|
Развитие навыков «активного слушания»
«Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство» (Гиппенрейтер, 1988).
«Активное слушание» — это способ сообщить ребенку, его внутреннему «Я», что вы слышите его чувства, они вам не безразличны и глубоко волнуют. Это способ установить контакт с ребенком и сказать ему: «Я понимаю тебя и я принимаю то, что ты переживаешь».
«Активное слушание» - это проявление внимания и заботы, а также бережного отношения к внутреннему миру ребенка. «Наше внимание дает им (детям) возможность ясно увидеть самих себя и воспитывает в них веру в себя, так необходимую каждому, чтобы найти себе место в мире» (Д. Элиум, 1996). *
Родители, которые стали применять «активное слушание» своих детей вместо поучений и наставлений («воспитания»), отмечают, что ребенок через какое-то время становится спокойнее, увереннее, начинает сам больше рассказывать о себе, он реже прибегает к деструктивным формам поведения (отказу, сопротивлению, мести), начинает посвящать в свои тайны и секреты. Подобные перемены родители замечают и за собой: они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться, легче принимать «отрицательные» чувства ребенка, лучше видеть, отчего ему бывает плохо.
Родители перестают бороться со своим ребенком, добиваясь подчинения. «Активное слушание» помогает видеть родителям за внешним поведением ребенка (не всегда гладким и желаемым) его скрытые стремления, желания и интересы.
Наиболее ярко иллюстрирует эффективность применения «активного слушания» пример, приведенный Ю.Б. Гиппенрейтер (1988) - рассказ папы 7-летнего мальчика:
«Мы с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге Денис попросил купить шоколадку, но я отказался. Тогда обиженный сын стал отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных дел». Передо мной встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить упирающегося сына мне тоже не хотелось. И тут я вспомнил! «Денис, - обратился я к сыну, — ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня». В результате произошло то, что я меньше всего ожидал, — Денис миролюбиво вложил свою руку в мою, и мы быстро зашагали к автобусу».
Услышать чувство - это проявить сочувствие, и крайне маловероятно, что сочувствие подтолкнет кого-либо к неподчинению, мести, сопротивлению. Наоборот, в ответ на сочувствие мы переживаем благодарность и готовность идти навстречу.
Одна мама рассказала мне, что однажды, придя с работы в 9 часов вечера, застала сына за выполнением задания по математике, которое у него не получалось. Ребенок сидел с подавленным видом, бледный, и в ответ на ёе приветствие слабо кивнул. По словам мамы, она почувствовала, что он сильно устал. Мама подошла к ребенку и сказала ему: «Ты очень устал, отложи этот учебник, я вижу, у тебя нет сил делать это задание. Ничего страшного не случится, если ты его сегодня не сделаешь». Последующее для нее было неожиданным — ребенок бросился к ней, обнял и сказал: «Спасибо» и заплакал. Она почувствовала, что это были слезы признания и благодарности. На следующее утро он сам проснулся пораньше (что было впервые) и очень быстро сделал задание.
«Активное слушание», так же как и «Я-сообщение» делает удивительную вещь для ребенка - он сам начинает принимать решения.
Тренировочные упражнения
УПРАЖНЕНИЕ 1 . ПРИЕМ «ПАРАФРАЗ»
(повторение с помощью нескольких фраз главного смысла слов собеседника)
Участникам раздаются карточки (упр. аналогично упражнению Пилипко Н., 2001). На каждой карточке имеется высказывание одного из собеседников и несколько вариантов ответных фраз (по типу «парафраз») другого собеседника. Задание состоит в том, чтобы выбрать из нескольких вариантов тот «парафраз», в котором смысл услышанного передается наиболее точно. Например:
Сегодня на уроке математики я не поняла одно задание и сказала об этом учителю, а он мне ответил, что нужно быть внимательнее.
1. Если я тебя правильно поняла, тебе не удалось разобраться с одним заданием по математике, и ты хотела, чтобы учитель помог тебе. А он не помог - это очень обидно.
2. Если я тебя правильно поняла, ты была очень невнимательна на уроке и поэтому не сумела справиться с заданием.
УПРАЖНЕНИЕ 2
Это упражнение лучше выполнять в парах, можно — по кругу (Пилипко, 2001):
1) сначала один участник рассказывает о какой-то ситуации или говорит несколько фраз, отражающих, описывающих ситуацию;
2) другой участник с помощью приема «парафраз» проверяет, правильно ли он понял собеседника;
3) затем партнеры меняются ролями;
4) в конце упражнения необходимо поделиться своими впечатлениями с партнером:
— что мешало выполнить задание;
— что помогло;
— что вы чувствовали, когда ваш собеседник неточно понимал смысл ваших слов;
— что вы чувствовали, когда вашему собеседнику удавалось точно передать смысл услышанного.
В приеме «парафраз» мы учимся слышать смысл сказанного нам, т.е. что на самом деле хотел сказать ребенок. Этот прием помогает наладить контакт, «пригласить к беседе», дать почувствовать ребенку, что мы его понимаем.
Ребенку бывает особенно важно, чтобы взрослый услышал его чувства, обозначил их и произнес, тем самым как бы вернул в неискаженном виде частичку «Я» самого ребенка, которая самым позитивным образом встраивается в его эмоциональный мир, давая ему чувство уверенности и защищенности.
Услышать чувства ребенка помогут следующие упражнения (№ 3, № 4) (по аналогии с упр. Гиппенрейтер, 1998).
УПРАЖНЕНИЕ 3
Участникам раздаются карточки с описанием различных ситуаций. В левой колонке описана ситуация, в правой — возможные чувства, которые переживает ребенок. Участникам предлагается выбрать те из них, которые, по их мнению, наиболее верны. Например:
Ситуация и слова ребенка
| Чувства ребенка
| Ребенка вызвали к доске, он начал отвечать, а несколько детей начали строить ему рожицы и крутить пальцем у виска. Ребенок обратился к учителю: «Марья Ивановна, а Оля с Ирой мне мешают». Учитель этого не видел и посадил ребенка с оценкой «3» на место
| Обида
Злорадство
Гнев
Раздражение Желание отомстить Отчаяние Безразличие Желание оправдаться
|
УПРАЖНЕНИЕ 4
Участникам раздаются карточки с описанием различных ситуаций в левой колонке. Участникам предлагается написать в среднюю колонку те чувства, которые, по их мнению, испытывает ребенок в этом случае, а в правую — варианты своих ответов ребенку. Например:
Ситуация и слова ребенка
| Чувства ребенка
| Ваш ответ
| 1. 3-летний ребенок хотел убрать мамину тарелку, а она у него разбилась. Ребенок начинает плакать
| Обида
Расстроился Страх
| Ты хотел помочь мне убрать тарелку, а она разбилась. Это очень обидно. Ты очень расстроился
| 2. Отец возвращается с работы, сын бросается к нему и говорит: «Пап, ты знаешь, я сегодня всю контрольную по математике решил!»
| Радость Гордость
| Я вижу ты очень рад и гордишься, что все решил
| 3. Ребенок не успевает сделать уроки и пропускает очередную серию мультфильма
| Огорчение
Досада
Злость
| Ты огорчен. Тебе досадно, что не получилось посмотреть мультфильм
| 4. Ребенок на уроке пытается сделать задание, у него не получается. «Я не буду делать это задание», -говорит он учителю
| Неуверенность Страх
| Ты боишься делать это задание, ты не уверен, что оно у тебя получится
|
УПРАЖНЕНИЕ 5 (авторский вариант)
Участникам предлагается:
1) подумайте (вспомните, представьте) о той ситуации, которая типична в ваших взаимоотношениях с ребенком и вызывает беспокойство;
2) если таких ситуаций несколько, начинать лучше с наименее напряженной;
3) мысленно послушайте, что говорит вам ребенок;
4) постарайтесь понять, какие чувства он переживает (запишите их);
5) а теперь вместо того, что вы обычно говорите ребенку, составьте ваш ответ, в котором вы назовете чувства ребенка (запишите его).
Ситуация
| Чувства моего ребенка (ученика)
| Мой ответ с названием чувств моего ребенка (ученика)
| 1..............
|
|
|
|
|
| 6) для лучшей наработки навыка и осмысления необходимости данной «техники» проиграйте в парах ситуацию «как обычно» она происходит и с учетом «активного слушания», где партнер исполняет роль ребенка и наоборот — вы исполняете роль ребенка. Обменяйтесь впечатлениями.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|