Упражнение 6 РЕЦЕПТ: КАК СДЕЛАТЬ РЕБЕНКА АГРЕССИВНЫМ (из Фонеля)
Упражнение выполняется в небольшой группе из 5—6 человек или индивидуально.
В ходе этой игры дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться также в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.
Упражнение состоит из двух частей. Для выполнения упражнения каждому ребенку понадобятся бумага, ручка, фломастеры.
Первая часть:
1) попросите детей представить агрессивного человека и проследить мысленно, что обычно делает агрессивный человек, как он себя ведет, что говорит;
2) пусть дети возьмут бумагу и напишут небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка, а также нарисуют портрет такого ребенка (см. рис. 3);
3) затем дети зачитывают свои рецепты и изображают агрессивного ребенка (как он ходит, как смотрит, какой у него голос, что он делает);
Олег, 8 лет:
«1. Надо взять 500 кг дубинок.
2. Надо взять 5 ООО кг бомб.
3. Надо взять 600 кг денег.
4. Надо взять 100 кг матных мальчиков.
5. Надо взять 200 кг умения подставлять подножки.
6. Надо взять такого дразнилку.
7. Надо взять 1 000 кг очень крепких кулаков.
8. Надо закрыть его в туалете.
9. Обозвать его как хочешь.
10. Надо его сделать драчуном».
4) стоит обсудить с детьми:
— что им нравится в агрессивном ребенке;
— что не нравится;
— что бы они хотели изменить в таком ребенке.
Вторая часть:
1) далее попросите детей подумать о том, когда и как они стали проявлять агрессию? Каким образом они могут вызвать агрессию по отношению к себе?
1. Обзывают.
2. Бьют по животу.
3. Ставят подножку.
4. Толкают в стену.
5. Дают в лицо.
6. Плюют в лицо.
1. Я строю рожицу.
2. Я дерусь.
3. Даю сдачи.
4. Обзываюсь.
5. Бью по животу.
6. Я показываю разные знаки из пальцев.
Примечание. Собственная агрессия (рис. справа) воспринимается детьми незначительной по сравнению с той агрессией, которая направлена на них извне (с их точки зрения)
2) пусть дети возьмут еще лист бумаги и разделят его вертикальной линией пополам на левую и правую части. Слева записывается, как окружающие в течение учебного дня проявляли агрессию по отношению к ним. В правой части записывается, как сам ребенок проявлял агрессию по отношению к другим детям (см. рис. 4);
3) после того как все сделают упражнение, можно обсудить с детьми:
► знают ли они таких детей, которые бывают агрессивными;
► как они считают, почему люди бывают агрессивными;
► всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом (например, каким?);
► как ведет себя жертва агрессии;
► что можно сделать, чтобы не быть жертвой.
Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)
У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую и просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Важно также, чтобы дети освоили релаксационные техники, поскольку помимо управления негативным состоянием релаксационные техники помогут им снизить уровень личностной тревожности, который у агрессивных детей достаточно высок.
Коррекционная работа в данном направлении заключается:
1) в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;
2) в закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);
3) в обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.
ВВОД ПРАВИЛ
1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!».
Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребенком знак «СТОП» в виде кружка с каймой, внутри которого большими буквам и написано «СТОП». Можно сделать данный знак из картона и положить его в кармашек.
Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «СТОП» или просто представить его. Кайму следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зеленый, золотистый, оранжевый) и подобрать соответствующий цвет к слову «СТОП». Например, к синей кайме подойдет «СТОП» оранжевого или золотого цвета, к голубой — зеленого. Во всяком случае, сочетание цвета должно действовать успокаивающе на ребенка и нравиться ему.
2. Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.
3. Для особо драчливых детей. Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.
4. Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план. Прежде, чем перейдешь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.
5. Прочие правила.
К данному типу правил относятся индивидуальные правила, составленные для конкретного ребенка, в зависимости от характера проявляемой им агрессии (говорит грубо со старшими, портит вещи, больно бьет и т.д.). Например, такими правилами могут быть: «Говори уважительно со старшими», «Относись бережно к вещам», «Держи руки при себе».
Важно при составлении таких правил отказаться от использования отрицательной частицы «не»: «не дерись», «не ломай», «не груби» и т.д.
Все эти упражнения можно выполнять в ролевой игре как сами по себе, так и в сочетании друг с другом. Многие дети легко делают упражнения 2—5, если сначала им удается визуализировать знак «СТОП».
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛ В РОЛЕВОЙ ИГРЕ (авторский вариант)
Прежде чем перейти к закреплению правила в ролевой игре:
► следует расспросить ребенка, в какой ситуации чаще всего он злится и ему хочется ударить при этом кого-либо, толкнуть, обозвать, испортить чьи-либо вещи и т.п., и составить перечень этих ситуаций;
► следует его расспросить, удавалось ли ему иногда сдерживать себя, и если да, то в каких случаях (как правило, это ситуации менее напряженные для ребенка), и что помогло ему сдерживать себя («помощники»), и составить список «помощников», если таковые имеются;
► затем вводится правило (какое-либо одно!) Его также желательно записать. Далее, если ребенку 8 и более лет, то его следует попросить представить начало конфликтной ситуации, вспомнить своих «помощников», а также представить, что ему удалось выполнить правило, и проследить в воображении, как при таких условиях развивается ситуация далее;
► если ребенку удалось сделать это упражнение, то берется провоцирующая ситуация, похожая на одну из тех, что представлены в перечне (но начинать нужно с менее конфликтной), и с учетом введенного правила проигрывается в ролевой игре, где психолог либо сам берет на себя роль «противника-жертвы», либо приглашает для этой роли другого ребенка;
► с детьми до 7-7,5 лет прежде чем приступить к ролевой игре в провоцирующей ситуации, вместо упражнения на воображение следует для лучшего закрепления навыка проиграть сначала игровую ситуацию с куклами, резиновыми игрушками, «леговскими» человечками. Для этого психолог вместе с ребенком сочиняет небольшую историю, отражающую проблемы самого ребенка и содержащую весь набор его деструктивных поведенческих реакций. Психолог вводит правило, и данное правило отрабатывается в игровой ситуации, которая может превратиться в целый спектакль. После того как ребенок начинает легко следовать установленному правилу в игре, переходят к непосредственно ролевой игре с провоцирующей ситуацией;
► для скорейшего закрепления навыка можно использовать поощрительные наклейки, призы, поздравления и т.п.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|