|
Правила внутреннего трудового распорядка
Правила внутреннего трудового распорядка дают возможность руководителю создать своеобразный регламент, предусматривающий порядок решения тех или иных вопросов во взаимоотношениях с подчиненными. Если вы стремитесь к тому, чтобы все вопросы в отношениях с работниками решались в соответствии с "буквой закона", такой документально установленный регламент становится необходимым. С определенными корректировками можно использовать Типовые правила внутреннего трудового распорядка. В разделе колдоговора "Время работы и отдыха" достаточно сделать ссылку на соответствующие Правила трудового распорядка (как приложение к колдоговору), а в самих Правилах детализировать нормы по специфике работы предприятия. Кстати, в этом же разделе следует упомянуть о перечне профессий и должностей, для которых устанавливается сокращенный или ненормированный рабочий день, а также категорий работников, для которых Закон об отпусках предусматривает предоставление дополнительного отпуска и его продолжительность (сами списки размещаются в приложении к колдоговору).
Помимо сказанного, в Правилах также можно оговорить, какие документы, и в какой форме следует подавать в различных ситуациях, связанных с нарушениями трудового договора или отступлениями от него, чтобы, например, установить обоснованность пребывания работника на территории предприятия в тот или иной момент.
Устанавливая порядок приема и увольнения работников, следует указать, что при приеме на работу, требующую специальных знаний, администрация предприятия имеет право потребовать от работника предъявления диплома или иного документа о полученном образовании или профессиональной подготовке, а также прохождения медосмотра в случаях, предусмотренных законодательством. Также оговаривается порядок допуска к самостоятельной работе со ссылками на прохождение инструктажей и стажировки.
Время начала и окончания рабочего дняустанавливается в зависимости от режима работы предприятия и графиков сменности (ст. ст. 57, 58 КЗоТа). Перерывы в работе предоставляются, как правило, через 4 часа после начала рабочего дня (ст. 66 КЗоТа). Если не возможно или не желательно устанавливать единый для всех работников перерыв, в Правилах следует дать расписание перерывов по цехам, отделам, службам (опять же с целью установления производственной необходимости пребывания на месте, где произошел несчастный случай). Также следует указать место приема пищи и оговорить необходимость соблюдения правил пожарной безопасности при пользовании нагревательными приборами, установить запрет на курение в непредусмотренных местах, в т. ч. непосредственно на рабочем месте.
Следует учесть случаи перехода из одной смены в другую, предоставления отпуска вне графика, а также процедуру информирования работником о своем уходе или досрочном возвращении из отпуска. В данном случае для руководителя предприятия важно предупредить самовольные уходы и возвращения из отпуска без уведомления руководителей соответствующих подразделений. Также необходимо описать процедуру отбытия и возвращения из командировок в части выхода на работу в дни отъезда и приезда, выполнения работ на другом предприятии, если это не оговорено в приказе о командировании работника.
Работа в выходные дни и сверхурочные работы требуют согласия профсоюза (ст. ст. 64, 71 КЗоТа) — допускаются только в исключительных случаях, предусмотренных законодательством, и на основании приказа собственника. Но в Правилах следует также оговорить возможность и процедуру согласования появления работника на рабочем месте в выходные для него дни и задержки после работы по личной инициативе.
А чтобы облегчить привлечение нарушителей к дисциплинарной ответственности, в Правилах следует детализировать саму процедуру, предшествующую оформлению приказа о наложении взыскания, соблюдение сроков, в том числе сроков подачи докладных о нарушениях руководителями подразделений.
Поскольку среди оснований увольнения работника п. 3 ст. 41 КЗоТа называет "систематическое невыполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка", для применения данного вида взыскания работник должен быть ознакомлен с такими правилами. Ознакомление, как отмечалось ранее, производится во время вводного инструктажа и фиксируется подписью работника в журнале. А сами Правила рекомендуется "вывешивать в цехах (отделах) на видном месте".
КАК ФИНАНСИРУЮТ РАСХОДЫ НА ОХРАНУ ТРУДА
Статья 20 Закона об охране труда содержит существенную норму, которую нужно учитывать при составлении колдоговора. Помимо социальных гарантий в области охраны труда, а также списка комплексных мероприятий по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда, предотвращению производственного травматизма, профзаболеваний и т. п., нужно указать объемы и источники финансирования этих мероприятий.
Как именно должна финансироваться охрана труда, описано в ст. 19 Закона об охране труда. В частности, здесь сказано: "Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, которые используют наемный труд, расходы на охрану труда составляют не менее 0,5 процента от суммы реализованной продукции". А на предприятиях, содержащихся за счет бюджета, "расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местных бюджетах и составляют не менее 0,2 процента от фонда оплаты труда". К сожалению, за два года существования новой редакции Закона об охране труда никто так и не разъяснил хозрасчетным предприятиям, как именно определять эти 0,5% (что понимать под суммой реализованной продукции, по какой стоимости ее оценивать, с учетом НДС или без и т. д.). Зато на 2004 год приостановили действие нормы о 0,2% фонда оплаты труда для бюджетников. В этой ситуации радует лишь то, что наказать за несоблюдение именно данного объема финансирования, в принципе, никто не сможет — главное, чтобы хватало средств на выполнение всех необходимых мероприятий. При этом, относя подобные расходы к составу валовых, бухгалтеру приходится учитывать требования постановления № 994, которым Правительство (во исполнение ч. 5 ст. 19 Закона об охране труда) утвердило в середине 2003 года Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые расходы. Справедливости ради нужно отметить, что применение данного документа вызывает ряд вопросов. Дело в том, что упомянутое постановление № 994 и Перечень содержат достаточно неточностей и противоречий по отношению к Закону о прибыли. Учитывая это, работодателю не остается иного пути, как подходить к каждой израсходованной на "охранные вопросы" копейке персонально, опираясь прежде всего на Закон о прибыли.
КАК ПРОВЕРЯЮТ СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
Казалось бы, со вступлением в силу Закона о страховании от несчастного случая собственники предприятий могут расслабиться и не беспокоиться о соблюдении требований законодательства в сфере охраны труда. Уплачивая страховые взносы, можно фактически не волноваться, как возместить ущерб потерпевшему. Эта обязанность отныне возложена на Фонд социального страхования от несчастных случаев. Единовременное пособие, "регрессные" выплаты пострадавшим и членам их семей, прочие социальные льготы — все это уже не пугает руководство значительными издержками. Так зачем же обременять себя работой по сохранению "чужих" средств?
Но не все так просто. Данный вид страхования лишь гарантирует работнику перечень государственной помощи, детализированный в ст. 28 Закона о страховании от несчастного случая. А обязательств по обеспечению безопасных условий труда на всех рабочих местах с собственника никто не снимал. Кроме инспекторов системы Госкомнадзорохрантруда, состояние охраны труда на предприятии имеют право проверять и страховые эксперты Фонда страхования от несчастных случаев.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|