Установление границ дозволенного
Работу с родителями имеет смысл начинать с установления единых правил и требований (границ дозволенного), предъявляемых к ребенку в семье. Поскольку именно в семье происходит первичная социализация ребенка, уяснение им правил взаимодействия с другими людьми: что можно, а что нельзя; установление социальных норм поведения как в семье, так и вне ее.
Правила и требования являются своеобразной опорой воспитательного процесса, и в семьях, где правила четко не очерчены, не согласованы между родителями, воспитание ребенка имеет весьма проблемный характер.
Противоречивость требований в семьях агрессивных детей отражает отсутствие единства взглядов на воспитание ребенка, а также наличие значительных внутренних противоречий между самими супругами.
Значительный опыт работы с родителями агрессивных детей показывает, что самостоятельно прийти к какому-либо согласию по поводу установления требований и границ дозволенного для своего ребенка они не могут. Со стороны психолога требуется нелегкая и кропотливая работа в оказании помощи родителям в плане выработки четких правил и требований, а также обязанностей для своего ребенка.
Для родителей важно иметь четкую, согласованную воспитательную позицию, так как установление родителями правил и выполнение этих правил детьми является той зоной психологического пространства, где возникают конфликты даже в благополучных семьях. В семьях агрессивных детей данная зона является зоной «открытого фронта», зоной постояннодействующих конфликтов. Поэтому совместная работа психолога с родителями по установлению согласованных требований и ограничений является весьма важной и существенной.
При установлении требований и ограничений родителям необходимо знать w соблюдать определенные правила.
Что нужно и важно знать родителям при установлении границ дозволенного
(Д. и Дж. Элиум, 1996)
Правило 1. «Установление границ дозволенного процесс недемократичный».
Существует 4 стиля воспитания:
► жестко авторитарный, при котором родитель утверждает свою власть, не обращая внимания на потребности, чувства, состояние ребенка, нередко при этом прибегая к телесным наказаниям;
► благожелательно-авторитетный, когда родитель заботится о ребенке с добротой и пониманием, но при этом достаточно тверд в установлении правил поведения, предоставляет немного возможностей выбора и ожидает .приверженности стилю жизни семьи (чтут семейные традиции, для них весьма важна сама семья);
► демократичный, при котором родители стараются быть справедливыми-в любой ситуации, предоставляют достаточную возможность выбора и принимают решения на основе правила большинства;
► все позволяющие родители разрешают детям вести себя как угодно, не регламентируя при этом никаких правил и ограничений по типу «ребенок сам знает, что ему нужно».
Исследование детей из этих 4 групп семей, продолженное, когда они уже стали взрослыми, дало поразительные результаты.
Дети, воспитанные во вседозволенности, став взрослыми, испытывали большие затруднения при необходимости работать вместе с другими людьми и ладить с ними.
Демократичный стиль сформировал взрослых, которым трудно принимать решения.
При жестко авторитарном стиле наблюдались психически нездоровые взрослые.
Наиболее продуктивным стилем воспитания оказался благожелательно-авторитетный. Дети, чьи родители придерживались такого стиля воспитания, выросли наиболее приспособленными взрослыми: они умели принимать решения, нести ответственность, следовать нормам и сотрудничать с другими людьми.
Детям необходимо многократно напоминать об одних и тех же правилах доброжелательно и авторитетно. Правила могут обсуждаться в зависимости от возраста ребенка, но никогда не должны приниматься путем голосования!
Правило 2. Четкие рамки допустимого поведения ребенка должны базироваться на фундаменте сердечной близости.
Недостаточно просто установить нормы и правила желаемого поведения. В этом случае ребенок будет сопротивляться установленным правилам и прибегать к мстительному поведению. Только взаимопонимание между детьми и родителями дает возможность установить эффективные границы дозволенного.
Эмоциональная связь между родителями и ребенком образует ту основу, на которой базируются родительские правила и ограничения.
Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того, что дали трещину добрые отношения между
родителями и детьми или таковые отношения вовсе отсутствуют, то лучше временно отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных взаимоотношений.
Правило 3. Установленные границы должны соответствовать возрасту и не должны вступать в противоречие с потребностями ребенка.
Жан Пиаже, швейцарский психолог, пришел к выводу, что рациональное мышление не может развиваться до 10—11 лет. Поэтому маленьких детей не следует нагружать чрезмерными объяснениями и обсуждениями, почему чего-либо нельзя делать. «Маленькие дети не умеют мыслить рационально, и разумные доводы или чрезмерные объяснения мало эффективны в управлении их поведением» (Д. и Дж. Элиум, 1996).
В связи с этим хочется привести пример. На одном из обучающих тренингов родительской эффективности для психологов делалось упражнение, которое родилось экспромтом: нужно было заставить ребенка 4,5— 5 лет пойти спать, но так, чтобы у ребенка не возникло внутреннего несогласия с родителями. Сознательно использовались различные приемы и подходы: объяснения, уговоры, обсуждения, обещания, подарки, угрозы. Помог только единственный способ, когда «мама» — участник группы, доброжелательно, но очень твердо попросила «ребенка» оставить игрушки, пойти умыться в ванную комнату, а затем ложиться спать. В ходе обсуждения этого упражнения «ребенок »-психолог, давая обратную связь «мамам», отметила, что только в ситуации сердечной доброжелательности, но твердости (уверенной интонации, не допускающей возможности другого поведения), она, как «ребенок», чувствовала себя эмоционально комфортно и ей совершенно не хотелось сопротивляться «маме». При этом полностью исчезало желание манипулировать «мамой», которое возникало в случае объяснительно-разъяснительных подходов и уговоров. В случае же жестко приказного подхода у «ребенка» возникала обида, чувство одиночества и потеря эмоциональной связи с матерью.
А вот простраивая границы для подростка или юноши, родителям просто необходимо обсуждать с ними те правила и требования, которые они для них устанавливают. Также важно помнить о том, что правила должны соответствовать возрасту ребенка. Например, если требование ложиться спать не позднее 22.00 часов для ребенка 8—12 лет вполне нормально и естественно, то подобное требование для 19-летнего юноши (реальный случай) выглядит весьма странно и входит в явное противоречие с его возрастными потребностями.
Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребенка, вызывают его открытый протест и сопротивление установленному правилу.
Ребенок (мальчик 12 лет) под разными предлогами стал отказываться от прогулок: то уроков много, то устал очень, то дома поиграть хочется. Выяснилось, что для ребенка установлено правило: «Гулять можно только с мамой»; что для ребенка 12-ти лет стеснительно и неудобно. Было установлено новое правило: «Можно гулять одному только во дворе дома». Ребенок с удовольствием начал гулять на улице с друзьями во дворе.
Границы дозволенного не являются жестко закрепленными «раз и навсегда». Они меняются в зависимости от возраста ребенка и показывают, насколько чутко родитель реагирует на все перемены, происходящие с его ребенком.
Правило 4. Устанавливайте границы, которые дают возможность маленьких побед.
Часто родители, желая, чтобы ребенок добился результатов в чем-либо (учебе, спорте, музыке и т.п.), устанавливают для него слишком высокую «планку», делая тем самым результат труднодостижимым («а чтоб старался») либо вовсе недосягаемым. У ребенка теряется вера в свои силы и появляется устойчивое желание избегать ситуации, в которой он может быть несостоятелен. Ребенок может замкнуться и уйти в себя, поскольку подобная ситуация вызывает у него эмоциональную подавленность, либо открыто сопротивляться требованию: пропускать занятия в школе или спортивной секции, чможет вообще забросить ряд предметов. В более младших классах реакция на неудачу может выразиться в эмоциональных срывах и агрессии по отношению к другим ученикам.
Пример
Мальчику А. (10 лет) родители строго запретили получать оценки по математике и английскому языку ниже «5», так как эти предметы, по их мнению, были важны при выборе будущей профессии. В тех случаях, когда случалась четверка, ребенок яростно бил стену кулаком,
в случае тройки - пинал портфели одноклассников и бросался с кулаками на «пятерышников». К счастью, родители пересмотрели свою позицию, стали больше ориентироваться на возможности ребенка и оказание поддержки со своей стороны.
Реалистические цели - ключ к сотрудничеству и самомотивации. Маленький успех, которого можно добиться, рождает веру в себя, настойчивость и дружелюбное отношение к дисциплине.
Правило 5. Все правила, требования, ограничения и запреты должны быть согласованы между родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребенка.
Данное правило является основной проблемой в семьях, где растут агрессивные дети.
Пример
По просьбе учителей родители обратились в психологическую консультацию по поводу ребенка, мальчика 7 лет. Учителя жаловались на то, что ребенок бьет детей в классе, агрессивно настроен и к самим учителям, склонен не выполнять их требования. Нужно отметить, что ребенок учился в 1-м классе и это была его вторая школа. До школы он поменял 3 детских сада. В ходе консультирования было выяснено то, что папа установил для ребенка следующие правила: не играть дома в шумные игры; ложиться спать в 21.00; после 21.00 его не должно быть слышно (т.е. ребенок никак не должен был давать о себе знать - «его нет»); никогда не говорить о том, что он чего-либо боится (у ребенка отмечался высокий уровень страхов и тревожности); не жаловаться на то, что он боится уснуть в полной темноте; не просить включить ночник и самому не включать (таким образом «ковался» характер и сила воли). При нарушении правил отец наказывал ребенка ремнем. Когда отец не бывал дома (случались командировки) или поздно приходил с работы, мама разрешала ребенку абсолютно все - «пусть делает все, что хочет, надо же ■ как-то восстанавливаться».
Мама никогда не пыталась открыто возразить мужу о жестокости этих правил. В результате у ребенка к 7 годам была совершенно разбалансированная психика: пугливость и слезливость сочетались с очень жестким и агрессивным отношением к одноклассникам (бил в лицо, ставил подножки, портил вещи и т.п.). То есть в ситуации, когда папы нет рядом (а это и ситуация школы), реализовываласъ мамина программа - «делай, что хочешь» (причем такое же жесткое отношение наблюдалось и к самой матери: ребенок мстил ей за то, что она не заступалась за него, а мать, чувствуя свою вину перед ребенком, покорно терпела).
Это типичный пример, как чрезмерная жесткость запретов — с одной стороны (линия отца), и снятие ограничений — с другой (линия матери), предельно невротизируют ребенка, портят его самого и его жизнь.
Часто родители» при составлении единых, согласованных правил поведения для своих детей испытывают чрезвычайные затруднения. Психолог может помочь родителям систематизировать эти требования, внести в них ясность, продуманность, а также помочь родителям выработать более четкую воспитательную позицию и согласованное отношение к ней со стороны родителей.
Выработать достаточную четкость и согласованность позиций в отношении правил и требований помогает принцип четырех цветовых зон, описанный Ю.Б. Гип-пенрейтер (1998).
1. В зеленую зону помещается то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению и желанию. Например: какие читать книги, в какие компьютерные игры играть (по возрасту); каких друзей приглашать к себе на день рождения; в какие игрушки играть дома и с кем дружить на детской площадке (многим родителям даже эти требования-разрешения кажутся недопустимыми).
Многие психологи считают, что в данной цветовой зоне должно находиться и разрешение на те чувства и эмоции, которые испытывает ребенок (радость, отчаяние, боль гнев и т.д.), а также разрешение на право говорить о своих чувствах. Американский психолог Д. Элиум (1996) ввел такое понятие регулятора поведения человека, как «внутренняя система управления», которая связана с чувствами и внутренними потребностями человека. Чем больший запрет родители накладывают на само чувство или его проявление (чрезмерная радость или злость и т.п.), тем глубже сбой во «внутренней системе управления»: ребенок меняет запретное чувство на такое, которое ему дозволено выразить и которое определяет его видимое поведение. Например, в семьях, где демонстрируют силовые модели
поведения, такие чувства, как обида, разочарование, считаются проявлением слабости. Обычно ребенку с раннего детства в таких случаях говорят: «Ну, что нюни распустил, сдачи дать не можешь?». У ребенка происходит замена чувства «обиды» на «злость», что закрепляется как навык и в дальнейшем по жизни работает автоматически.
Или другой пример (уже не с агрессивным ребенком). Девочка, 8 лет, склонна к замкнутости и подавленности. В раннем детстве, когда девочка злилась или была чем-то очень недовольна, мать наказывала ее. Из-за страха наказания ребенок научился свой гнев менять на подавленность и отстраненность. Матери со стороны она казалась очень грустной, и она начинала жалеть ее, так замена чувства нашла сильное подкрепление.
Д. Элиум замечает, что чем ярче выражены запреты на выражение чувств и переживание их, тем значительнее происходит сбой во «внутренней системе управления», которая сама балансирует психическое состояние человека, если чувства переживаются и выражаются непосредственно, прямым, естественным образом, и тем сильнее искажение развития личности в сторону невротизации и психологического нездоровья.
Мы видим, как важно признать право за теми чувствами, которые испытывает ребенок, и также важно научить детей (и самих взрослых) прямо говорить о тех эмоциях, которые они переживают.
2. В желтой зоне ребенку предоставляется право действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Например, ребенок может сам решить, когда он будет делать уроки, но закончить их выполнение он должен до 20.00 (или 19.00).
Он может есть сладкое, но только после того, как поест основную пищу (завтрак, обед, ужин)
Требования, входящие в «желтую зону», формулируются по следующему правилу: «Можно, если...», причем условия «если» должны быть максимально четкими.
3. В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые родителем уже не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств допускаются: «Нельзя, но если.., то допускается» (при выполнении особых условий). Причем готовность родителя идти навстречу вызывает готовность и желание ребенка следовать установленному правилу. Например, нельзя оставлять постель утром неубранной, но если ребенок действительно не успевал ее убрать (проспал, очень торопил- ся), то уберет после прихода из школы; нельзя есть в гостиной, но если идет интересная передача для ребенка по TV, то можно, при условии, что он уберет за собой посуду и все крошки.
Желтая и оранжевая зоны очень важны для формирования дисциплинарных навыков ребенка: здесь он учиться контролировать свои действия с помощью норм и правил, установленных в семье, а также учится взаимодействию и сотрудничеству с точки зрения установленных норм с другими людьми.
Ребенку до 9—10'лет (поскольку не сформировано рациональное мышление) требуются периодические напоминания о тех правилах, о которых с ним уже говорили, и чем меньше ребенок (особенно до 5 лет), тем чаще это приходится делать. Напоминания могут быть как в словесной форме, так и в наглядно-изобразительной (рисунки, не большие плакатики, записки). Главное, чтобы был выдержан доброжелательный тон, иначе у ребенка возникнут протестные реакции.
Часто родители в отношении требований, находящихся в желтой и оранжевой зонах, заключают договорное соглашение с ребенком (старше 8 лет). При этом необходимо учесть ряд пожеланий самого ребенка. Например:
Пожелания родителей (правила, требования)
| Пожелания ребенка (правила и требования для родителей) (мальчик, 9 лет)
| 1. Делать уроки до 8 часов вечера.
2. Мыть за собой посуду.
3. Убирать за собой постель.
4. Перестать употреблять ругательные выражения по отношению к младшей сестре.
5. Говорить уважительно с родителями
| 1. Перестать бить меня ремнем.
2. Не давать мне подзатыльники.
3. Перестать меня обзывать (причем выражения со стороны родителей те же, что и ребенка по отношению к млад- шей сестре).
4. Не кричать, а просто сказать, что от меня нужно.
5. Говорить мне «спасибо», когда что-то делаю по просьбе родителей.
6. Замечать и хвалить, когда сам что-то сделал без просьбы родителей (купил хлеб, помыл за всеми посуду и т.п.)
| Если родители не выполняют пожеланий ребенка, они тем самым освобождают его от выполнения тех правил, которые они для него установили. Родителям необходимо заметить, что если они сами не в силах контролировать себя и по каким-то причинам не могут выполнить пожелания ребенка, то они не вправе требовать от ребенка выполнения их правил.
Желтая и оранжевая зоны являются «предметом особой заботы» еще и потому, что именно в данной области чаще всего вспыхивают конфликты, которые требуют от родителей навыков конструктивного выхода из них, навыков позитивного общения со своими детьми в проблемных для них ситуациях.
4. К красной зоне, относятся те действия ребенка, которые «не приемлемы ни при каких обстоятельствах». Это категорическое родительское «нельзя». Красная зона — это наилучший способ оградить ребенка от беды: нельзя играть со спичками, нельзя, уходить со двора во время прогулки, нельзя играть с ножом, нельзя садиться в автомобиль с незнакомыми людьми, нельзя ходить в дом к незнакомым людям. Другими словами, к красной зоне относятся такие действия, которые могут нанести вред жизни и безопасности ребенка и других людей.
Родители агрессивных детей склонны формулировать требования и правила поведения в стиле, характерном для красной зоны, т.е. в стиле категорического запрета: «нельзя громко говорить», «нельзя обижать младшего брата (сестру)», «нельзя драться» и т.п. Самое главное - в красную зону попадает и запрет на чувства, которые переживает ребенок: «нельзя обижаться», «нельзя злиться», «нельзя так разговаривать». Ранее (см. зеленую зону) уже отмечалось, что подобные запреты, особенно в плане переживания чувств и их выражения, дают сбой во «внутренней системе управления» и развитие ребенка, в связи с этим происходит в сторону невротизации. При составлении правил для красной зоны необходимо обращать внимание родителей на данное обстоятельство.
Хочу отметить, что для большинства родителей агрессивных детей весьма затруднительно составить список конструктивных требований (что говорит о непродуманной воспитательной позиции, о кратковременности и хаотичности воспитательных акций), а также трудно разнести требования по соответствующим цветовым зонам. Многие родители агрессивных детей без помощи психолога практически не могут справиться с выработкой четких поведенческих правил для своих детей.
В плане конструктивной помощи родителям, перед тем как приступить к формулированию правил и требований, можно попросить их* (авторский вариант):
► написать полный список всего того, что беспокоит, задевает, вызывает недовольство в поведении их ребенка;
► если уровень разногласий между родителями слишком высок (они не в состоянии совместно составить список), тогда пусть каждый из них составит отдельно свой список;
► эти списки с обозначенными проблемами и стану той основой, которая поможет родителям совмести i с психологами сформулировать четкие правила поведения длясвоего ребенка.
Вот примерный список нежелательных действ агрессивного ребенка, которые чаще всего вызываю беспокойство родителей:
1) не хочет вовремя делать уроки;
2) оставляет игрушки неубранными;
3) много времени проводит за компьютером и телевизором;
4) грубо разговаривает с бабушкой, матерью;
5) не убирает за собой постель;
6) разбрасывает вещи по комнате;
7) неаккуратно ест (роняет пищу на пол, ляпает на одежду);
8) не ложится сам вовремя спать;
9) не хочет читать книги;
10) дерется, обзывается с младшим братом (сестрой);
11) не помогает ухаживать за котом (не наливает воду, молоко, не кладет пищу в миску), которого ему подарили на день рождения по его же просьбе, а также не поливает цветы в своей комнате;
12) не любит мыться (со скандалом отправляется в ванную);
13) не убирает за собой посуду со стола в мойку и не моет ее;
14) грубо ведет себя в школе (обзывается, затевает драки);
15) не успевает по некоторым предметам и не хочет по ним учиться;
16) не хочет переодеваться сразу после школы;
17) бросает портфель в прихожей, не убирает в комнате;
18) не хочет делать зарядку;
19) плюется;
20) очень несдержан в общении и не следит за своим поведением.
Необходимо обратить внимание родителей на то обстоятельство, что, составляя список, желательно как можно конкретнее сформулировать действия ребенка, которые. вызывают их недовольство, делая ударение на самом нежелательном действии. Например, некоторые родители (и их большинство) формулируют свое недовольство таким образом:
— он очень неаккуратный;
—грубый;
—недружелюбный;
—ленивый.
Тем самым негативная оценка и критика переносятся с нежелательного действия на личность ребенка. Задача как раз другая - необходимо перенести критику с личности ребенка на его действия, т.е. отделить личность ребенка от тех нежелательных действий, которые он совершает, тем самым реализуя «золотое» правило — «личность ребенка принимается любая, не принимаются (осуждаются, критикуются) только его действия!».
На основании полученного списка родители вместе с психологом разрабатывают четкие требования и правила поведения для ребенка. Разрабатываются telk5k6 санкции и система поощрений в целях более успешной наработки требуемых навыков. Психолог, со своей стороны, четко видит, в каких направлениях нужно вести индивидуальную коррекционную работу с ребенком, например, на основании вышеперечисленных действий ребенка главной задачей психолога будет формирование контроля над негативными эмоциями, обучение отреагированию данных эмоций конструктивным способом, а также снятие деструктивных элементов в поведении. А вот научить ребенка заботиться о кошке, поливать цветы, убирать за собой посуду, а также взять на себя контроль над выполнением домашнего задания — это уже задача родителей, а не психолога, как бы этого не хотелось родителям.
Согласованные правила - это та основа, которая помогает родителям слышать друг друга и занять позицию
сотрудничества в воспитании своих детей. Когда правила не согласованы, ребенку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине.
Правило 6. «Последствия (санкции) должны вытекать непосредственно из плохого поведения» (Гиппенрейтер Ю., 1998).
Последствия (санкции) у родителей ассоциируются с наказанием. До сих пор ведутся ссоры и дискуссии: следует ли физически наказывать ребенка. На взгляд автора, физические наказания являются вовсе не наказанием, а лишь способом разрядки и отреагирования взрослым собственного негативного эмоционального состояния — гнева, раздражения: Если физические наказания часты в семье — это говорит о том, что у взрослых отсутствуют навыки саморегуляции, четкая воспитательская позиция, а также контакт с самим ребенком.
Психологи считают, что «наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое» (Гиппенрейтер Ю„ 1998). Самое главное, чтобы приучить ребенка к выполнению тех правил и ограничений, которые родители для него установили, необходимо доверие ребенка к слову родителей. Необходимо доказать ребенку, что если вы, родители, говорите о том, что что-то сделаете, то вы сделаете это непременно. Если же вы выдвигаете требование с предупреждением о возможной санкции, а ребенок, не выполняя требование, точно знает, что вы можете уступить, спасовать, дать себя уговорить, «тогда ваш ребенок начнет с вами своего рода игру, продолжая время от времени совершать проступки, чтобы посмотреть, собираетесь ли вы приводить в исполнение декларированную санкцию» (Д. и Дж. Элиум, 1995).
Поэтому, прежде чем заявить о чем-либо (о возможной санкции), подумайте, действительно ли вы это сделаете, чтобы не вступать с ребенком в бессмысленную игру.
Также при установлении санкций необходимо помнить о том, что чем меньше ребенок, тем наказание должно быть ближе к проступку по времени и не носить длительный характер. Например, рассердившись на 4-летнего ребенка, мать (или отец) говорит ему, что он не будет смотреть сказку (любимую) по телевизору, которую будут показывать через два дня. За это время ребенок может забыть причину наказания, в противном случае, отсроченное наказание вносит в жизнь ребенка слишком много беспокойства.
Отсроченное наказание часто выглядит как месть родителя ребенку.
Бывает так, что, желая от ребенка послушания, родители прибегают к длительным наказаниям.
Например, ребенок (девочка, 7 лет) стала отказываться делать уроки в обозначенное время. Сначала мама разрешила, но ситуация повторилась на следующий день и в последующие тоже. Мама, не пытаясь разобраться в истинных мотивах «непослушания» (усталость, избегание неудачи) заявила ребенку, что в течение 10 дней не будет ей читать по вечерам сказку (что являлось традицией) и не будет приходить пере сном пожелать «спокойной ночи» (двойное наказаниеi. По признаниям мамы, три дня дочь вела себя идеально, а затем начала упрекать маму, почему та не замечает ее хорошего поведения и продолжает наказывает ее, а затем опять начала тянуть время с выполнением домашнего задания.
Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.
Подростки могут справиться с наказаниями (санкциями), отнесенными на неопределенный срок, и обычно подростки хорошо знают, какого наказания они заслуживают. Если санкция соответствует совершенному проступку, она не вызывает у них протеста. Например, подросток (14 лет) пришел домой в 24.00 часа вместо положенных 21.00. Родители запретили ему уходить вечером из дома в течение последующих двух недель. По признанию ребенка, он ожидал более сурового наказания.
Часто бывает так, что когда родители в сердцах назначают санкции, то тем самым невольно они наказывают самих себя. Например, семья собирается в театр (вообще любые сборы несколько накаляют домашнюю обстановку): ребенок (5 лет) капризничает, делает что-то не, так с точки зрения родителей, на что ему в сердцах говориться: «Если не прекратишь себя так вести, то мы в театр не пойдем!» В результате поход в театр отменяется.
В книге «Как воспитать сына» автором Д. Элиумом приводится такой рассказ: «Однажды в чудесный субботний день мой сын и его товарищ гонялись друг за другом по всему дому, громко и радостно крича. Рассердившись, я' гаркнул: «Если крикните еще раз гулять не пойдете!» Конечно, они гаркнули, и я, вместо того чтобы спокойно провести утро за чтением газеты на диване, был вынужден сидеть взаперти с двумя скучающими мальчишками, которые ходили и канючили, чтобы я с ними поиграл».
Чтобы не заявлять в запальчивости первое, что придет в голову, родителям следует при установлении определенных правил и запретов (и разнесении их по цветовым зонам) продумать, составить и прописать список возможных последствий и санкций с их стороны на тот случаи, когда эти правила и запреты будут нарушаться, по следующей форме (авторский вариант):
Правила, требования к ребенку, а также запреты и ограничения
| Ситуации, в которых данные
правила не выполняются
| Последствия (санкции), предусмотренные в случае невыполнения правил
|
|
|
|
|
|
| Например:
| Правила, требования, запреты и ограничения
| Ситуации, в которых данные правила не выполняются
| Последствия (санкции), предусмотренные на случай их невыполнения
| 1. Заканчивать выполнение уроков до 20.00.
(к девочке 10 лет)
| Приходит из школы в 15.00, обедает и до 19.00 (пока не придут родители) читает книгу. Потом ужинает и садится за уроки, которые уделает до 23.00-24.00
| Убираем книги, запираем их на ключ. Не разрешаем читать интересную для нее книгу в течение 3-х дней
| 2. Нельзя пропускать уроки в школе без уважительной причины (заболела или уехала с семьей), (к девочке 12 лет)
| Ушла (не в первый раз) с 4-го урока в кино с девочками из класса
| Запрещается ходить в гости к любимой подруге, а также приглашать ее в гости в течение недели
| 3. Нельзя ставить подножки другим детям.
(к мальчику 8лет)
| В школе не перемене специально караулит спешащих детей в коридоре и ставит
подножки. Очень
радуется, когда те
падают
| Папа предложил всякий раз пороть ремнем, мама - не позволять играть в компьютер в течение 3-х дней. Решили использовать попеременно тот и другой вариант
| | | | | | С детьми постарше и особенно подростками следует обсудить возможные санкции, чтобы они знали о том, что их ждет в случае нарушения правила и учились предвидеть последствия своих действий. Главное о чем должны заботиться родители при назначении тех или иных санкций, — это:
воспитывать в ребенке сознательность и ответственность, а не создавать эмоциональный дискомфорт, причем не только ребенку, но и себе самому!
Подводя итог главе об установлении границ, следует еще раз отметить, что правила, требования и ограничения должны присутствовать в жизни ребенка как необходимый и действенный инструмент воспитательного процесса, благодаря которому дети учатся жить в коллективе, учатся сознательно контролировать свое поведение, а также предвидеть последствия тех или иных своих поступков. Правила должны устанавливаться на фундаменте сердечной близости и доверительных отношений между родителями и детьми и учитывать переживания, интересы и потребности в противном случае родители столкнутся с неподчинением и мстительным поведением своего ребенка. Валено также, .чтобы дети знали о существующих правилах, чтобы они (правила) проговаривались с детьми, а с более старшими - носили характер обсуждения, так как в некоторых семьях правила существуют лишь «головах» родителей — в этих случаях поведение родителей бывает часто непредсказуемым и пугающим для ребенка. Знание правил, установленных в доброжелательной форме со стороны родителей, делает жизнь ребенка более осознанной, организованной, а также создает ему чувство безопасности и внутреннего комфорта.
Заключение
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, и в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка. В связи с этим коррекцию агрессивного поведения детей необходимо строить в следующих направлениях:
► снижение уровня личностной тревожности;
► обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;
► обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции;
► формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях;
► развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки.
В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит, в основном, негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение. Родители агрессивных детей нуждаются в положительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с детьми и друг с другом. Развитие подобных навыков и обучение конкретным приемам конструктивного общения может быть основным содержанием работы психолога с родителями агрессивного ребенка. Хочется также отметить, что на период перестройки поведения ребенка необходимо психологическое сопровождение семьи агрессивного ребенка, так как вся семья в целом нуждается в поддержке — психолог может помочь осознать родителям, в связи с чем возникают те или иные трудности и что конкретно нужно исправить.
В заключение хочу пожелать больших творческих успехов всем, кто работает или будет работать с проблемой детского агрессивного поведения, и надеюсь, что данное пособие окажет действенную помощь в этой непростой задаче.
Литература
1. Алворд М., Бэйкер П. Как работать с агрессивными детьми. Видеокурс практической психологии. Центр практической психологии «Катарсис», 1998.
2. Бандура А., Уолте Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, 1999.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 1997.
4. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. Семья и школа. М., 1995.
о. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 1988.
6. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. М.: Независимая фирма «Класс», 19г>"
7. Кривцова С. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 1997.
8. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М.: Независ:;, мая фирма «Класс», 1997.
9. Нейхард Дж.Властелин эмоций. СПб.: Питер, 1997.
10. Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. СПб, 1997.
11. Реан А. Агрессия и агрессивность личности. СПб, 1996.
12. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М., 1994.
13. Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб: Речь, 2000.
14. Самоукина Н. Игры в школе и дома. М., 1995.
15. Сидоренко Е. Тренинг влияния. СПб: Речь, 2000.
16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное -ти. М., 1994.
17. Фурманов И. Детская агрессивность. Минск, 1996.
18. Пилипко Н. Приглашение в мир общения. Ч. 2. М.: Перспектива, 2001.
19. Фонель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1-3. М.: Генезис, 1998.
20. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. СПб: Питер, 1996.
Содержание
От автора........................................................................... 3
Введение............................................................................ б
ЧАСТЬ 1. Детская агрессивность и ее причины............. 9
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|