Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-культуральный аспект детской агрессивности





Об авторе

 

Практическое руководство посвящено проблеме агрессивного поведения детей (в возрасте от 5 до 12— 14 лет) с точки зрения ее практического решения, а именно: как работать с агрессивными детьми в плане коррекции их нежелательного поведения.

Практическое руководство содержит три части.

В первой части рассмотрены причины детской аг­рессивности, а также роль семьи в формировании аг­рессивной модели поведения. Представлены диагнос­тические критерии, исходя из которых, можно гово­рить о наличии у ребенка такого качества, как «агрес­сивность». Приводится анализ характерологических особенностей агрессивных детей и их семей.

Во второй части разработан и представлен комплекс направлений коррекционной работы, позволяющий осуществить целостный системный подход к существу­ющей проблеме в целях ее эффективного разрешения. Выделены следующие направления коррекционной работы с агрессивными детьми:

► обучение агрессивных детей навыкам контроля и управления собственным гневом;

► обучение ребенка отреагированию (выражению) соб­ственного гнева и всей негативной ситуации в це­лом приемлемым способом;



► обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям, снятие деструктивных элементов в пове­дении;

► снижение уровня личностной тревожности;

► формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;

► развитие позитивной самооценки.'

Каждое направление содержит набор психологиче­ских приемов, методов, упражнений, техник, которые дают возможность наполнить работу психолога с аг­рессивным ребенком конкретным практическим содер­жанием. Причем упражнения рассмотрены в проце­дурно-пошаговом ключе, что в свою очередь позволяет ответить не только на вопрос «что же делать» с агрес­сивными детьми, но и «как это делать». Практические упражнения, рассмотренные во второй части, включа­ют в себя некоторые психотерапевтические приемы: арттерапии, телесно ориентированной терапии (релак­сационные техники), гештальт-терапии, поведенче­ской терапии, визуальные техники.

Третья часть посвящена работе психолога с родите­лями агрессивных детей и педагогами. Рассматрива­ются факторы воспитания и стиля общения взрослых, которые способствуют агрессивному поведению детей. Показано, что основой агрессивного поведения детей является конфликтное взаимодействие между взрос­лыми и детьми. Подробно (пошагово) описаны обучаю­щие приемы конструктивного общения с детьми. При­чем упражнения, описанные в третьей части пособия, могут быть использованы психологами как в индиви­дуальной работе со взрослыми, так ив проведении тре­нингов по обучению родителей и педагогов конструк­тивным навыкам общения с агрессивным ребенком.



Надеемся, что данное практическое руководство по­может практическим психологам в их достаточно слож­ной работе с агрессивными детьми.

Автор благодарна Нагибиной Наталье Львовне; Пи-липко Нелле Владимировне за практическую, дей­ственную помощь в написании данного пособия; Мягенькой Татьяне Степановне за участие и поддержку в издании данной работы; а также всем детям, с кото­рыми пришлось работать по данной проблеме и благо­даря которым был наработан обширный практический материал.

Введение

Агрессия — (от лат. «agressio» — нападение, при­ступ) - это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объек­там нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негатив­ные переживания, состояние напряженности, подав­ленности, страха и т.п.). (Психологический словарь, 1997.)

Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Данной теме посвящено много фундаментальных тео­ретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А Берковитц, А. Бандура, Реан и др.), но, при этом, недостаточно психологиче­ской литературы, содержащей практические рекомен­дации по коррекции агрессии, а также закреплению навыков конструктивного поведения.



Проблема агрессивного поведения детей весьма ак­туальна в наши дни. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя про­сто не знают, как справиться с их поведением. Един­ственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их пове­дение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее уси­ливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изме­нению поведения к лучшему.

Опрос учащихся с нарушениями в поведении пока­зал, что «большинство из них постоянно подвергаются несправедливому обращению, вербальной агрессии со стороны педагогов и унижению их личного достоин­ства» (И. Фурманов, 1996).

Арсенал психологических техник, которым владеет школьный психолог, также весьма ограничен и не ре­шает эту проблему комплексно. Как правило, психо­лог работает в рамках тестового материала (Розенцвейг, пятна Роршаха, несуществующее животное и т.д.). В целях канализации агрессии и мышечной релакса­ции агрессивному ребенку чаще всего предлагается ре­гулярно «бить грушу» или рвать бумагу. Последнее время детей, которые обнаруживают в своем поведе­нии элементы агрессии, стало модно высаживать на «стул размышления», который находится за партами учеников, и тем самым «агрессор» лишается зрителя. В традиционном случае «нарушитель» дисциплины простаивает в углу или за дверью класса.

Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «отвратительный», «дрянь», «хулиган» — та­кие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.

А, между тем, наблюдение агрессивных детей и ра­бота с ними привели автора к выводу, полностью со­впадающему с мнением известного австралийского пси­хотерапевта В. Оклендер: «Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отвержен­ности, тревоги, незащищенности, обиды... У него час­то отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он, это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию.» (В. Оклендер, 1997).

Практическое руководство адресовано практическим психологам и социальным педагогам, воспитателям, работающим с агрессивными детьми. Оно содержит систему психологических приемов и техник, выстро­енных в рамках конкретных направлений коррекционной работы, учитывающую характерологические осо­бенности агрессивных детей, а также их семей, и по­зволяющую осуществить комплексный подход к кор­рекции агрессивного поведения.

 

Часть 1 ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ И ЕЕ ПРИЧИНЫ

Социально-культуральный аспект детской агрессивности

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.

Первый — это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Во-вторых, агрессии они также обучаются при вза­имодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый силь­ный — и мне все можно») во время игр. Известно, что дети, регулярно посещавшие детский сад, оценивают­ся как более агрессивные по сравнению с детьми, ко­торые посещали детский сад нерегулярно либо вовсе в него не ходили (Р. Бэрон, 1997).

И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символичес­ких. В настоящее время практически не вызывает со­мнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.

В своей книге «Откажитесь от привычки к телеви­зору» Дж.А. Вилкинз пишет, что за каждый час теле­визионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт (!) приходится на каждый час дет­ских мультфильмов. «К 14 годам типичный американ­ский ребенок становится свидетелем 11 ООО убийств» (Дж.А. Вилкинз). По мнению автора, телевидение со­вершает своего рода насилие над детьми и учит их агрессивному поведению. «Когда в штате Коннекти­кут проводился месячник «Выключите телевизор», учи­теля в школах заметили, что постепенно дети стали меньше толкаться и пинаться. Они охотнее искали аль­тернативные решения проблемы в случае разногласий, а не дрались и не вопили как прежде» (Дж. Элиум, Д. Элиум, 1995).

 

Агрессия и агрессивность

Э. Фром считает, что существуют два вида агрес­сии — «доброкачественная» и «злокачественная». Пер­вая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; быва­ет спонтанной и связана со структурой личности. В дан­ной связи многие авторы разделяют понятия «агрес­сий» и «агрессивность», определяя «агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к аг­рессии» (Реан, 1999).

Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми, были выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.