Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение 6 РЕЦЕПТ: КАК СДЕЛАТЬ РЕБЕНКА АГРЕССИВНЫМ (из Фонеля)





Упражнение выполняется в небольшой группе из 5—6 человек или индивидуально.

В ходе этой игры дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут ра­зобраться также в своем собственном агрессивном по­ведении и исследовать чужое агрессивное поведение.

Упражнение состоит из двух частей. Для выполне­ния упражнения каждому ребенку понадобятся бума­га, ручка, фломастеры.

Первая часть:

1) попросите детей представить агрессивного человека и проследить мысленно, что обычно делает агрес­сивный человек, как он себя ведет, что говорит;

2) пусть дети возьмут бумагу и напишут небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессив­ного ребенка, а также нарисуют портрет такого ре­бенка (см. рис. 3);

3) затем дети зачитывают свои рецепты и изображают агрессивного ребенка (как он ходит, как смотрит, какой у него голос, что он делает);

 

Олег, 8 лет:

«1. Надо взять 500 кг дубинок.

2. Надо взять 5 ООО кг бомб.

3. Надо взять 600 кг денег.

4. Надо взять 100 кг матных мальчиков.

5. Надо взять 200 кг умения подставлять подножки.

6. Надо взять такого дразнилку.

7. Надо взять 1 000 кг очень крепких кулаков.



8. Надо закрыть его в туалете.

9. Обозвать его как хочешь.

10. Надо его сделать драчуном».

4) стоит обсудить с детьми:

— что им нравится в агрессивном ребенке;

— что не нравится;

— что бы они хотели изменить в таком ребенке.

Вторая часть:

1) далее попросите детей подумать о том, когда и как они стали проявлять агрессию? Каким образом они могут вызвать агрессию по отношению к себе?

1. Обзывают.

2. Бьют по животу.

3. Ставят подножку.

4. Толкают в стену.

5. Дают в лицо.

6. Плюют в лицо.

 

1. Я строю рожицу.

2. Я дерусь.

3. Даю сдачи.

4. Обзываюсь.

5. Бью по животу.

6. Я показываю разные знаки из пальцев.

 

Примечание. Собственная агрессия (рис. справа) восприни­мается детьми незначительной по сравнению с той агрессией, которая направлена на них извне (с их точки зрения)

2) пусть дети возьмут еще лист бумаги и разделят его вертикальной линией пополам на левую и правую части. Слева записывается, как окружающие в те­чение учебного дня проявляли агрессию по отноше­нию к ним. В правой части записывается, как сам ребенок проявлял агрессию по отношению к другим детям (см. рис. 4);



3) после того как все сделают упражнение, можно об­судить с детьми:

► знают ли они таких детей, которые бывают аг­рессивными;

► как они считают, почему люди бывают агрессив­ными;

► всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему дру­гим способом (например, каким?);

► как ведет себя жертва агрессии;

► что можно сделать, чтобы не быть жертвой.

 

Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)

У агрессивных детей слабо развит контроль над сво­ими эмоциями, а зачастую и просто отсутствует, по­этому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки контроля и управления собствен­ным гневом, обучить детей некоторым приемам само­регуляции, которые позволят им сохранить определен­ное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Важно также, чтобы дети освоили релаксационные тех­ники, поскольку помимо управления негативным со­стоянием релаксационные техники помогут им сни­зить уровень личностной тревожности, который у аг­рессивных детей достаточно высок.

Коррекционная работа в данном направлении зак­лючается:

1) в установлении определенных правил, которые по­могут детям справиться с собственным гневом;

2) в закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);

3) в обучении релаксационным техникам с примене­нием глубокого дыхания.



 

ВВОД ПРАВИЛ

1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!».

Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребенком знак «СТОП» в виде кружка с каймой, внутри которого большими буквам и написа­но «СТОП». Можно сделать данный знак из картона и положить его в кармашек.

Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо или проявить активную вербальную агрес­сию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «СТОП» или просто представить его. Кайму следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зеле­ный, золотистый, оранжевый) и подобрать соответству­ющий цвет к слову «СТОП». Например, к синей кай­ме подойдет «СТОП» оранжевого или золотого цвета, к голубой — зеленого. Во всяком случае, сочетание цвета должно действовать успокаивающе на ребенка и нра­виться ему.

2. Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.

3. Для особо драчливых детей. Прежде чем перей­дешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.

4. Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план. Прежде, чем перейдешь к дей­ствию, остановись и подумай, что ты хочешь сде­лать.

5. Прочие правила.

К данному типу правил относятся индивидуальные правила, составленные для конкретного ребенка, в за­висимости от характера проявляемой им агрессии (го­ворит грубо со старшими, портит вещи, больно бьет и т.д.). Например, такими правилами могут быть: «Го­вори уважительно со старшими», «Относись бережно к вещам», «Держи руки при себе».

Важно при составлении таких правил отказаться от использования отрицательной частицы «не»: «не де­рись», «не ломай», «не груби» и т.д.

Все эти упражнения можно выполнять в ролевой игре как сами по себе, так и в сочетании друг с дру­гом. Многие дети легко делают упражнения 2—5, если сначала им удается визуализировать знак «СТОП».

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛ В РОЛЕВОЙ ИГРЕ (авторский вариант)

Прежде чем перейти к закреплению правила в ро­левой игре:

► следует расспросить ребенка, в какой ситуации чаще всего он злится и ему хочется ударить при этом кого-либо, толкнуть, обозвать, испортить чьи-либо вещи и т.п., и составить перечень этих ситуаций;

► следует его расспросить, удавалось ли ему иногда сдерживать себя, и если да, то в каких случаях (как правило, это ситуации менее напряженные для ре­бенка), и что помогло ему сдерживать себя («помощ­ники»), и составить список «помощников», если та­ковые имеются;

► затем вводится правило (какое-либо одно!) Его также желательно записать. Далее, если ребенку 8 и более лет, то его следует попросить представить начало конфликтной ситуации, вспомнить своих «помощников», а также представить, что ему удалось выполнить правило, и проследить в воображении, как при та­ких условиях развивается ситуация далее;

► если ребенку удалось сделать это упражнение, то бе­рется провоцирующая ситуация, похожая на одну из тех, что представлены в перечне (но начинать нужно с менее конфликтной), и с учетом введенного прави­ла проигрывается в ролевой игре, где психолог либо сам берет на себя роль «противника-жертвы», либо приглашает для этой роли другого ребенка;

► с детьми до 7-7,5 лет прежде чем приступить к ролевой игре в провоцирующей ситуации, вместо упражнения на воображение следует для лучшего закрепления навыка проиграть сначала игровую си­туацию с куклами, резиновыми игрушками, «леговскими» человечками. Для этого психолог вместе с ребенком сочиняет небольшую историю, отражаю­щую проблемы самого ребенка и содержащую весь набор его деструктивных поведенческих реакций. Психолог вводит правило, и данное правило отраба­тывается в игровой ситуации, которая может пре­вратиться в целый спектакль. После того как ребе­нок начинает легко следовать установленному пра­вилу в игре, переходят к непосредственно ролевой игре с провоцирующей ситуацией;

► для скорейшего закрепления навыка можно исполь­зовать поощрительные наклейки, призы, поздрав­ления и т.п.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.