Сделай Сам Свою Работу на 5

Примеры из самоотчетов участников тренинга сензитивности





Студентка-психолог А., 20 лет:«Прежде всего группа тренинга дала мне возможность откровенно поговорить о себе с другими людьми. Когда все вре­мя занимаешься самоанализом, в конце концов за­ходишь в тупик. Уже от одного того, что нечто было сказано вслух, стало легче... Сразу после того, как мы закончили, было чувство обновленности какой-то... Получила массу новой (приятной и неприятной) информации о себе. У меня очень часто бывает, что в чем-то я просто боюсь дать себе отчёт, прячусь от себя самой, и нужен какой-то внешний толчок,


чтобы все это осознать. Меня ужасно удивило, что людьми, наиболее правильно меня понявшими, были прежде незнакомые мне люди. Это было немного страшновато, но и приятно. Я, собственно, начала откровенно говорить, когда почувствовала свою внутреннюю похожесть с И. и Д. (в некоторых слу­чаях). Очень странно, насколько быстро и точно вос­приняли меня Л. и А., то есть люди, намного старше меня».

Инженер Е., 36 лет: «Осебе узнал довольно мно­го, по крайней мере если не по количеству, то по ве­сомости информации. То, что узнал, оказалось весь­ма неожиданным. Главное, что плохо чувствую лю­дей, живу только логикой, а не чувствами. Увидел, что моя закрытость — это отнюдь не положительное качество. Оказывается, она может мешать и окру­жающим, и мне. Казалось бы, простые вещи, а по­пробуй дойди до этого самостоятельно. Однако по части некоторых собственных проблем осталась не­удовлетворенность. Я готов был говорить о многом, но для этого мне нужно было, чтобы меня спросили именно об этом конкретном. Или хотя бы, чтобы мое выступление оказалось кстати, а вот начать просто так, переключая на себя тему разговора, у меня не выходило. Среди предложенных способов общения не нашлось такого, который бы мне в этом помог».



Учащаяся техникума М., 19 лет:«С помощью группы тренинга я вышла на более высокий уровень откровенности. Стало легче начинать разговор на серьезную тему и вести его, и при этом чувствуешь себя уверенней, чем раньше, потому что знаешь, что это нужно и тебе и другим. Склонность к самоанали­зу была у меня и раньше, но я не занималась этим серьезно. Теперь если что-то чувствуешь, то не про­пускаешь, а думаешь, почему это так, что нужно, чтоб было по-другому. Появились большая внутренняя уверенность, твердость, хотя внешне поведение почти не изменилось... Теперь я чувствую в себе внутрен­ние резервы, чтобы справиться самой со своими проблемами».



Студентка педвуза Л., 20 лет: «Наша группа дала мне очень многое, но все как-то трудно передать в словах. Это были постоянные импульсы к размыш-


лению и анализу значимости своей жизни в послед­нее время и видения меня другими. Для меня было очень полезно в то время сдвинуться с какой-то точки чувственной усталости и вновь задуматься о своей жизни. Группа способствовала усилению контроля за своим внешним поведением, убедила в необходимости для меня (увы) быть сдержаннее и серьезнее в общении. Встречи нашей группы доба­вили мне некоторую уверенность в себе, так как здесь меня понимали, стремились понять и сопереживали... Очень рада, что раскрыла для себя совсем по-ново­му своих старых знакомых, которые стали теперь близкими людьми и отличными друзьями...»

Студент технического вуза Л., 20 лет:«Для меня в этой группе оказалось важным общение с людьми, обладающими умом, чувствами, более тонкими и гиб­кими, чем у меня. Я увидел настоящий, живой мир, который оказался шире, сложнее, насыщеннее моего прежнего Впервые по-настоящему убедился в своей субъективности и понял, что права на абсолютную объективность мне никто не выдавал. Поэтому с чувством собственной исключительности нужно бы­ло расстаться. Сейчас я думаю, что у меня в обще­нии — это основная ошибка, которая проявляется по-разному, и поэтому казалось, что проблем не­сколько. В общем группа заставила меня повзрос­леть, и это главный итог. Подобные группы я считаю очень полезными, даже необходимыми. Ведь в по­вседневном общении мы получаем обратную связь в таком виде, что разобраться, правильно мы дейст­вуем или неправильно, чрезвычайно трудно. Именно в такой группе легче научиться правильно оценивать себя и других. Я убедился также, что болезни обще­ния излечимы и немного научился их находить. По-моему, тренинг стоило начинать даже ради одного того чувства освобожденности, которое испытывает человек, когда, наконец, находит свою проблему».




Литература

1. Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981.

2. Андреева Г. М. К построению теоретической схемы ис­
следования социальной перцепции.— Вопросы психологии,
1977, № 2.

 

3. А н д р е е в а Г. М. Методологические проблемы развития
социально-психологических исследований в США.— В кн.:
Методологические проблемы социальной психологии. М.,
1975.

4. Андреева Г. М. Процессы каузальной атрибуции в меж­
личностном восприятии.— Вопросы психологии, 1979, № 6.

5. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петров­
ская Л. А. Современная социальная психология на Запа­
де. М., 1978.

6. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.

7. Анцыферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы
психологии личности.— Вопросы психологии, 1978, № 1.

8. Богомолова Н. Н. Доктрина «человеческих отноше­
ний»— идеологическое оружие монополий. М., 1974.

9. Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. О методах
активной социально-психологической подготовки.— Вестн.
Моск. ун-та. Сер. Психология, 1977, № 1.

10. Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Социально-
психологический тренинг — предпосылка развития общения
учителя с учениками.— В кн.: Психолого-педагогические
проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1960.

11. Богомолова Н. Н., Петровская Л. А, Социально-
психологический тренинг и проблема познания человеком
самого себя.— В кн.: Личность в системе коллективных от­
ношений (Тезисы докладов). М, 1980.

12. Б о д а л ев А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.

13. Б о да лев А. А. Личность и общение.— В кн.: Вопросы
психологии общения и познания людьми друг друга. Крас­
нодар, 1979.

14. Бодалев А. А., Ломов Б. Ф., Лучков В. В. Психо­
логическую науку на службу практике.— Вопросы психоло­
гии, 1979, № 4.

15. Винер Н. Кибернетика. М„ 1968.

16. Выготский Л. С. Развитие высших психических функ­
ций. М., 1960.

17. Г и н д и с Б. Я. Вечерний «огонек» (очерк истории, теории
и методики «коллективного самоанализа» в условиях вре­
менного детского коллектива пионерского лагеря «Орле­
нок»). М., 1975.


18. Емельянов Ю. Н. Социально-психологический тренинг в
практике профессиональной подготовки студентов-психоло­
гов.— В кн.: Личность в системе коллективных отношений.
Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Курске. М.,
1980.

19. Жуков Ю. М. Проблемы измерения точности межлич­
ностного восприятия.— Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психология,

1978, № 1.

20. Иванов И. П. Формирование юных общественников и ор­
ганизаторов. Л., 1969.

21. Кирпичник А. Г. Исследование динамики коллективооб­
разования в юношеских группах. Автореф. канд. дис. М.,
1980.

22. Ковалев Г. А. Активное социальное обучение как метод
коррекции психологических характеристик субъекта обще­
ния. Диссертация на соискание ученой степени кандидата
психологических наук. М., 1980.

23. Кондратьева А. С. Социально-психологические аспекты
субъективного стресса и артериальная гипертония. Диссер­
тация на соискание ученой степени кандидата психологиче­
ских наук. М., 1980.

24. Кондратьева С. В. Понимание учителем личности уча­
щегося.— Вопросы психологии, 1980, № 5.

25. К о ч 3. Образы человека и психология.— Диалог-США,

1979, № 1.

26. К о л о м и н с к и й Я. Л. Психология взаимоотношений в
малых группах, Минск, 1976.

27. Ко л ом и нс к ий Я. Л. Психология общения. М., 1974.

28. Коломинский Я. Л., Берез о вин Н. А. Некоторые
педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977.

 

29. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.

30. Кон И. С. Психология старшеклассников. М., 1980.

31. Кренке Ю. Практический курс воспитания актера. М.,
1938.

32. Л е о н т ь е в А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,
1975.

33. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979.

34. Л у р и я А. Р. Об историческом развитии познавательных
процессов. М., 1974.

35. Ляудис В. Я. Структура продуктивного учебного взаимо­
действия.— В кн.: Психолого-педагогические проблемы взаи­
модействия учителя и учащихся. М., 1980.

36. Макаренко А. С. О моем опыте. Соч. в 7-ми т., т. 5. М.,
1958.

37. Методологические проблемы социальной психологии. М.,
1975.

38. Миллз Т. О социологии малых групп.— В кн.: Американ­
ская социология. М., 1972.

39. О'Ш он есс и Дж. Принципы организации управления
фирмой. М., 1979.

40. П а н ю ш к и н В. П. Освоение деятельности в условиях
взаимодействия ученика с учителем.— В кн.: Психолого-пе­
дагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся.
М., 1980.


41. П етр овск а я Л. А. Обучение общению как форма соци­
ально-психологического воздействия на межличностное вос­
приятие.— В кн.: Вопросы психологии познания людьми
друг друга и общения. Книга 2. Краснодар, 1978.

42. Петровская Л. А. Обратная связь как феномен соци­
ально-перцептивных процессов в группе.— В кн.: Межлич­
ностное восприятие в группе. М., 1981.

43. П е т р о в с к а я Л. А. Социально-психологический тренинг
как способ оптимизации социально-перцептивных процессов
в группе.— В кн.: Межличностное восприятие в группе. М.,
1981.

44.П е т р о в с к и й А. В., Т у р е в с к и й М. А. К вопросу о
социально-психологических основах групповой психотера­
пии.— В кн.: Клинико-психологические исследования группо­
вой психотерапии Л., 1979.

45. Проблемы подготовки к общению. Таллин, 1979.

46. П э н т о Р., Г р а в и т ц М. Методы социальных наук. М.,
1972.

47. Рощин С. К. Западная психология как инструмент идео­
логии и политики. М., 1980.

48. Социально-психологические проблемы личности и коллекти­
ва школьников и студентов. Ярославль, 1976.

49. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего чело­
века. Киев, 1975.

50. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. М.,
1975.

 

51. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1979.

52. Сухом линский В. А. Сто советов учителю. Избр. про­
изв. в 5-ти т., т. 2. Киев, 1979.

53. У м а н с к и й Л. И. Поэтапное развитие группы как кол­
лектива.— В кн.: Коллектив и личность. М., 1975.

54. X а р а ш А. У. Личность, сознание и общение: к обоснова­
нию интерсубъективного подхода в исследовании коммуни­
кативных воздействий.— В кн.: Психолого-педагогические
проблемы общения. М., 1979.

55. X а р а ш А. У. Принцип деятельности в исследованиях
межличностного восприятия.— Вопросы психологии, 1980,
№ 3>.

56. X а р а ш А. У. Смысловая структура публичного выступле­
ния.— Вопросы психологии, 1978, № 4.

57. Ч е с н о к о в а И. И. Проблема самосознания в психологии.
М., 1977.

 

58. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1971.

59. Ярошевский М. Г., А н ц ы ф е р о в а Л. И. Развитие и
современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.

60. Advances in experiential social processes. Cooper C. L.,
Alderfer С P. (eds.), v. I. Chichester — N. Y., 1978.

61. Alderfer С. Р. Reflections on these advances in experien­
tial social processes.— In: Cooper С L., Alderfer C. P.
(eds.). Advances in experiential social processes, v. I. Chi­
chester—N. Y., 1978.

62. Apple у D., Winder A. T-Groups and Therapy Groups
in a Changing Society. San Francisco, 1973.

63. Aronson E. The social animal. San Francisco, 1972.


64. Argyris C. Interpersonal competence and organizational
behavior. Homewood, III, 1962

65. A r g у 1 e M. The Psychology of interpersonal behavior. Lon­
don, 1975.

66. В а с h G. R. Marathon group dynamics: some functions of
the professional group facilitator.— Psychological Reports,
1967, v. 20.

67. Back K. W. Beyond words: the story of sensitivity trai­
ning and the encounter movement. N. Y., 1972.

68. В a n d u r a A. Principles of behavior modification Toronto,
1969.

 

69. В e n n e K. D. History of the T-group in the laboratory set­
ting.—In. Bradford L. D., Gibb I. R., Benne K. D. (eds.).
T-group theory and laboratory method. N. Y., 1964.

70. Blanchard W. H. Ecounter group and society.— In: Solo­
mon L. N., Berzon B. (eds.). New perspectives on encounter
groups. San Francisco, 1972.

71. Blumberg A., Golembiewsky R. T. Learning and
change in groups. H., 1976.

72. В r a d f о r d L. P. Membership and the Learning process.—
In: Bradford L. P., Gibb I. R., Benne K. D. (eds.). T-group
theory and laboratory method. N. Y., 1964.

 

73. В r a m m e г L. M. The helping relationship. Process and
skills. New Jersey, 1979.

74. В u g e n t a 1 Y. R. Т., Т a n n e n b a u m R. Sensitivity trai­
ning and being motivation. Los Angeles, 1963.

 

75. Burke R. L., Bennis W. B. Changes in perception of
self and others during human relations training — Human
relations, 1961, v. 14.

76. С a m p b e 11 Y. P., D u n n e t t e M. D. Effectiveness of
T-group experiences in managerial training and develop­
ment.—Psychological Bulletin, 1968, v. 70.

77. С a t h с a r t R. S., Samovar L. A. Small group commu­
nication. A reader. N. Y., 1972.

 

78. С о 1 e m a n J. Psychology and effective behavior. N. Y.,
1969.

79. С о о р e г С. L. Group training for individual and organiza­
tional development. Basel, 1972.

 

80. С о о р е г С L. T-group training and self-actualization.—
Psychological Reports, 1971, v. 28.

81. Cooper С L., Levine N. Implicit values in experiential
Learning groups: their functional and disfunctional conse­
quences.— In: Cooper С L., Alderfer C. P. (eds.). Advances

in experiential social processes, v. I. Chichester — N. Y., 1978.

82. С о о р е г С L., M a n g h a m I. L. T-groups: A survey of
research. London, 1971.

83. С о г е у G. I never knew I had a choice. Monterey, Calif.,
1978.

 

84. С о г е у G. Manual for theory and practice of counseling
and psychotherapy. Monterey, Calif., 1977.

85. С о г е у G. Theory and practice of counseling and psycho­
therapy. Monterey, Calif., 1977.

86. Corey G., Corey M. Groups: process and practice. Mon­
terey, Calif., 1977,


87. С r a i g h e a d W. Е., К a z d i n A. E., Mahoney M. Y.
Behavior modification. Principles, issues and applications.
N. Y., 1976.

88. Developing social skills in managers. Cooper C. L. (ed.).
N. Y., 1976.

89. E g a n G Encounter: group Processes for interpersonal
growth. Monterey, Calif., 1970.

 

90. E g a n G. Face to face: the small group experience and in­
terpersonal growth. Monterey. Calif., 1973.

91. Ellis A. Humanistic psychotherapy: the rational-emotive
approach. N. Y., 1974.

 

92. Ellis A., Harper R. A new guide to rational living. Hol­
lywood, 1975.

93. Encounter. Burton A. (ed.). San Francisco, 1969.

94. Gib b J. R. Defensive communication.— In: Cathcart R.,
Samovar L. Small group communication. N. Y., 1972.

95. Gibb J. R. Climate for trust formation.—In: Bradford L. P.
et al. (eds.). T-group theory and laboratory method. N. Y.,
1964.

 

96. Giffin K., PattonB. R. Personal Communication in
Human Relations. Columbus, Ohio, 1974.

97. Goldberg C. Encounter: Group sensitivity training expe­
rience. N. Y., 1970.

98. GrossM. Psychological Society. N. Y., 1978.

99.Group training techniques. Berger M., Berger P. (eds).

Epping, 1973.

100. Hi g gin G. Evolution of experiential learning groups.— In: Cooper C. (ed.). Developing social skills in managers Lon­don, 1976.

101.Jaffee C. Effective management selection: analysis of be­
havior by simulation techniques. Addison—Wesley, 1971.

102.Jourard S. Healthy personality. N. Y., 1974.

103.Kilmann P. R, So tile W. M. The marathon encounter
group: A review of the outcome literature.— Psychological
Bulletin, 1976, v. 83, N 5.

104.Lakin M. Interpersonal encounter: Theory and practice in
sensitivity training. N. Y., 1972.

105.Lennung S. Meta-Learning laboratory training, and
change. Stockholm, 1974.

106.Levine N. Group training with students in higher educa­
tion.— In: Cooper C. L. (ed.). Group training for individual
and organizational development. Basel, 1972.

107.Levine N., Cooper С L. T-groups-twenty years on.
A prophecy.— Human Relations, 1976, v. 29, N 1.

108.Li eb er m an M. A., Y a lom I., Miles M. Encounter
groups: first facts. N. Y., 1973.

 

109. Lewi n K. Group decision and social change.— In: New-
comb Т., Hartley E. (eds.). Readings in social psychology.
N. Y., 1947.

110.Ma slow A. Toward a psychology of being. N. Y., 1968.

111.May R. Love and will. N. Y., 1969.

112.May R. Man's search for himself. N. Y., 1973.

113. Mint z E. Marathon groups: reality and symbol. N Y.,
1972.


114. Modern theory and method in group training Dyer W
(ed.). N. Y., 1972.

115. New perspectives on encounter groups. Solomon L. N.,
Berzon B. (ed.). San Francisco, 1972.

 

116. Oberhoff B. Akzeptanz von interpersonellem Feedback:
eine empirische Untersuchung zu verschiedenen Feedback—
Formen. Munster, 1978.

117. Personal and organizational change through group methods:
The laboratory approach. S с h e i n E. H., В e n n i s W. G.
(eds.). N. Y., 1965.

118. The planning of change. Bennis W., Benne К. D.,
Chin R. (eds.). N.Y., 1969.

 

119. Psychology in the world today. Guthrie R. V. (ed.). Lon­
don, 1971.

120. Rackham N., Honey P., Colbert P. Developing inte­
ractive skills. London, 1972.

121. Readings in humanistic social psychology. Johnson D. W.
(ed.). Philadelphia, 1972.

 

122.Rich A. R., Schroeder H. E. Research issues in asser-
tiveness training.— Psychological Bulletin, 1976, v. 83, N 6.

123.Rogers C. A theory of therapy, personality, and interper­
sonal relationships, as developed in the client-centered fra­
mework.— In: Koch S. (ed.). Psychology: A study of a sci­
ence, v. 3. N. Y., 1959.

124.Rogers C. Freedom to learn: a view of what education
might become. Columbus, Ohio, 1969.

125.Rogers С Encounter groups. London, 1975.

126.Rogers С Some observations on the organization of per­
sonality.—American Psychologist, 1947, v. 2.

127.Rogers C. The process of the basic encounter group.— In:
Cathcart R., Samovar L. Small group communication. N. Y.,
1972.

128.Rosenb a um M., Snadowsky A. The intensive group
experience. N. Y., 1976.

129.Rubin U. The reduction of prejudice through laboratory
training.— Journal of Applied Behavioral Science, 1967, v. 3.

130.Schutz W. Elements of encounter. N. Y., 1975.

131.Schutz W. Joy: expanding human awareness. N. Y., 1967.

132.Skinner B. F., Rogers С Some issues concerning the
control of human behavior.— Science, 1956, v. 124.

133.Small group communication. Cathcart R. S., Samovar L. A.
(eds.). N. Y., 1972.

 

134. Smith P. B. Why successful groups succeed: the implica­
tions of T-group research.— In: Cooper С (ed.). Developing
social skills in managers. London, 1976.

135. Social intervention: A behavioral science approach. Horn-
stern et al. (eds.). N. Y., 1971.

136. Sozialpsychologisches Training. Hrsg. M. Vorwerg. Jena,
1971.

137. S to ller F. H. Use of videotape feedback,—In: Solo­
mon L. N, Berzon B. (eds.). New perspectives on encounter
groups. San Francisco, 1972.

138. T-group theory and laboratory method. Bradford L. P.,
Gibb I. R., Benne K. D. (eds.). N. Y., 1964.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие............................................................................. 3

Глава I. Разработка принципов и форм психологическо­го воздействия в современной зарубежной психологии . 6

§ 1, Экзистенциально-гуманистический подход к
обоснованию принципов и форм психологиче­
ского воздействия.................................................... 12

§ 2. Основные принципы психологического воздей-

ствия в концепции К. Роджерса .... 30

§ 3. Общая характеристика «групп встреч» как

групп «роста личности» ....................................... 37

§ 4. Т-группа как форма тренинга чувствитель­
ности ........................................... .... 57

Глава II. Традиция анализа проблем психологического
воздействия в советской педагогике ........................................ 76

§ 1. Единство принципов гуманизма и коллекти­
визма в педагогической системе В. А. Сухом-
линского..................................................................... 77

§ 2. Развитие эмоциональной культуры — важней­шая составляющая формирования личности . 83

§ 3. Диалогическая природа общения в понима­
нии В. А. Сухомлинского........................................ 89

Глава III. Социально-психологический тренинг: воздей­
ствие как интенсивное общение...................................................... 97

§ 1. Общая характеристика социально-психологи­
ческого тренинга....................................................... 97

§ 2. Обратная связь как феномен межличностного общения и важнейшая составляющая соци­ально-психологического тренинга .... 122

§ 3. Процедурные аспекты группы интенсивного

общения..................................................................... 138

Заключение.......................................................................... 153

Приложения........................................................................... 155

Литература.............................................................................. 162

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.