|
Социально-культуральный аспект детской агрессивности
Об авторе
Практическое руководство посвящено проблеме агрессивного поведения детей (в возрасте от 5 до 12— 14 лет) с точки зрения ее практического решения, а именно: как работать с агрессивными детьми в плане коррекции их нежелательного поведения.
Практическое руководство содержит три части.
В первой части рассмотрены причины детской агрессивности, а также роль семьи в формировании агрессивной модели поведения. Представлены диагностические критерии, исходя из которых, можно говорить о наличии у ребенка такого качества, как «агрессивность». Приводится анализ характерологических особенностей агрессивных детей и их семей.
Во второй части разработан и представлен комплекс направлений коррекционной работы, позволяющий осуществить целостный системный подход к существующей проблеме в целях ее эффективного разрешения. Выделены следующие направления коррекционной работы с агрессивными детьми:
► обучение агрессивных детей навыкам контроля и управления собственным гневом;
► обучение ребенка отреагированию (выражению) собственного гнева и всей негативной ситуации в целом приемлемым способом;
► обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям, снятие деструктивных элементов в поведении;
► снижение уровня личностной тревожности;
► формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;
► развитие позитивной самооценки.'
Каждое направление содержит набор психологических приемов, методов, упражнений, техник, которые дают возможность наполнить работу психолога с агрессивным ребенком конкретным практическим содержанием. Причем упражнения рассмотрены в процедурно-пошаговом ключе, что в свою очередь позволяет ответить не только на вопрос «что же делать» с агрессивными детьми, но и «как это делать». Практические упражнения, рассмотренные во второй части, включают в себя некоторые психотерапевтические приемы: арттерапии, телесно ориентированной терапии (релаксационные техники), гештальт-терапии, поведенческой терапии, визуальные техники.
Третья часть посвящена работе психолога с родителями агрессивных детей и педагогами. Рассматриваются факторы воспитания и стиля общения взрослых, которые способствуют агрессивному поведению детей. Показано, что основой агрессивного поведения детей является конфликтное взаимодействие между взрослыми и детьми. Подробно (пошагово) описаны обучающие приемы конструктивного общения с детьми. Причем упражнения, описанные в третьей части пособия, могут быть использованы психологами как в индивидуальной работе со взрослыми, так ив проведении тренингов по обучению родителей и педагогов конструктивным навыкам общения с агрессивным ребенком.
Надеемся, что данное практическое руководство поможет практическим психологам в их достаточно сложной работе с агрессивными детьми.
Автор благодарна Нагибиной Наталье Львовне; Пи-липко Нелле Владимировне за практическую, действенную помощь в написании данного пособия; Мягенькой Татьяне Степановне за участие и поддержку в издании данной работы; а также всем детям, с которыми пришлось работать по данной проблеме и благодаря которым был наработан обширный практический материал.
Введение
Агрессия — (от лат. «agressio» — нападение, приступ) - это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.). (Психологический словарь, 1997.)
Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А Берковитц, А. Бандура, Реан и др.), но, при этом, недостаточно психологической литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению навыков конструктивного поведения.
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Опрос учащихся с нарушениями в поведении показал, что «большинство из них постоянно подвергаются несправедливому обращению, вербальной агрессии со стороны педагогов и унижению их личного достоинства» (И. Фурманов, 1996).
Арсенал психологических техник, которым владеет школьный психолог, также весьма ограничен и не решает эту проблему комплексно. Как правило, психолог работает в рамках тестового материала (Розенцвейг, пятна Роршаха, несуществующее животное и т.д.). В целях канализации агрессии и мышечной релаксации агрессивному ребенку чаще всего предлагается регулярно «бить грушу» или рвать бумагу. Последнее время детей, которые обнаруживают в своем поведении элементы агрессии, стало модно высаживать на «стул размышления», который находится за партами учеников, и тем самым «агрессор» лишается зрителя. В традиционном случае «нарушитель» дисциплины простаивает в углу или за дверью класса.
Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «отвратительный», «дрянь», «хулиган» — такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.
А, между тем, наблюдение агрессивных детей и работа с ними привели автора к выводу, полностью совпадающему с мнением известного австралийского психотерапевта В. Оклендер: «Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды... У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он, это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию.» (В. Оклендер, 1997).
Практическое руководство адресовано практическим психологам и социальным педагогам, воспитателям, работающим с агрессивными детьми. Оно содержит систему психологических приемов и техник, выстроенных в рамках конкретных направлений коррекционной работы, учитывающую характерологические особенности агрессивных детей, а также их семей, и позволяющую осуществить комплексный подход к коррекции агрессивного поведения.
Часть 1 ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
Социально-культуральный аспект детской агрессивности
Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.
Первый — это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.
Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный — и мне все можно») во время игр. Известно, что дети, регулярно посещавшие детский сад, оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад нерегулярно либо вовсе в него не ходили (Р. Бэрон, 1997).
И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.
В своей книге «Откажитесь от привычки к телевизору» Дж.А. Вилкинз пишет, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт (!) приходится на каждый час детских мультфильмов. «К 14 годам типичный американский ребенок становится свидетелем 11 ООО убийств» (Дж.А. Вилкинз). По мнению автора, телевидение совершает своего рода насилие над детьми и учит их агрессивному поведению. «Когда в штате Коннектикут проводился месячник «Выключите телевизор», учителя в школах заметили, что постепенно дети стали меньше толкаться и пинаться. Они охотнее искали альтернативные решения проблемы в случае разногласий, а не дрались и не вопили как прежде» (Дж. Элиум, Д. Элиум, 1995).
Агрессия и агрессивность
Э. Фром считает, что существуют два вида агрессии — «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности. В данной связи многие авторы разделяют понятия «агрессий» и «агрессивность», определяя «агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» (Реан, 1999).
Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми, были выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|