Сделай Сам Свою Работу на 5

ГДЕ ВЫДАЮТ РАЗРЕШЕНИЯ НА НАЧАЛО РАБОТЫ





НАУКА О БЕЗОПАСНОСТИ

 

Руководители предприятий со стажем, несомненно, помнят, сколько хлопот доставляло соблюдение всех нормативов, ГОСТов, СНиПов и прочих нормативных актов в сфере охраны труда. По своей сути государственный контроль за охраной труда в некоторых моментах был и остается даже более непре­клонным по отношению к собственнику предприятия, чем налоговое законодательство. Приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности записан как один из принципов государственной политики в Законе об охране труда. Вот почему соблюдение основных нормативных актов по охране труда смо­жет уберечь работников от несчастных случаев, а собственника и руководство предприятия — от санк­ций со стороны контролирующих органов.

 

 

Чтобы получить представление о том, насколько регламен­тирована и детализирована эта сфера трудовых отношений, достаточно ознакомиться с положениями Закона об охра­не труда¨. Практически каждая из его статей развивается в подзаконных актах — положениях, инструкциях, правилах, нормативах и стандартах. При этом некоторые из них сохра­нились и действуют на территории Украины еще в редакци­ях актов бывших государственных органов СССР и ВЦСПС. И все эти документы непременно содержат словосочетания: "собственник или уполномоченный им орган (далее — соб­ственник) обязан (должен)", "ответственность возлагается на собственника (руководителя) предприятия" и т. п.



В целом система нормативных актов в сфере охраны труда является многоуровневой: начиная с упомянутого Закона об охране труда, Кодекса законов о труде Украины, конвенций Международной организации труда, ратифицированных Ук­раиной, и заканчивая стандартами предприятия, которые так­же подразделяются на общие и специальные.

Среди подзаконных актов основной массив, разумеется, составляют акты Государственного департамента по над­зору за охраной труда (на сегодняшний день он преобразо­ван в Государственный комитет Украины по надзору за ох­раной труда, далее — Госнадзорохрантруда). Именно их со­держание плюс Государственные стандарты Системы стан­дартов безопасности труда, Строительные нормы и прави­ла, Санитарные нормы и правила — ориентир для руководителя предприятия при анализе состояния рабочих поме­щений (цехов), оборудования, машин и механизмов, рабо­чих мест на соответствие безопасным условиям труда, раз­работке должностных инструкций и инструкций по охране труда.



К сожалению, внушительные массивы стандартов и нор­мативов, конечно же, не становятся "бестселлерами" для всех без исключения работников предприятия. Да и собственник или руководитель не может изменить приказами самого от­ношения своих подчиненных к охране труда в целом. Неред­ко приходится, например, наблюдать, как из "бесхозно" ус­тановленного в офисе ксерокса сотрудница пытается дос­тать зажеванный лист бумаги, смело открыв его корпус. Ве­роятно, ее никто не предупредил, что на его отдельных эле­ментах напряжение достигает нескольких тысяч вольт, а бло­кировки имеют способность не срабатывать (тем более, если их действие никто не проверяет).

Естественно, выполнение тех или иных требований законодательства, прежде всего, сопоставляется с экономичес­ким результатом. Но как раз этот подход неприемлем, ког­да речь идет о Законе об охране труда. Последний требует, чтобы в первую очередь обеспечивались безопасность ра­ботника и безвредные условия труда. Причем отдельные нормы данного Закона начинают работать буквально сразу с момента регистрации субъекта предпринимательской де­ятельности.

КОГДА НУЖНО ПОЛУЧАТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА НАЧАЛО РАБОТ

Помимо регистрации уставных документов и прочих обя­зательных визитов в местные отделения налоговой инспекции и фондов социального страхования, следует позаботиться о получении в органах Госнадзорохрантруда разрешения на на­чало работы предприятия. Однако если ранее такое требова­ние было фактически "всеобщим", то ст. 21 Закона № 229 уп­разднила эту обязанность для многих. Теперь это касается только некоторых видов работ предприятий, деятель­ность которых связана с повышенной опасностью.



Собственно перечень таких работ, а также объектов, ма­шин, механизмов и оборудования повышенной опасности содержится в приложениях к Порядку выдачи разрешений. К примеру, соответствующий Перечень работ повышенной опасности насчитывает 88 позиций. Офисных работников поспешим успокоить: в нем нет прямого указания на то, что эксплуатация компьютерной и офисной техники потребу­ет разрешения органа Госнадзорохрантруда. Однако требо­вания к ее эксплуатации все же есть и их необходимо соблю­дать (см. Правила охраны труда при эксплуатации ЭВМ). Если же вам "повезло" найти свой вид деятельности в Пе­речне работ повышенной опасности, то прежде чем перере­зать пусковую ленточку на объекте повышенной опасности, необходимо запастись разрешением Госнадзорохрантруда или его территориального органа. Оно же потребуется и в том случае, если вы собираетесь проводить профессиональ­ную подготовку, переподготовку или повышать квалифика­цию работников, занятых на таких работах.

Отсутствие разрешения у "опасного" предприятия может повлечь, ни много ни мало, инициирование отмены его госу­дарственной регистрации (если в течение месяца с момента проверки, выявившей отсутствие такого документа, рабо­тодатель ничего не предпримет для получения нужного до­кумента)*.

ГДЕ ВЫДАЮТ РАЗРЕШЕНИЯ НА НАЧАЛО РАБОТЫ

Как следует из п. 4 Порядка выдачи разрешений, за полу­чением соответствующего разрешения нужно обращаться в Госнадзорохрантруда или его территориальный орган по месту нахождения предприятия. Для этого уполномоченным лицом подается лично или направляется по почте заявление установленного образца. Если речь идет о начале или про­должении работ повышенной опасности, к нему следует при­ложить заключение экспертизы о способности обеспечить соблюдение требований законов и других нормативно-пра­вовых актов по охране труда и промышленной безопасности во время таких работ.

Если вам необходимо ввести в эксплуатацию "опасный" объект (Перечень объектов и машин повышенной опасностииз 27 позиций содержится в приложении № 2 к Порядку выдачи разрешений), заключения экспертизы о соответствии объекта требованиям нормативно-правовых актов по охране труда и промбезопасности (с учетом сер­тификации в системе УкрСЕПРО) будет недостаточно. Экс­перты опять же должны дать заключение о возможности обеспечения на предприятии требований законодатель­ства во время его эксплуатации. А к заявлению о получе­нии разрешения необходимо приложить копии инструкции по эксплуатации объекта, паспорт оборудования и иную эксплуатационную документацию. Причем обязательно на украинском языке, а для импортного оборудования как исключение допускается еще и русскоязычный вариант документации.

Обратим внимание, что любые другие документы или ин­формацию, не предусмотренные Порядком выдачи разре­шений Госнадзорохрантруда, требовать от предприятия запрещается. Напомним, что до начала работ также должны быть проведены соответствующее обучение и инструктажи по вопросам охраны труда.

Если ранее на получение разрешения отводилось 10 дней, то теперь Госнадзорохрантруда может рассматривать ваше заявление в три раза дольше — 30 рабочих дней.И лишь тогда органы Госнадзорохрантруда обязаны либо удовлет­ворить ваше заявление, либо отказать в выдаче разрешения с "надлежащим обоснованием".

Причем если вы намерены расширять производство, мо­дернизировать оборудование, вводить новые, пусть даже аналогичные, объекты повышенной опасности, и т. п., каж­дый раз потребуются новые разрешения. Правда, такое раз­решение действительно по всей территории Украины и его достаточно предъявить на новом месте в соответствующее территориальное отделение Госнадзорохрантруда.

В то же время разрешения имеют свой "срок годности". Согласно п. 11 Порядка выдачи разрешений срок действия разрешений на начало выполнения работ повышенной опас­ности или эксплуатации объекта составляет 3 года. В даль­нейшем такие разрешения выдаются сроком на 5 лет. Раз­решение на обучение по вопросам охраны труда также нуж­но обновлять каждые 5 лет.

Возможно, у кого-то из читателей возникнет резонный во­прос: а как быть, если разрешение не получено в срок или отказ в его выдаче более чем не "надлежаще обоснованный"? В силу конституционного принципа о подведомственности судам всех споров, возникающих на территории Украины, если есть сомнения в правомерности отказа, то всегда от­крыта дорога в суд.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.