы(очная форма обучения)

№ п/п Раздел/ тема Номер семестра Неделя семестра Всего час. Виды учебной работы студентов И трудоемкость (в часах)
Аудиторная работа Сам. Работа
Лекции Практика
1. Общие положения курса
  Цели и задачи начального общего образования. Концепция и структура ФГОС НОО   1; 7    
2. Программы начального общего образования
  Основная образовательная программа начального общего образования 2; 8-9  
  Характеристика основных образовательных систем и программ начальной школы 3-4; 10-11
  Технологии в начальном общем образовании 5; 12
3. Внеурочная и проектная деятельность младших школьников
  Организация внеурочной и проектной деятельности младших школьников 6; 13-14

2.2 б) Распределение часов по темам и видам учебной работы(заочная форма обучения)

№ п/п Раздел/ тема Номер семестра Неделя семестра Всего час. Виды учебной работы студентов И трудоемкость (в часах)
Аудиторная работа Сам. Работа
Лекции Практика
1. Общие положения курса
  Цели и задачи начального общего образования. Концепция и структура ФГОС НОО     -  
2. Программы начального общего образования
  Основная образовательная программа начального общего образования   -
  Характеристика основных образовательных систем и программ начальной школы   -
  Технологии в начальном общем образовании   -
3. Внеурочная и проектная деятельность младших школьников
  Организация внеурочной и проектной деятельности младших школьников   - -

2.3 Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Кол-во часов ОПК-4 ОПК-5 ПКПП-8
очная заочная
1. Цели и задачи начального общего образования. Концепция и структура ФГОС НОО + +  
2. Основная образовательная программа начального общего образования + + +
3. Характеристика основных образовательных систем и программ начальной школы + + +
4. Технологии в начальном общем образовании   + +  
5. Организация внеурочной и проектной деятельности младших школьников + +  
  Итого 68 + 4      

3. Содержание дисциплины

3.1 Программа дисциплины

Раздел 1. Общие положения курса

Тема 1.Цели и задачи начального ОБЩЕГО образования. Концепция и структура ФГОС НОО.

Ключевые понятия: федеральный государственный образовательный стандарт, обучение, учение, преподавание, развитие, учебная деятельность, учебная задача, умение учиться, системно-деятельностный подход, личностные, метапредметные и предметные результаты.

 

Основополагающие документы в системе образования. Характеристика целей и задач современного начального образования. ФГОС НОО: структура, функции и пользователи. Системно-деятельностный подход как способ реализации основных требований стандарта. Три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные. Портрет выпускника начальной школы.

 

 

Раздел 2. Программы начального общего образования

Тема 2. Основная образовательная программа начального общего образования

Ключевые понятия: основная образовательная программа, учебная программа, тематическое планирование, учебный план, универсальные учебные действия, духовно-нравственное развитие младшего школьника, культура здорового и безопасного образа жизни, планируемые результаты, уровни описания планируемых результатов, критериальное оценивание, накопительная оценка, внешняя и внутренняя оценка, уровневый подход.

 

Характеристика основной образовательной программы как целостного документа. Структура программы учебного предмета. Программы формирования универсальных учебных действий, духовно-нравственного развития, воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Планируемые результаты и система оценки их достижения в начальной школе.

 

Тема 3.Характеристика основных образовательных систем и программ начальной школы

 

Ключевые понятия: развивающее обучение, обучение, развитие, учебная деятельность, учебная задача, проблемное обучение, проблемная ситуация, учебно-проблемная задача, деятельностные способности, дидактические принципы Л. В. Занкова, принципы дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…».

 

Государственные образовательные системы в начальной школе. Общая характеристика развивающего обучения.Дидактическая система Л.В.Занкова: цели, задачи обучения, дидактические принципы, свойства методической системы Л.В.Занкова. Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…»: цели, задачи обучения, дидактические принципы. Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова (общая характеристика). Образовательная система «Школа 2100».

Современное традиционное образование. УМК «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Перспектива», «Начальная школа XXI века», «Планета знаний».

 

Тема 4. ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые понятия: технология, педагогическая технология, урок, типы уроков, структура уроков различной целевой направленности, деятельность, учебная деятельность, деятельностные способности, универсальные учебные действия, умение учиться, учение, обучение, преподавание, метод обучения, репродуктивные и продуктивные методы обучения, проект, проектный метод обучения.

Общая характеристика технологий начального образования. Базовые технологии. Проблемно-диалогическая технология обучения, проблемное обучение, объяснительно-иллюстративный метод обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, технология деятельностного метода «Школа 2000…».

Особенности организации урока в начальной школе. Проектирование урока с учетом развития УУД на каждом из его этапов (отбор содержания, методов и форм организации образовательного процесса). Готовность учителя.

Раздел 3. Внеурочная и проектная деятельность младших школьников

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.