|
Налоговый учет расходов на проведение медосмотров
Без сомнения, расходы на прохождение трудовогомедосмотра увеличивают валовые расходы предприятия. Читаем пп. 5.2.1 Закона о прибыли: в валовые расходы включают "суммы любых расходов, уплаченных ( начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда(выделено авт.— С. С.)". Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включают в валовые расходы, утвержден постановлением КМУ от 27.06.03 г. № 994. И хотя этот документ издан под Закон об охране труда, а не под Закон о прибыли им приходится пользоваться. Между прочим, в п. 7 этого постановления упомянуты и обязательные предварительный, периодический и внеплановый медосмотры работников, занятых на тяжелых работах, работах с опасными или вредными условиями труда или таких, где есть необходимость в профессиональном отборе. Давайте рассмотрим письмо № 436, в котором ГНАУ высказала свою позицию: Только в случае, если работники подпадают под Перечень профессий, работники которых подлежат медицинскому осмотру (убеждены, что речь идет о перечне, приведенном в приложении 1 к Положению № 45.— С. С), расходы на проведение их обязательного медицинского осмотра предприятие может отнести к валовым расходам отчетного периода при наличии соответственно оформленных документов. Прочие расходы на осуществление медицинских услуг для обслуживания работников, в том числе медицинские осмотры работников, работающих с визуальными дисплейными терминалами электронно-вычислительных машин, к валовым расходам не относятся".
Следовательно, предприятие может оплачивать медосмотры и других работников, да вот о валовых расходах лучше и не мечтать. Сразу уточним: в письме № 436 ГНАУ не сказала о работах, в которых нужен профессиональный отбор (см. Перечень № 263), но расходы предприятия на медосмотр работников указанных профессий тоже можно включать в валовые.
На этом можно было бы остановиться, если бы указанное письмо не затронуло профилактическихмедосмотров. Ведь, как мы говорили еще в начале консультации, такие медосмотры, по сути, не связаны с охраной труда. Значит, по логике письма № 436 расходам на его проведение нет места в валовых. Но мы с этим подходом категорично не согласны и считаем: расходы на ЛЮБЫЕ медосмотры, обязательность проведения которых за счет работодателя (!) предусмотрена законодательством, увеличивают валовые расходы предприятия.И все это — на основании все того же пп. 5.2.1 Закона о прибыли. Все-таки связь подобных расходов с деятельностью предприятия вне сомнений: без всех обязательных медосмотров работодателю запрещено допускать работников к работе. Ведь назвали же их обязательными! Правда, опять-таки валовые расходы появятся толькоотносительно работников тех отраслей, профессий, должностей, которые указаны в соответствующих перечнях категорий лиц, для которых медосмотр обязателен.
Поскольку на сегодня медуслуги облагают НДС (об этом мы писали в № 69 за 2004 год на стр. 20), предприятие (плательщик НДС) может получить право на налоговый кредит. Понятное дело, чтобы его реализовать, нужна налоговая накладная (пп. 7.5.1 Закона о НДС).
Налог с доходов
Стоит упомянуть об этом налоге хотя бы из-за того, что немало наших читателей задумались, не приводит ли оплата медосмотра к возникновению у работников дополнительного блага. И мы*, и ГНАУ¨ пришли к общему выводу: оплата медосмотра работодателем не является для работника дополнительным благом, а следовательно, не облагается налогом.Но это относительно лиц, для которых такой медосмотр обязателен. Логично, что об исчислении любых соцвзносов не может быть и речи.
Между тем мы помним: если предприятие приобретет личные медицинские книжки за собственные средства и передаст их бесплатно работникам, налога не избежать (детальнее см. в № 63 за 2004 год на стр. 28). Хотя это касается только профилактических медосмотров, поскольку для трудовых приобретение книжек работником за его кровные не предусмотрено.
Бухгалтерский учет
Безусловно, оплата обязательных медосмотров работников увеличит расходы деятельности предприятия. Но какой расходный счет выбрать — решать вам исходя из того, какие именно работники проходят осмотр. В принципе можно отметить, что в п. 15.8 П(С)БУ 16 "Расходы" сказано: расходы на охрану труда попадают в общепроизводственные расходы (то есть на счет 91). Но мы бы не советовали так буквально выполнять этот пункт, и вот почему. Во-первых, под него подпадают только трудовые медосмотры. Во-вторых, методически правильно относить понесенные расходы именно на объекты, которых они касаются. То есть если речь идет о медосмотре работников, занятых в производстве, расходы списывают непосредственно в дебетсчета 23 "Производство", о работниках аппарата управления цехами, участками — в дебетсчета 91 "Общепроизводственные расходы" и т. д. И здесь уже неважно: трудовой или профилактический медосмотр — их бухучет одинаков.
Детальнее бухгалтерский и налоговый учет рассмотрим на примере.
Пример
Предприятие А направило на профилактический медосмотр 10 своих работников, занятых непосредственно на производстве продукции. Стоимость медуслуг — 360 грн. (в т. ч. НДС — 60 грн.). Бухгалтерские проводки покажем в таблице.
Таблица
№
п/п
| Содержание операции
| Корреспонденция счетов
| Сумма, грн.
| Налоговый учет
| Дт
| Кт
| вд
| ВР
|
| Предоставлены услуги по осмотру работников (стороны подписали акт выполненных работ)
|
|
|
| —
|
|
| Отражен налоговый кредит (есть налоговая накладная)
|
|
|
| —
| —
|
| Оплачены услуги по прохождению медосмотра
|
|
|
| —
| —
| Как видите, ничего сложного в учете подобных операций нет.
| Сергей СТРОИЧ, консультант газеты "Все о бухгалтерском учете"
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Охрана труда является одним из общеобязательных условий осуществления хозяйственной деятельности в Украине. Охране труда покорны как работодатели, так и работники.
Работодателям, в соответствии со статьей 13 Закона об охране труда, необходимо создавать условия труда, соответствующие нормативно-правовым актам, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в сфере охраны труда. А работники должны строго придерживаться законодательства об охране труда. Это уже требование статьи 159 КЗоТа.
Статья 260 КЗоТа устанавливает, что затем, как исполняют законы и другие нормативно-правовые акты об охране труда, наблюдают:
· Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда (далее — Госкомнадзорохрантруда);
· Государственный комитет Украины по ядерной и радиационной безопасности;
· органы государственного пожарного надзора управления пожарной охраны Министерства чрезвычайных ситуаций Украины;
· органы и заведения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Украины.
Аналогичная норма закреплена и в ст. 38 Закона об охране труда. Однако это не означает, что штрафовать за несоблюдение законодательства об охране трудамогут все четыре инстанции. Такие полномочия имеет только Госкомнадзорохрантруда (ст. 231 КоАПа) и санэпидемслужба (ст. 236 КоАПа).
Статья 231 КоАПа говорит, что органы Госкомнадзорохрантруда рассматривают дела о нарушении законодательных и других нормативных актов об охране труда, а также о невыполнении законных требований Госкомнадзорохрантруда.
Ответственность за нарушение требований законодательства об охране труда установлена статьей 41 КоАПа: работникам, не выполняющим требования по охране труда, грозит админштраф в размере от 34 до 85 грн., а должностным лицам предприятий и частным предпринимателям, использующим наемный труд, за те же деяния — от 85 до 170 грн.
За невыполнение предписаний (законных требований) Госкомнадзорохрантруда штрафуют по статье 1884 КоАПа: работников от 51 до 85 гривен, должностных лиц — от 170 до 238 гривен.
Органы санитарно-эпидемиологической службы, согласно статье 236 КоАПа, могут рассматривать дела и накладывать штрафы за правонарушения, предусмотренные статьей 41 КоАПа, только при условии, что несоблюдение законодательства об охране труда является нарушением санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Что касается остальных органов, перечисленных в ст. 260 КЗоТа, то они могут применить административную ответственность за правонарушения, предусмотренные иными нормами, нежели ст. 41 КоАПа (например, ст. 95,120,175 КоАПа), но никак не за нарушение законодательства об охране труда.
Все вышесказанное касается исключительно административной ответственности. А за нарушение требований законодательства об охране труда предусмотрена еще и уголовная. Ее применяют к должностным лицам предприятия согласно ст. 271 УКУ. Она устанавливает, что нарушение требований законодательства об охране труда в случае, если оно повлекло за собой нанесение ущерба здоровью пострадавшего, карается штрафом до 850 грн. или исправительными работами сроком до двух лет, или ограничением свободы на такой же срок. Если же невыполнение требований об охране труда повлекло за собой гибель людей или другие тяжелые последствия, то виновным грозят исправительные работы сроком до двух лет или ограничение свободы до пяти лет, или лишение свободы до семи лет. Кроме того, такие санкции могут отягощаться запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет. Уголовная ответственность для работников, которые нарушают правила безопасности, соблюдать которые они обязаны, предусмотрена ст. 272 УКУ. Следует отметить, что ее наступление также обусловлено наличием тяжелых последствий в виде ущерба здоровью или жизни пострадавших. С нарушением законодательства об охране труда также связаны преступления, предусмотренные ст. ст. 273 — 275 УКУ.
Надеемся, что данная публикация поможет вам понять, как следует поступать, чтобы никто и никогда не смог применить к вам санкции, о которых шла речь.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|