Принятая структура компетенций
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Направление подготовки:психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки:«Психология образования»
Квалификация (степень) выпускника:бакалавр
Пермь
ПГПУ
Рецензент:
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики начального образования Брянского государственного университета Демидова Т.Е.
Автор-составитель: к.п.н., доцент, заведующий кафедрой естественно-математического образования в начальной школе Худякова М.А.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование».
Дисциплина входит в профессиональный цикл, относится к базовой части учебного плана ООП.
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов повышения квалификации т.д.
Согласовано:
Декан факультета психологии ___________ (Н.А. Кирилова)
Утверждено:
«___» ________________20___ г.
Начальник учебно-методического
управления __________________
|
| Утверждено на заседании кафедры _________________:
Протокол № _______
«___» ________________20__г.
Зав. кафедрой _______________
|
Содержание
1. Структура и содержание учебно-методического комплекса дисциплины
1.1Цель изучения дисциплины………………………………………………..4
1.2Место дисциплины в структуре ООП…………………………….………4
1.3Требования к результатам освоения дисциплины. Принятая
структура компетенций ……………………………………………..…….5
2. Объем дисциплины………………………………………………………..6 2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………….6
2.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы……………….7
2.3Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций……………………………………………………………………………9
3.Содержание дисциплины…………………………………………………….10
3.1 Программа дисциплины………………………………………………….10
3.2 Содержание практических занятий………………………………………12
4. Формы и методы обучения…………………………………………………34
5. Структура и содержание самостоятельной работы студентов………..35
5.1 Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов……..35
5.2 План-график самостоятельной работы студентов …………………….36
5.3 Методические рекомендации по написанию эссе, проектированию
и анализу уроков в начальной школе…….………………………………………37
Учебно-методическое, информационное и материально-
техническое обеспечение дисциплины………………………………………45
6.1 Основная литература ……………………………………………………….45
6.2 Дополнительная литература………………………………………………..45
6.3 Материально-техническое обеспечение …………………………..............48
Содержание и порядок проведения входного и текущего
контроля, промежуточной аттестации………………………………..............48
7.1 Содержание и форма проведения входного контроля………………...48
7.2 Содержание и форма текущего контроля знаний………………………49
7.2.1 Формы текущего контроля знаний……………………………….........49
7.2.2 Критерии оценки сформированности компетенций……………..........49
7.2.3 Вопросы и задания к зачету…………………………………………….55
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Цель изучения дисциплины: формирование у студентов представлений о современных образовательных программах начального образования и основных способах их реализации с использованием современных психолого-педагогических технологий, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности младших школьников.
Достижение поставленной цели возможно при решении ряда основных образовательных задач:
– сформировать у студентов представление о целях и задачах начального образования, содержании, методах и формах организации образовательного процесса в начальной школе;
– уточнить структуру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы образовательного учреждения и программ учебных предметов в начальной школе;
– сформировать представления о программах формирования у младших школьников универсальных учебных действий, духовно-нравственного развития, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
– сформировать представление о многообразии образовательных систем современного начального образования, об условиях, облегчающих адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе;
– сформировать умение проектировать и анализировать урок и внеурочную деятельность в начальной школе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
– сформировать умение определять планируемые результаты освоения основной образовательной программы и проводить оценку их достижения.
1.2 Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Образовательные программы начальной школы» относится к профессиональному циклу и входит в состав базовой части ООП в модуль «Психология и педагогика развития детей».
Областью профессиональной деятельности бакалавров, на которую ориентирует дисциплина «Образовательные программы начальной школы», является образование.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:
- обучение;
- воспитание;
- индивидуально-личностное развитие обучающихся.
Профильной для данной дисциплины является образовательная деятельность на начальной ступени общего образования. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности в области образовательной деятельности на начальной ступени общего образования:
- реализация в учебном процессе образовательных программ начальной школы с использованием современных психолого-педагогических технологий, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся;
- создание оптимальных условий для адаптации обучающихся к начальному периоду учебной деятельности;
- интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся в процессе формирования учебной деятельности;
- взаимодействие с педагогами, администрацией учебного заведения и родителями в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм;
- формирование у обучающихся учебно-познавательной мотивации и умения учиться как необходимого результата их подготовки к обучению в основной школе.
Для освоения дисциплины «Образовательные программы начальной школы» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Психология развития», «Теория обучения и воспитания», «Общая и экспериментальная психология», «Психология детей младшего школьного возраста»:
– знание закономерностей психического развития и особенности их проявления в младшем школьном возрасте;
– знание основных педагогических категорий;
– умение использовать методы педагогической науки для решения различных учебных и профессиональных задач.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для прохождения педагогической (производственной) практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
1.3 Требования к результатам освоения дисциплины:
Принятая структура компетенций
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4);
- готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);
- способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать
– цели и задачи начального образования, содержание, методы и формы организации образовательного процесса в начальной школе;
– структуру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы образовательного учреждения и программ учебных предметов в начальной школе;
– способы организации на уроках совместной и самостоятельной учебной деятельности, деятельности младших школьников, направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы;
– требования к планируемым результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные, предметные);
уметь
- организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы;
- проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности;
– определять планируемые результаты освоения основной образовательной программы и проводить оценку их достижения;
– организовывать и проводить консультационно-просветительскую работу с учителями начальной школы и будущими специалистами;
Владеть
– навыками организации индивидуальной и совместной учебной деятельности младших школьников, основанной на применении развивающих образовательных программ.
2. Объем дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Формы обучения: очная, заочная
Вид учебной работы
| Количество часов
| очная
| заочная
| Аудиторные занятия (всего):
В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
|
|
| Практические (П)
|
|
| Подготовка к зачету
|
|
| Самостоятельная работа (СРС)(всего)
В том числе:
|
|
| Сообщение, эссе
|
|
| Диагностические материалы
|
|
| Конспект в рабочей тетради
|
|
| Работа с учебной литературой, аналитическая таблица
|
|
| Общая трудоемкость (часы/зачетные единицы)
| 72/2
| 72/2
| Входной контроль
| Диагностическая работа
| Диагностическая работа
| Текущий контроль
| Защита реферата, выступление с сообщением, тест.
| Защита реферата, выступление с сообщением, тест.
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
| Зачет
|
2.2 а) Распределение часов по темам и видам учебной работы(очная форма обучения)
№
п/п
| Раздел/ тема
| Номер
семестра
| Неделя семестра
| Всего час.
| Виды учебной работы студентов
И трудоемкость (в часах)
| Аудиторная работа
| Сам. Работа
| Лекции
| Практика
| 1.
| Общие положения курса
|
| Цели и задачи начального общего образования. Концепция и структура ФГОС НОО
|
| 1; 7
|
|
|
|
| 2.
| Программы начального общего образования
|
| Основная образовательная программа начального общего образования
|
| 2; 8-9
|
|
|
|
|
| Характеристика основных образовательных систем и программ начальной школы
|
| 3-4;
10-11
|
|
|
|
|
| Технологии в начальном общем образовании
|
| 5; 12
|
|
|
|
| 3.
| Внеурочная и проектная деятельность младших школьников
|
| Организация внеурочной и проектной деятельности младших школьников
|
| 6; 13-14
|
|
|
|
| 2.2 б) Распределение часов по темам и видам учебной работы(заочная форма обучения)
№
п/п
| Раздел/ тема
| Номер
семестра
| Неделя семестра
| Всего час.
| Виды учебной работы студентов
И трудоемкость (в часах)
| Аудиторная работа
| Сам. Работа
| Лекции
| Практика
| 1.
| Общие положения курса
|
| Цели и задачи начального общего образования. Концепция и структура ФГОС НОО
|
|
|
|
| -
|
| 2.
| Программы начального общего образования
|
| Основная образовательная программа начального общего образования
|
|
|
| -
|
|
|
| Характеристика основных образовательных систем и программ начальной школы
|
|
|
| -
|
|
|
| Технологии в начальном общем образовании
|
|
|
| -
|
|
| 3.
| Внеурочная и проектная деятельность младших школьников
|
| Организация внеурочной и проектной деятельности младших школьников
|
|
|
| -
| -
|
| 2.3 Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
№
п/п
| Наименование раздела/темы дисциплины
| Кол-во часов
| ОПК-4
| ОПК-5
| ПКПП-8
| очная
| заочная
| 1.
| Цели и задачи начального общего образования. Концепция и структура ФГОС НОО
|
|
| +
| +
| | 2.
| Основная образовательная программа начального общего образования
|
|
| +
| +
| +
| 3.
| Характеристика основных образовательных систем и программ начальной школы
|
|
| +
| +
| +
| 4.
| Технологии в начальном общем образовании
|
|
| +
| +
| | 5.
| Организация внеурочной и проектной деятельности младших школьников
|
|
| +
| +
| | | Итого
|
| 68 + 4
| | | | 3. Содержание дисциплины
3.1 Программа дисциплины
Раздел 1. Общие положения курса
Тема 1.Цели и задачи начального ОБЩЕГО образования. Концепция и структура ФГОС НОО.
Ключевые понятия: федеральный государственный образовательный стандарт, обучение, учение, преподавание, развитие, учебная деятельность, учебная задача, умение учиться, системно-деятельностный подход, личностные, метапредметные и предметные результаты.
Основополагающие документы в системе образования. Характеристика целей и задач современного начального образования. ФГОС НОО: структура, функции и пользователи. Системно-деятельностный подход как способ реализации основных требований стандарта. Три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные. Портрет выпускника начальной школы.
Раздел 2. Программы начального общего образования
Тема 2. Основная образовательная программа начального общего образования
Ключевые понятия: основная образовательная программа, учебная программа, тематическое планирование, учебный план, универсальные учебные действия, духовно-нравственное развитие младшего школьника, культура здорового и безопасного образа жизни, планируемые результаты, уровни описания планируемых результатов, критериальное оценивание, накопительная оценка, внешняя и внутренняя оценка, уровневый подход.
Характеристика основной образовательной программы как целостного документа. Структура программы учебного предмета. Программы формирования универсальных учебных действий, духовно-нравственного развития, воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Планируемые результаты и система оценки их достижения в начальной школе.
Тема 3.Характеристика основных образовательных систем и программ начальной школы
Ключевые понятия: развивающее обучение, обучение, развитие, учебная деятельность, учебная задача, проблемное обучение, проблемная ситуация, учебно-проблемная задача, деятельностные способности, дидактические принципы Л. В. Занкова, принципы дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…».
Государственные образовательные системы в начальной школе. Общая характеристика развивающего обучения.Дидактическая система Л.В.Занкова: цели, задачи обучения, дидактические принципы, свойства методической системы Л.В.Занкова. Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…»: цели, задачи обучения, дидактические принципы. Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова (общая характеристика). Образовательная система «Школа 2100».
Современное традиционное образование. УМК «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Перспектива», «Начальная школа XXI века», «Планета знаний».
Тема 4. ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые понятия: технология, педагогическая технология, урок, типы уроков, структура уроков различной целевой направленности, деятельность, учебная деятельность, деятельностные способности, универсальные учебные действия, умение учиться, учение, обучение, преподавание, метод обучения, репродуктивные и продуктивные методы обучения, проект, проектный метод обучения.
Общая характеристика технологий начального образования. Базовые технологии. Проблемно-диалогическая технология обучения, проблемное обучение, объяснительно-иллюстративный метод обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, технология деятельностного метода «Школа 2000…».
Особенности организации урока в начальной школе. Проектирование урока с учетом развития УУД на каждом из его этапов (отбор содержания, методов и форм организации образовательного процесса). Готовность учителя.
Раздел 3. Внеурочная и проектная деятельность младших школьников
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|