Приемы саморегуляции эмоционального состояния
Хочется заметить, что если родители и педагоги освоили навыки позитивного, конструктивного общения, то их способность к регуляции собственного эмоционального состояния значительно возрастает. Некоторые родители и педагоги с удивлением замечают, что, применяя «Я-сообщение» и «активное слушание» в общении с детьми, они успокаиваются и прекрасно контролируют свое эмоциональное состояние.
Но все-таки повседневные стрессы накладывают «свой отпечаток». Порой мы терпим значительные психологические перетрузки, которые имеют свойство накапливаться, поэтому важно знать некоторые приемы и упражнения, которые помогут снять лишнее эмоциональное напряжение и вернуть хорошее самочувствие, что положительно скажется и на наших взаимоотношениях с детьми.
Упражнение 1
ПРОГРЕССИВНАЯ МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ «ГЛУБОКОГО ДЫХАНИЯ»
(М. Алворд, А. Бэйкер, 1998)
Техника «глубокого дыхания» была подробно описана в разделе «Формирование навыков контроля и управления гневом». Частично в том же разделе были описаны упражнения по прогрессивной мышечной релаксации. В данном случае упражнения по прогрессивной мышечной релаксации приводятся полностью.
Эти упражнения можно делать как полностью, так и отдельными группами (блоками) (столько, сколько вам захочется их делать). Важно, чтобы упражнения, по возможности, проводились в одно и то же время; в удобном для вас месте (на кровати, диване, мягком кресле, ковре) и желательно под приятную для вас музыку, которая действует на вас успокаивающим образом (шведские психологи рекомендуют исключительно классическую музыку, и в основном, Моцарта и Баха).
А-блок «Рука»
(после каждого блока упражнений делается глубокий вдох задержка медленный выдох).
1. Делаем глубокий, плавный вдох на задержке дыхания: сжимаем сильно кулак (поочередно, начиная с правой стороны, затем с левой, но можно и
одновременно сжимать оба кулака сразу) - выдох медленный и спокойный: кулак медленно разжимается - отдых (несколько секунд). В дальнейшем везде предполагается, что вдох - плавный, а выдох — медленный и спокойный (рот слегка приоткрыт).
2. Глубокий вдох - на задержке дыхания: сильно напрягаем только руку (от кисти до плеча) - выдох: медленно расслабляем руку (или обе руки) - отдых.
3. Глубокий вдох - на задержке дыхания: зажимаем только плечо (или оба плеча) - выдох: медленно отпускаем - отдых.
В-блок «Шея» (избегайте резких движений).
4. Глубокий вдох - на задержке дыхания: опустить голову и напрячь шею - выдох: медленно расслабить шею, вернуть голову в исходное положение - отдых.
5. Глубокий вдох - на задержке дыхания: повернуть голову вправо, напрячь шею - выдох: медленно расслабить шею, повернуть голову в исходное положение отдых.
6. Глубокий вдох на задержке дыхания: повернуть голову влево, напрячь шею выдох: медленно расслабить шею, повернуть голову в исходное положение отдых.
7. Повторите упражнение 4.
С-блок «Живот».
8. Глубокий вдох =»• на задержке дыхания: втянуть живот, слегка напрячь"=*• выдох: «распустить» живот, вернуться в нормальное положение отдых.
Данное упражнение делается 2 раза.
Д-блок «Ноги» (вся группа упражнений делается сначала с правой, а затем с левой ногой).
9. Глубокий вдох: подняли ногу (угол 30°—45°) > на задержке дыхания: вытянуть мысок и напрячь - выдох: расслабить мысок, опустить ногу отдых.
10. Глубокий вдох: подняли ногу - на задержке дыхания: вытянуть пятку вперед и напрячь •» выдох: расслабить пятку, опустить ногу отдых.
То же делаем с другой ногой.
Е-блок «Голова».
11. Глубокий вдох - на задержке дыхания: сильно улыбнуться и напрячь мышцы вокруг лица ■* выдох: расслабить мышцы отдых.
12. Глубокий вдох - на задержке дыхания: напрячь нос («прогнать муху») выдох: расслабиться - отдых.
13. Глубокий вдох: поднять брови вверх на задержке дыхания: напрячь брови и область лба выдох: расслабить лоб, опустить брови - отдых..
14. Глубокий вдох - на задержке дыхания: сильно напрячь макушку - выдох: расслабить макушку - отдых.
15. Представили (визуализировали) себя в уютном месте где вам обычно, хорошо и где вы чувствуете себя спокойно (отдыхаете). Сделать глубокий вдох - задержка медленный выдох (делайте по времени это упражнение столько, сколько вам необходимо).
16. Потянитесь; повернитесь вправо, влево; сядьте, а потом встаньте (главное не делать резких движений).
Упражнение 2
«ПРОДУКТИВНОЕ ВОЛНЕНИЕ» (Дж. Нейхард, 1997)
Это упражнение хорошо для тревожных людей, которые хотели бы научиться быстро справляться со своей тревогой, излишними беспокойствами и волнением, а не «отыгрывать» их на собственных детях.
1. Выберите для занятий такое место, где можно было бы заниматься каждый день желательно в одно и то же время. Для занятия выделяется. 30 минут в день.
2. Составьте список «возможных и имеющихся неприятностей». В колонку «серьезных тревог» запишите то, что тревожит вас больше всего. В колонку «мелких тревог» внесите то, о чем вы беспокоитесь не так часто и не очень сильно.
3. Сначала просмотрите список мелких тревог. Если какие-то из них можно устранить немедленно или же в скором времени, то это не неприятности, а будничные дела. Вычеркните их из списка.
Если в списке остались еще какие-нибудь тревоги -выкиньте их из головы. Вы ведь сами решили, что они незначительные, не стоит тратить на них время и силы.
4. Теперь посмотрите список серьезных тревог. Уделите им 15 минут и поволнуйтесь: вспомните, как они возникли, подумайте о том, как они развиваются и как смогут повлиять на вашу дальнейшую жизнь.
5. Через. 15 минут прекратите размышления и переживания. Теперь расслабьтесь под музыку в течение 2 минут, используя глубокое дыхание. Выдыхая, говорите себе: «Я совершенно спокоен».
6. Теперь вернитесь к списку серьезных тревог. Возьмите ручку и лист бумаги, используйте оставшиеся 13 минут, чтобы составить план действий для каждой ситуации в отдельности. Когда вы составите четкий план действий, ситуация перестанет быть тревожной, и, значит, ее можно будет вычеркнуть из списка.
Если же вам не удается ничего придумать, отложите список до завтра.
7. Ровно через 13 минут прекратите упражнение. Повторите его на следующий день, в то же время и в том же месте.
8. Если все идет хорошо, сократите время «бесполезного» волнения до 5-10 минут и увеличьте время для выработки плана действий. Если же дела идут хуже, чем раньше, тогда выделите больше времени (до 20 минут) на «бесполезные» переживания и сократите время на обдумывание решений (до 8 минут). Но в любом случае оставьте 2 минуты на то, чтобы расслабиться.
По мере успешного овладения методом вы заметите, что не только избавитесь от обременительного груза переживаний и обретете эмоциональную стабильность, что самым благоприятным образом отзовется на ваших взаимоотношениях с ребенком, но и научитесь эффективно организовывать свою деятельность, быть более собранным и дисциплинированным.
«РЕЦЕПТЫ» ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА (для родителей)
(М. Мак-Кей, Ю. Мак-Кей, П. Роджерс, 1997)
«Вминуты стресса сохраняйте спокойствие и помните: то, к чему вы стремитесь, - это более счастливая ситуация для вас самих» (Байярд, 1998).
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
► слушайте своего ребенка - «активное слушание»;
► проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры (подвижные, настольные, компьютерные); совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музеи, совестные прогулки; совместные покупки, совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи;
► делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;
► если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены:
► скажите себе «ST0P» и посчитайте до 10 (добавление автора);
► не прикасайтесь к ребенку;
► лучше уйдите в другую комнату;
► отложите совместные дела с ребенком (если это возможно);
► в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее;
► дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я-сообщение» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:
- «Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»;
- «Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»;
- «Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни причем и ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:
► сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;
► примите теплую ванну, душ;
► выпейте чаю;
► .послушайте любимую музыку;
► просто расслабьтесь, лежа на диване;
► используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка (добавление автора).
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:
► если ребенок маленький, то не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите или которые могут быть опасны для него. Уберите их подальше или спрячьте так, чтобы ребенок не смог с ними провзаимодействовать (например: бьющиеся предметы, ножи, ножницы, вилки, книги);
► если вам предстоит сделать визит (к врачу, в детский сад и т.п.) или предстоит длительная поездка, продумайте и отрепетируйте заранее возможные трудности; подумайте, как накормить и напоить ребенка, какие игрушки вы возьмете с собой в поездку;
► не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого - управляйте собой:
- скажите себе «ST0P» и посчитайте до 10 (добавление автора);
- напрягайте и расслабляйте кисти рук;
- дышите медленнее и глубже;
- переключите мысль, подумав о чем-то хорошем, удерживайте это в сознании некоторое время.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|