ГДЕ ВЫДАЮТ РАЗРЕШЕНИЯ НА НАЧАЛО РАБОТЫ
НАУКА О БЕЗОПАСНОСТИ
Руководители предприятий со стажем, несомненно, помнят, сколько хлопот доставляло соблюдение всех нормативов, ГОСТов, СНиПов и прочих нормативных актов в сфере охраны труда. По своей сути государственный контроль за охраной труда в некоторых моментах был и остается даже более непреклонным по отношению к собственнику предприятия, чем налоговое законодательство. Приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности записан как один из принципов государственной политики в Законе об охране труда. Вот почему соблюдение основных нормативных актов по охране труда сможет уберечь работников от несчастных случаев, а собственника и руководство предприятия — от санкций со стороны контролирующих органов.
Чтобы получить представление о том, насколько регламентирована и детализирована эта сфера трудовых отношений, достаточно ознакомиться с положениями Закона об охране труда¨. Практически каждая из его статей развивается в подзаконных актах — положениях, инструкциях, правилах, нормативах и стандартах. При этом некоторые из них сохранились и действуют на территории Украины еще в редакциях актов бывших государственных органов СССР и ВЦСПС. И все эти документы непременно содержат словосочетания: "собственник или уполномоченный им орган (далее — собственник) обязан (должен)", "ответственность возлагается на собственника (руководителя) предприятия" и т. п.
В целом система нормативных актов в сфере охраны труда является многоуровневой: начиная с упомянутого Закона об охране труда, Кодекса законов о труде Украины, конвенций Международной организации труда, ратифицированных Украиной, и заканчивая стандартами предприятия, которые также подразделяются на общие и специальные.
Среди подзаконных актов основной массив, разумеется, составляют акты Государственного департамента по надзору за охраной труда (на сегодняшний день он преобразован в Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда, далее — Госнадзорохрантруда). Именно их содержание плюс Государственные стандарты Системы стандартов безопасности труда, Строительные нормы и правила, Санитарные нормы и правила — ориентир для руководителя предприятия при анализе состояния рабочих помещений (цехов), оборудования, машин и механизмов, рабочих мест на соответствие безопасным условиям труда, разработке должностных инструкций и инструкций по охране труда.
К сожалению, внушительные массивы стандартов и нормативов, конечно же, не становятся "бестселлерами" для всех без исключения работников предприятия. Да и собственник или руководитель не может изменить приказами самого отношения своих подчиненных к охране труда в целом. Нередко приходится, например, наблюдать, как из "бесхозно" установленного в офисе ксерокса сотрудница пытается достать зажеванный лист бумаги, смело открыв его корпус. Вероятно, ее никто не предупредил, что на его отдельных элементах напряжение достигает нескольких тысяч вольт, а блокировки имеют способность не срабатывать (тем более, если их действие никто не проверяет).
Естественно, выполнение тех или иных требований законодательства, прежде всего, сопоставляется с экономическим результатом. Но как раз этот подход неприемлем, когда речь идет о Законе об охране труда. Последний требует, чтобы в первую очередь обеспечивались безопасность работника и безвредные условия труда. Причем отдельные нормы данного Закона начинают работать буквально сразу с момента регистрации субъекта предпринимательской деятельности.
КОГДА НУЖНО ПОЛУЧАТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА НАЧАЛО РАБОТ
Помимо регистрации уставных документов и прочих обязательных визитов в местные отделения налоговой инспекции и фондов социального страхования, следует позаботиться о получении в органах Госнадзорохрантруда разрешения на начало работы предприятия. Однако если ранее такое требование было фактически "всеобщим", то ст. 21 Закона № 229 упразднила эту обязанность для многих. Теперь это касается только некоторых видов работ предприятий, деятельность которых связана с повышенной опасностью.
Собственно перечень таких работ, а также объектов, машин, механизмов и оборудования повышенной опасности содержится в приложениях к Порядку выдачи разрешений. К примеру, соответствующий Перечень работ повышенной опасности насчитывает 88 позиций. Офисных работников поспешим успокоить: в нем нет прямого указания на то, что эксплуатация компьютерной и офисной техники потребует разрешения органа Госнадзорохрантруда. Однако требования к ее эксплуатации все же есть и их необходимо соблюдать (см. Правила охраны труда при эксплуатации ЭВМ). Если же вам "повезло" найти свой вид деятельности в Перечне работ повышенной опасности, то прежде чем перерезать пусковую ленточку на объекте повышенной опасности, необходимо запастись разрешением Госнадзорохрантруда или его территориального органа. Оно же потребуется и в том случае, если вы собираетесь проводить профессиональную подготовку, переподготовку или повышать квалификацию работников, занятых на таких работах.
Отсутствие разрешения у "опасного" предприятия может повлечь, ни много ни мало, инициирование отмены его государственной регистрации (если в течение месяца с момента проверки, выявившей отсутствие такого документа, работодатель ничего не предпримет для получения нужного документа)*.
ГДЕ ВЫДАЮТ РАЗРЕШЕНИЯ НА НАЧАЛО РАБОТЫ
Как следует из п. 4 Порядка выдачи разрешений, за получением соответствующего разрешения нужно обращаться в Госнадзорохрантруда или его территориальный орган по месту нахождения предприятия. Для этого уполномоченным лицом подается лично или направляется по почте заявление установленного образца. Если речь идет о начале или продолжении работ повышенной опасности, к нему следует приложить заключение экспертизы о способности обеспечить соблюдение требований законов и других нормативно-правовых актов по охране труда и промышленной безопасности во время таких работ.
Если вам необходимо ввести в эксплуатацию "опасный" объект (Перечень объектов и машин повышенной опасностииз 27 позиций содержится в приложении № 2 к Порядку выдачи разрешений), заключения экспертизы о соответствии объекта требованиям нормативно-правовых актов по охране труда и промбезопасности (с учетом сертификации в системе УкрСЕПРО) будет недостаточно. Эксперты опять же должны дать заключение о возможности обеспечения на предприятии требований законодательства во время его эксплуатации. А к заявлению о получении разрешения необходимо приложить копии инструкции по эксплуатации объекта, паспорт оборудования и иную эксплуатационную документацию. Причем обязательно на украинском языке, а для импортного оборудования как исключение допускается еще и русскоязычный вариант документации.
Обратим внимание, что любые другие документы или информацию, не предусмотренные Порядком выдачи разрешений Госнадзорохрантруда, требовать от предприятия запрещается. Напомним, что до начала работ также должны быть проведены соответствующее обучение и инструктажи по вопросам охраны труда.
Если ранее на получение разрешения отводилось 10 дней, то теперь Госнадзорохрантруда может рассматривать ваше заявление в три раза дольше — 30 рабочих дней.И лишь тогда органы Госнадзорохрантруда обязаны либо удовлетворить ваше заявление, либо отказать в выдаче разрешения с "надлежащим обоснованием".
Причем если вы намерены расширять производство, модернизировать оборудование, вводить новые, пусть даже аналогичные, объекты повышенной опасности, и т. п., каждый раз потребуются новые разрешения. Правда, такое разрешение действительно по всей территории Украины и его достаточно предъявить на новом месте в соответствующее территориальное отделение Госнадзорохрантруда.
В то же время разрешения имеют свой "срок годности". Согласно п. 11 Порядка выдачи разрешений срок действия разрешений на начало выполнения работ повышенной опасности или эксплуатации объекта составляет 3 года. В дальнейшем такие разрешения выдаются сроком на 5 лет. Разрешение на обучение по вопросам охраны труда также нужно обновлять каждые 5 лет.
Возможно, у кого-то из читателей возникнет резонный вопрос: а как быть, если разрешение не получено в срок или отказ в его выдаче более чем не "надлежаще обоснованный"? В силу конституционного принципа о подведомственности судам всех споров, возникающих на территории Украины, если есть сомнения в правомерности отказа, то всегда открыта дорога в суд.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|